Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:03, курсовая работа
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то хорошее и быстро достичь определённого уровня в каком-либо деле. В последнее время педагоги – психологи, занимающиеся проблемами личности, начали проявлять особый интерес к определению детерминант отдельных мотивов, разработке методов измерения силы мотива, а также фиксации всех мотивов и поведения.
Введение 5
1. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника 7
Понятие о мотивации, мотиве. Виды мотивов учения 7
Понятие и функции мотивации 7
Понятие о мотиве 9
Виды мотивов учения 9
1.2 Психолого-педагогические принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников с учетом возрастных особенностей 12
1.2.1 Принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников 12
1.2.2Формирование мотивации с учетом возрастных особенностей школьников 14
2. Методические средства повышения познавательной активности учащихся на уроках химии 17
2.1 Упражнения на уроках химии 17
2.1.1 Химические задачи 18
2.1.2 Дидактические игры 19
2.1.3 Химические задачи 21
2.1.4 Творческие задания 22
2.1.5 Химический эксперимент 24
2.2 Внеклассная работа как фактор повышения мотивации к изучению химии 27
2.2.1 Общее понятие о внеклассной работе 27
2.2.2. Классификация внеклассной работы по химии 28
2.2.3 Научно - практические конференции учащихся по химии 30
Заключение 32
Список использованных источников
ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет биолого-химический
Кафедра химии
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ
Автор курсовой работы________________________
Обозначение курсовой работы КР-02080256-040106-11-10
Специальность 050102 «Биология» с дополнительной специальностью «Химия»
Руководитель работы
канд.
хим. наук, доцент________________________
Оценка _______________
Саранск 2010
ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет биолого-химический
Кафедра химии
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент
А. М. Лукашина
1 Тема Мотивация познавательной активности к изучению химии
2 Срок представления
работы к защите_______________
3 Исходные
данные для научного
4 Содержание курсовой работы
4.1 Введение
4.2 Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника
4.2.1 Понятие о мотивации, мотиве. Виды мотивов учения
4.2.1.1 Понятие и функции мотивации
4.2.1.2 Понятие о мотиве
4.2.1.3 Виды мотивов учения
4.2.2 Психолого-педагогические принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников с учетом возрастных особенностей
4.2.2.1 Принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников
4.2.2.2 Формирование мотивации с учетом возрастных особенностей школьников
4.3 Методические средства повышения познавательной активности учащихся на уроках химии
4.3.1 Упражнения на уроках химии
4.3.1.1 Химические задачи
4.3.1.2 Дидактические игры
4.3.1.3 Химические задачи
4.3.1.4 Творческие задания
4.3.1.5 Химический эксперимент
4.3.2 Внеклассная работа как фактор повышения мотивации к изучению химии
4.3.2.1 Общее понятие о внеклассной работе
4.3.2.2. Классификация внеклассной работы по химии
4.3.2.3 Научно - практические конференции учащихся по химии
4.4 Заключение
4.5 Список использованных источников
Руководитель работы
к.х.н., доцент________________________
Задание приняла к исполнению___________________
Содержание
1.2 Психолого-педагогические
принципы формирования мотивации учения
и познавательной активности школьников
с учетом возрастных особенностей
1.2.1 Принципы формирования мотивации учения
и познавательной активности школьников
1.2.2Формирование мотивации с учетом возрастных
особенностей школьников
2. Методические
средства повышения познавательной активности
учащихся на уроках химии
2.1 Упражнения на уроках химии
2.1.1 Химические
задачи
2.1.2 Дидактические
игры
2.1.3 Химические
задачи
2.1.4 Творческие
задания
2.1.5 Химический
эксперимент
2.2 Внеклассная работа
как фактор повышения мотивации к изучению
химии
2.2.1 Общее
понятие о внеклассной работе
2.2.2. Классификация
внеклассной работы по химии
2.2.3 Научно - практические конференции учащихся по химии 30
Заключение
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Мотив достижения
как устойчивая характеристика личности
впервые был выделен Г. Мюрреем
и понимался, как устойчивое стремление
сделать что-то хорошее и быстро
достичь определённого уровня в
каком-либо деле. В последнее время
педагоги – психологи, занимающиеся
проблемами личности, начали проявлять
особый интерес к определению
детерминант отдельных мотивов,
разработке методов измерения силы
мотива, а также фиксации всех мотивов
и поведения. Следует отметить, мотивация
понимается как понятие, описывающее
динамику взаимодействия множества
факторов в конкретном взаимодействии
человека со средой, включая опыт целеполагания
и само поведение. С этой точки
зрения имеет смысл различать
также нормативные и
Важнейшие требования к организации процесса обучения – формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса – наличие образовательных потребностей.
Познавательный
интерес как средство обучения становится
надежным только тогда, когда используется
в арсенале средств развивающего
обучения, прокладывающего дорогу росткам
нового в развитии учеников, открывающего
его перспективы. Внесение элементов
оживления в содержание, в методы
обучения и в формы работы учащихся
с целью вызвать или упрочить
их познавательный интерес, как отдельный
эпизод, может дать лишь вспышку
непосредственного интереса, но не
передает во внутренний план деятельности,
в отношение к учению. С устранением
внешней занимательной
Исходя
из вышеперечисленного, целью настоящей
работы является выявление зависимости
сформированности мотивации учащихся
к изучению химии от педагогических
условий организации
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Практическая значимость: результаты работы могут быть полезны в системе среднего образования для повышения эффективности организации учебного процесса.
1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УЧЕБНУЮ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКА
Прежде чем перейти к раскрытию мотивации познавательной активности к изучению химии, дать определение мотивации. Разные авторы дают различные определения мотивации [3, 12, 16, 17,].
Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [16]. Есть такие определения:
1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
2) побуждающий и определяющий выбор направленности, деятельности, предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора и поступков личности.
Мотивация – совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, то есть направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К мотивации относят все то, что реально побуждает или может побуждать активность.
Мотивация выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность [17].
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность [3].
Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация – это конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки [12].
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах, во всех его звеньях. Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведение. Причем третья – «смыслообразующая» функция (А.Н. Леонтьев) специфически человеческая и имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет учебная деятельность для данного конкретного ребенка, зависят проявления и других функций: побуждающей и направляющей. А это, в свою очередь, означает, что и побудительная сила мотивов учения (выраженность, интенсивность, длительность, устойчивость, эмоциональная окраска), и их роль в реальной организации учебной деятельности зависит, прежде всего, от сформированности смыслообразующей функции мотивации учения. Именно эта функция (роль учения в жизни ребенка) должна быть главным объектом воспитания [12].
Названные
функции мотивации реализуются
многими побуждениями. Фактически мотивационная
сфера всегда состоит из ряда побуждений:
идеалов и ценностных ориентаций,
потребностей, мотивов, целей, интересов
и др. Эти побуждения выполняют
разную роль в общей картине мотивации,
на различных этапах развития учебной
деятельности приобретают то большее,
то меньшее значение, поэтому знание
их поможет учителю более
Различные
школы современной психологии пока
ещё не пришли к единой точке зрения
на понятие «мотив» - они расходятся
в понимании некоторых деталей.
Да и само определение «мотива» представляет
собой отдельную научную
Часть исследователей понимает под мотивом психическое явление, становящееся побуждением к действию. Другие считают, что мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Есть и ещё один вариант: мотив – это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет её на удовлетворение определённой потребности.
Чтобы не утонуть в разнообразии мнений, давайте сформулируем простое рабочее определение. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.
Информация о работе Мотивация познавательной активности к изучению химии