Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 05:38, реферат

Описание

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Содержание

Введение
1. Влияние наследственности на психическое развитие детей
2. Расстройства психического развития
3. Нарушения поведения при шизофрении
4. Нарушения поведения при аффективных расстройствах
5. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме
6. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
7. Синдром Туретта
8. Синдром Ретте
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

роль генетики в поведении эмоционально-личностного нарушения.docx

— 46.73 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Новосибирский  государственный  педагогический университет»

Институт  Детства

Кафедра педагогики и методики начального образования

Специальность «Олигофренопедагогика» 
 
 
 
 

Роль  генетических факторов в возникновении  эмоционально-личностных нарушений

реферат по дисциплине  «Основы генетики» 
 
 
 

Выполнила: студент 201гр

Хертек Орлана

Научный руководитель:

Чернышева О.Н. 
 

Новосибирск 2011

Содержание 

  Введение

  1.  Влияние наследственности на психическое развитие детей

  2.  Расстройства психического развития

  3.  Нарушения поведения при шизофрении

  4.  Нарушения поведения при аффективных  расстройствах

  5.  Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме

  6.  Синдром дефицита внимания и  гиперактивности

  7.  Синдром Туретта

  8.  Синдром Ретте

  Заключение

  Список  литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря  которой возникают и развиваются  его индивидуальные качества. Эта  программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной  стороны, в основе биологических  процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

  Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых  зависит от социальной структуры  общества, от условий воспитания и  обучения, забот и усилий родителей  и желания самого маленького человека.

  Молодым людям, вступающим в брак, следует  помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма (обмен веществ, группы крови и  др.), но и некоторые болезни или  предрасположенность к болезненным  состояниям. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления  о наследственности, знать свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии  вредных факторов (в частности  алкоголя и курения) на развитие внутриутробного  плода. Все эти сведения могут  быть использованы для ранней диагностики  и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.

  По  современным данным науки, хромосомы  ядерного вещества представляют гигантские полимерные молекулы, состоящие из нитей нуклеиновых кислот и небольшого количества белка. Каждая пара хромосом имеет определенный набор генов, контролирующих проявление того или  иного признака.

  Рост  ребенка - программированный процесс  увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с  его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические  системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых  на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).

  Генетическая  программа обеспечивает весь жизненный  цикл индивидуального развития, включая  последовательность переключения и  депрессии генов, контролирующих смену  периодов развития в соответствующих  условиях жизни ребенка. Благодаря  изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

     Нарушения поведения у детей и подростков является одной из актуальных проблем общей и специальной педагогики, психологии и медицины.

    Генетика  поведенческих расстройств является крайне актуальной и мало разработанной  проблемой. Вместе с тем известна роль генетических факторов в формировании эмоционально-личностных нарушений и девиантных форм поведения у детей и подростков. Наиболее очевидным показателем роли генетических факторов возникновении поведенческих расстройств являются выраженные эмоционально-поведенческие расстройства при таких формах психической патологии, как шизофрения и детский аутизм, моногенные болезни, такие как, синдром Ретта и синдром Туретта и другие. При всех этих заболеваниях и генетически обусловленных синдромах нарушения поведения и эмоциональные расстройства являются ведущими в структуре аномального развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние наследственности на психическое и эмоционально-личностное развитие детей 

  Психическое развитие ребенка - это сложный процесс, на который оказывают совокупное влияние наследственность ребенка, внутрисемейный климат и воспитание, внешняя среда, а также большое  число социальных и биологических  факторов.

  Существует  два научных направления, изучающих  влияние генетических факторов на человека. Одно из них направлено на выявление  количественного вклада влияния  наследственности на возникновение  заболевания, другое занимается поиском  и выявлением генов, ответственных  за возникновение психических расстройств.

  Для получения количественной оценки роли наследственности в развитии заболевания, изучаются семьи, в которых часто  встречается (накапливается) исследуемое  заболевание. Также для получения  количественной оценки исследуются  близнецовые пары: выявляется, как  часто психическим заболеванием страдают оба близнеца (таким способом определяется процент совпадения заболевания - конкордантность), а также вычисляется разница по этому показателю у однояйцовых и многояйцевых близнецов. Эффективным, хотя и достаточно сложным подходом, является изучение приемных детей с психическими нарушениями, а также их биологических и приемных родителей. Этот подход позволяет разграничить вклад генетических факторов и факторов разделенной (внутрисемейной среды) в развитие изучаемого расстройства.

  В результате применения описанных выше подходов ученые могут оценить степень  наследуемости того или иного  заболевания и рассчитать относительный  риск его возникновения у родственников  больного и его потомков.

  Наследуемость или коэффициент наследуемости - это показатель, отражающий вклад  генетических факторов в вариабельность изучаемого признака. Очевидно, что  оценить его можно при изучении пар кровных родственников, т.е. людей, имеющих общие гены. Наглядным  примером оценки наследуемости является изучение разлученных близнецов. Поскольку  такие близнецы воспитывались в  разных семьях, то любое сходство между  ними в психологических, эмоциональных  и поведенческих характеристиках  можно считать влиянием генетических факторов, количественным выражением которого является коэффициент наследуемости. Подчеркнем, что наследуемость нельзя отождествлять с генетической предрасположенностью, которую оценивают с помощью  других показателей, используя, например, величину относительного риска.

  Для выявления генов, связанных с  психическим расстройством, ученые исследуют изолированные социальные сообщества, в которых накапливается  это расстройство. Например, ряд  исследований такого рода проводили  среди жителей тихоокеанских  островов, а также в закрытых от внешнего мира религиозных общинах. Преимуществом таких исследований является возможность установить общего предка и проследить передачу заболевания из поколения в поколение. В результате ученым удается определить участок хромосомы, внутри которого находится ген, связанный (сцепленный) с интересующим исследователя заболеванием.

  Другим  методом исследования является выбор  гена, нарушения, в структуре которого предположительно могут вызвать  развитие заболевания (такой ген  называют "ген-кандидат"), и изучение того, насколько его полиморфизм  связан с развитием исследуемого заболевания. Известно, что каждый ген  может быть представлен множеством форм, их называют полиморфными вариантами гена, а само явление обозначают термином молекулярно-генетический полиморфизм. Полиморфизм обусловлен изменениями  в последовательности нуклеотидов  в ДНК гена, представленными различными вариантами. Это может быть замена одного нуклеотида на другой, или удаление последовательности нуклеотидов (делеция), или изменение числа повторяющихся последовательностей нуклеотидов. Такие изменения могут не оказывать влияния на активность (экспрессию) гена, т.е. не иметь каких-либо последствий для организма, связанных с изменением биохимической активности. В других случаях замены нуклеотидов или изменение числа их повторяющихся последовательностей могут оказывать влияние на синтез соответствующего фермента, и тогда различия между людьми с разными полиморфными вариантами гена будут проявляться уже на биохимическом уровне. Как правило, эти различия не являются причиной развития каких-либо заболеваний. Но, как будет показано далее на примере фермента моноаминооксидазы (МАО), активность фермента может быть связана с некоторыми особенностями психики.

  Спектр  психических проявлений достаточно широк. Психически нормальные люди отличаются друг от друга по различным психологическим  характеристикам. При этом можно  с уверенностью сказать, что примерно у половины здоровых людей выраженность отдельных психологических характеристик  может достигать промежуточного состояния между нормой и психическим  нарушением (такое состояние в  медицине называют "уровнем акцентуации"). Акцентуацией называют своеобразное заострение отдельных эмоциональных и поведенческих  черт у человека, которое, тем не менее, не достигает уровня расстройства личности (психопатии). Грань между  акцентуацией и психопатией очень  размыта, поэтому врачи при постановке больному диагноза "расстройство личности" ориентируются на возможности для  адаптации человека с такими нарушениями  в обществе. Чтобы проиллюстрировать  разницу между здоровым человеком  и человеком с психическим  расстройством, сравним людей с  параноическим складом личности и параноидных психопатов. Параноические  личности - это люди, для которых  характерны своенравность, отсутствие чувства юмора, раздражительность, чрезмерная добросовестность, нетерпимость к несправедливости. При параноидном  расстройстве личности основными симптомами заболевания являются: постоянное недовольство чем-либо, подозрительность, воинственно-щепетильное отношение к вопросам прав личности, тенденция к переживанию своей повышенной значимости, склонность к своеобразному толкованию событий. Практически каждый из нас сталкивался с подобными людьми в своей жизни и может вспомнить, в какой мере окружающие могут мириться с их поведением или отвергать их.

  За  акцентуацией психических проявлений следуют так называемые пограничные  расстройства, к которым относят  неврозы, психогенные депрессии, расстройства личности (психопатии). Замыкают этот спектр болезней эндогенные (т.е. обусловленные  влиянием внутренних факторов) психические  заболевания, наиболее распространенными  из которых являются шизофрения и  маниакально-депрессивный психоз.

  Кроме перечисленных выше отклонений, дети могут страдать заболеваниями, возникающими из-за различных нарушений в созревании психических функций (такие нарушения  медики называют неадаптивными или  дизонтогенетическими формами развития). Данные нарушения приводят к неадекватному  интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка, которое может  выражаться в различных проявлениях  умственной отсталости, гиперактивности, криминогенном поведении, дефиците внимания (повышенной отвлекаемости), аутизме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений