Общие вопросы трибологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание

Поэтому оно не отдает должной дани трибологии в форме финансирования, внимания и наград. Большинство людей считает трибологические вопросы лишь хроническими проблемами, которые приходится решать от случая к случаю. Во-вторых, сами трибологии часто подрывают доверие к себе, используя не слишком научные методы и не применяя в трибологических исследованиях системного подхода. Они часто преувеличивают значение частных экспериментальных наблюдений до всеобъемлющей величины.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Основные понятия………………………………………………………………………4
Этапы развития триботехники …………………………………………………………5
Инженерно-технические проблемы триботехники…………………………………...6
Защита деталей машин от водородного изнашивания………..……………...…….....7
Создание «безызносных» узлов трения машин……………………………....………..8
Исследование водородного изнашивания и избирательного
переноса……………………………………………………………………………..…...10
Расширение и применение ФАБО…………………………………………………...…13
Совершенствование смазывания деталей сочленений…………………………......…14
Исследования электрических, магнитных и вибрационных явлений
при изнашивании………………………………………………………………...……....16
Разработка методов расчета деталей на износ…………………….………………...…16
Проблемы необычных условий работы машин и приборов…………...……….…..…17 Компьютерная трибология……………………………….………………………….......18
Триботехника, интересы здоровья и охраны окружающей среды……….…....…..…..19
Заключение…………………………………………………………….………………….21
Список использованной литературы..…………………………………..………………22

Работа состоит из  1 файл

трибология.docx

— 239.62 Кб (Скачать документ)

        Атырауский институт нефти и газа                                                                                                                           ____________                                     

          Айденов И. Т. Группа ТМО-09 р/о

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Основные понятия………………………………………………………………………4

Этапы развития триботехники …………………………………………………………5

Инженерно-технические проблемы триботехники…………………………………...6

Защита деталей машин от водородного изнашивания………..……………...…….....7

Создание «безызносных» узлов трения машин……………………………....………..8

Исследование водородного изнашивания и избирательного

переноса……………………………………………………………………………..…...10

Расширение и применение ФАБО…………………………………………………...…13

Совершенствование смазывания деталей сочленений…………………………......…14

Исследования электрических, магнитных и вибрационных явлений

при изнашивании………………………………………………………………...……....16

Разработка методов расчета деталей на износ…………………….………………...…16

Проблемы необычных условий  работы машин и приборов…………...……….…..…17 Компьютерная трибология……………………………….………………………….......18

Триботехника, интересы здоровья и охраны окружающей среды……….…....…..…..19

Заключение…………………………………………………………….………………….21

Список использованной литературы..…………………………………..………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    ТРИБОЛОГИЯ (от греч. tribos - трение) - научная дисциплина, занимающаяся изучением трения и износа узлов машин и механизмов в присутствии смазочных материалов.

Жизнь трибологов никогда  не была легкой по нескольким причинам. Во-первых, хотя сами трибологии и считают  свою науку важной областью знаний из-за сложности возникающих в  ней проблем, но общество пока не разделяет  этой уверенности. Поэтому оно не отдает должной дани трибологии в  форме финансирования, внимания и  наград. Большинство людей считает  трибологические вопросы лишь хроническими проблемами, которые приходится решать от случая к случаю. Во-вторых, сами трибологии часто подрывают доверие  к себе, используя не слишком научные  методы и не применяя в трибологических  исследованиях системного подхода. Они часто преувеличивают значение частных экспериментальных наблюдений до всеобъемлющей величины. В-третьих, хотя о трении и изнашивании известно очень многое, трибологии не используют эти знания на практике. И, наконец, трибология сложна, она требует знаний в области материаловедения, механики, термодинамики и многих других отраслей науки; при этом часто превышаются  интеллектуальные возможности и  воображение трибологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия

   Триботехника –  наука о контактном взаимодействии  твердых тел при их относительном  движении, охватывающая весь комплекс  вопросов трения, изнашивания и  смазки машин. В некоторых странах,  в том числе и России, вместо  термина триботехника употребляют  термины трибология и трибоника.  Название научной дисциплины  трибология образовано от греческих  слов «трибос» - трение и «логос»  - наука. Она охватывает теоретические  и экспериментальные исследования  физических (механических, электрических,  магнитных, тепловых), химических, биологических  и других явлений, связанных  с трением, изнашиванием и смазкой.  Как наука, трибология имеет  научно-технические разделы: трибофизику,  трибохимию, триботехническое материаловедение, трибомеханику, трибоинформатику  и др.

   Необходимо также  дать пояснения некоторых терминов, которые будут наиболее часто  встречаться в тексте.

   Внешнее трение  – явление сопротивления относительному  перемещению, возникающее между  двумя телами в зонах соприкосновения  поверхностей по касательным  к ним, сопровождаемое диссипацией  энергии.

   Изнашивание –  процесс разрушения и отделения  материала с поверхности твердого  тела и (или) накопления его  остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном  изменении размеров и (или)  формы тела.

   Износ – результат  изнашивания, определяемый в установленных  единицах.

   Смазка – действие  смазочного материала, в результате  которого между двумя поверхностями  уменьшается сила трения и  (или) интенсивность изнашивания.

   Износостойкость  – свойство материала оказывать  сопротивление изнашиванию в  определенных условиях трения, оцениваемое  величиной, обратной скорости  изнашивания или интенсивности  изнашивания.

   Антифрикционные  материалы – материалы, используемые  для работы в несущих или  направляющих узлах трения (подшипниках  скольжения, радиальных и торцовых  уплотнениях).

   Фрикционные материалы  – материалы, предназначенные  или используемые для работы  в узлах трения, передающих или  рассеивающих кинетическую энергию  движущихся масс (в тормозах, муфтах, сцеплениях, демпферах, вариаторах  и др.).

   Присадка – вещество, добавляемое к смазочному материалу  для придания ему новых свойств  или усиления существующих.

   Надежность – это  свойство объекта сохранять во  времени в установленных пределах  значения всех параметров, характеризующих  способность выполнять требуемые  функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.

 

Этапы развития триботехники

 

   Триботехника, как  и другие науки, непрерывно  развивается. Этапы ее развития  связаны с созданием корабельной  техники, металлообрабатывающей  промышленности, железнодорожного  транспорта, автомобильной промышленности, авиации и космонавтики.

   Великий ученый  М. В. Ломоносов сконструировал  прибор для исследования сцеплений  между частицами тел «долгим  стиранием», который явился прототипом  современных приборов для определения  износостойкости материалов. М. В.  Ломоносов является основоположником  теории изнашивания материалов  и экспериментальных исследований  в этой области, он связал  понятие о прочности с представлениями  о силах связи между частицами.  Занимаясь подбором материалов  для опор часовых механизмов, М. В. Ломоносов указал на  целесообразность применения для  этой цели стекла.

   Крупный вклад  в науку о трении внес Л.  Эйлер. Выведенные им зависимости  о трении гибкой нерастяжимой  нити, перекинутой через шкив, до  сих пор применяют во всем  мире при расчете сил трения  в элементах с гибкой связью.

   Мировую известность  получили работы Н. П. Петрова  по теории смазки подшипников.  Над проблемой смазки работали  Н. Е. Жуковский и С. А.  Чаплыгин, математически разработавшие  вопрос о теории смазочного  слоя (за границей над гидродинамической  теорией смазки работали О.  Рейнольдс, А. Кингсбери, Герси  и др.).

   Следует отметить, что в 1880-1881 годах Д. И. Менделеев  разработал научные основы производства  смазочных масел из мазута  тяжелых кавказских нефтей.

   В период развития  индустрии в России широко  развернулись работы в области  триботехники.  Большое влияние  на развитие представлений о  молекулярном механизме процессы  внешнего трения оказали работы  Б. В. Дерягина, предложившего  в 1934 году свой вариант двучленного  закона трения. Теория Б. В.  Дерягина оказала большое влияние  на все последующие попытки  создания теории в любой современной  теории по трибологии.

   Первый обзор о  развитии учения о трении и  изнашивании в нашей стране  был выполнен в 1947 году профессором  Ленинградского политехнического  института А. К. Зайцевым в  книге «Основы учения о трении, износе и смазке машин». В 1956 году И. В. Крагельский и  В. С. Щедров опубликовали монографию  «Развитие науки о трении»,  в которой отмечают, что трение  представляет собой сложную совокупность  многих физических явлений, и  раскрывают путь развития научной мысли в этом направлении с XVI века до 40-х годов XX столетия. Монография о трении без смазочного материала написана указанными авторами по первоисточникам с глубоким анализом русских и зарубежных работ и получила признание во многих странах.

   В 1957 году в сборнике  «Теоретические основы конструирования  машин» М. М. Хрущев дал обзор  о «Развитии учения об износостойкости  деталей машин», в котором последовательно  изложил развитие работ в области  износостойкости по отдельным  наиболее разработанным вопросам: развития представлений о причинах  и процессах изнашивания: исследование  влияния шероховатости обработанной  поверхности деталей машин на  износ металлов; исследование абразивного  изнашивания и изнашивания при  схватывании; методы испытания  на изнашивание; антифрикционные  материалы и методы расчета  деталей машин на износ.

   Весьма перспективна  возможность значительного улучшения  фрикционно-износных характеристик  некоторых пар трения при граничной  смазке за счет реализации  эффекта избирательного переноса, открытого Д. Н. Гаркуновым  и И. В. Крагельским в 1965 году. Следует отметить еще две работы  отечественных трибологов, также  удостоенных дипломами за открытия: эффекта аномально низкого трения  при бомбардировке ядрами гелия  некоторых материалов (А. А. Силин,  М. А. Тальрозе, Е. А. Духовский  и др.) и явления водородного  изнашивания (А. А. Поляков,  Д. Н. Гаркунов).

   Б. И. Костецкий  и его ученики в 1976 году в  книге «Поверхностная прочность  материалов при трении» обобщили  работы по изучению процессов  трения и поверхностного разрушения, а также по вопросам образования  вторичных структур при трении  в условиях граничной смазки.

   На основе приведенных  литературных источников, а также  анализа опубликованных трудов  конференций, семинаров и др. можно  подразделить вопросы развития  триботехники на следующие части,  которые содержат самостоятельные  этапы:

  1. учение о трении и изнашивании деталей машин;
  2. конструктивные решения вопросов трения и изнашивания;
  3. технологические методы повышения износостойкости деталей;
  4. эксплуатационные мероприятия по повышению долговечности машин. 

 

Инженерно-технические  проблемы триботехники

 

   Наиболее актуальными  инженерно-техническими проблемами  в триботехнике на сегодняшний  день являются следующие:

  • экономика и триботехника;
  • создание «безызносных» узлов трения машин;
  • разработка методов расчета деталей на износ;
  • защита деталей машин от водородного изнашивания;
  • расширение применения финишной антифрикционной безабразивной обработки (ФАБО) трущихся деталей;
  • совершенствование смазывания деталей сочленений;
  • исследование электрических, магнитных и вибрационных явлений при изнашивании;
  • подготовка инженерных кадров по триботехнике;
  • разработка новой теории трения и безызносности;
  • триботехника, интересы здоровья и защиты окружающей среды;
  • программа исследований водородного изнашивания и избирательного переноса;
  • построение и реализация банка данных по триботехнике и единство терминов и определений в триботехнике;
  • необычные условия работы машин и приборов;
  • компьютерная трибология.

   А также к проблемам  триботехники можно отнести проблемы  технического обновления различных  отраслей машиностроения.

 

Защита деталей  машин от водородного изнашивания

 

   Важной задачей  триботехники является  разработка  методов борьбы с водородным  изнашиванием. Около 15 лет назад  в Советском Союзе  было  экспериментально обнаружено неизвестное  ранее явление концентрации в  поверхностных слоях трущихся  деталей водорода, выделяющегося  из материалов пары трения  и из окружающей среды. Это  явление вызывает ускорение изнашивания.  Водородное изнашивание характеризуется  интенсивным выделением водорода  в результате трибодеструкции  водородсодержащих материалов, ускоряемым  механохимическим действием. Кроме  того, оно характеризуется диффузией  водорода в деформируемый слой  стали и особым видом разрушения, связанным с одновременным появлением  большого числа «зародышей» трещин  во всей зоне деформирования, и упомянутым накапливанием водорода. Водородное изнашивание вносит  новые представления о механизме  хрупкого разрушения.

Информация о работе Общие вопросы трибологии