Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:58, реферат
В начале 19 века Русская армия начинает перестраиваться от рекрутских наборов переходит к всеобщей воинской обязанности. Вспомним, что до конца 18 века рекрутские наборы проводились ежегодно, в среднем до 80 тыс. человек. Срок службы в 1795 г. был установлен в 25 лет, а с 1834 г. — 20 лет и 5 лет в запасе. Однако громадная армия мирного вре¬мени не имела обученных резервов на случай войны.
Лекция № 14.
Раздел 7. Актуальные проблемы военного развития России.
Тема 14. Военная политика российского и советского государства в XIX – XX вв.
Вопросы
14.1 Военная политика российского и советского государства в XIX – XX вв.
14.2 Место и роль военной проблематики в отечественной истории.
14.3 Эволюция комплектования казачьих и иных формирований, порядок службы в российском государстве.
14.4 Роль российских этносов в становлении военной организации российского государства.
14.1 Военная политика российского и советского государства в XIX – XX вв.
- Комплектование Русской армии XIX – XX вв.
В начале 19 века Русская армия начинает перестраиваться от рекрутских наборов переходит к всеобщей воинской обязанности. Вспомним, что до конца 18 века рекрутские наборы проводились ежегодно, в среднем до 80 тыс. человек. Срок службы в 1795 г. был установлен в 25 лет, а с 1834 г. — 20 лет и 5 лет в запасе. Однако громадная армия мирного времени не имела обученных резервов на случай войны. Создать резерв за счет сокращения сроков службы было невозможно, т.к. рекруты освобождались от крепостной зависимости. «Господа, — писал неизвестный автор «Мыслей о военном поселении пехоты» в 1810г.,— справедливо боялись, что ...помещичьи крестьяне или дворовые люди, прослужив в армии и возвратившись к ним в имения, не будут им повиноваться и не будут обрабатывать барскую землю».
Царское правительство было вынуждено создавать в помощь армии временные формирования из казенных и помещичьих крестьян — ополчения (в войнах с Наполеоном, в Крымскую войну 1853—1856 гг.). Предпринималась попытка содержания поселенных войск (1816—1857). Семейных солдат и государственных крестьян приписывали к военным поселениям для совмещения военной службы с занятием сельским хозяйством. Однако уровень развития государства и военного дела требовал коренных изменений системы комплектования.
В 60-х гг. XIX в. правительство Александра II приступило к проведению в стране буржуазных реформ. В связи с отменой крепостного права в 1861 г. складывались новые возможности для изменения принципов комплектования вооруженных сил, другой становилась и социальная база армии.
К составлению плана преобразований привлекалось большое число лиц. Как отмечалось в докладе военного министра Д.А.Милютина, преобразования «никак нельзя считать последствием каких-либо предвзятых идей, насильственно привитых к нашему военному быту; все они выработаны на основании большинства мнений наиболее опытных и сведущих лиц целой армии».
1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности: «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности». Рекрутский набор был заменен обязательной всесословной воинской повинностью, формально уравнявшей обязанности по защите Отечества для всех слоев населения России.
Призыву подлежали молодые люди, уже достигшие 20-летнего возраста. Часть призывников зачислялась на действительную службу с последующим переводом в запас армии и потом в ополчение, часть — сразу в ополчение. Это решалось простой жеребьевкой. Лица, по номеру вытянутого жребия не подлежавшие поступлению в войска, зачислялись в ополчение (до 40-летнего возраста) и призывались лишь в военное время. Устав запрещал замены и откуп от службы, повинность носила личный характер.
Государственное ополчение было разделено на 2 разряда. Первый предназначался для пополнения полевых войск и состоял из тех, кто по жребию не попал в постоянное войско. Второй — для пополнения тыловых частей — из лиц, не годных по физическому состоянию и здоровью для строевой службы, но способных носить оружие, и многочисленной категории льготников по семейному положению.
Общий срок службы в армии составлял 15 лет (6 лет на действительной службе и 9— в запасе), на флоте— 10 лет (7— на действительной службе, 3 — в запасе).
Вместе с тем Устав предусматривал значительные льготы и отсрочки. Для призывников с высшим образованием срок службы составлял 6 месяцев и 14 лет в запасе, с начальным — 4 года и 11 лет в запасе. Для окончания образования предоставлялись отсрочки. Учитывая патриархальность крестьянской общины, не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, получая льготы по семейному положению. Владельцы земельных наделов и торгово-промышленных предприятий, имеющие более 5 рабочих, получали отсрочку по имущественному положению. Устанавливались льготы и по физическому состоянию и здоровью.
Кроме того, от призыва освобождались лица духовного звания, врачи, учителя, деятели науки и искусства. Воинская повинность не распространялась на значительную часть «инородческого» населения Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Казаки, население Финляндии, Северного Кавказа, Астраханской губернии, Тургайской и Уральской областей, кочевые народы Сибири отбывали воинскую повинность на особых основаниях. Всем мусульманам служба была временно заменена денежным налогом. В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30 % от лиц призывного возраста.
Введение всесословной воинской повинности позволило в достаточно короткие сроки увеличить численность армии, создать обученный резерв для ее пополнения в военное время. Были отменены основные привилегии дворянству, освобождавшие его от службы. Российские вооруженные силы превращались в современную массовую армию, реализуя основную идею милютинских реформ — «развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при наименьшем числе наличных войск в мирное время».
В дальнейшем, после поражения России в русско-японской войне 1904—1905 гг. ряд положений уже устаревшего к тому времени Устава подвергся изменениям в ходе военных реформ 1905—1912 гг. Прогрессивный для своего времени, Устав не обеспечивал необходимое количество новобранцев. От воинской повинности было освобождено 10 % населения России, система льгот доходила до 48 % внесенных в призывные списки. Это позволяло сделать вывод о неравномерности распределения военного бремени среди различных категорий населения, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создавали массу исключений.
Приходилось учитывать и «полное отрицание всяких воинских доблестей и презрение к военной службе как глупому и вредному занятию», сложившиеся среди «образованных классов» и «передовой интеллигенции». Тем не менее государство нуждалось в массовой, хорошо подготовленной армии в условиях угрозы новой войны.
В 1912 г. был принят новый Устав о воинской повинности, на 1 год понизивший призывной возраст, чем значительно сокращалась численность призывников, пользовавшихся льготами по семейному положению. В то же время при 1,5-миллионном контингенте призывников в 1913 г. армия могла принять не более 500 тысяч. Для подготовки большего количества военно-обученных резервов сроки службы в 1906 г. были сокращены: в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск— с 5 до 4, на флоте — с 7 до 5. Запас был разделен на два разряда: молодого возраста (1-й разряд)— для пополнения полевых войск и старшего возраста (2-й разряд) — тыловых и резервных частей. Срок пребывания в ополчении увеличился до 43-летнего возраста.
Были введены дополнительные привилегии для зажиточных классов— новые льготы по образованию, сократившие число офицеров запаса. Вместе с тем в 1910 г. правительство отменило сословные ограничения при приеме в военно-учебные заведения, значительно расширив социальную базу офицерского корпуса за счет буржуазии, мещан и других имущих слоев населения.
Тем не менее при наличии в России мужского населения в призывном возрасте свыше 25 млн. человек, под ружье могло быть поставлено всего лишь около 8 млн. — едва 5 % населения страны, в то время как Германия смогла поставить под ружье 10—12 % своего населения. Эти недостатки пришлось устранять в ходе первой мировой войны, но уже после больших потерь.
До конца 1914 г. весь запас был поставлен под ружье, началась мобилизация ополчения 1-го разряда. Фронт ежемесячно поглощал до 300 тыс. человек на пополнение убыли и на новые формирования.
В 1915 г. недавно принятый Устав был изменен, ополченцы 2-го разряда были направлены на фронт, широко стали применяться досрочные призывы. 3 февраля 1917 г. был проведен последний призыв в этой войне. Всего за время войны вместе с кадрами было мобилизовано более 14,5 млн. человек. Первая мировая война породила поистине массовые многомиллионные армии.
Таким образом, в последней четверти XIX в. на смену рекрутским наборам, типичным для феодально-крепостнической системы России, пришла всеобщая всесословная воинская повинность, позволившая создать массовую армию с необходимым обученным резервом. Источником для ее комплектования стали не отдельные представители народа (рекруты), а весь народ. Был ликвидирован основной недостаток профессиональной (в современном понимании) армии — отсутствие подготовленных резервов. К концу века военно-обученные резервы насчитывали 3 млн. человек. Однако превратить российскую армию в случае войны в «вооруженный народ» до конца не удалось.
-Комплектование армии нового типа
Октябрь 1917г. положил начало созданию совершенно новой армии. Угроза вторжения германских войск заставила Советское правительство сосредоточить усилия на ускорении комплектования постоянной армии. Вождь победившей революции В.И. Ленин подчеркивал, что республике «для обороны нужна твердая и крепкая армия...». Страна раскололась на два лагеря, народ устал от тягот первой мировой войны, и единственно возможным средством создания боеспособных частей в условиях развала старой армии было добровольчество.
Красная Армия, образованная декретом СНК 15 (28) января 1918 г., создавалась «из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс», «кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний революции, власти Советов и социализма». В нее принимали на основе индивидуального отбора солдат, матросов, рабочих и крестьян-бедняков, что обеспечивало социальную однородность и преданность Советской власти.
Командный состав комплектовался на выборной основе (до апреля 1918 г.). Острая нехватка квалифицированных командиров вынуждала привлекать в армию и на флот бывших офицеров и генералов царской армии. Для контроля за их деятельностью был введен институт военных комиссаров.
Разгоравшаяся гражданская война и интервенция требовали для защиты советской власти создания массовой регулярной армии, чего не мог обеспечить добровольный принцип ее комплектования. «Добровольческие полки недостаточны, — указывалось в обращении ЦК партии, — обязательный призыв должен быть проведен в жизнь. Во имя борьбы за хлеб, за землю, за свободу и социализм рабочие и крестьяне — под ружье!»
Декретом ВЦИК РСФСР в апреле 1918 г. вводится всеобщее военное обучение, а уже в мае постановлением «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» начался переход ко всеобщей мобилизации беднейших слоев крестьянства и рабочих. Почетное право защищать революцию предоставлялось только трудящимся. Впоследствии социально-классовая база комплектования значительно расширилась за счет крестьян-середняков.
К концу 1920 г. удельный вес рабочих в армии и на флоте составлял 15 %, крестьян — 77 %, других социальных групп — 8 %. Обязательные призывы в то же время не исключали партийных и профсоюзных мобилизаций и добровольческих формирований. Все это позволило в достаточно сжатые сроки создать новую организованную, дисциплинированную армию, защитившую завоевания революции.
Сложность экономического и финансового положения СССР, с одной стороны, необходимость сокращения многомиллионной армии с сохранением ее боеспособности — с другой, а также потребность решения проблемы массового обучения военному делу гражданского населения определили дальнейший путь строительства вооруженных сил. В стране создавались территориально-милиционные формирования, в которых служба переменного состава была организована в форме военных сборов под руководством кадровых военных, без длительного отрыва от производства.
С окончанием гражданской войны остро встала необходимость проведения военной реформы. 18 сентября 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе, установивший смешанное кадрово-милиционное устройство Вооруженных Сил. В нем было установлено, что защита СССР является обязанностью всех советских граждан; оборона страны с оружием в руках осуществляется только трудящимися; «нетрудовые элементы» — выходцы из российской буржуазии, которым оружие не доверялось, проходили службу в тыловом ополчении (до 1937 г.). В мирное время им предоставлялось право вместо службы уплачивать налог.
Закон установил обязательную военную службу лиц мужского пола с 19 до 40 лет. Первые 2 года— допризывная подготовка, 5 лет — действительная военная служба и нахождение в запасе до 40 лет. Действительная служба могла проходить в кадровом составе частей РККА, переменном составе территориальных частей или вневойсковым порядком. В военное время предусматривалась мобилизация мужчин и некоторых категорий женщин, отсрочки предоставлялись лишь тем рабочим и служащим, чье отсутствие могло внести расстройство в работу предприятия или учреждения. Подобная практика комплектования продолжалась до середины 30-х гг.
Территориально-милиционная система в сочетании с кадровой позволяла иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии (численность кадровой армии была сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г. и доведена к декабрю 1925 г. до 562 тыс. человек), способное обеспечить неприкосновенность границ. Кадровыми были также ВВС, ВМФ и специальные войска. В случае же войны такая система позволяла быстро мобилизовать крупные военные силы.
В ходе военной реформы были созданы многочисленные национальные формирования, составлявшие весной 1925 г. 10% численности Красной Армии.
Информация о работе Актуальные проблемы военного развития Росси