Шпаргалка по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:59, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Биология"

Работа состоит из  1 файл

Биология..docx

— 104.89 Кб (Скачать документ)

Смена вдоха и выдоха регулируется дыхательным центром, который находится  в продолговатом мозге. Он чувствителен к содержанию углекислого газа в  крови и не реагирует на содержание кислорода. Из дыхательного центра нервные  импульсы идут к мышцам, производящим дыхательные движения.

Пищеварительная система  человека.

Пищеварение – процесс механической и химической обработки пищи. Процесс пищеварения осуществляется поэтапно, последовательно. Пищеварительный канал состоит из отделов:

  • Ротовая полость – зубы, язык и слюнные железы. Происходит первичное расщепление пищи. Строение зубов связано с выполняемыми функциями. Слюнные железы через протоки выделяют свой секрет – слюну. Фермент слюны птиалин расщепляет крахмал до сахара.
  • Глотка – соединяет ротовую полость и пищевод. Она состоит из трех отделов: носоглотки, ротоглотки и гортанной части глотки. Глотка участвует в проглатывании пищи, это происходит рефлекторно.
  • Пищевод – верхняя часть пищеварительного канала, это трубка длиной 25 см. Он транспортирует пищу в полость желудка. Продвижение по пищеводу происходит благодаря волнообразным сокращениям его стенки. Сокращение чередуется с расслаблением.
  • Желудок – расширенная часть пищеварительного канала, стенки состоят из гладкой мышечной ткани, выстланы железистым эпителием. Железы вырабатывают желудочный сок. Здесь идет переваривание пищи и продвижение ее в тонкую кишку.
  • Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Печень вырабатывает желчь, поступающую в кишечник во время пищеварения. Поджелудочная железа выделяет ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы и вырабатывает гормон инсулин.
  • Кишечник начинается двенадцатиперстной кишкой, в которую открываются протоки поджелудочной железы и желчного пузыря.
  • Тонкий кишечник – самая длинная часть пищеварительной системы. Слизистая оболочка образует ворсинки, к которым подходят кровеносные и лимфатические капилляры. Здесь происходит окончательное переваривание и всасывание питательных веществ.
  • Толстый кишечник – имеет длину 1,5 м., вырабатывает слизь, содержит бактерии, расщепляющие клетчатку. Вначале толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – слепую кишку, от которой книзу отходит червеобразный отросток – аппендикс.

Аппендикс – небольшой орган 8–15 см. длины, является недоразвитым концом слепой кишки.

Обмен веществ и энергии.

1. Обмен белков

Белки  расщепление до аминокислот  синтез белков, свойственных организму  расщепление до углекислого газа и воды  удаление через почки, легкие и кожу.

Недостаток белков в пище является невосполнимым, так как они образуются только из аминокислот. Поэтому белковое голодание наиболее опасно для организма.

2. Обмен углеводов

Сложные углеводы  расщепление  до простых углеводов  всасывание в кровь  избыток превращается в гликоген  откладывается в  печени и мышцах и выводится через  почки.

Углеводы являются основным источником энергии в организме, благодаря  регуляции, поддерживается постоянный уровень глюкозы в крови.

3. Обмен жиров

Жиры пищи  расщепление до глицерина  и жирных кислот  лимфа  кровь  отложение в запас под кожей  и выводится через почки и  кожу.

Большая часть жиров используется как источник энергии, используются при недостатке питания.

Обмен воды и минеральных  солей также чрезвычайно важен для организма. Значительное количество воды человек выделяет с мочой, потом, а также в виде водяных паров, содержащихся в выдыхаемом воздухе. Эти потери должны восполняться ежедневным введением в организм 1,5–2 л. воды. Половина ее поступает с пищей, половина в виде молока, чая, сока. Прекращение поступления воды в организм в течение нескольких суток вызывает нарушения и может привести к смерти.

Затраченная организмом энергия восполняется питанием. Интенсивность энергетического  обмена зависит от условий, в которых  находится организм, пола, времени  года, возраста, состояния здоровья и других факторов.

 

 

 

Система органов выделения, ее строение и функции.

Органы мочевыделительной  системы – почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Основной орган – почки. Небольшие парные органы бобовидной формы массой 150 г., расположенные у позвоночника в поясничной области брюшной полости. Почка покрыта оболочками. Два слоя: наружный – корковый и внутренний – мозговой. В центре находится почечная лоханка, ее узкий конец продолжается в мочеточник, открывающийся в мочевой пузырь, стенки которого могут растягиваться и утончаться. Выход из мочевого пузыря в мочеиспускательный канал закрыт двумя сильными мышечными утолщениями, которые открываются в момент мочеиспускания.

Функции почек:

  • Через них из крови фильтруются и удаляются из организма лишняя вода, минеральные соли, продукты обмена, яды, лекарства.
  • Участвуют в гуморальной регуляции, поддерживают постоянство химического состава и свойств внутренних жидкостей организма.
  • Поддерживают гомеостаз – почки синтезируют биологически активные вещества, выделяют гормоны.

Работа почек регулируется вегетативной, нервной и гуморальной системами  за счет увеличения и уменьшения кровотока  через почки, что достигается  уменьшением или увеличением  просвета сосудов. Центр рефлекса мочеиспускания располагается в спинном мозге. Он находится под контролем высшего  отдела центральной нервной системы.

Кожный покров человека. Его строение и функции.

Кожа выполняет различные функции: защитную, чувствительную, терморегуляторную, выделительную, является депо крови и т.д.

Состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы и подкожной жировой клетчатки.

Эпидермис – наружный слой. Образован многослойным эпителием. Его верхние слои образованы мертвыми ороговевшими клетками. Развит там, где кожа подвергается механическому воздействию (на ладонях и подошве).

Дерма – собственно кожа – слой плотной волокнистой соединительной ткани, находящейся под эпидермисом. Здесь находятся: потовые железы, волосяные луковицы, рецепторы кожной чувствительности, сальные железы, кровеносные сосуды, лимфатические сосуды. Клетки кожи могут откладывать красящее вещество – пигмент, от количества и состава которого зависит цвет кожи под влиянием солнечных лучей. Клетки дермы переплетены упругими волокнами, они придают коже эластичность. Благодаря эластичности кожа не мешает совершаемым организмом движениям.

Подкожная жировая клетчатка образована жировой соединительной тканью, выполняющей роль термоизолятора, предохраняющего организм от охлаждения, а также смягчающей удары. Жир служит резервом питательных веществ.

Анализаторы. Строение и  функции анализатора на примере  зрительного.

Анализаторы – сложные чувствительные образования нервной системы, воспринимающие раздражения из окружающей среды и ответственные за формирование ощущений. Различают три части любого анализатора:

  • Воспринимающая – состоит из рецепторов.
  • Проводниковая – представлена афферентными нервами и восходящими путями и нейронами ЦНС, передающими возбуждение в кору головного мозга.
  • Центральная – часть коры головного мозга, к клеткам которой поступает информация от рецепторов. В ней происходит окончательное различение раздражителя и формируются ощущения.

Зрительный анализатор

Вспомогательные:

  • брови – отводят пот со лба
  • веки – защищают глаза от чрезмерных световых лучей
  • слезный аппарат – смачивают, очищают, дезинфицируют глаза

Оболочки глаза:

  • белочная – внешняя, плотная, состоит из соединительной ткани – защитная
  • сосудистая – средняя, пронизана сосудами – питает глаза
  • сетчатка – внутренняя, в состав ее входят фоторецепторы – воспринимает свет

Оптическая система глаза:

  • роговица – прозрачная передняя часть белочной оболочки – пропускает и преломляет лучи
  • радужная оболочка – передняя часть сосудистой оболочки – образует зрачок, содержит пигмент, придающий цвет глазу
  • зрачок – отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами – расширяясь и сужаясь, регулирует количество поступаемых в глаз световых лучей
  • хрусталик – двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей – преломляет и фокусирует лучи света, изменяет кривизну
  • стекловидное тело – прозрачное тело в состоянии коллоида – заполняет глазное яблоко, пропускает лучи света

Световоспринимающие части  глаза: фоторецепторы – в сетчатке в форме палочек и колбочек – палочки воспринимают форму, а колбочки – цвет

Проводниковый путь:

  • зрительный нерв – волокна от рецепторов в сетчатке до стволовой части головного мозга – воспринимает возбуждение с палочек и колбочек, передает в зрительную зону коры больших полушарий
  • восходящий путь – нейроны и их отростки, идущие до коры головного мозга
  • зрительная зона коры больших полушарий – нервные клетки, расположенные в затылочной доле коры больших полушарий – происходит анализ возбуждений и формирование зрительных ощущений.

Железы внутренней секреции и их значение.

Железы внутренней секреции (не имеющие  специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через  них кровь) вырабатывают гормоны.

Гормоны – биологически активные вещества. Вырабатываются в небольших количествах, но длительное время сохраняются в активном состоянии и с током крови разносятся по всему организму.

Железы внутренней секреции:

  • Гипофиз. Расположен у основания головного мозга. Гормон роста. Оказывает большое воздействие на рост молодого организма.
  • Надпочечники. Парные железы, примыкающие к верхушке каждой почки. Гормоны – норадреналин, адреналин. Регулирует водно-солевой, углеводный и белковый обмен. Гормон стресса, управление деятельностью мускулатуры, сердечно-сосудистой системой.
  • Щитовидная железа. Располагается на шее спереди трахеи и на боковых стенках гортани. Гормон – тироксин. Регуляция обмена веществ.
  • Поджелудочная железа. Находится под желудком. Гормон – инсулин. Играет важнейшую роль в углеводном обмене.
  • Половые железы. Мужские семенники – парные органы расположены в мошонке. Женские – яичники – в брюшной полости. Гомоны – тестостерон, женские гормоны. Участвует в формировании вторичных половых признаков, в размножении организмов.

При недостатке гормона роста, вырабатываемого  гипофизом, возникает карликовость, при гиперфункции – гигантизм. Недостаток инсулина приводит к сахарному диабету. При избытке инсулина резко снижается  уровень глюкозы в крови, это  сопровождается головокружением, слабостью, чувством голода, потерей сознания и судорогами.

Размножение и развитие человека.

Яичники – парные органы, лежащие в брюшной полости. В них происходит образование яйцеклеток. Выход одной зрелой яйцеклетки в полость тела называется овуляцией, происходит в среднем раз в 28 дней. Вышедшая из яичника зрелая яйцеклетка попадает в яйцевод (маточная труба), где она живет всего 1 день и может слиться со сперматозоидом, проникшим туда через влагалище во время полового акта.

Если оплодотворение не происходит, то слизистая оболочка матки отторгается, это сопровождается кровяными выделениями.

Если оплодотворение происходит, образовавшаяся зигота сразу же начинает делиться, в результате чего возникает комочек, состоящий из мелких одинаковых клеток. Такой зародыш спускается по маточной трубе в матку.

Через 2 дня после попадания в  матку начинается зародышевый период. В этот период формируется плацента – через нее происходит связь организма матери и плода. С момента образования плаценты начинается плодный период. Беременность длится 9 месяцев, затем наступают роды.

Грудной возраст (1-ый год  жизни)

Первый месяц считается периодом новорожденности. Большую часть  суток он спит, просыпаясь лишь ко времени  кормления. На протяжении 1-го года жизни  в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе.

Хорошее физическое и психическое  развитие ребенка определяется рациональным режимом.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Ребенок усиленно растет, питается той  же пищей, что и взрослые, стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоуважению. Ребенок овладевает различными способами манипулирования  с предметами. В процессе игры ребенок  подражает действиям взрослых.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет)

Любознательность, период вопросов –  так можно назвать этот период. Растет и формируется головной мозг и формируется внутренняя речь. Подвижные  игры формируют мышечный аппарат.

Школьный период (от 7 до 17 лет)

Сложный период поступления в школу. Овладевает письмом, обучение ускоряет развитие навыков и способностей. С 11 лет ребенка называют подростком. Перестройка организма связана  с половым созреванием. Развитие мускулатуры спины и груди. Увеличение массы тела, развитие вторичных половых  признаков.

Высшая нервная деятельность.

Человеку свойственны сложные  формы поведения. Они связаны  с образованием условных рефлексов  и их торможения. Раздражителем для  большинства условных рефлексов  человека служит речь. Слово – сигнал, символ конкретного предмета или  явления окружающей среды. Павлов разработал теорию о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система  анализирует сигналы, идущие от рецепторов, связанных с внешней средой. Вторая сигнальная система получает информацию, поступающую к человеку в виде символов (слов, знаков, формул, изображений).

Формирование устной речи человека связано с лобной долей левого полушария, письменной – с височными  и теменными долями.

 

 

 

 

 

 

 

Химический состав клетки. Роль органических веществ в ее строении и жизнедеятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"