Пришкольный учебно-опытный участок, как материальной базы для качественного обучения биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрыть возможности пришкольного учебно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии.
Задачи:
1. Рассмотреть типовую структуру пришкольного учебно-опытного участка и назначение его отделов;
2. Показать основные приемы организации работы на пришкольном учебно-опытном участке;
3. Выявить необходимые составляющие для эффективной работы пришкольного учебно-опытного участка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 5
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА 11
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 15
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНООЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

пришкольный участок.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

    Рис. 1. Примерный план школьного учебно-опытного участка2 

ОТДЕЛ ПОЛЕЗНЫХ РАСТЕНИЙ (А):

I – пар;

II – злаки;

III – травы;

IV – прядильные и масличные растения;

V – пропашные; 
VI – эфирномасличные и лекарственные;

VII – модели севооборотов;

VIII – метеорологическая станция. 

ОТДЕЛ ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ (Б):

– парники;

– компост; 

I – листовые культуры;

II – плодовые;

III – корнеплоды;

IV – бобовые;

V – многолетние культуры; 
VI – инвентарный сарай.
 

ПЛОДОВО-ЯГДНЫЙ ОТДЕЛ (В):

1 – питомник 1, 2, 3 и 4-го годов;

2 – земляника;

3 – ягодные  культуры;

4 – вишни  и сливы;

5 – яблони  приземленные, кустовые и штамбовые;

6 – ульи;

7 – дендрологическая  коллекция. 

ОТДЕЛ ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ (Г):

1 – однолетние  растения;

2 – многолетние  растения;

3 – родина  растений;

4 – аудитория. 

ОТДЕЛ БИОЛОГИИИ  РАСТЕНИЙ (Д):

1 – семейства;      11 – дарвиновская площадка;

2 – хвойные  и споровые растения;    12 – тимирязевский домик;

3 – весенние  растения;     13 – разрез почвы;

4 – морфология  растений;     14 – ящики с корневыми  

5 – цветочные  часы;              системами;  

6 – цветочный  календарь;     15 – введение дикорастущих

7 – приспособленность;             растений в культуру;

8 – альпийская  горка;     16 – водоем.

9 – дикорастущие  полезные растения;

10 – опыты  по обшей биологии;    З.О. – зоологический отдел 
 

    Рис. 2. Примерный план отдела экологии на школьном участке

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 — осеннецветущие; 2— раннецветущие растения; 3— широколиственные; 4 — мелколиственные леса; 5 — альпийская горка; 6— влаголюбивые (цифрами обозначена глубина цементированного дна); 7 — луговые; 8 — жизненные формы (по классификации И. Г.Серебрякова). На остальных делянках представлены экологические опыты: 9 — дарвиновские площадки разных сроков закладки (9а — зарастание черного пара); 10 — искусственный водоем как пример водной дарвиновской площадки; 11 — влияние вытаптывания на рост и развитие растений (Оп — опыт, К — контроль); 12 — зарастание костровища; 13 — зарастание мусорной кучи; 14 — выявление площади фитогенного поля (щучка, полынь, пижма, синюха); 15 — фитогенное влияние растений (хрен среди посевов тимофеевки); 16 — влияние структуры почвы на рост и развитие растений (П — песок, Гл — глина); 17— горка с тремя опытами: влияние влажности на суккуленты (С), на мезофиты (М) и влияние экспозиции (Экс); 18 — влияние цветных тентов на рост и развитие растений (Кр — красный тент, Сн — синий, Б — белый); 19— широколиственные деревья; 20 — мелколиственные деревья; 21 — кустарники; 22 — кустарнички; 23 — посевы семян; 24 — посадки отдельных растений. Штриховкой показаны делянки с коллекциями растений

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

    Работа  учащихся на школьном участке проводится за счет времени, отводимого учебным планом на трудовое обучение. В каждом классе создают звенья из 5— 6 человек, возглавить которые могут юнные биологи. Звеньевой руководит работой ребят, отвечает за ведение дневника, за работу в целом и полученные результаты. Такая структура экономит время на проведение организационной работы (выдачу инвентаря, определение рабочего места и т. п.), что в значительной степени помогает учителю осуществлять общее руководство учащимися.

    За  каждым звеном закрепляется земельный участок (делянки), необходимый для проведения опытов. Класс, зная тему занятия, выходит на участок вместе с учителем согласно учебному расписанию, каждое звено выполняет назначенную ему работу, причем ребята должны научиться всем видам работ, постепенно меняя операции. Очень важно подготовить учащихся к осмысленному выполнению каждой операции. Для этого необходимо провести инструктаж, показать, как правильно выполнять приемы отдельных видов работ, обучить детей культуре труда и рациональному использованию времени с соблюдением техники безопасности; напомнить им о биологических особенностях растений и их агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни растений.

    Практические  уроки в расписании учебных занятий желательно поставить последними, так как физический труд снимает умственную усталость учащихся и позволит им довести работу до конца.

    Основным  содержанием труда учащихся на школьном участке является опытническая работа. Опыты проводятся со всеми возделываемыми на делянках растениями. Тематика опытов — самая разнообразная, но темы должны быть доступны для детей и непременно связаны с прохождением учебной программы. Успех в выполнении опытов зависит прежде всего от учителя биологии. Хороший руководитель может сделать содержание труда на участке интересным, а работу увлекательной. И наоборот, при неправильной или неумелой организации вместо любви к природе и сельскому хозяйству можно не только вызвать равнодушие, но даже и отвращение к ним.

    Важно, чтобы каждый учащийся еще зимой  начал готовиться к проведению опыта. Он должен прочитать рекомендованную литературу, познакомиться с биологическими особенностями того растения, которое будет использовано в опыте, наметить примерные сроки выполнения агротехнических мероприятий. При этом нельзя допускать чрезмерной опеки со стороны учителя, например, давать готовую задачу и схему опыта. Школьники должны сами активно участвовать в разработке плана работы.

    Перед началом опытнической работы учащихся надо познакомить с основными  условиями проведения экспериментов:

    1) каждый опыт размещается на  двух делянках — опытной и  контрольной. (Некоторые темы, например, «Выращивание высоких урожаев» или «Ускоренное размножение ценного сорта или культуры» не требуют контрольных делянок.) Условия на этих делянках должны быть абсолютно одинаковыми, кроме одного — изучаемого. Например, в опыте по испытанию влияния нового микроудобрения на урожайность определенной культуры на контрольной делянке эту культуру выращивают по передовой агротехнике, но без внесения микроудобрений, а на опытной делянке — по той же агротехнике, но с внесением новых микроудобрений. Для получения более точных результатов каждый вариант опыта закладывается в нескольких повторностях;

    2) размеры и форма (лучше прямоугольная или квадратная) контрольной и опытной делянок должны быть одинаковыми. 
Это даст возможность точнее учесть величину урожая. Размеры делянок (от 2 до 50 м2) зависят от темы опыта, культуры и общей площади участка;

  1. вокруг каждой делянки с посевами необходимо разместить защитные полосы из этих же растений, что создаст на делянке однородные условия;
  2. поверхность участка — ровная, без впадин, расположена на некотором расстоянии от построек.

    На  всех делянках с культурными растениями примерная схема опыта будет одинаковой. Ведущая тема для работ на школьном участке, касающаяся всех культур,— изучение сортового разнообразия;

    Столь же актуальны темы «Получение высоких урожаев», «Влияние на урожайность определенной культуры способов обработки семян или различных подкормки». Не менее интересны темы, посвященные семенному и вегетативному размножению растений. Такая тема будет развиваться по следующей схеме, если взять, например, в качестве объекта изучения черную смородину: а) размножение одревесневшими черенками (заготовка черенков, их хранение, подготовка почвы, посадка, уход с фиксацией в дневнике характера развития), б) выращивание высокого урожая смородины (выбор участка, подготовка почвы, посадка, уход, формирование куста, уборка урожая).

    На  примере крыжовника легко рассмотреть такие способы вегетативного размножения, как горизонтальные, дуговидные и вертикальные отводки.

    Интересный  материал можно получить при изучении декоративных культур. Например, взять флоксы и их размножение. Здесь обширный материал дают различные способы вегетативного размножения этих растений: делением куста, стеблевыми черенками, листовыми с пазушной почкой, корневыми черенками и корневыми отпрысками, традиционный способ — семенами.

    В группе овощных растений простейшим будет опыт с лукой. Лук репчатый имеет трехгодичный цикл: в первый год из семян (чернушки) получают луковички. Это лук севок, из которого на второй год получают луковицы товарного качества. На третий год луковицы вступают в пору плодоношения и дают свежие семена (чернушки). Лук можно размножить и вегетативным путем.

    Как видим, тем для проведения опытов — великое множество. Все зависит от интересов самих учащихся, учителя, школы, а возможно, и запросов местных хозяйств.

    За  подопытными посевами следует регулярно проводить наблюдения: вести дневник, учитывать урожай и оформлять результаты. Полученные данные нуждаются в статистической обработке.

                 
                 
                ПРИМЕРНАЯ ФОРМА  ДНЕВНИКА

ДНЕВНИК

Звена № учащихся классов, школы р-на

«       » 200        г.

Состав  звена с указанием фамилии  звеньевого

Тема  опыта

Цель  проведения опыта

Схема опыта, варианты

Размер  участка под опытом (в кв. м), площадь каждой делянки и число повторностей

описание  участка (рельеф и почвы, засоренность, какая культура предшественник, какие удобрения вносились)*

Чертеж-схема  расположения делянок и повторностей

Биологические особенности подопытной культуры*

Календарный план работы по проведению опыта*

наименование  работы, как выполнять, срок выполнения

потребуется семян , удобрений

наблюдения  за растениями*

дата  что наблюдать на опытных и  контрольных делянках

дневник работы* 

дата, как  выполнена работа, оценка работы

уборка  и учет урожая*

время уборки, вариант опыта на делянке, урожай, качество урожая

какой наглядный материал (учебное пособие) изготовлен для школы

какая общественно-полезная работа выполнялась  в течение года*

заключение  учителя и общая оценка работы

(звездочкой  отмечены разделы,  на которые следует  отвести несколько  страниц) 

М.П         Подпись   учителя

                                                      Директора школы 
 
 

    С момента закладки опыта и до его  завершения ученик последовательно  должен отмечать в дневнике (см. примерную форму) все работы, которые он проводит, и результаты опыта. После уборки урожая необходимо его величину пересчитать на 1 га и дать заключение о результатах работы, выводы и рекомендации.

    Дневник – документ, по которому осенью школьники  отчитываются о своей работе и получают оценку. Осенью подводят итоги, устраивают праздник урожая, к которому обычно приурочена выставка работ ребят (экспонаты, гербарий, дневники, описание результатов опытов). Часть материала идет на оформление и пополнение коллекций биологического кабинета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пришкольный учебно-опытный участок, как материальной базы для качественного обучения биологии