Пришкольный учебно-опытный участок, как материальной базы для качественного обучения биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрыть возможности пришкольного учебно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии.
Задачи:
1. Рассмотреть типовую структуру пришкольного учебно-опытного участка и назначение его отделов;
2. Показать основные приемы организации работы на пришкольном учебно-опытном участке;
3. Выявить необходимые составляющие для эффективной работы пришкольного учебно-опытного участка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 5
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА 11
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 15
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНООЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

пришкольный участок.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

ПРИМЕР  ОРГАНИЗАЦИИ   ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ   РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

 

  Наш3 учебно-опытный участок является основной базой для ознакомления учащихся с элементами сельскохозяйственного производства и широко используется в процессе изучения основ биологии. Общая площадь участка — около 1,5 га. Участок имеет следующие разделы:

  1. Семипольный полевой севооборот        400 кв.м.
  2. Четырехпольный овощной севооборот    400 »
  3. Коллекционный  участок          580 »
  4.  Питомник      340 »
  5. Сад      4600 »
  6. Ягодник      600 »
  7. Цветник      350 »
  8. Отдел декоративных растений        2000 »
  9. Защитная полоса      2000 »
  10. Парники   10 рам,
  11. Зоологический  отдел — крольчатник   100 кв. м.
  12. Участок начальных классов         100     »

  Размеры участка позволяют каждому школьнику, начиная с I и по IX класс, иметь на нем свое рабочее место по выращиванию изучаемой культуры и проведению с нею опытов в течение всего вегетационного периода.

  Все опыты с овощными и полевыми культурами проводятся обязательно в севооборотах.

  Подготовку  учащихся к выполнению весенне-летних заданий, а также распределение между ними опытов провожу в течение всего учебного года в связи с изучением курса биологии.

Например, в V классе при изучении темы «Семена, посев. Прорастание семян» предлагаю учащимся провести следующие опыты:

  1. Выяснить влияние крупности семян гороха на урожай.
  2. Выяснить влияние подзимнего посева семян моркови на i рожай.

  При изучении темы «Корень. Питание растений из почвы» Поручаю учащимся выяснить:

  1. Влияние удобрений на урожай бобов.
  2. Влияние трехкратной подкормки на урожай капусты, томатов.

  В VI классе при изучении темы «Культурные растения и выращивание их» по каждой культуре поручаю ряд опытов, например:

    1. Выращивание  высокого урожая    семян  капусты путем пасынкования цветоносных стеблей. Влияние закаливания семян на урожай капусты.

    3. Влияние дополнительного искусственного опыления на урожай кукурузы.

     4. Влияние теплового обогрева  семян  кукурузы  на  урожай и др.

    По  теме «Млекопитающие» поручаю:

пронаблюдать за проявлением инстинкта заботы о потомстве у перворождающей самки кролика и за постэмбриональным развитием крольчат (развитие шерстного покрова, изменение пигментации с возрастом у отдельных пород; когда начинают смотреть крольчата, выходить из гнезда;  в каком возрасте они начинают питаться растительными кормами; как изменяется вес крольчат с возрастом), какие травы и кустарники лучше поедаются кроликами.

      В IX классе при изучении темы «Мичуринское учение как высший этап в развитии    биологической    науки» поручаю опыты: а) по изучению стадии яровизации у растений озимых и яровых, б) по изучению световой стадии растений на примере кукурузы и горчицы, в) опыты по обогащению наследственной природы растений путем внутрисортового скрещивания томатов сорта  «Бизон»,  выращенных в различных условиях, г) опыты по прививке арбузов    и дынь на тыкву и другие опыты.

    Опыты поручаются как целым звеньям, так и отдельным учащимся.

    При подготовке учащихся к проведению опытов я обращаю внимание на следующее. Во первых, каждый учащийся должен ясно понимать цель опыта, которая должна быть отражена в самом его названии, например: «Выяснить влияние трехкратной подкормки на урожай пшеницы» или «Выяснить влияние густоты посева льна-долгунца на длину стебля и его ветвление» и т. д.

    Сообщая тему, я разъясняю важность и необходимость  данного опыта и указываю, какой примерно результат должен быть получен.

    Во-вторых, учащиеся, получая то или иное задание  для опыта, при изучении соответствующей  темы курса знакомятся с биологией данного растения и с его требованиями к условиям жизни. Такое знакомство проводится как в классе, по мере прохождения темы, так и в порядке внеклассных занятий, в кружках. Юннатские кружки накопили богатый материал — доклады юннатов о биологических особенностях и потребностях к условиям жизни той или иной культуры. Эти доклады выдаются по требованию учащихся старостой кружка. Кроме этого, в кабинете биологии висят списки рекомендуемой литературы, и школьники имеют возможность подробно изучить биологические особенности и агротехнику выращивания культурных растений.

    В-третьих, учащиеся, проводя опыт, должны знать  примерные сроки выполнения агротехнических мероприятий и уметь практически их выполнять. Для этого они должны составить план опыта.

    О том, как составить план опыта, я  в общих чертах рассказываю ученикам на уроках, а подробности учащиеся самостоятельно узнают из инструкции, имеющейся в кабинете биологии.

    В кабинете имеются также стенные  и настольные таблицы, указывающие  нормы и сроки посева семян, глубину заделки, сроки и длительность яровизации семян, дозы органических и минеральных удобрений на 1 кв. м, примерные нормы подкормок растений. По таблицам учащиеся могут познакомиться с севооборотами и применением удобрений в передовых колхозах нашей области. При этом очень важно, чтобы учащиеся самостоятельно составляли план опыта, а не списывали с готовой инструкции или прошлогоднего дневника. План опыта содержит три раздела:

  1. Какие работы требуется выполнить.
  2. Сроки выполнения.
  3. Проводимые наблюдения. Одна из главных задач работы на участке — это научить учащихся своевременно  и правильно    применять  агротехнические мероприятия.

    Не  менее важным разделом в дневнике учащихся являете и отражение  проводимых наблюдений, к которым  ученика надо подготавливать. Наблюдения должны проводиться по определенному плану и систематически. Также систематически должны проводиться и записи, нарушение которых приводит к неточным, а иногда и неверным выводам.

    На  уроках я даю подробные инструкции по наблюдению за  каждой культурой.    Например,    при изучении    кукурузы указываю на необходимость провести записи наблюдений, Отмечая соответствующие календарные даты:

  1. появление всходов,
  2. появление третьего листа,
  3. выметывание метелки,
  1. цветение метелки,
  1. цветение початка,
  1. наступление молочной спелости   (зерно при надавливании выделяет массу, похожую на густое молоко),
  1. наступление восковой спелости (зерно желтого цвета, легко разрезается ногтем),
  2. наступление полной спелости  (зерно твердое, не режется ногтем),
  3. подсчитать количество початков на одном стебле,

    10. измерить длину стебля в период цветения метелки   (у 10 растений и записать среднюю).

    На  уроках разъясняю учащимся, что при закладке опытов почва, размер и форма контрольных и опытных делянок должны быть одинаковы. (Чаще всего у нас применяются размеры контрольных делянок по 10 кв. м.)

    После закладки опытов необходимо сразу же ставить этикетки.

    Большая половина подготовительной    работы  падает  на кружок юных биологов. На занятиях кружка    учащиеся подробно изучают биологические особенности и природные потребности данной культуры,   широко знакомятся с достижениями ученых и передовиков сельского хозяйства.

    Кружковые занятия дают возможность   дополнительно к учебной программе поставить ряд опытов,    помогающих на практике убедиться в  правильности мичуринского учения. Так, в этом году юными биологами наиболее удачно были проведены следующие опыты:

  1. Выращивание сеянцев яблони при подзимнем и весеннем посевах стратифицированными и нестратифицированными семенами яблони на их последующий рост и развитие.
  2. Влияние пикировки сеянцев яблони на их последующий рост и развитие.
  3. Размножение крыжовника дуговидными, вертикальными и горизонтальными отводками.
  4. Зимняя прививка яблонь на корнях.
  5. Выяснение влияния 0,0002-процентного    раствора  марганцево-кислого калия на рост и развитие сеянцев яблони.
  6. Выяснение влияния    1-процентного    раствора соды на урожай капусты, брюквы.
  7. Влияние на урожай   закаливания семян томатов, капусты, брюквы по способу агронома А. Е. Ворониной.
  8. Внекорневая  подкормка    сахарной    свеклы,    пшеницы, проса.
  9. Выращивание различных сортов овса, пшеницы, льна и другие опыты.

    Эти и подобные опыты помогают расширить  теоретические знания учащихся по биологии.

    Работа  на учебно-опытном участке проводится по звеньевой системе, объединяющей по 5—7 человек, живущих в одном или в соседних селениях (это важно для работы в летний период на участке). Звеньевым избирается член кружка юных биологов, который ведет дневник, организует звено на работу.

    Работа  на участке ведется по заранее  составленному производственному плану. К марту такой план в своей основе готов; он содержит следующие пункты:

  1. Учебно-воспитательные задачи работы на участке.
  2. Общие данные об участке: организация земельной площади, размещение культур и размер занимаемых ими площадей.
  3. Практические работы, опыты и наблюдения, выполняемые всеми учащимися в соответствии с требованиями учебной программы по классам.
  4. Сроки и порядок выполнения учащимися практических работ.
  5. Опытническая работа юных натуралистов.
  6. Организация работы школьников в летний период.
  7. Потребность в сельскохозяйственном инвентаре и оборудовании, в семенах, посадочном материале, удобрениях, ядохимикатах.
  8. Потребность в кормах для животных.

    9.Ожидаемый  урожай и его реализация.

    Производственный  план рассматривается на педсовете  и утверждается директором.

    Велика  роль классного руководителя в организации  работ на участке. Он выписывает из общего плана все то, что касается его класса, следит за выполнением этого плана, ведет воспитательную работу, разъясняя учащимся необходимость посещать участок и в течение летних каникул.

    В результате за последние три года посещаемость участка в летний период была хорошей. Летом каждый учащийся является на участок 6 раз по расписанию и работает на нем по 4 часа.

    Работа  на участке проводится в 2 смены: с 8 час. утра до 
час. дня и с 4 час. до 8 час. вечера. В первую смену приходят учащиеся VIII—IX классов; они работают под руководством лаборанта школы, привлекаемого к этому делу в период отпуска преподавателя биологии. Во вторую смену работают учащиеся V—VII  классов под руководством дежурного учителя.

    С 12 до 16 час. дня на участке дежурят приблизительно один раз за летние каникулы девятиклассники по особому расписанию. В их обязанности входит охрана участка, работа на своей опытной делянке и уход за кроликами (чистка клеток, организация прогулок молодняка, дача корма).

    По  воскресеньям участок также не остается без присмотра. С  утра до 14 час. дежурит    один учащийся    старших классов, с 14 час. до 20 час. — другой. Дежурные ежедневно получают инструктаж со стороны дежурных учителей. Рабочий день каждой смены проходит по заранее намеченному плану, а именно:

    Первый час — учащиеся выполняют очередные работы на своей опытной делянке по плану.

Информация о работе Пришкольный учебно-опытный участок, как материальной базы для качественного обучения биологии