Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 05:38, реферат

Описание

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Содержание

Введение
1. Влияние наследственности на психическое развитие детей
2. Расстройства психического развития
3. Нарушения поведения при шизофрении
4. Нарушения поведения при аффективных расстройствах
5. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме
6. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
7. Синдром Туретта
8. Синдром Ретте
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

роль генетики в поведении эмоционально-личностного нарушения.docx

— 46.73 Кб (Скачать документ)

    В основе СДВ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется  триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

    Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

    Дефицит активного внимания – неспособность  удерживать внимание на чем-либо в течение  определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна  мотивация, понимание необходимости  сосредоточиться, то есть, достаточная  зрелость личности.

    Импульсивность  – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

    К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Характерологические изменения формируются с учетом возбуждения и торможения процессов в коре головного мозга.

    Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

    Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет  какие-нибудь монотонные действия. Эти  дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации»  они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

    Когда ребенок живет в семье, где  ровные, спокойные отношения, то гиперактивность  может быть не проявлена. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Синдром Туретта

      Синдром Туретта генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы с манифестацией в детском возрасте, характеризующееся множественными моторными тиками и как минимум одним вокальным тиком.

    Ранее синдром Туретта считался редким и странным синдромом, чаще всего ассоциируемый с выкрикиванием нецензурных слов или социально неуместных и оскорбительных высказываний. Однако этот симптом присутствует только у меньшего числа людей с синдромом Туретта. Синдром Туретта в настоящее время не считается редкой болезнью, но он не всегда может быть диагностирован верно, потому что большинство случаев протекает в лёгкой форме. От 1 до 10 детей из 1000 имеют синдром Туретта; более, чем 10 на 1000 человек имеют тиковые расстройства.

    Тики — движения и звуки, «которые возникают периодически и непредсказуемо на фоне нормальной двигательной активности», похожие на «отклонение нормального поведения». Тики, связанные с синдромом Туретта, различаются по количеству, частоте, тяжести и анатомической локализации. Эмоциональные переживания увеличивают или уменьшают выраженность и частоту тиков у каждого больного индивидуально. Также тики у некоторых больных протекают «приступ за приступом».

    Копролалия (спонтанное высказывание социально нежелательных или запрещённых слов или фраз) — наиболее распространённый симптом болезни Туретта, но это не патогномонично для диагностики синдрома, так как только у около 10 % больных он проявляется. Эхолалия (повторение чужих слов) и палилалия (повторение одного собственного слова) возникают реже, а наиболее часто в начале возникают моторные и вокальные тики, соответственно, в виде моргания глаз и кашля. Непосредственно перед началом тика большинство людей с синдромом Туретта испытывают сильное побуждение, как при необходимости чихнуть или почесать зудящую кожу. Больные описывают позыв к тикам как нарастание напряжённости, давления или энергии,  которую они сознательно освобождают, так как им «необходимо» облегчить ощущенияили «вернуть себе хорошее самочувствие». Примеры такого состояния: ощущение инородного тела в горле или ограниченный дискомфорт в плечах, что приводит к необходимости откашливаться или пожать плечами. Фактически тик может ощущаться как освобождение этой напряжённости или ощущения, как и царапанье зудящей кожи. Эти побуждения и ощущения, предшествующие появлению движений или вокализму как тикам, называются «продромальные сенсорные феномены» или продромальные позывы. Так как позывы предшествуют, тики характеризуются как полу-добровольные; они могут восприниматься как «добровольный», подавляемый ответ на непреодолимый продромальный позыв.

Синдром Ретта

Синдром Ретта — психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:10000 — 1:15000, являясь следующей по частоте после синдрома Дауна специфической причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек.

Впервые болезнь  была описана австрийским неврологом Андреасом Реттом в 1966 году. Развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом у девочки начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Речь затрудняется, ответы становятся однообразными или эхолалическими, временами речь совсем пропадает (мутизм). Наблюдается низкий психологический тонус. Лицо ребёнка постепенно приобретает грустное, «неживое» выражение, взгляд становится расфокусированным или устремлённым в одну точку перед собой. Движения становятся заторможенными, но возможны приступы насильственного смеха вместе с приступами импульсивного поведения. Появляются судорожные припадки. Эти особенности напоминают поведение детей с ранним детским аутизмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Опираясь  на представленные факты, можно сделать  вывод, что обладание информацией  о наличии психических и физиологических  заболеваний в родословной приемного  ребенка поможет предвидеть потенциальные  трудности в развитии ребенка  и возможно их избегнуть.

  Хотя  психические и физиологические  отклонения и передаются по наследству, не менее сильное влияние, чем  генетические факторы, на развитие заболевания  оказывает среда, в которой растет ребенок - уровень образования, социальное окружение ребёнка, школа, и в  особенности влияние родителей  и общесемейный климат. Различные  психические и поведенческие  отклонения у детей возникают  именно в детских домах и домах  ребенка, что связано с недостатком  внимания к детям в этих учреждениях. Сам факт проживания в семье, а  не в условиях учреждения, оказывает  решающее воздействие на психическое  здоровье ребенка.

  Следует также отдавать себе отчет, что молекулярно-генетические анализы для выявления психических  и физических заболеваний являются делом будущего. Если в каком-либо медицинском учреждении вам предложат сделать анализ имейте в виду, что в лучшем случае это будет определение полиморфизма генов, возможно влияющих на развитие психических отклонений. При этом ни один ученый в настоящее время не может однозначно сказать, какой вклад вносят эти гены в развитие болезни.

  В заключение хотелось бы отвлечься от научного изложения и перейти  в плоскость оценки проблемы с  точки зрения здравого житейского смысла и тех гуманитарных позиций, на которые  встает человек, решающий взять на воспитание ребенка. Связывая свою жизнь с ребенком, наследственность которого отягощена  тяжелыми психическими болезнями, прежде всего надо признать существование  проблемы и быть готовым к ее решению.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы  

  1.   "Психическое развитие детей в норме и патологии" Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.

  2.   М.В. Алфимовой "Влияние генетической наследственности на поведение ребёнка, изменение влияния с возрастом, влияние наследственности на поведение" М., 2006.

  3.   Амонашвили Ш.А. "Единство цели" М.: Просвещение, 2007. - 208с.

  4.   Белов В.П. "Патологическое развитие ребенка" М., 2005.

  5.   Волков Л.В. "Физические способности детей". Киев: Здоровье. - 2004.

  6.   Баршай В.Н., Бобкин А.И. "Физическое развитие - Ростов на Дону, 2007. - 78 с.

  7. Мастюкова Е.М. Основы генетики, М., Владос.- 2003

  8. сайт http://centercep.ru/ 

     

      

Информация о работе Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений