Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:48, реферат
Биосфера Земли – это одна из оболочек планеты. Люди входят в состав биосферы, но они столь разнообразны, что рассматривать их как целостность – антропосферу – не конструктивно. Человечество как биологическая форма – это единый вид с огромным количеством вариаций, распространившийся в послеледниковую эпоху по всей поверхности земного шара. Фактически вся Земля – обиталище человека. За период своего существования вид homo sapiens неоднократно и постоянно модифицировал свое распространение на поверхности Земли, но подобно любому другому виду, стремился освоить возможно большее пространство. В отличие от большинства млекопитающих homo sapiens нельзя назвать ни стадным, ни индивидуальным животным.
Введение
I.Что такое этнос?
II. Этнос и ландшафт
III. Четыре фазы этногенеза
IV. Пассионарность
V. Природа пассионарности
Заключение
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального Образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт социально – политических систем
Заочный факультет
Реферат
По дисциплине: Антропология
На тему:
Этногенез и биосфера Земли
Выполнил ст.гр. СРз08
Брик Мария Игоревна
Чита 2010
План
Введение
I.Что такое этнос?
II. Этнос и ландшафт
III. Четыре фазы этногенеза
IV. Пассионарность
V. Природа пассионарности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Биосфера
Земли – это одна из оболочек
планеты. Люди входят в состав биосферы,
но они столь разнообразны, что
рассматривать их как целостность
– антропосферу – не конструктивно.
Человечество как биологическая
форма – это единый вид с
огромным количеством вариаций, распространившийся
в послеледниковую эпоху по всей
поверхности земного шара. Фактически
вся Земля – обиталище
В
своей работе я попробую продемонстрировать
гумилевскую трактовку понятия
“этнос” и выяснить причины различия
этносов между собой. Кроме
того, проследив фазы возникновения,
изменения и исчезновения некоторых
этносов, я обозначу роль этноса в
жизни человека и объясню суть
процесса этногенеза.
Условимся о значении терминов. Греческое слово “этнос” имеет в словаре много значений, из которых мы выбрали одно: “вид, порода”, подразумевается – людей. Для постановки темы не имеет смысла выделять такие понятия, как племя или нация, потому что нас интересует тот член, который можно вынести за скобки; иными словами – то общее, что имеется и среди англичан и среди масаев, и у древних греков и у современных цыган. И Гумилев находит этот член. Это свойство вида Homo sapiens группироваться так, чтобы можно было противопоставить себя и “своих” (иногда близких, а часто довольно далеких) всему остальному миру. Это выделение характерно для всех эпох и стран: эллины и варвары; китайцы (люди Срединного государства) и ху (варварская периферия); арабы-мусульмане во времена первых халифов и “неверные”; европейцы католики в средние века и нечестивые (в том числе греки и русские); “православные” (в ту же эпоху) и “нехристи”, включая католиков; туареги и нетуареги; цыгане и все остальные и т.д. Явление такого противопоставления универсально, что указывает на его глубокую подоснову, сущность которой нам предстоит вскрыть. Это поможет построить этническую историю человечества, как уже построены социальная, культурная, политическая, религиозная и многие другие. Разработка же этнической истории имеет немалое практическое значение, так как на примере минувшего помогает вернее разобраться в стихийном развитии антропосферы, а также в межэтнических коллизиях, которые возникают и, вероятно, еще долго будут возникать. Поэтому наша задача заключается прежде всего в том, чтобы уловить принцип и механизм процесса.
Попробуем
раскрыть природу зримого проявления
наличия этносов –
Не
единство языка, ибо есть много двуязычных
и трехъязычных этносов и, наоборот,
разных этносов, говорящих на одном
языке. Так, французы говорят на четырех
языках: французском, кельтском (бретонцы),
баскском и провансальском, причем
это не мешает их этническому единству.
Известно, что наполеоновский маршал
Мюрат или исторический д'Артаньян
были гасконцами, а поэт Шатобриан
– кельтом. С другой стороны, мексиканцы
или боливийцы говорят по-
Итак,
хотя в известных случаях язык
может служить индикатором
Этнографические и языковые особенности не мешали вандейским кельтам сражаться во времена французской революции за бурбонские лилии, причем вместе выступали полудикие бретонцы и вполне просвещенные обитатели низов Луары. Гасконские бароны добивались маршальских жезлов в армии французских королей, и тем в голову не приходило, что они используют услуги иноплеменников: очевидно, этнические связи мощнее языковых.
Каждый
этнос имеет свою собственную
внутреннюю, практически неповторимую
структуру и стереотип
Внутренняя структура этноса, по определению Гумилева, – это строго определенная норма отношений между коллективом и индивидом и индивидов между собой(2). Эта норма негласно существует во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. Поэтому для членов этноса она не тягостна, так как она для них незаметна. И наоборот, соприкасаясь с иной нормой поведения в другом этносе, каждый член первого этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа.
Древний
афинянин, побывав в Ольвии, с
негодованием рассказывал, что скифы
не имеют домов, а во время своих
праздников напиваются до бесчувствия.
Скифы же, наблюдая вакхические пляски
греков, чувствовали такое омерзение,
что однажды, увидев своего царя, гостившего
в Ольвии, в венке и с тирсом
в руках в процессии ликующих
эллинов, убили его. Иудеи ненавидели
римлян за то, что те ели свинину,
а римляне считали
Подобных примеров можно привести любое количество, в том числе и в отношении комплексных нормативов поведения, поддерживающих внутриэтническую структуру. В аспекте гуманитарных наук описанное явление известно как традиция и модификация социальных взаимоотношений, а в плане наук естественных оно столь же закономерно трактуется, как стереотип поведения, варьирующий в локальных зонах и внутривидовых популяциях. Второй аспект хотя и непривычен, но, как мы увидим ниже, плодотворен.
Казалось бы, традиция ни в коем случае не может быть отнесена к биологии, однако механизм взаимодействия между поколениями вскрыт проф. М.Е.Лобашевым (Ленинград), именно путем изучения животных, у которых он обнаружил процессы “сигнальной наследственности”, что просто-напросто другое название традиции. По М.Е.Лобашеву, индивидуальное приспособление совершается с помощью механизма условного рефлекса, что обеспечивает животному активный выбор оптимальных условий для жизни и самозащиты. Эти условные рефлексы передаются в процессе воспитания родителями детям или старшими членами стада – младшим, благодаря чему стереотип поведения является высшей формой адаптации. Это явление у человека именуется “преемственностью цивилизации”, которую обеспечивает “сигнал сигналов” – речь. С точки зрения этологии, науки о поведении – навыки быта, приемы мысли, восприятие предметов искусства, обращение со старшими и отношения между полами, – все это условные рефлексы, обеспечивающие наилучшее приспособление к среде и передающиеся путем сигнальной наследственности. В сочетании с эндогамией традиция создает устойчивость этнического коллектива, в пределе превращающегося в изолят.
Этносы-изоляты возникают на глазах историка. Таковы исландцы – потомки викингов, заселивших остров в IX в. и всего за триста лет утерявших воинский дух своих предков. Потомки норвежских, датских и шведских удальцов и рабынь, захваченных в Ирландии, уже в XI в. составили небольшой, но самостоятельный этнос, хранящий традиции старины и брачующийся в пределах своего острова.
Это пример яркий, но ведь есть сколько угодно градаций традиционности, и если расположить все известные нам этносы по степени убывающей консервативности, то окажется, что нуля, т.е. отсутствия традиции, не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей. Это последнее, хотя и наблюдается время от времени, никогда не бывает плодом целенаправленных усилий самого этнического коллектива, потому что видовое самоубийство противно врожденному инстинкту самосохранения. И тем не менее этносы гибнут. Значит, существуют деструктивные факторы, из-за которых это происходит. К их числу относятся не только посторонние воздействия (завоевания), но и внутриэтнические процессы, о которых мы скажем ниже.
Социальные и этнические процессы различны по своей природе. Теорией исторического материализма установлено, что спонтанное общественное развитие непрерывно, глобально, в целом – прогрессивно, тогда как этническое – дискретно, волнообразно и локально. Совпадения между общественными и этническими ритмами случайны, хотя именно эти совпадения бросаются в глаза при поверхностном наблюдении, так как интерференция всегда усиливает эффект. Яркий пример этого – распад западной части Римской империи и одновременно исчезновение древнеримского этноса.
Но ведь этносы в не меньшем числе возникают. Если бы этого не происходило, естественный отбор давным-давно, еще в эпоху верхнего палеолита, сгладил бы этнические различия и свел все многообразие человечества вначале к крайне небольшому числу этносов, а затем вообще привел бы к исчезновению человечества, ибо последнее состоит из этносов, а они смертны. Возникает интереснейший вопрос: что же служит причиной возникновения новых этносов?
Взаимодействие человека с природой в разные века и в разных географических регионах, например на берегах Средиземного моря, в джунглях Мату-Гросу и в степях Украины, будет совершенно различным. Следовательно, непосредственно на человеческий организм и на любой человеческий коллектив влияет не Земля, а определенный ландшафт. С другой стороны, люди за последние несколько тысяч лет видоизменили почти всю поверхность суши, но египтяне, монголы, арауканы и шведы делали это настолько по-разному, что конструктивнее рассматривать влияние на природу со стороны отдельных этносов, нежели человечества в целом. Поэтому мы будем рассматривать природу как многообразие ландшафтов, человечество как мозаику этносов, а их взаимодействие и его результаты – как этнографию и палеогеографию исторического периода.
Географический
ландшафт воздействует на организмы
принудительно, заставляя все особи
варьировать в определенном направлении,
насколько это допускает