Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:03, курсовая работа
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то хорошее и быстро достичь определённого уровня в каком-либо деле. В последнее время педагоги – психологи, занимающиеся проблемами личности, начали проявлять особый интерес к определению детерминант отдельных мотивов, разработке методов измерения силы мотива, а также фиксации всех мотивов и поведения.
Введение 5
1. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника 7
Понятие о мотивации, мотиве. Виды мотивов учения 7
Понятие и функции мотивации 7
Понятие о мотиве 9
Виды мотивов учения 9
1.2 Психолого-педагогические принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников с учетом возрастных особенностей 12
1.2.1 Принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников 12
1.2.2Формирование мотивации с учетом возрастных особенностей школьников 14
2. Методические средства повышения познавательной активности учащихся на уроках химии 17
2.1 Упражнения на уроках химии 17
2.1.1 Химические задачи 18
2.1.2 Дидактические игры 19
2.1.3 Химические задачи 21
2.1.4 Творческие задания 22
2.1.5 Химический эксперимент 24
2.2 Внеклассная работа как фактор повышения мотивации к изучению химии 27
2.2.1 Общее понятие о внеклассной работе 27
2.2.2. Классификация внеклассной работы по химии 28
2.2.3 Научно - практические конференции учащихся по химии 30
Заключение 32
Список использованных источников
В качестве
мотивов могут выступать
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным и т.д.
Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:
Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.
1.2.1 Принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников
Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психологические требования, которым она должна удовлетворять.
Можно выделить ряд принципов формирования мотивации учения школьников:
Новый тип отношения к изучаемому объекту выступает как познавательная активность школьника. Познавательной активностью будем называть все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов; цели, реализующие эти познавательные мотивы; обслуживающие их эмоции. На основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.
Новый тип отношения к другому человеку выступает как социальная активность. Социальной активностью будем называть все виды активного отношения к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству. На основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим человеком.
Новый тип отношения к себе выступает, как умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу, соподчинять мотивы нескольких видов деятельности, изменять свои цели и т.д. Здесь закладывается основа для становления как субъекта своей мотивационной сферы[11].
Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всем ходом обучения в школе. Учебно-познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы.
Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждение разных способов решения проблемы, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы – интерес к способам добывания знаний.
Основным
резервом формирования всех видов учебно-познавательных
мотивов и мотивов
В целом,
все стороны процесса обучения –
система понятий учебного курса,
методы обучения и их сочетание, структура
урока, деятельность самих школьников
– оказывают большое
Так как химия в школе изучается с 8 класса, то мы рассмотрим мотивацию учения в старшем школьном возрасте.
Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близким завершением среднего образования; необходимостью выбора профессии; исходящими от взрослых требованиями отдачи обществу всего того, что получили ученики в школе; объективными свидетельствами взрослости; столкновением с новыми формами обучения (семинары, зачеты) и т.д. [14].
Столкновению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:
Все исследователи
интересов в этом возрасте отмечают
большую избирательность
Существенно
развиваются мотивы и способы
самообразовательной
Если
проследить в целом качественное
изменение социальных и познавательных
мотивов в старшем школьном возрасте,
то можно выделить следующие принципиальные
сдвиги в их развитии. К концу
старшего школьного возраста осуществляется
взаимовлияние и
Мотивы самообразования сливаются с мотивами самовоспитания свойств личности и отдачи обществу. В целом это способствует гармоническому развитию личности старшеклассника.
Самоопределение в ходе выбора профессии и построения планов своей жизни требует и самоограничения, а это значит, что школьник должен уметь наложить внутренний запрет на некоторые цели, их постановку и реализацию.
Как и все возрасты, старший школьный возраст имеет резервы воспитание мотивации. Актуальным для современной школы является воспитание следующих мотивов:
Наличие
таких мотивов обеспечит
Старший школьный возраст – это возраст, когда школьник получает путевку в жизнь, когда подводится итог результатам обучения и воспитания в школе за все десять лет, происходит проверка возможностей молодого человека, его трудовой и гражданской зрелости. Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладеть приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии.
К концу старшего школьного возраста развитие мотивационной сферы, конечно, не заканчивается. Исследования свидетельствуют об изменении мотивов учения в студенческом возрасте. Безусловно, мотивы самообразования совершенствуются в ходе профессиональной деятельности человека в течение всей его жизни. У взрослого человека формирование мотивационной сферы во многом становится задачей самовоспитания [12].
В последние годы в методике обучения химии на целенаправленное формирование мотивации обращают все большее внимания. Однако отнести эту проблему к числу достаточно изученных нельзя. Решенным можно считать лишь вопрос о роли мотивации в процессе усвоения знаний и способов действий [2].
Интегральные познавательные задания - эффективное методическое средство, обеспечивающее творческий уровень усвоения учебного материала. Формы их использования в современной школе могут быть различными.
2.1. Упражнения на уроках химии
Упражнения – познавательные задания, простые по составу и характеру выполнения, направленные на усвоение и усовершенствование системных знаний, интегрированных умений в процессе репродуктивной и поисковой деятельности.
Упражнения
могут быть направлены на закрепление
только что изученного на уроке изученного
материала, понятия или закона, теоретических
положений или ведущих идей, закономерностей,
материала темы или раздела курса.
Их также можно использовать для
создания стимуляционно-мотивирующей
ситуации при изучении нового материала,
обобщения и закрепления
Классифицируйте оксиды, формулы которых K2O, SO2, Al2O3, NO, MnO, Cr2O3, CaO, Mn2O7, CO2, P2O5, CrO3.
При сравнении учащимися своего ответа с эталонным возникает ситуация конфликта: оксиды марганца (VII) и хрома (VI) отнесены к кислотным. В ходе анализа этой ситуации формулируется учебная проблема: в каких случаях оксиды металлов могут быть отнесены к кислотным? Такая же ситуация может быть создана при включении в перечень формул несолеобразующих оксидов таких, как вода, угарный газ, оксид азота (I) и т. д. Например, рассмотрим упражнение по теме «Вода» (8 класс): зная, что вода имеет молекулярную структуру, выберите правильные утверждения:
Информация о работе Мотивация познавательной активности к изучению химии