Мотивация познавательной активности к изучению химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то хорошее и быстро достичь определённого уровня в каком-либо деле. В последнее время педагоги – психологи, занимающиеся проблемами личности, начали проявлять особый интерес к определению детерминант отдельных мотивов, разработке методов измерения силы мотива, а также фиксации всех мотивов и поведения.

Содержание

Введение 5
1. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника 7
Понятие о мотивации, мотиве. Виды мотивов учения 7
Понятие и функции мотивации 7
Понятие о мотиве 9
Виды мотивов учения 9
1.2 Психолого-педагогические принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников с учетом возрастных особенностей 12
1.2.1 Принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников 12
1.2.2Формирование мотивации с учетом возрастных особенностей школьников 14
2. Методические средства повышения познавательной активности учащихся на уроках химии 17
2.1 Упражнения на уроках химии 17
2.1.1 Химические задачи 18
2.1.2 Дидактические игры 19
2.1.3 Химические задачи 21
2.1.4 Творческие задания 22
2.1.5 Химический эксперимент 24
2.2 Внеклассная работа как фактор повышения мотивации к изучению химии 27
2.2.1 Общее понятие о внеклассной работе 27
2.2.2. Классификация внеклассной работы по химии 28
2.2.3 Научно - практические конференции учащихся по химии 30
Заключение 32
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 499.99 Кб (Скачать документ)

Важнейшее место в системе внеклассной  работы по химии занимает выполнение заданий, имеющих общественно полезную направленность [13].

 

2.2.2. Классификация внеклассной работы по химии

 

Внеклассную работу по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются две возможности. Во - первых, эпизодическое выполнение отдельных поручений учащимися с целью его привлечения к более систематической работе. Такие задания можно практиковать и в период, когда систематическая групповая внеурочная работа в школе или в данной параллели еще не налажена. По мере усиления интереса учащихся к предмету такие индивидуальные занятия могут перерасти в систематическую работу. Во - вторых, речь может идти о работе с учащимися, которые уже вполне сознательно решили специализироваться в области химии или близких к ней дисциплин и которых не может удовлетворить уровень проводимых в школе групповых занятий.

К индивидуальным и групповым занятиям, проводимым под руководством учителя химии, следует отнести и работу с  такими учащимися, которые, быть может, интересуются не столько химией, сколько  возможностью приложить свои силы, знания к конструированию приборов, разработке наглядных пособий, пропаганде химических знаний среди учащихся младших  классов, выполнении некоторых вспомогательных  работ оформительского характера. И такая работа, разумно направляемая и руководимая учителем химии, несомненно, будет способствовать решению общих  учебно - воспитательных задач.

Массовая  внеклассная работа по химии включает мероприятия, охватывающие не только учащихся, интересующихся химией, но и всех остальных. К таким мероприятиям относятся  химические вечера, научно - практические и читательские конференции, химические олимпиады, дни, недели, месячники химии, экскурсии на химические предприятия, пропаганда химических знаний через  стенную печать работа по профориентации учащихся путем встреч с работниками  химических предприятий и учреждений. К массовой работе относится также  организации внеурочного чтения по химии.

Выбор отдельных  мероприятий, методика их проведения и  содержание должно соответствовать  подготовке учащихся и их возрастным психологическим особенностям. В  восьмых классах учащиеся с увлечением готовят вечера занимательной химии  на тему «От кремния до спички», «Чудеса  алхимии», «Малахитовая шкатулка», «Химия в нашем быту». Девятиклассников больше привлекают производственные вопросы, хотя в проводимых мероприятиях они  все еще предпочитают видеть больше занимательности. Например, учащиеся активно  участвуют в подготовке вечера на тему «Из истории открытия элементов», «Фтор и его родственники»  или конференции «Фтор созидающий разрушающий». В связи с изучением  периодической системы и строения вещества хорошо проходят конференции, требующие более серьезной подготовки, например: «Периодическая система вчера и сегодня», «Заветные мысли   Д.  И. Менделеева и их претворение в жизнь», «Инертные газы и их применение».

Формы работы в десятых классах непосредственно  определяются тем, что интересы большинства  учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают более широкий круг вопросов.

В одиннадцатых классах усиливается интерес  учащихся к выбору будущей профессии. Для них усиливается интерес  учащихся к выбору профессии. Для  них страиваются встречи с  учеными и производственниками  химических и смежных с ними специальностей. Типичной формой работы для одиннадцатых классов являются научно - практические конференции. Они могут быть посвящены  крупным вопросам естествознания, например; «Происхождения жизни на Земле», «Физика  и химия живого», или отдельными областями химии, особенно имеющим  практическое значение, например: «Химия красителей». Конференцией с привлечением всех желающих может заканчиваться  деятельностью химического общества в учебном году [18].

 

2.2.3 Научно - практические конференции учащихся по химии

 

Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие  при сопоставлении их с химическими  вечерами. Основной элемент конференции - доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие от вечеров  конференции проводят в строго академической  обстановке. Доклады составляют таким  образом, чтобы они могли стимулировать  дискуссию.

Научно - практические конференции учащихся важная составная часть в системе  внеурочной работы. Содержание своих  сообщений на конференции учащиеся черпают в значительной мере из научно - популярной литературы.

Конференции могут быть посвящены или отдельным  темам школьного курса химии  или вопросам, выходящим за пределы  школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес. Темой  конференции может быть истории  какого - либо открытия и его дальнейшее развитие, промышленное получение какого - либо вещества и его использование  в народной хозяйстве, жизнь и  деятельность ученого.

Создание  проблемной ситуации на научно - практических конференциях, дискуссия по докладам о проведенной работе и рефератах, проведение олимпиад, конкурсов, викторин, самостоятельная работа с литературой, наконец, выполнение доступных работ  исследовательского характера - все  это можно рассматривать как  средства и методы развития творческих способностей учащихся. Исследовательские  работы в школе - явление в последние  годы довольно распространенное.

В развитии мотивации школьников к химии  кроме учебников, внеклассной работы и т.д., большую роль играют химические олимпиады. За последние 5 лет число  предметных олимпиад резко возросло за счет того, что многие вузы в поисках  новых форм привлечения абитуриентов стали проводить собственные  олимпиады и засчитывать результаты этих олимпиад в качестве вступительных  экзаменов [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Никакое эффективное педагогическое взаимодействие с ребёнком, подростком, юношей невозможно без учёта особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, их мотивация, может  быть абсолютно разной. Под мотивом  следует понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением  определённой потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности.

Главный путь воспитания полноценной мотивации  – это не только создание благоприятного климата, а включение школьников в реальные виды деятельности, способы  взаимодействия с окружающими.

В целом  психологически обоснованный путь формирования мотивации школьников может состоять в следующем:

  • учитель определяет задачи формирования мотивации в этом возрасте с учётом перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;
  • выясняет состояния мотивации учения у своих учеников;
  • организует виды активной деятельности школьника, осуществляет широкую воспитательную работу, включает школьника в специально созданные педагогические ситуации, организует выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.

Исходя  из вышеперечисленного, можно сформулировать следующий вывод: в ходе данной работы я выявила зависимости сформированности мотивации учащихся к изучению химии от педагогических условий организации педагогического процесса, обобщив сведения о мотивации как факторе, влияющем на учебную активность школьника; рассмотрев формы и  методы повышения уровня мотивации учащихся к изучению химии; раскрыв сущность понятия о внеклассной работе.

Список использованных источников

 

  1. Ваулина, Н. М. О мотивации изучения химии / Н. М. Ваулина // Химия в школе. – 2004. - № 2. – С. 53 - 59.
  2. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики : учебник для вузов /                 О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. – М. : Владос, 2003. – 160 с.
  3. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие для вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Мэрцинковская. / – М. : Гардэреки, 2003. – 432 с.
  4. Дьякович, С. В. Профориентация учащихся при обучении химии : пособие для учителя / С. В. Дьякович, Р. Н. Кнозова. – М. : Просвещение, 1982. – 159 с.
  5. Евстафьева, Е. И. Развитие внутренней мотивации изучения химии /      Е. И. Евстафьева // Химия в школе. – 2003. - № 2. – С. 33-40.
  6. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников : учебное пособие для студентов и слушателей фак. обществ. профессий /                      Н. Н. Захаров. – М. : Просвещение, 1988. – 272 с.
  7. Климов, Е. А. Как выбирать профессию : кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е. А. Климов – М. : Просвещение, 1990. – 159 с.
  8. Кузнецова, Н. Е. Методика преподавания химии : учебное пособие для студентов пед. институтов по хим. и биол. спец. / Н. Е. Кузнецова,                 В. П. Гаркунов. – М. : Просвещение, 1984. – 415 с.
  9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1982. – С. 189-206.
  10. Лямин, А. Н. Использование интегральных познавательных заданий в современной школе / А. Н. Лямин, М. К. Толетова // Химия в школе. – 2004. - № 5. – С.21 – 24.
  11. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.
  12. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения : кн. для чтения /       А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с.
  13. Мишина, Л. Г. Химический вечер в школе как средство повышения интереса учащихся к предмету / Л. Г. Мишина // Химия в школе. – 2004. -   № 2. – С. 71-78.
  14. Немов, Р. С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 2. Психология образования : учебник для студентов высших пед. учебных заведений / Р. С. Немов. – М. : Гуманист. Издательский центр Владос, 2003. –– 608 с.
  15. Онищук, В. А. Урок в современной школе : пособие для учителей /       В. А. Онищук – М. : Просвещение, 1981. – 191 с.
  16. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  17. Петровский, А. В. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, – 3-е издание, стереотип /                        А. В. Петровский,  М. Г. Ярошевский – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 512 с.
  18. Чернобельская, Г. М. Основы методики обучения химии : учебное пособие для студентов пед. институтов / Г. М. Чернобельская. – М. : Просвещение, 1987. – 256 с.
  19. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике /         Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1971. – 352 с.

 

 

 


Информация о работе Мотивация познавательной активности к изучению химии