Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:41, курсовая работа
Целью данной работы является раскрыть возможности пришкольного учебно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии.
Задачи:
1. Рассмотреть типовую структуру пришкольного учебно-опытного участка и назначение его отделов;
2. Показать основные приемы организации работы на пришкольном учебно-опытном участке;
3. Выявить необходимые составляющие для эффективной работы пришкольного учебно-опытного участка.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 5
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА 11
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 15
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНООЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ОГЛАВЛЕНИЕ
В практике обучения биологии школьному учебно-опытному участку отводится особая роль. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.
Целью данной работы является раскрыть возможности пришкольного учебно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии.
Задачи:
Актуальность: пришкольный учебно-опытный участок является частью территории школы и забота о нем ложится на плечи учителя биологии и труда. Учащиеся как правило неохотно работают на участке, а ведь работа на участке прививает такие качества как любовь ко всему живому, труду, ответственность перед одноклассниками. Этих качеств так не хватает современным школьникам.
Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.
Учебно-исследовательская
деятельность с живыми объектами
на пришкольном участке
Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др.
На
участке проводят уроки и экскурсии
по ботанике, зоологии и общей биологии
для 6—11 классов. Кроме того, здесь
осуществляют внеурочную деятельность,
внеклассные занятия, юннатскую, природоохранительную
и опытническую работы.
Назначение учебно-опытного участка, его структура
1. Учебно-опытный
участок создается в начальных, основных
и полных средних общеобразовательных
школах, школах с углубленным
изучением отдельных предметов, лицеях,
гимназиях, школах-интернатах всех типов
для проведения учебных и внеклассных
занятий по естествознанию, биологии,
экологии, трудовому обучению, для выполнения
учащимися опытов, наблюдений, летних
заданий, организации общественно полезного,
производительного труда школьников по
выращиванию полезной продукции (овощные
культуры, рассада цветочных культур,
саженцы древесно-кустарниковых пород),
заготовки раздаточного и демонстрационного
материала, для занятий с учащимися. Функционирование
учебно-опытного участка школы позволяет
решать комплекс образовательных задач:
В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий.
9. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.
10. Произведенная на участке продукция может быть использована для организации питания учащихся в школьной столовой (сельскохозяйственные продукты), для озеленения школы и ее территории, дворов домов, в которых проживают учащиеся школы (комнатные растения, цветочные культуры открытого грунта, древесно-кустарниковые породы), а также реализована в соответствии с действующим законодательством.
Содержание и организация работы
К плану работы прилагается схема размещения отделов и выращиваемых культур.
Заместитель
директора по хозяйственной части
принимает меры по своевременному обеспечению
учебно-опытного участка инвентарем, посевным
и посадочным материалом, кормами.
В разработку структуры учебно-опытного участка и методики его использования в общем образовании школьников большой вклад внесли П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, В.А. Матисен, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков, М.В. Сыскова и другие видные методисты-биологи.
Следует отметить, что о структуре пришкольного учебно-опытного участка существуют разные точки зрения, высказанные двумя крупными учеными-методистами, специально разрабатывавшими этот вопрос, — П. И. Боровицким и Н. М. Верзилиным, они широко апробированы на базе агробиологической станции РГПУ им. А. И. Герцена в поселке Вырица.
По П. И. Боровицкому, на учебно-опытном участке должно быть два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опытнический. В коллекционном выращивают большое разнообразие культурных растений: зерновые, плодовые, лиственные, ягодные, технические, масличные и т.д. Притом каждую из этих культур размещают на особых делянках с соблюдением севооборота (перемещение делянок на местности по определенной схеме).
В опытническом отделе располагают делянки для типовых опытов на полевых и овощных культурах с соблюдением всех норм и требований к растениеводческим опытам сортоиспытания для определения влияния внешней среды или по другой тематике.
По Н.М.Верзилину, на участке должно быть четко выделено несколько отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел, в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических закономерностей и процессов.
В настоящее время организованы пришкольные учебно-опытные участки указанных типов.
Биологический
отдел имеет участок по ботанике
(отделы морфологии, систематики; коллекция
«Цветочный календарь», опыты с корневыми
системами) и участок по общей биологии
(коллекция растений «Критерии вида»,
«Методы селекции», «Приспособленность»;
опыты по естественному отбору, изменчивости,
влиянию внешних условий на рост и развитие
растений и др.). Традиционно на учебно-опытном
участке в коллекциях и опытах используются
культурные растения. Для доказательства
общебиологических закономерностей в
живой природе и особенно для выявления
экологических закономерностей в жизни
растений в структуру пришкольного участка
был введен новый отдел — отдел экологии.
В нем все коллекции и опыты осуществляются
на примере местных дикорастущих видов.
Например, коллекции: «Страницы Красной
книги», «Ранневесенние растения», «Осеннецветущие
растения», «Популяции вида», «Жизненные
формы», «Экологические группы», «Растения
широколиственного леса», «Растения смешанного
леса», «Растения темнохвойного леса»,
«Водные растения»; опыты: влияние различных
абиотических и биотических факторов,
зарастание дарвиновских площадок, заселение
искусственного водоема и др.