Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 15:06, контрольная работа
Высшая нервная деятельность человека – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде. Психическая деятельность – это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопровождаться физической работой.
Введение
Физиологические основы мышления
Структура процесса мышления
Вербальный и невербальный интеллект
Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности
Половые различия и интеллектуальные функции
Механизмы творческой деятельности
Заключение
Список литературы
Контрольная
работа
По дисциплине «Основы нейрофизиологии и ВНД»
На тему:
«Физиологические основы мышления»
Введение
Высшая нервная деятельность
человека – это совокупность нейрофизиологических
процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную
переработку информации и приспособительное
поведение организма в окружающей среде.
Психическая деятельность – это любая
осознаваемая деятельность мозга. Она
может сопровождаться или не сопровождаться
физической работой. Психическая деятельность
– функция целого организма. При психической
деятельности происходит переход от внешнего,
реального мира к внутреннему, идеальному,
что получило отражение в понятии интериоризации.
Потребности и вызываемые ими мотивы выступают
как цели деятельности, содержание и формы
которой определяются общественно- историческими
факторами, общественными соотношениями
и опытом человека. Цель деятельности
выступает как концептуальная модель
желаемого, возникающая в сознании человека,
где личная необходимость регулируется
общественной необходимостью. Материальной
базой психической деятельности человека
являются физиологические процессы в
виде паттернов (рисунка, узоров) импульсной
активности нейронов во взаимодействии
со следами памяти. В частности, паттерн
нервных импульсов отражает смысловые
содержания звуковых сигналов. Основное
значение психических процессов состоит
в приспособлении человека к окружающей
среде. Прообразом психической деятельности
человека является психонервная деятельность
животных. Психическая деятельность –
составная часть ВНД, поскольку ВНД может
протекать осознанно и подсознательно,
а психическая деятельность является
осознаваемой. Мышление является одной
из основных форм психической деятельности.
Также выделяют такие формы, как ощущение,
восприятие, представление, внимание,
чувства (эмоции) и воля.
Структура
процесса мышления
Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.
Появление речи в процессе
эволюции принципиально
Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становиться более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной - с другой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные признаки, которые непосредственно недоступны объекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как самому субъекту, так и его партнеру.
С позиции теории функциональных систем П. К. Анохина основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесс мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует набор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно – исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора результатов, а также эфферентного синтеза. Возникают новые замыслы, идеи и, возможно, привлекаются иные способы доказательств.
У человека различают три основных вида
мышления: элементарное (конкретное),
абстрактное (оно свойственно только человеку)
и словесно – логическое (дискурсивное).
Последнее функционирует на базе языковых
средств и представляет собой наиболее
поздний период онтогенетического развития
мышления.
Вербальный
и невербальный интеллект
На основании соотношений первой и второй сигнальных систем И.П.Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы.
Художественный тип характеризуется преобладанием функций первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части. У мыслительного типа, у которого усилена работа второй сигнальной системы, резко выражена способность отвлечения от действительности, основанная на стремлении анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое. Для среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем.
Большинство людей принадлежат к среднему типу. По мнению И.П.Павлова, крайние типы – «художественный» и «мыслительный» - служат поставщиками нервных и психиатрических клиник.
Два специально человеческих
типа ВНД – художественный
и мыслительный – тяготеют
к разным типам темперамента.
Темперамент по И.П.Павлову
Интеллектуальные особенности «мыслительного» типа сочетаются с повышенной тревожностью и пессимизмом меланхолического темперамента.
Особенности «художественного» типа могут сочетаться с любым из трех других типов темперамента, для которых в целом характерен более оптимистический эмоциональный настрой по сравнению с меланхоличным темпераментом.
На основе исследований
Межполушарная асимметрия
Функциональная
асимметрия мозга и
особенности мыслительной
деятельности
Использование методик, с помощью которых можно избирательно воздействовать только на одно полушарие, позволило исследователям продемонстрировать значительные различия в умственных способностях двух полушарий. Полагают, что левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие – база для логического мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность – ее понимание и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по – видимому, последовательно. Правое полушарие обеспечивает конкретно – образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно – пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом.
Правое полушарие лучше, чем
левое, справляется с
Следует отметить, что каждое
полушарие, функционируя
Нормальные люди в этих условиях сразу видят необычную, составную природу рисунков. При выполнении других тестов – с абстрактными фигурами, цветовыми стимулами – получены аналогичные результаты: у человека с «расщепленным мозгом» объект воспринимается одним полушарием и всегда нерасчлененным.
Таким образом, другое
Существует точка зрения, согласно которой в функциях различных полушарий представлены различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с осознанными, логическими процессами мышления. Функция правого полушария – это интуитивное мышление. По мнению Р. Орнстейна, сегодня принятая система образования строится исключительно на развитии у детей способностей левого полушария, т.е. языкового и логического мышления, а функции правого полушария специально не развиваются. Невербальному интеллекту не уделяется должного внимания.