Электронное правительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:54, реферат

Описание

Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Российский вариант электронного правительства …………………………..5
1.1. Определение электронного правительства от правительства
России …………………………………………………………………….. 6
1.2. Существующие решения в России ……………………………………… 6
2. Концепция электронного правительства с точки зрения корпорации

Microsoft ……………………………………………………………………………... 7

2.1 Важные составляющие электронного правительства. Мобильное государство …………………………………………………………….....7

2.2 Управление взаимоотношениями с гражданами ………………………..8

2.3 Электронная демократия (e-democracy) ………………………………………...10

2.4 Электронные сообщества …………………………………………….....11

2.5 Онлайновые службы и информация …………………………………....12

2.6 Структурная перестройка государственных служб …………………...13

2.7 Государство — лидер преобразований общества ……………………..14

2.8 Решения Microsoft для государства ………………………………….....16

3. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства……..19
Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы ……………………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

ТИК.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

     Причина такого подхода – в значительной степени сугубо экономическая (хотя, для внедрения межведомственного  информационного обмена необходима, конечно, соответствующая регламентация, закон о защите персональных данных и т.д.). Дело в том, однако, что цена государственной неорганизованности оказывается в результате для экономики и общества очень большой. Скажем, в России, по некоторым проводившимся исследованиям и экспертным оценкам, затраты времени граждан на обращения в государственные службы составляют примерно 3-4 млрд. человеко-часов в год, что соответствует 1,5 млн. человеко-лет в год. В обработке непосредственных обращений граждан занято порядка 400 тыс. государственных служащих, соответственно, затраты их времени тоже должны вычитаться из совокупного общественно-полезного труда. При этом от четверти до трети всех транзакций, которые проводятся при взаимодействии всех граждан с государственными службами, осуществляются с теми или иными ошибками.

     Одной из важнейших целей программы  «Электронная Россия» является повышение  эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения массового  распространения информационных и телекоммуникационных технологий. Что, собственно, необходимо для достижения этой цели? Реинжиниринг процессов на всех уровнях и переход от ведомственной ориентации в деятельности государства к ориентации на нужды и задачи граждан. «Принцип одного окна» во взаимоотношениях бизнеса с государством необходимо развивать и распространять на взаимоотношения государства и граждан. Гражданин не должен носить справки из одного ведомства в другое для того, чтоб осуществить необходимую для него операцию, он должен просто обратиться в государственные органы. А весь дальнейший взаимообмен документами и обмен информацией должен произойти внутри без его участия – и в фиксированные сроки. Только таким образом реализуемо электронное правительство.

     Для этого необходимы общенациональные стандарты для взаимодействия и  информационного обмена между ведомствами. Это не специфика России, это общая осознанная проблема всех систем электронного правительства, которые сейчас внедряются в мире. В наиболее продвинутых системах возникают соответствующие стандарты, например, для известного проекта, реализованного в Великобритании - UK Government Gateway выработан специальный стандарт, базирующийся на XML, для обмена данными между разными государственными службами при автоматизации государства5. Постепенно осознается факт того, что взаимодействия типа G2G могут проходить в электронной форме не только между ведомствами одного государства, но и между ведомствами разных государств. Некоторые международные организации уже занимаются стандартизаций форматов документов для разных форм межгосударственного взаимодействия, например, UN ECE (United Nations Economic Commission for Europe – Европейская экономическая комиссия ООН) разработала стандарт документов для международной торговли – UNeDocs, также базирующийся на XML6. Участниками взаимообмена по UNeDocs могут быть, например, таможенные службы различных государств (хотя этим применение стандарта не ограничивается).

     Нужно отметить, что на сегодняшний день государственные проекты и программы типа e-Country, которые были весьма популярны всего год назад и к которым относится и вполне своевременно появившаяся ФЦП «Электронная Россия», стали общим местом – они существуют и реализуются на тех или иных этапах практически везде, по крайней мере, в развитых странах. За несколько лет, прошедших с момента начала процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий во взаимодействие государства, граждан и бизнесов, сменились уже два поколения средств и систем. На первом этапе это были государственные сайты-витрины, являвшиеся просто средством донесения информации от государства, от ведомств – к гражданам; на втором этапе произошел переход к порталам, позволяющим организовывать более активное взаимодействие и централизацию информационных ресурсов. Сегодня в развитых странах происходит переход к третьему поколению средств взаимодействия, к Government Gateways – тому, что можно называть «шлюзами одного окна». Каждый этап, каждое поколение технологий приводит к повышению эффективности взаимодействия. Ценность проектов электронного правительства именно в пользе для граждан и бизнеса – в сокращении издержек, в сокращении затрат времени граждан, времени и денег бизнесменов и в той добавленной стоимости, которые дают эти системы для общества. Следовательно, проект электронного правительства будет успешным тогда и только тогда, когда он приносит пользу – пользу гражданам, пользу обществу, пользу государству.

     При этом не стоит обольщаться, что общество в целом так уж радостно принимает  эти новации. Во многих странах мира, даже самых успешных в реализации таких проектов, идет достаточно жесткая критика своих правительств. Например, можно процитировать слова из заметки, опубликованной 21 апреля в BBC News относительно уже упоминавшегося проекта в Великобритании UK Government Gateway7. Статья называется «Британцы не хотят электронного правительства»8. В ней правительство критикуется за планы перевести все свои услуги в онлайн к 2005 году. В официальных сообщениях утверждается, что к концу 2005 года 99,9% всех услуг, которые предоставляет правительство Великобритании, будут доступны через Интернет. Но на сегодняшний день только 11% населения взаимодействуют с государством через Сеть (на самом деле это очень высокий показатель, достаточно сказать, что он существенно превосходит процент населения России,  имеющего подключение к Интернету). В то же время предполагается, что к 2005 году пользоваться Интернетом для взаимодействия с государственными службами будут 70% жителей Великобритании. Тем не менее, многие из опрошенных, как утверждают авторы заметки, предпочитают взаимодействовать с государственными органами по телефону либо при непосредственном общении, «лицом к лицу».

     Вот другой пример – из российского  Интернета, публикация на довольно любопытном сайте, который называется «Твоя война». Осенью 2001 года там появилась статья под названием «Электронное правительство»9, посвященная критике ФЦП «Электронная Россия» и идеи электронного правительства. Короткая цитата из этой статьи: «…абсолютизация идеи "электронного правительства", ее продавливание и усиленное навязывание обществу, в конечном счете, обернется трагедией и социальным расколом. Тут уже на первый план выйдет отнюдь не пресловутое "цифровое неравенство" условно бедных и условно богатых. Все будет гораздо страшней и брутальней. Власть окажется в руках малочисленного "онлайн" сообщества, новой электронной элиты, на которую днем и ночью будет неустанно работать созданное ею "электронное правительство", а IT-процедуры "новой экономики" дадут этой элите невероятные конкурентные преимущества перед традиционным многомиллиардным "оффлайн" сообществом. К слову сказать, Интернет в этом случае перестанет быть средством общения: для "онлайн" элиты он превратится в среду обитания и станет для нее средством перераспределения в свою пользу всех материальных благ мира. "Оффлайн" сообщество окажется в проигрыше и попадет в полную зависимость от новой элиты цифровых людей, по сравнению с которыми "голодные акулы - ерунда"».

     Но  вот цитата из гораздо более раннего источника, знаменитой книги Элвина Тоффлера, написанной и опубликованной в 1970 году, и совсем недавно переведенной на русский язык под названием «Шок будущего». Тоффлер писал: «70% жителей Земли живут охотой, собирательством или сельским хозяйством – это "люди прошлого". Более 25% населения Земли живут в промышленно развитых станах – это "люди настоящего". Оставшиеся 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми настоящего… о миллионах мужчин и женщин можно уже сказать, что они живут в будущем». Это было написано около 30 лет назад.

     К сожалению, за прошедшие с тех  пор более 30 лет, несмотря на весь технологический  прогресс, социальный прогресс пошел  совсем не так далеко, в каком-то смысле этот раскол, возможно, даже усилился. Фундаментальной проблемой современного общества является информационное неравенство. Вот несколько примеров. Сегодня в мире около 1,5 млрд. телевизоров и 2,5 млрд. радиоприемников, к которым доступ имеют около 75% населения Земли, а компьютеры имеют менее 5% населения Земли, в Интернете из них около 100 млн. компьютеров, что численно эквивалентно менее чем 2% населения Земли. Больше половины жителей планеты никогда не звонили по телефону, просто не видели его (это данные из ООН и Всемирной Организации Труда), в большом Нью-Йорке телефонных сетей больше, чем во всей сельской местности Азии, а в Лондоне больше пользователей Интернета, чем во всей Африке. Недоступность для части жителей мира средств обработки, выборки и передачи информации по телекоммуникационным сетям, включая и Интернет – это и есть информационное неравенство, оно существует внутри стран, между регионами, и на глобальном уровне.

 

Заключение.

     Неоспоримо, что мы живем в период очередной  научно-технической революции. Более  того, создается впечатление, что научно-техническая революция становится непрерывной – в силу отмеченного тем же Тоффлером «ускорения». Это факт современной жизни, как является фактом истории появление паровой машины и последовавшая промышленная революция XVIII века, или изобретение конвейера и транспортная революция первой половины XX века. А история последних веков наглядно показывает, что каждая научно-техническая революция в краткосрочной перспективе увеличивала расслоение общества, однако ее последствия уменьшали расслоение общества в более долгосрочной перспективе. Но общество в целом после такого потрясения становилось совсем другим.

     Нас, очевидно, еще ожидает – возможно, достаточно скоро – такое изменение  общества. Но до тех пор, пока этого  не произошло, электронное правительство будет сталкиваться с существующей сегодня фундаментальной проблемой – проблемой информационного неравенства.

     В заключение – цитата из статьи на сайте «Твоя война»: «…программа "Электронная Россия" является беспрецедентной и архиважной для будущего нашей страны. Это, действительно, программа XXI века. Ее историческое значение в том, что Россия получает шанс войти в мировое информационное сообщество в качестве равноправного партнера. Что же касается проекта создания в России пресловутого "электронного правительства", то принятую федеральную программу от такого рода идей и социальных утопий надо защищать». Любопытно, что в самой ФЦП «Электронная Россия» слова «электронное правительство» не упоминаются ни разу – несмотря на то, что, по крайней мере, два раздела ФЦП посвящены именно электронному правительству. Этот термин использовался в принятом на заседании Правительства в июле 2001 года варианте, но исчез из окончательного текста при доработке программы. Так будет ли электронное правительство в России? Скорее всего, будет, как бы оно не называлось. Просто потому, что это необходимый элемент комплексной модернизации страны. А модернизация России уже происходит.

 

Список  литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской федерации (2003-2005 годы)».
  2. Федеральная Целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г., № 207-р.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в  2006-2010 годах (с изменениями на 28 марта 2008 года)».
  4. Распоряжение Правительства РФ от 16 августа 2007 года «О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 года №1024-р «О концепции региональной информатизации до 2010 года».
  6. Постановление Госстандарта России от 29.12.2004 N 138-ст ГОСТ Р от 29.12.2004 N 52294-2004 «Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения».
  7. Административная реформа. Анализ Российского опыта внедрения информационных систем, поддерживающих деятельность органов государственной власти.
  8. Беспалов П. «Электронное правительство» и компетентность госслужащих. // Государственная служба. – 2002. – № 5. – С.139-146.
  9. Вышлов, А. А. Информационное общество для граждан: результаты внедрения решений e-government. // Информационное общество. – 2004. – № 1. – С. 53-55.
  10. Голубева, А.А. Электронное правительство: введение в проблему. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент, вып. 2. 2005.- с. 120-139.
  11. Граванова Ю. От e-правительства к мобильному и далее — к широкополосному/Аналитика//CNEWS//.
  12. Данилин, А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства». – М.: Инфра-М, 2004. – 336 с.
  13. Дрожжинов В. Электронное правительство в мире и в России. // PC Magazine. – 2005. – № 12. – С. 124-130.
  14. Дятлов, С.А. Электронное правительство: понятие, структура, функции // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 283-286.
  15. Курносов, И.Н.  Федеральная целевая программа и решение проблем создания «электронного правительства» / И.Н. Курносов // Сети и системы связи. – 2002. – № 7/1. – 15 июл. – С. 127-129.
  16. Ланде, Д.В. E-Government - лозунг или технология?//Телеком.-2006, №6.-С. 9.
  17. Насакин, Р. Под управлением «электронного правительства». // КомпьютерПресс. – 2006. – № 1. – С. 111-113.
  18. Палькина, Т.,  Рудычева, Н. Готовность регионов к е-правительству, 2006.
  19. Рейман, Л.Д.  Федеральная целевая программа «Электронная Россия» и развитие инфокоммуникационных технологий в России в 2002 – 2010 гг. / Л.Д. Рейман / Сети и системы связи. – 2002. – № 7/1. – 15 июл. – С. 6-8.
  20. http://government.e-rus.ru/site.shtml?id=82.
  21. http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2007/articles/mobile.shtml.
  22. http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2006/ ?print.
  23. http://www.e-rus.ru/main.shtml.

Информация о работе Электронное правительство