Проблемы взаимодействия природы и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, доклад

Описание

Содержание экологической функции определяется тем, что с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе обеспечивается экологическое равновесие, включая экологический оптимум для человека. В ее рамках человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы являются непосредственными источниками удовлетворения естественных физиологических потребностей человека – дыхания, утоления жажды, питания.

Работа состоит из  1 файл

взаимод.docx

— 84.15 Кб (Скачать документ)

Как правило, «сильные» и  богатые министерства, а сейчас и  предпринимательские структуры  имеют мощные лобби в законодательных  органах и правительстве. Они  «проталкивают» решения, противоречащие требованиям Конституции России и законодательству об окружающей среде. Явление, связанное с удовлетворением ведомственных интересов вопреки требованиям законодательства, весьма характерно. Наиболее яркими примерами могут служить реализация проекта строительства высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва без положительного заключения государственной экологической экспертизы, утверждение Правительством РФ «Программы развития атомной энергетики Российской Федерации» без проведения государственной экологической экспертизы в нарушение Федерального закона «Об экологической экспертизе» и др.

е) Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Ситуация усугубляется крайне низкой эффективностью капиталовложений в охрану природы. В частности, это  проявляется в том, что при  выделении на строительство очистных сооружений немалых средств (иногда до 40% стоимости самого предприятия) они либо эксплуатируются с низким коэффициентом полезного действия, либо не работают вовсе.

ж) Дефицит специалистов-экологов: юристов, экономистов, социологов, инженеров  и др. Так, все властные структуры  испытывают острейший дефицит юристов. В комитетах по экологии представительных органов власти, как правило, нет  юристов-экологов. Отсутствие в депутатском  корпусе опытных юристов, несомненно, сказывается на качестве принимаемых  природоохранительных законов. Недостает  юристов-экологов и в органах  исполнительной власти*.

___________________________

* Об уровне укомплектования  штатов специальных подразделений  государственных структур исполнительной  власти юристами-экологами можно  судить по положению дел в  Государственном комитете РФ  по охране окружающей среды.  В нем имеется Управление кадров  и правового обеспечения (ранее  – Управление экологического  права), в котором работают лишь 3 юриста. Для сравнения: в Агентстве  по охране окружающей среды  США лишь в штаб-квартире в  Вашингтоне работают более 1000 юристов. Особо стоит вопрос  экологической подготовки работников  прокуратуры и судей. По оценкам  самих прокуроров и судей, низкая  эффективность экологического права  в России связана с профессиональной  неготовностью многих из них  к квалифицированному исполнению  своих обязанностей в рассматриваемой  сфере.

з) Крайне низкий уровень  правосознания, экологических знаний и экологической культуры. Низкий уровень общей и экологической  культуры, невиданное нравственное падение  общества, безнаказанность – общий  фон, на котором происходит деградация природы.

Социологические исследования и данные природоохранительных органов  свидетельствуют о низком уровне знаний законодательства об охране окружающей среды должностными лицами государственных  органов, руководителями предприятий. Речь идет о круге лиц, которые  уполномочены принимать экологически значимые решения. Если они не знают  законодательства, которое должны исполнять, то наивно ожидать, что принимаемые  ими решения будут экологически обоснованными.

Перечень причин критического состояния окружающей среды в  России может быть продолжен, и их очередность может быть изменена. Характерно, что все они, на наш  взгляд, – основные и взаимосвязанные.

5. Пути решения экологических  проблем

Большинство ученых, исследовавших  экологические проблемы, считают, что  у человечества есть еще около 40 лет для возврата природной среды  в состояние нормально функционирующей  биосферы и решения вопросов собственного выживания. Но этот период – ничтожно короток. И имеются ли у человека ресурсы для решения хотя бы острейших  проблем?

К главным достижениям  цивилизации в XX в. относят успехи науки и техники. Достижения науки, в том числе науки права  окружающей среды, можно рассматривать  и как главный ресурс в решении  экологических проблем. Мысль ученых направлена на преодоление экологического кризиса. Человечество, государства  должны максимально использовать имеющиеся  научные достижения для собственного спасения.

Авторы уже упоминавшегося научного труда «За пределами  роста» считают, что выбор человечества состоит в том, чтобы снизить  нагрузку на природу, вызванную деятельностью  человека, до устойчивого уровня через  разумную политику, разумную технологию и разумную организацию, либо ждать, когда в результате происходящих в природе изменений уменьшится количество пищи, энергии, сырья и  возникнет совершенно непригодная  для жизни окружающая среда*.

_________________________

* Медоуз Д.Х., Медоуз Д.  Л., Рандерс Й. Указ. соч. С. 29.

С учетом дефицита времени  человечество должно определить, какие  цели стоят перед ним, какие задачи необходимо решить, какими должны быть результаты его усилий. В соответствии с определенными целями, задачами и ожидаемыми, запланированными результатами человечество вырабатывает средства их достижения. С учетом комплексности  проблем окружающей среды эти  средства имеют специфику в технической, экономической, образовательной, правовой и иных сферах.

Рассмотрим вопрос об основных путях решения экологических  проблем с помощью и в рамках права окружающей среды.

а) Формирование нового эколого-правового  мировоззрения. Для преодоления  экологического кризиса и последовательного  решения проблем окружающей среды  России и человечеству необходимо совершенно новое и ценностное юридическое  мировоззрение. Его научной и  философской основой может стать  учение о ноосфере, в разработку которого огромный вклад внес русский  естествоиспытатель академик В.И. Вернадский. Оно пронизано идеей гуманизма, направлено на преобразование отношений  с окружающей средой в интересах  свободно мыслящего человечества в  целом.

Учению о ноосфере созвучны идеи Альберта Швейцера о возрождении  права на почве нового мировоззрения*.

__________________________

* Швейцер А. Указ. соч.  М., 1992. С. 89-90.

Основой формирования нового эколого-правового мировоззрения  может стать переосмысление на базе современных естественнонаучных и  общественных знаний теории естественного права и естественной справедливости. При этом нуждается в решении проблема восстановления давно утраченной здоровой связи человека с природой и соотношения правовых норм, по которым живет или должен жить человек, с природными императивами, вытекающими из законов развития природы. При воспитании, формировании экологического мировоззрения эти истины должны быть взяты за основу. Признавая свою жизнь высшей ценностью, человек должен учиться ценить все живое на Земле для того, чтобы решительно перестроить условия совместного бытия человечества и природы.

б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической  политики. Эта задача должна решаться в рамках постоянной экологической  функции государства. 

Важнейшими элементами экологической  политики являются цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения. При этом цели должны быть реалистическими, т.е. основанными на реальных возможностях. С учетом указанных  целей общество и государство  определяют стратегию природоохранительной деятельности, т.е. совокупность действий, необходимых и достаточных для  решения поставленных задач, средства достижения намеченных целей. К числу  таких средств относится право, в рамках которого регламентируется использование разнообразных правовых мер – нормирования, оценки воздействия  планируемой деятельности на окружающую среду, экспертизы, лицензирования, планирования, мониторинга, контроля и др.; создание такого положения, когда любое хозяйственное, управленческое и иное экологически значимое решение подготавливается и принимается только на основе и  в соответствии с правовыми экологическими требованиями.

в) Формирование современного экологического законодательства. Экологическое  законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления  государственной экологической  политики. На современном этапе важно  обеспечить целенаправленное формирование экологического законодательства, а  не его развитие и совершенствование, по двум причинам. Первая и основная связана с тем, что законодательство это создается и будет реализовываться  в принципиально новых для  России политических, экономических  и правовых условиях, требующих нового законодательства. Практика подтверждает, что, по существу, сейчас идет активный процесс его создания. Вторая причина  – чрезвычайно слабо развитое экологическое законодательство социалистической России.

Основные характеристики и критерии современного экологического законодательства включают: 

• создание системы специальных  законодательных актов в области  окружающей среды, актов природоресурсного  законодательства и экологизация иного  законодательства (административного, гражданского, предпринимательского, уголовного и др.). Главные требования – отсутствие пробелов в правовом регулировании экологических отношений, его соответствие общественным потребностям;  

• формирование механизмов обеспечения реализации правовых экологических  требований; 

• гармонизация с экологическим  законодательством Европы и мира.

г) Создание оптимальной  системы органов государственного управления природопользованием и  охраной окружающей среды с учетом принципов: 

• комплексного подхода  к решению задач обеспечения  рационального природопользования и охраны окружающей среды; 

• организации управления исходя не только из административно-территориального, но и природно-географического районирования  страны; 

• разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов.

д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению  рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой  эффективности капиталовложений. Государство  должно обеспечить решение этой двуединой  задачи путем:

• закрепления в законодательстве требования об обязательном выделении  в бюджете минимального процента сумм на природоохранные цели от расходной  части бюджета;

• осуществления государственного экологического контроля за выполнением  предприятиями правовых экологических  требований, закрепления в праве  мер экономического стимулирования, обеспечения ими природоохранного финансирования в пределах реальных возможностей;

• создания правового механизма  обеспечения максимального эффекта  капиталовложений в сферу природопользования и охраны окружающей среды.

е) Привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения. Как политическая организация общества государство, в рамках выполнения экологической  функции заинтересовано в этом для  достижения целей экологической  политики. Одна из тенденций последнего времени связана с демократизацией  экологического права. Это проявляется  в создании организационных и  правовых условий для участия  заинтересованных общественных формирований и граждан в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений.

Высокая степень демократизации в сфере правовой охраны окружающей среды, определяемая потребностями  заинтересованной общественности, –  важное направление, предпосылка и  резерв повышения эффективности  природоохранительной деятельности государства.

ж) Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов. «Только переворот в умах людей  принесет желанные перемены. Если мы хотим  спасти себя и биосферу, от которой  зависит наше существование, все... –  и стар и млад – должны стать  настоящими, активными и даже агрессивными борцами за охрану окружающей среды» – такими словами завершает свою книгу Уильям О. Дуглас, доктор права, бывший член Верховного суда США*.

______________________________

* Дуглас Уильям О. Трехсотлетняя  война. Хроника экологического  бедствия: Пер. с англ; М., 1975. С. 238.

Переворот в умах людей, который  так необходим для преодоления  экологического кризиса, сам по себе не произойдет. Он возможен при целенаправленных усилиях в рамках государственной  экологической политики и самостоятельной  функции государственного управления в сфере окружающей среды. Эти  усилия должны иметь целью экологическое  воспитание всех поколений, особенно молодых, воспитание чувства бережного отношения  к природе. Необходимо формирование экологического сознания, индивидуального  и общественного, основанного на идее гармоничных взаимоотношений  человека и природы, зависимости  человека от природы и ответственности  за ее сохранение для будущих поколений.

Одновременно важнейшей  предпосылкой решения экологических  проблем в стране является целенаправленная подготовка экологов – специалистов в области экономики, техники, технологии, права, социологии, биологии, гидрологии и др. Без высококвалифицированных  специалистов, обладающих современными знаниями по всему спектру вопросов взаимодействия общества и природы, особенно в процессе принятия экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений, достойного будущего у планеты Земля может не быть.

Информация о работе Проблемы взаимодействия природы и общества