Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:41, курсовая работа
Целью данной работы является раскрыть возможности пришкольного учебно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии.
Задачи:
1. Рассмотреть типовую структуру пришкольного учебно-опытного участка и назначение его отделов;
2. Показать основные приемы организации работы на пришкольном учебно-опытном участке;
3. Выявить необходимые составляющие для эффективной работы пришкольного учебно-опытного участка.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 5
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА 11
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 15
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНООЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Рис.
1. Примерный план
школьного учебно-опытного
участка2
ОТДЕЛ ПОЛЕЗНЫХ РАСТЕНИЙ (А):
I – пар;
II – злаки;
III – травы;
IV – прядильные и масличные растения;
V – пропашные;
VI – эфирномасличные и лекарственные;
VII – модели севооборотов;
VIII – метеорологическая
станция.
ОТДЕЛ ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ (Б):
– парники;
– компост;
I – листовые культуры;
II – плодовые;
III – корнеплоды;
IV – бобовые;
V – многолетние
культуры;
VI – инвентарный сарай.
ПЛОДОВО-ЯГДНЫЙ ОТДЕЛ (В):
1 – питомник 1, 2, 3 и 4-го годов;
2 – земляника;
3 – ягодные культуры;
4 – вишни и сливы;
5 – яблони приземленные, кустовые и штамбовые;
6 – ульи;
7 – дендрологическая
коллекция.
ОТДЕЛ ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ (Г):
1 – однолетние растения;
2 – многолетние растения;
3 – родина растений;
4 – аудитория.
ОТДЕЛ БИОЛОГИИИ РАСТЕНИЙ (Д):
1 – семейства; 11 – дарвиновская площадка;
2 – хвойные и споровые растения; 12 – тимирязевский домик;
3 – весенние растения; 13 – разрез почвы;
4 – морфология растений; 14 – ящики с корневыми
5 – цветочные часы; системами;
6 – цветочный календарь; 15 – введение дикорастущих
7 – приспособленность;
8 – альпийская горка; 16 – водоем.
9 – дикорастущие полезные растения;
10 – опыты
по обшей биологии; З.О. – зоологический
отдел
Рис. 2. Примерный план отдела экологии на школьном участке
1 — осеннецветущие; 2— раннецветущие растения; 3— широколиственные; 4 — мелколиственные леса; 5 — альпийская горка; 6— влаголюбивые (цифрами обозначена глубина цементированного дна); 7 — луговые; 8 — жизненные формы (по классификации И. Г.Серебрякова). На остальных делянках представлены экологические опыты: 9 — дарвиновские площадки разных сроков закладки (9а — зарастание черного пара); 10 — искусственный водоем как пример водной дарвиновской площадки; 11 — влияние вытаптывания на рост и развитие растений (Оп — опыт, К — контроль); 12 — зарастание костровища; 13 — зарастание мусорной кучи; 14 — выявление площади фитогенного поля (щучка, полынь, пижма, синюха); 15 — фитогенное влияние растений (хрен среди посевов тимофеевки); 16 — влияние структуры почвы на рост и развитие растений (П — песок, Гл — глина); 17— горка с тремя опытами: влияние влажности на суккуленты (С), на мезофиты (М) и влияние экспозиции (Экс); 18 — влияние цветных тентов на рост и развитие растений (Кр — красный тент, Сн — синий, Б — белый); 19— широколиственные деревья; 20 — мелколиственные деревья; 21 — кустарники; 22 — кустарнички; 23 — посевы семян; 24 — посадки отдельных растений. Штриховкой показаны делянки с коллекциями растений
Работа учащихся на школьном участке проводится за счет времени, отводимого учебным планом на трудовое обучение. В каждом классе создают звенья из 5— 6 человек, возглавить которые могут юнные биологи. Звеньевой руководит работой ребят, отвечает за ведение дневника, за работу в целом и полученные результаты. Такая структура экономит время на проведение организационной работы (выдачу инвентаря, определение рабочего места и т. п.), что в значительной степени помогает учителю осуществлять общее руководство учащимися.
За каждым звеном закрепляется земельный участок (делянки), необходимый для проведения опытов. Класс, зная тему занятия, выходит на участок вместе с учителем согласно учебному расписанию, каждое звено выполняет назначенную ему работу, причем ребята должны научиться всем видам работ, постепенно меняя операции. Очень важно подготовить учащихся к осмысленному выполнению каждой операции. Для этого необходимо провести инструктаж, показать, как правильно выполнять приемы отдельных видов работ, обучить детей культуре труда и рациональному использованию времени с соблюдением техники безопасности; напомнить им о биологических особенностях растений и их агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни растений.
Практические уроки в расписании учебных занятий желательно поставить последними, так как физический труд снимает умственную усталость учащихся и позволит им довести работу до конца.
Основным содержанием труда учащихся на школьном участке является опытническая работа. Опыты проводятся со всеми возделываемыми на делянках растениями. Тематика опытов — самая разнообразная, но темы должны быть доступны для детей и непременно связаны с прохождением учебной программы. Успех в выполнении опытов зависит прежде всего от учителя биологии. Хороший руководитель может сделать содержание труда на участке интересным, а работу увлекательной. И наоборот, при неправильной или неумелой организации вместо любви к природе и сельскому хозяйству можно не только вызвать равнодушие, но даже и отвращение к ним.
Важно, чтобы каждый учащийся еще зимой начал готовиться к проведению опыта. Он должен прочитать рекомендованную литературу, познакомиться с биологическими особенностями того растения, которое будет использовано в опыте, наметить примерные сроки выполнения агротехнических мероприятий. При этом нельзя допускать чрезмерной опеки со стороны учителя, например, давать готовую задачу и схему опыта. Школьники должны сами активно участвовать в разработке плана работы.
Перед началом опытнической работы учащихся надо познакомить с основными условиями проведения экспериментов:
1) каждый опыт размещается на двух делянках — опытной и контрольной. (Некоторые темы, например, «Выращивание высоких урожаев» или «Ускоренное размножение ценного сорта или культуры» не требуют контрольных делянок.) Условия на этих делянках должны быть абсолютно одинаковыми, кроме одного — изучаемого. Например, в опыте по испытанию влияния нового микроудобрения на урожайность определенной культуры на контрольной делянке эту культуру выращивают по передовой агротехнике, но без внесения микроудобрений, а на опытной делянке — по той же агротехнике, но с внесением новых микроудобрений. Для получения более точных результатов каждый вариант опыта закладывается в нескольких повторностях;
2)
размеры и форма (лучше прямоугольная
или квадратная) контрольной и опытной
делянок должны быть одинаковыми.
Это даст возможность точнее учесть величину
урожая. Размеры делянок (от 2 до 50 м2)
зависят от темы опыта, культуры и общей
площади участка;
На всех делянках с культурными растениями примерная схема опыта будет одинаковой. Ведущая тема для работ на школьном участке, касающаяся всех культур,— изучение сортового разнообразия;
Столь же актуальны темы «Получение высоких урожаев», «Влияние на урожайность определенной культуры способов обработки семян или различных подкормки». Не менее интересны темы, посвященные семенному и вегетативному размножению растений. Такая тема будет развиваться по следующей схеме, если взять, например, в качестве объекта изучения черную смородину: а) размножение одревесневшими черенками (заготовка черенков, их хранение, подготовка почвы, посадка, уход с фиксацией в дневнике характера развития), б) выращивание высокого урожая смородины (выбор участка, подготовка почвы, посадка, уход, формирование куста, уборка урожая).
На примере крыжовника легко рассмотреть такие способы вегетативного размножения, как горизонтальные, дуговидные и вертикальные отводки.
Интересный материал можно получить при изучении декоративных культур. Например, взять флоксы и их размножение. Здесь обширный материал дают различные способы вегетативного размножения этих растений: делением куста, стеблевыми черенками, листовыми с пазушной почкой, корневыми черенками и корневыми отпрысками, традиционный способ — семенами.
В группе овощных растений простейшим будет опыт с лукой. Лук репчатый имеет трехгодичный цикл: в первый год из семян (чернушки) получают луковички. Это лук севок, из которого на второй год получают луковицы товарного качества. На третий год луковицы вступают в пору плодоношения и дают свежие семена (чернушки). Лук можно размножить и вегетативным путем.
Как видим, тем для проведения опытов — великое множество. Все зависит от интересов самих учащихся, учителя, школы, а возможно, и запросов местных хозяйств.
За подопытными посевами следует регулярно проводить наблюдения: вести дневник, учитывать урожай и оформлять результаты. Полученные данные нуждаются в статистической обработке.
ПРИМЕРНАЯ
ФОРМА ДНЕВНИКА
ДНЕВНИК
Звена № учащихся классов, школы р-на
« » 200 г.
Состав звена с указанием фамилии звеньевого
Тема опыта
Цель проведения опыта
Схема опыта, варианты
Размер участка под опытом (в кв. м), площадь каждой делянки и число повторностей
описание участка (рельеф и почвы, засоренность, какая культура предшественник, какие удобрения вносились)*
Чертеж-схема расположения делянок и повторностей
Биологические особенности подопытной культуры*
Календарный план работы по проведению опыта*
наименование работы, как выполнять, срок выполнения
потребуется семян , удобрений
наблюдения за растениями*
дата что наблюдать на опытных и контрольных делянках
дневник
работы*
дата, как выполнена работа, оценка работы
уборка и учет урожая*
время уборки, вариант опыта на делянке, урожай, качество урожая
какой наглядный материал (учебное пособие) изготовлен для школы
какая общественно-полезная работа выполнялась в течение года*
заключение учителя и общая оценка работы
(звездочкой
отмечены разделы,
на которые следует
отвести несколько
страниц)
М.П Подпись учителя
С момента закладки опыта и до его завершения ученик последовательно должен отмечать в дневнике (см. примерную форму) все работы, которые он проводит, и результаты опыта. После уборки урожая необходимо его величину пересчитать на 1 га и дать заключение о результатах работы, выводы и рекомендации.
Дневник
– документ, по которому осенью школьники
отчитываются о своей работе и получают
оценку. Осенью подводят итоги, устраивают
праздник урожая, к которому обычно приурочена
выставка работ ребят (экспонаты, гербарий,
дневники, описание результатов опытов).
Часть материала идет на оформление и
пополнение коллекций биологического
кабинета.