Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:58, реферат
В начале 19 века Русская армия начинает перестраиваться от рекрутских наборов переходит к всеобщей воинской обязанности. Вспомним, что до конца 18 века рекрутские наборы проводились ежегодно, в среднем до 80 тыс. человек. Срок службы в 1795 г. был установлен в 25 лет, а с 1834 г. — 20 лет и 5 лет в запасе. Однако громадная армия мирного вре¬мени не имела обученных резервов на случай войны.
Если источник комплектования рядового состава базировался на классовом принципе, то с начальствующим составом было сложнее. Отсутствие квалифицированных кадров предопределило то, что значительная часть офицеров были выходцами из дворян. Постепенно в ходе кадровых чисток «неблагонадежных» и начавшихся репрессий армия лишилась тысяч подготовленных специалистов, заменить которых оказалось достаточно сложно, несмотря на расширение сети военно-учебных заведений.
В середине 30-х гг. над миром нависла явная угроза войны, которая неумолимо приближалась к границам СССР. Стремительное ухудшение внешнеполитической обстановки, угроза новой мировой войны настойчиво диктовали необходимость строительства массовой армии на основе введения всеобщей воинской обязанности. Основой для этого стала отмена социально-классовых ограничений для прохождения службы в рядах Вооруженных Сил, провозглашенная Конституцией СССР 1936 г.
31 августа 1939 г. был принят «Закон о всеобщей воинской обязанности», определивший, что «все мужчины — граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения обязаны отбывать военную службу в составе Вооруженных Сил СССР».
Несмотря на отмену классового подхода в системе комплектования, некоторые ограничения сохранялись. Не призывались граждане, арестованные, сосланные и высланные из мест прежнего проживания, лишенные по суду избирательных прав. Призывались, но направлялись в рабочие батальоны призывники, чьи родители или родственники были репрессированы или сосланы за «контрреволюционную» и «шпионско-вредительскую» работу, имевшие многократные судимости, а также представители национальных меньшинств: японцы, корейцы, китайцы, турки и румыны.
Сроки действительной военной службы устанавливались: в сухопутных и внутренних войсках для рядового состава — 2 года, для младшего начальствующего состава — 3 года; в авиации армии и флота и сухопутных частях погранвойск— 3; в частях береговой обороны и на кораблях погранвойск— 4; в ВМФ — 5 лет. В школах вводились начальная и допризывная военная подготовки. Призыв на службу осуществлялся с 19 лет, для окончивших среднюю школу — с 18 лет. Увеличен и предельный возраст нахождения в запасе рядового и младшего начсостава — с 40 до 50 лет, ограничены льготы и отсрочки.
Таким образом, принятый перед Великой Отечественной войной «Закон о всеобщей воинской обязанности» значительно расширил базу комплектования армии и флота, закрепил переход на кадровую систему устройства. «К настоящему моменту, — докладывал нарком К.Е. Ворошилов на Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г., — армия представляет собой боеспособную, верную партии и государству вооруженную силу... отбор в армию исключительный. Нам страна дает самых лучших людей».
Великая Отечественная война потребовала напряжения всех сил советского народа. Было введено всеобщее военное обучение. Своевременно закончилась мобилизация военнообязанных, начавшаяся 23 июня. В течение первой недели войны было призвано 5,3 млн. человек.
Свыше 20 млн. советских граждан подали заявления с просьбой о зачислении в Красную Армию добровольно. Создавались дивизии народного ополчения — резерв действующей армии, комплектуемые непригодными для военной службы. Из добровольцев были сформированы истребительные батальоны для охраны предприятий и борьбы с десантами врага, три женских авиаполка, 6-й Сибирский добровольческий танковый корпус и др.
Граждане, не призванные в армию по своим политико-моральным качествам, по возрасту или состоянию здоровья, мобилизовывались на оборонные предприятия, в тыловые учреждения, дежурили в госпиталях, рыли окопы и т. д. В 1942 г. удельный вес женской рабочей силы в промышленности составил 53 %, подростковой — 15%. На транспорте и в военной промышленности было введено военное положение.
Весь народ или служил в армии, или работал на нее (за все время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек примерно 40 возрастов; возрастные границы мобилизуемых были определены от 16—17 до 55 лет).
Это и стало залогом Великой Победы.
В послевоенные годы военное противостояние и конфронтация стали основонолагающими чертами политики «холодной войны». Давая выход накопившимся проблемам, лидеры целого ряда стран то и дело позволяли себе меряться силами в ходе локальных (ограниченных) войн и вооруженных конфликтов.
Советский Союз посылал своих военнослужащих и даже контингентные войска для непосредственного участия в боевых действиях на территории Китая (1950 г.), Северной Кореи (1950— 1954), Египта, Сирии (арабо-израильские войны), Вьетнама (1965—1973), Афганистана (1979—1989) и ряда других стран. Вооруженные Силы СССР принимали непосредственное участие в событиях в Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.), в вооруженных конфликтах на советско-китайской границе, на Дальнем Востоке и Казахстане (о. Даманский, р-н оз. Жаланшколь, 1969 г.).
Политика силового давления, характерная для обоих противоборствующих лагерей, вынуждала СССР иметь мощную кадровую армию, гарантирующую обеспечение безопасности государства.
В СССР до 1967 г. действовал «Закон о всеобщей воинской обязанности» 1939 г. с небольшими изменениями. Новый «Закон СССР о всеобщей воинской обязанности», принятый в 1967 г. и действовавший до 1993 г., сохранил положение об обязательном прохождении военной службы всеми мужчинами — гражданами СССР. Был снижен до 18 лет призывной возраст, расширены права на отсрочки, впервые введен предельный возраст призыва по семейному положению — 27 лет, после чего гражданин сразу зачислялся в запас. Окончательно были ликвидированы социально-классовые, национальные и идеологические ограничения для службы в рядах Вооруженных Сил, за исключением лиц, отбывающих уголовное наказание и находящихся под следствием.
Сроки действительной военной службы для солдат и сержантов Советской Армии, пограничных, внутренних и железнодорожных войск составляли 2 года, для ВМФ — 3 года. Имеющие высшее образование призывались на 1 год.
Система комплектования Советских Вооруженных Сил прошла длительный исторический путь развития от добровольных формирований Рабоче-Крестьянской Красной Армии до всеобщей воинской обязанности в Вооруженных Силах СССР. Постепенно исчезали сословно-классовые, национальные и идеологические ограничения и в конечном итоге источником комплектования армии и флота стал весь народ, позволив советскому государству создать многочисленные Вооруженные Силы, имеющие обученные и подготовленные резервы. И вовсе не случаен был лозунг тех лет: «Народ и армия едины». Подобная система была оправдана враждебным окружением молодой советской республики, грозными событиями второй мировой войны и длительным противостоянием двух различных социальных систем.
-Система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации
После окончания «холодной войны», распада СССР, перемен в социально-экономической, общественно-политической жизни, а также во внешней политике России произошли значительные изменения во взглядах на оборонное строительство и строительство Вооруженных Сил России. Сама необходимость наличия мощных армии и флота не подвергается сомнению.
В результате долгих и острых дискуссий в условиях начавшихся военных реформ было признано оптимальным в сложившихся конкретных условиях ввести смешанную систему комплектования армии и флота, основанную на сочетании обязательного призыва граждан на военную службу с добровольной службой по контракту. Предусмотрена и альтернативная служба.
В настоящее время система комплектования основывается на Законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Законом определен срок военной службы по призыву в 24 месяца, для имеющих высшее образование — 12 месяцев. Призывной возраст установлен от 18 до 27 лет для состоящих или обязанных состоять на воинском учете, не имеющих права на освобождение или отсрочку.
Другая форма военной службы — по контракту (добровольная) предусматривает поступление на службу в возрасте 18—40 лет на срок контракта (3, 5, 10 лет). Контракт могут заключать и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее 12 месяцев.
Изменены действующие основания для отсрочек от призыва граждан на военную службу, а также введен ряд новых: для поступивших на работу в государственные организации, перечень которых определен Правительством РФ; для граждан, имеющих высшее образование и поступивших на службу в органы внутренних дел, федеральные органы налоговой полиции и таможенные органы Российской Федерации; а также для обучающихся в образовательных учреждениях указанных органов или окончивших данные образовательные учреждения; для получающих послевузовское образование по очной форме; для получения гражданами начального, среднего и высшего профессионального образования.
Кроме того, законом установлено правило, согласно которому военную службу по призыву граждане проходят лишь в Вооруженных Силах, войсках пограничной службы, внутренних войсках МВД, железнодорожных войсках и войсках правительственной связи. Это ограничивает возможности использования граждан в целях, не связанных с подготовкой к защите Отечества.
Таким образом, Закон в полной мере отвечает требованиям к правовому регулированию вопросов воинской обязанности, соответствует реалиям современного военного строительства.
Переход от всеобщей воинской обязанности к смешанной системе комплектования является важной составляющей военной реформы в современной России.
Система комплектования Вооруженных Сил в России прошла длительный исторический путь, изменяясь в соответствии с этапами социально-политического и экономического развития общества и государства, его целями и задачами, характером военной доктрины и уровнем развития военного дела. Менялись принципы и источники комплектования, но неизменным оставалось стремление обеспечить надежную безопасность страны.
14.2 Место и роль военной проблематики в отечественной истории.
Войны на протяжении всей жизнедеятельности человечества занимают огромную историческую нишу. Из более чем тысячелетней истории России едва ли наберется более 200 лет мирного времени. Любая война отражается не только на жизнедеятельности государства в целом но и практически на каждой его семье, о чем свидетельствует история Великой Отечественной войны. А вторая мировая война коснулась большей части населения всей планеты.
На протяжении веков военной истории всегда уделялось огромное внимание. Военная история как определенная совокупность знаний возникла на раннем этапе развития человечества. В древности и в средние века наиболее типичной формой военно-исторических сочинений были анналы и хроники (на Руси - летописи) - повествования о важнейших событиях военной жизни. Тогда же появились первые военно-исторические труды, мемуарные произведения. В них делались попытки на основе исследования военных событий дать им оценку, вывести основополагающие принципы военного искусства.
В средние века в Русском государстве предпринимаются первые шаги по созданию материальной основы для проведения военно-исторической работы. Так, с середины ХVIв. в Москве в Оружейной палате и Кремлевском арсенале начинается сбор и хранение многочисленных военно-исторических реликвий. В 1560 г. в Москве открылась первая выставка трофейного вооружения.
Большое внимание военно-исторической работе стало уделяться в эпоху Петра I. Он издал Указ о сборе исторических предметов "Для Памяти на вечную славу", который послужил основой для создания военно-исторических коллекций. Во исполнение данного указа в 1709 г. была открыта модель-камера при Санкт-Петербургском адмиралтействе, преобразованная в 1805 г. в Морской музей.
С 1775 г. коллекционные военно-исторические предметы стали храниться в помещении Главного арсенала в Санкт-Петербурге, получившем название "Достопамятный зал". К концу ХVШ в. в нем насчитывалось около 6 тыс. мемориальных предметов военной истории.
С конца ХVШ - начала XIX в. создаются первые военно-архивные учреждения (Собственное Его Императорского Величества депо карт в 1797 г., Архив инспекторского департамента Главного штаба - 1812 г., Центральный архив морского ведомства - 1827 год и др.)
Следует особо подчеркнуть, что в этот период - становления и развития регулярной русской армии особое внимание придавалось изучению военной истории как важнейшего направления военно-исторической работы того времени.
Так, великий русский полководец А.В. Суворов, уже к двадцати годам самостоятельно изучивший походы Александра Македонского, Ганнибала, Цезаря, Тюренна, Кондэ и других полководцев, говорил, что без светильника истории тактика — потемки.
Михаил Илларионович Кутузов подчеркивал, что военная история очищает рассудок от бесплодных пустых теорий, возвышает дух воинов, представляя им деяния великих мужей к подражанию оным. Из всех необходимых познаний, подчеркивал великий полководец, признаем военную историю за важнейшую и ставим ее выше всех.
С середины XIX в. по мере превращения военной истории в самостоятельную отрасль научных знаний цели ее переосмысливались и конкретизировались. Стали складываться определенные методы военно-исторического исследования, активизировалась работа с архивными источниками, продолжала развиваться материальная база военно-исторической работы.
В 1868 г. был открыт Артиллерийский музей, в распоряжение которого в 1873 г. поступил архив Главного артиллерийского управления, имевшего более 100 тыс. ед. хранения. В 1867 г. создается крупнейший военный архив дореволюционной России - Военно-ученый архив Главного штаба, по материалам которого были созданы фундаментальные военно-исторические труды, посвященные истории войн, Вооруженных Сил, отдельных воинских формирований.
Целенаправленный же и организованный характер военно-историческая работа в дореволюционной России приобрела со второй половины XIX в. Проводилась она под руководством Генерального (Главного) штаба, штабами объединений и соединений, военно-учебными заведениями и другими военными органами.
Особое место в военно-исторической работе в дореволюционный период занимали военно-исторические комиссии - центральные военно-научные учреждения, создаваемые для изучения и обобщения опыта прошедших войн и черпавшие основные документы в Военно-ученом архиве Главного штаба.
Информация о работе Актуальные проблемы военного развития Росси