Проблемы взаимодействия природы и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, доклад

Описание

Содержание экологической функции определяется тем, что с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе обеспечивается экологическое равновесие, включая экологический оптимум для человека. В ее рамках человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы являются непосредственными источниками удовлетворения естественных физиологических потребностей человека – дыхания, утоления жажды, питания.

Работа состоит из  1 файл

взаимод.docx

— 84.15 Кб (Скачать документ)

___________________________

* Там же. С. 50.

В докладе «Развитие и  международное экономическое сотрудничество»  на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи  ООН Генеральный секретарь ООН  Бутрос Бутрос Гали подчеркивал, что  «окружающая среда, как мир, экономика, общество и демократия, пронизывает  все аспекты развития и оказывает  влияние на все страны независимо от уровня их развития. Развитие и окружающая среда не являются обособленными  понятиями, и проблемы в одной  из этих областей нельзя успешно решать в отрыве от другой. Окружающая среда  – это источник ресурсов для развития. Ее состояние является важным критерием, а ее сохранение – предметом постоянного  внимания в процессе развития. Для  успешного развития требуется политика, учитывающая соображения экологического порядка.

В контексте развития каждое общество должно взяться за решение  сложных задач, связанных с сохранением  долгосрочного потенциала своих  природных ресурсов. Необходимо обеспечить баланс между конкурирующими потребностями  и интересами. Нынешние социальные и экономические потребности  должны удовлетворяться таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб  долгосрочному наличию этих ресурсов или жизнеспособности экосистем, от которых зависит и наша жизнь, и жизнь будущих поколений»*.

_____________________________

* Государство и право. 1995. №1. С. 3.

Концепция устойчивого развития получает закрепление и развитие в российском законодательстве об окружающей среде. Необходимость ее разработки и реализации предусмотрена в  двух специальных указах Президента РФ – от 4 февраля 1994 г. «О государственной  стратегии Российской Федерации  по охране окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ».

Эта концепция отражена также  в ряде природоресурсных актов. Так, Федеральный закон «О животном мире»  рассматривает обеспечение устойчивого  существования и устойчивого  использования животного мира в  качестве основного принципа в области  охраны и использования животного  мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 12). В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ цели водного  законодательства реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного  развития экономики и улучшения  состояния окружающей среды). Государственное  управление в области использования  и охраны водных объектов основывается, в частности, на принципе устойчивого  развития, т.е. сбалансированного развития экономики и улучшения состояния  окружающей природной среды (ст.69).

В России обращалось внимание на некорректность перевода sustainable development как устойчивого развития. В других странах также неоднозначно подошли  к этой концепции. Так, в Австралии  реализуется концепция «экологически  устойчивого развития». В Нидерландах  законодательно закреплена концепция  устойчивого экономического и социального  роста.

Представляется, что концепция  устойчивого развития, выработанная как реакция на ухудшающуюся экологическую  ситуацию в мире, должна в своем  названии выражать общую сущность. Более понятно и правильно  говорить о концепции экологически обоснованного устойчивого экономического и социального развития, имея в  виду, что экономическое и социальное развитие общества является ведущим  фактором отрицательного воздействия  на природу.

Концепция устойчивого развития признана и постепенно реализуется  в ряде экономически высокоразвитых государств.

4. Причины кризисного  состояния окружающей среды

Знание причин экологического кризиса важно как с точки  зрения научных, так и практических соображений. С помощью научных  знаний можно дать оценку процессов  и выработать необходимые рекомендации; практические знания помогают изменить в позитивном плане отношение  к природе государства, общества, отдельных социальных групп и  граждан.

Специалисты утверждают, что  сейчас идет первая волна экологического кризиса. Она охватила в основном промышленно развитые и бывшие социалистические страны. В последних он проявился  более остро. Экономически развитые государства смогли на этом этапе  найти средства если не для решения  кризисных проблем, то для их смягчения. В бывших же социалистических странах, особенно в бывшем СССР, состояние  окружающей среды остается критическим.

Если оценивать наиболее общие причины глобального экологического кризиса, то в качестве главной называется природопотребительская и природопокорительская  идеология человечества.

Некоторые авторы видят причины  экологического кризиса «в чрезмерно  выросшем населении планеты, выросшем настолько, что стабилизация его  на современном уровне уже не вернет мир к докризисному устойчивому  состоянию»*.

__________________________

* Лосев К.С., Горшков B.Г., Кондратьев К.Я. и др. Проблемы  экологии России. С. 4.

Однако едва ли можно рассматривать  количественный рост населения в  качестве причины экологического кризиса. К примеру, в огромной по территории России проживает лишь около 150 млн. человек. Между тем состояние  окружающей среды оценивается здесь  как катастрофическое. Численность  населения в мире и тенденция  к его постоянному росту является, безусловно, фактором, оказывающим  влияние на состояние окружающей среды. С этим экологически значимым фактором связан фактор бурного развития урбанизации. Иными факторами, которые  стоят в одном ряду с ростом численности населения, являются экономическое  и социальное развитие общества, научно-технический  прогресс.

Причины кризиса, на наш взгляд, в другом. Они имеют субъективные корни, проявляющиеся в отношении  человека, общества и государства  к природе. Исходя из анализа проводимой государством политики, состояния экологического права, в качестве основных причин существующей экологической ситуации в России можно указать следующие.

а) Отсутствие политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению  рационального природопользования. Дефицит воли в отношении необходимого решения экологических проблем  характерен не только для социалистического  этапа развития государства и  общества в России, но и в постсоциалистический период.

В области права эта  причина проявилась, в частности, в отсутствии законов и адекватного  правового регулирования в ряде экологически значимых сфер (обращение  с отходами производства и потребления, с опасными веществами и др.). В  то же время хотя в стране принимались  законы и иные нормативные акты в  сфере природной среды, но со стороны  государства при этом не было сделано  усилий к тому, чтобы обеспечить их выполнение. Практическая деятельность по охране природы подменялась и  подменяется словами о ее важности. В результате остались нереализованными практически все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере.

Одним из наиболее ярких  примеров может служить факт принятия на общегосударственном уровне более  десяти правительственных постановлений  и программ, направленных на охрану уникального природного комплекса  озера Байкал, ни одно из которых  полностью не было выполнено*. До сих  пор остается не выполненным предписание, предусмотренное постановлением о  перепрофилировании Байкальского ЦБК  – одного из наиболее серьезных  источников нарушения экологической  системы озера.

___________________________

*Комментарий к Водному  кодексу РФ//Право и экономика. 1996.№17–18. С. 63.

Аналогичным, хотя и частным  примером, является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1972 г. «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги  и Урала неочищенными сточными водами»*, установившее требование о полном прекращении  сброса к 1980 г. неочищенных хозяйственно-бытовых  сточных вод во всех городах, расположенных  в бассейнах рек Волги и  Урала. С тех пор эти реки превратились в коллектор не только неочищенных  хозяйственно-бытовых сточных вод, но и стали жертвами интенсивной  и малоконтролируемой агрохимизации.

_________________________

* СП СССР. 1972. № 5. Ст. 30.

Наиболее серьезным проявлением  отсутствия или дефицита политической воли явилось и то, что в стране, в которой оказывается мощное антропогенное воздействие на природу, не была выработана целенаправленная научно обоснованная государственная  экологическая политика. Процессы взаимодействия между обществом и природой развивались  и до сих пор развиваются в  значительной мере стихийно, без учета  законов развития природы и экологических  потребностей человека и общества.

Лишь в последнее время (в середине 90-х гг.) можно говорить об активизации законотворческой деятельности государства, результатом которой  явилось принятие новых законов  в сфере охраны природы. Политическая нестабильность, острая борьба за власть, экономические трудности данного  этапа создают дополнительные трудности  в формировании сбалансированной экологической  политики и ее последовательном осуществлении. В этих условиях звучащие на высшем государственном уровне декларации об охране окружающей среды сопровождаются принятием экологически значимых решений, противоречащих законодательству об охране окружающей среды и Конституции  России, а также этим декларациям. Примером может служить упразднение  Министерства охраны окружающей среды  и природных ресурсов РФ и создание вместо него Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, более  низкого по статусу органа.

Наконец, о реальном отношении  российского государства к решению  экологических проблем в стране свидетельствует то, что экологическая  обстановка, по оценкам специалистов, является практически неуправляемой. Это проявляется, в частности:

• в неопределенности конкретных экологических приоритетов, включая  области и направления деятельности, объекты концентрации усилий и средств  и др.;

• в неспособности сформулировать конкретные цели и задачи, соответствующие  реальному положению и возможностям;

• в неспособности реализовать  поставленные цели и задачи в намеченные сроки; 

• в неспособности оценить  достигнутые результаты (или их эффективность) по реализованным целям и задачам.

Сама природоохранительная деятельность приобрела во многом декларативный  и фиктивный характер*.

__________________________

* Макарав С.В., Каменская  Ю.Ю. Экологическое аудирование.  М., 1995. С. 5-6.

б) Слабо развитое законодательство и право в области окружающей среды. Применительно к характеристике рассматриваемой причины интересны  суждения выдающегося немецко-французского мыслителя и гуманиста XX в. Альберта Швейцера. По его оценкам, «наступило безотрадное время опровержения, выхолащивания и деморализации  правосознания. Мы живем в период отсутствия права. Парламенты легкомысленно  фабрикуют противоречащие праву  законы. Государства обходятся со своими подданными, нисколько не заботясь о сохранении у людей хоть какого-то ощущения права... Юристы допустили упадок права и правосознания. Но они здесь ни при чем. Просто в мышлении их времени отсутствовало представление о том, на чем должно базироваться живое понятие права. Право стало жертвой отсутствия мировоззрения...»*. Представляется, что сказанное вполне относится к государству и праву окружающей среды в России.

____________________________

* Швейцер А. Благоговение  перед жизнью. М., 1992. С. 89-90.

В системе российского  законодательства и права в области  окружающей среды до сих пор отсутствуют  многие законодательные акты и правовые нормы, принятые в зарубежных экономически развитых государствах 20-25 лет назад. Принимаемые законы страдают серьезными дефектами: обилием декларативных  положений; слабым регулированием процедур (экологического нормирования, лицензирования, оценки воздействия на окружающую среду, организации и проведения экологической  экспертизы и др.); отсутствием эффективных  механизмов реализации нормативных  требований.

в) Дефекты организации  государственного управления охраной  окружающей среды и обеспечением рационального природопользования. Речь идет, прежде всего, о системе  специально уполномоченных государственных  органов, призванных организовать и  обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере. Система органов  государственного природоохранного управления в СССР была организована применительно  к регулированию использования  и охраны отдельных природных  ресурсов (земли, недр, вод, лесов и  др.) с нарушением принципа разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных  функций. При отсутствии государственного органа, координирующего управление охраной окружающей среды, допускалось  дублирование функций. Со времени распада  СССР в Российской Федерации чуть ли не ежегодно происходит реорганизация  системы государственных органов  управления в сфере взаимодействия общества и природы и, к сожалению, не в направлении ее улучшения.

г) В общественном развитии России, как и раньше, предпочтение отдается развитию экономики и удовлетворению экономических интересов без  необходимой увязки с экологическими потребностями человека и экологическими возможностями природы. Хотя экономическое  развитие является главным фактором отрицательного воздействия на состояние  окружающей среды, при разработке государственных  планов экономического развития общественные интересы в сохранении и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении неистощительного использования природных богатств или вовсе не принимались во внимание, или принимались в минимальной  мере.

д) Ведомственные интересы, удовлетворяемые главным образом  за счет игнорирования экологических  интересов общества, – одна из серьезнейших причин критического состояния окружающей среды. Ведомственный эгоизм проявился  в недалеком прошлом в попытках реализации таких экологически необоснованных проектов, как проект переброски части  стока северных и сибирских рек, реализации программы мелиорации земель и др.

Информация о работе Проблемы взаимодействия природы и общества