Мотивация познавательной активности к изучению химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то хорошее и быстро достичь определённого уровня в каком-либо деле. В последнее время педагоги – психологи, занимающиеся проблемами личности, начали проявлять особый интерес к определению детерминант отдельных мотивов, разработке методов измерения силы мотива, а также фиксации всех мотивов и поведения.

Содержание

Введение 5
1. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника 7
Понятие о мотивации, мотиве. Виды мотивов учения 7
Понятие и функции мотивации 7
Понятие о мотиве 9
Виды мотивов учения 9
1.2 Психолого-педагогические принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников с учетом возрастных особенностей 12
1.2.1 Принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников 12
1.2.2Формирование мотивации с учетом возрастных особенностей школьников 14
2. Методические средства повышения познавательной активности учащихся на уроках химии 17
2.1 Упражнения на уроках химии 17
2.1.1 Химические задачи 18
2.1.2 Дидактические игры 19
2.1.3 Химические задачи 21
2.1.4 Творческие задания 22
2.1.5 Химический эксперимент 24
2.2 Внеклассная работа как фактор повышения мотивации к изучению химии 27
2.2.1 Общее понятие о внеклассной работе 27
2.2.2. Классификация внеклассной работы по химии 28
2.2.3 Научно - практические конференции учащихся по химии 30
Заключение 32
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 499.99 Кб (Скачать документ)

В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми  перечисленными причинами всё равно  стоят потребности личности во всём их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных) [9].

 

        1. Виды мотивов учения

 

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

  1. познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;
  2. социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Первая  большая группа мотивов может  быть разбита на несколько подгрупп:

  • широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;
  • учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
  • мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Все эти  познавательные мотивы обеспечивают преодоление  трудностей школьников в учебной  работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным и т.д.

Вторая  большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:

  1. широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
  2. узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений  с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

  1. социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности [15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психолого-педагогические принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников с учетом возрастных особенностей

 

1.2.1 Принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников

Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психологические требования, которым она должна удовлетворять.

Можно выделить ряд принципов формирования мотивации учения школьников:

  1. При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на её реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте.
  2. Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий его с другим человеком.
  3. В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития – психические новообразования. Применительно к мотивации эти новые психические качества выглядят следующим образом:

Новый тип  отношения к изучаемому объекту  выступает как познавательная активность школьника. Познавательной активностью будем называть все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов; цели, реализующие эти познавательные мотивы; обслуживающие их эмоции. На основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.

Новый тип  отношения к другому человеку выступает как социальная активность. Социальной активностью будем называть все виды активного отношения  к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству. На основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим человеком.

Новый тип  отношения к себе выступает, как  умение осознавать и перестраивать  свою мотивационную сферу, соподчинять  мотивы нескольких видов деятельности, изменять свои цели и т.д. Здесь закладывается  основа для становления как субъекта своей мотивационной сферы[11].

 Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всем ходом обучения в школе. Учебно-познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы.

Применение  современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в  поиске и обсуждение разных способов решения проблемы,  у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы – интерес к способам добывания  знаний.

Основным  резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования  является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация может  осуществляться в разных формах учебной  работы школьников.

В целом, все стороны процесса обучения –  система понятий учебного курса, методы обучения и их сочетание, структура  урока, деятельность самих школьников – оказывают большое мотивирующее влияние, развивают все виды познавательной активности учащихся[19].

      1. Формирование мотивации с учетом возрастных особенностей школьников

 

Так как  химия в школе изучается с 8 класса, то мы рассмотрим мотивацию  учения в старшем школьном возрасте.

Старший школьный возраст характеризуется  следующими объективными изменениями  в жизни школьника: близким завершением  среднего образования; необходимостью выбора профессии; исходящими от взрослых требованиями отдачи обществу всего  того, что получили ученики в школе; объективными свидетельствами взрослости; столкновением с новыми формами обучения (семинары, зачеты) и т.д. [14].

Столкновению  мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

  • потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущем, осмысление с этих позиций настоящего;
  • тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентаций;
  • потребность самосознания себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самосознании своей жизненной позиции;
  • необходимость самоограничения как обратной стороны самоопределения;
  • интерес ко всем формам самообразования;
  • четко выраженный избирательный характер мотивов и целей под углом зрения выбора профессии;
  • устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

Все исследователи  интересов в этом возрасте отмечают большую избирательность познавательных мотивов, причем она продиктована интересом  к учебному предмету, как у подростков, и выбором профессии [4].

Существенно развиваются мотивы и способы  самообразовательной деятельности. На этом этапе самообразования доминируют далекие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии  и самовоспитанием.

Если  проследить в целом качественное изменение социальных и познавательных мотивов в старшем школьном возрасте, то можно выделить следующие принципиальные сдвиги в их развитии. К концу  старшего школьного возраста осуществляется взаимовлияние и взаимопроникновение  социальных и познавательных мотивов, уменьшение или отсутствие конфликта  между ними, что объясняется все  большей соотнесенностью школьниками  личных познавательных установок с  требованиями общества.

Мотивы  самообразования сливаются с  мотивами самовоспитания свойств личности и отдачи обществу. В целом это  способствует гармоническому развитию личности старшеклассника.

Самоопределение в ходе выбора профессии и построения планов своей жизни требует и  самоограничения, а это значит, что  школьник должен уметь наложить внутренний запрет на некоторые цели, их постановку и реализацию.

Как и  все возрасты, старший школьный возраст  имеет резервы воспитание мотивации. Актуальным для современной школы  является воспитание следующих мотивов:

  1. продолжение образования независимо от формы, в которой оно будет осуществляться (образование в очном, заочном, вечернем обучении, самообразование в ходе профессиональной деятельности);
  2. достижение компетентности – соответствия своей осведомленности, общих профессиональных качеств личности требованиям профессиональной деятельности.

Наличие таких мотивов обеспечит перспективу  полноценного и гармоничного развития выпускников школы, их готовность к  будущей профессиональной и социальной жизни.

Старший школьный возраст – это возраст, когда школьник получает путевку  в жизнь, когда подводится итог результатам  обучения и воспитания в школе  за все десять лет, происходит проверка возможностей молодого человека, его  трудовой и гражданской зрелости. Главное содержание мотивации в  этом возрасте – овладеть приемами учения и самообразования, формами  взаимодействия с другим человеком  для подготовки к будущей профессии.

К концу  старшего школьного возраста развитие мотивационной сферы, конечно, не заканчивается. Исследования свидетельствуют об изменении  мотивов учения в студенческом возрасте. Безусловно, мотивы самообразования  совершенствуются в ходе профессиональной деятельности человека в течение  всей его жизни. У взрослого человека формирование мотивационной сферы  во многом становится задачей самовоспитания [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

 

В последние  годы в методике обучения химии на целенаправленное формирование мотивации  обращают все большее внимания. Однако отнести эту проблему к числу  достаточно изученных нельзя. Решенным можно считать лишь вопрос о роли мотивации в процессе усвоения знаний и способов действий [2].

Интегральные  познавательные задания - эффективное методическое средство, обеспечивающее творческий уровень усвоения учебного материала. Формы их использования в современной школе могут быть различными.

2.1. Упражнения на уроках химии

 

Упражнения – познавательные задания, простые по составу и характеру выполнения, направленные на усвоение и усовершенствование системных знаний, интегрированных умений в процессе репродуктивной и поисковой деятельности.

Упражнения  могут быть направлены на закрепление  только что изученного на уроке изученного материала, понятия или закона, теоретических  положений или ведущих идей, закономерностей, материала темы или раздела курса. Их также можно использовать для  создания стимуляционно-мотивирующей ситуации при изучении нового материала, обобщения и закрепления знаний, дополнения, углубления или расширения имеющихся у школьников знаний по теме. Рассмотрим упражнение по теме «Оксиды» (8 класс).

Классифицируйте оксиды, формулы которых K2O, SO2, Al2O3, NO, MnO, Cr2O3, CaO, Mn2O7, CO2, P2O5, CrO3.

При сравнении  учащимися своего ответа с эталонным возникает ситуация конфликта: оксиды марганца (VII) и хрома (VI) отнесены к кислотным. В ходе анализа этой ситуации формулируется учебная проблема: в каких случаях оксиды металлов могут быть отнесены к кислотным? Такая же ситуация может быть создана при включении в перечень формул несолеобразующих оксидов таких, как вода, угарный газ, оксид азота (I) и т. д. Например, рассмотрим упражнение по теме «Вода» (8 класс): зная, что вода имеет молекулярную структуру, выберите правильные утверждения:

    1. температура плавления воды ниже 100˚С;
    2. температура кипения воды выше 1000˚С или ниже 1000˚С;
    3. вода в твёрдом состоянии эластичная или хрупкая;
    4. вода – проводник электрического тока или диэлектрик.

Информация о работе Мотивация познавательной активности к изучению химии