Физиологические основы мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание

Высшая нервная деятельность человека – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде. Психическая деятельность – это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопровождаться физической работой.

Содержание

Введение
Физиологические основы мышления
Структура процесса мышления
Вербальный и невербальный интеллект
Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности
Половые различия и интеллектуальные функции
Механизмы творческой деятельности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по нейрофизиологии.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

          Интересную гипотезу развивает Д. Кимура. Исходя из того, что речевая функция левого полушария связана с движениями ведущей правой руки, она предполагает, что речевая специализация левого полушария является следствием не столько асимметричного развития символических функций, сколько развития определенных двигательных навыков, которые помогают в общении. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторых видов двигательной активности.

          Связь левого полушария с определенными  типами движения хорошо известна  в клинике. Рука, соответствующая полушарию с речевым центром (чаще правая), обнаруживает большие способности к тонким движениям, чем рука, связанная с недоминантным полушарием. Больные с повреждением левого полушария и без правостороннего паралича тем не менее испытывают затруднения в воспроизведении сложной последовательности движений рук и сложных позиций пальцев. У глухонемых поражение левого полушария сопровождается распадом языка жестов, что сходно с распадом речи у нормально говорящих людей.

          Д. Кимура полагает, что в эволюционном плане именно развитие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способностей и привело к формированию особых функций левого полушария. Способность руки к тонким манипуляциям была передана артикуляционным органам. В ее коммуникативной теории развития речи ведущая роль принадлежит не звуковым сигналам, а выразительным жестам.

          Стремление понять, в чем состоит  своеобразие взаимоотношений двух  половин мозга в процессе творческой  деятельности, побудило ученых к  изучению особенностей организации полушарий у людей искусства. Была высказана гипотеза о повышенной способности творческих личностей к интеграции функций обоих полушарий (Леви Д., 1995). Исследования действительно подтвердили, что для обычных людей характерна более строгая латерализация функций полушарий при большей их билатеральности у художников. У художников – профессионалов на протяжении их творческой жизни каждая половина мозга (а не только правая) развивает структуры, формы и методы, необходимые для художественного творчества. Поэтому в случае повреждения одного из полушарий в зрелом возрасте второе сохраняет как свои врожденные художественные способности, так и приобретенные на основании взаимодействия с другим полушарием.

          Исследование музыкантов тоже наводит на мысль о более двустороннем представительстве у них функций, важных для музыкальных способностей, по сравнению с не столь одаренными людьми. Восприятие мелодии включает образное представление громкости и высоты тонов, специфического звучания аккордов, темпа и ритма. Доминированпозиторы ие  того и другого полушария зависит от того, какому аспекту мелодии уделяется больше внимания. Так, хорошо знакомые мелодии могут кодироваться в виде целостного образа (гештальта), тогда как незнакомые мелодии требуют аналитического подхода. Установлено, что локализация активации в полушарии при прослушивании музыкальных произведений зависит от музыкальной грамотности слушателя. Более образованные в музыкальном отношении испытуемые, использовавшие аналитическую стратегию и умеющие обнаруживать сходство и различие звуков в аккордах, по данным ПЭТ показывают большее потребление глюкозы левым полушарием. У лиц, не имеющих музыкального образования, прослушивание музыки усиливало метаболическую активацию (по глюкозе), особенно в теменных и затылочно –височных областях правого полушария.

          Вместе с тем у одаренных  музыкантов двустороннее представительство  музыкальных способностей встречалось чаще, чем обычно бывает у менее талантливых музыкантов. Сведения о музыкантах  с односторонним поражением мозга подтверждают, что у них, так же как у художников, соответствующие способности сохраняются лучше, чем у обычных людей. Известны случаи, когда после левостороннего инсульта композиторы продолжали успешно заниматься своей профессиональной деятельностью. Русский композитор В.Я. Шебалин успешно сочинял музыку и после левостороннего инсульта, вызвавшего у него тяжелую форму афазии. У обыкновенных людей различные аспекты их музыкальных способностей связаны с разными полушариями и неодинаково страдают при одностороннем поражении мозга. Немузыканты склонны воспринимать мелодии «глобально», т.е. в основном правым полушарием.

          Музыканты – профессионалы, по  – видимому, различаются между  собой по степени использования способностей правого и левого полушарий, однако асимметрия в восприятии тонов, силы звука, аккордов, темпа и ритма у них, похоже, значительно меньше, чем у обычных людей. Накопленный у людей искусства творческий опыт усиливает структурно – функциональное сходство и взаимодействие их полушарий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Половые различия и интеллектуальные функции 
 

          Поведенческие, неврологические  и биохимические исследования  проливают свет на те процессы, которые порождают половые различия  в организации мозга. Половые гормоны начинают влиять на мозг в таком раннем возрасте, что реакция на воздействие внешней среды по- разному смонтированного мозга у мальчиков и девочек существенно различается почти сразу после рождения. Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интеллекта измеряемого по IQ.

          Мужчины лучше ориентируются  в пути, следуя по какому-либо  маршруту. Им требуется меньше  времени на запоминание маршрута, они совершают меньше ошибок. Но после того как маршрут заучен, женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины. По-видимому, они склонны больше пользоваться наглядными ориентирами и в повседневной жизни.

          Мужчины, как правило, лучше,  чем женщины, решают пространственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требующих математических рассуждений. У мужчин обнаруживаются большие способности к формированию точных двигательных навыков прицеливания, метания, перехвата различных снарядов.

          Женщины, как правило, превосходят  мужчин в быстроте идентификации  сходных предметов, в арифметическом счете, у них лучше развиты речевые навыки. Женщины быстрее справляются с некоторыми мануальными заданиями, где требуются точность, ювелирность движений.

          Поскольку генетический материал  у мужчин и женщин, за исключением  половых хромосом, одинаков, скорее  разное качество умственных способностей  у мужчин и женщин отражает различие гормональных влияний на развивающийся мозг. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых органов, главный из которых – тестостерон).

          Тестостерон вызывает маскулинизацию, способствует формированию мужских  половых органов, а также уже  на ранних этапах жизни формирует стереотипы мужского поведения. Половые гормоны изменяют функционирование мозга только во время критического периода развития человека. Введение тех же самых гормонов в более поздние периоды жизни таких эффектов не вызывает. Лишение новорожденных самцов тестостерона путем кастрации или введение новорожденным самкам андрогенов приводит в зрелом возрасте к полному изменению специфических для данного пола форм поведения на противоположный. Крысы-самки, которым вводят андрогены, ведут себя самцы. Они становятся более агрессивными, склонными к играм с элементами драки, предпочитают грубый физический контакт. Кастрированные самцы ведут себя, как самки. При этом у них обнаруживают характерную для самок склонность к использованию наглядных ориентиров при выполнении  заданий, связанных с

пространственным  обучением.

          Изучение особенностей поведения   и  способностей девочек, которые в пренатальной или неонатальной жизни подверглись избыточному воздействию андрогеном (мужским половым гормоном) из-за врожденной гиперплазии надпочечников их матерей, показало, что, взрослея, они проявляли более выраженное мальчиковое поведение и большую агрессивность. Эффект был необратим и не корректировался медикаментозной терапией. У них, так же как и у мужчин, лучше развиты пространственные функции. Они лучше выполняют тесты на пространственную манипуляцию, вращение предметов. Однако никаких различий в других перцептивных или вербальных тестах, требующих логических рассуждений, между двумя группами девочек – с гормональными нарушениями и без них – выявлено не было.

          Многие ученые полагают, что в  основе различия мужского и  женского ума лежит менее выраженная  у женщин асимметрия полушарий  по сравнению с мужчинами. У  женщин повреждение одного мозгового  полушария чаще, чем у мужчин, вызывает меньший дефект, такая же травма у мужчин сопровождается более выраженными последствиями. Есть данные о том, что задняя часть мозолистого тела у женщин больше. Это должно указывать на более полное взаимодействие полушарий у женщин по сравнению с мужчинами.

          Установлено, что крыс-самцов кора правого полушария толще левого. Это согласуется с другими данными о том, что ранее влияние мужского полового гормона (андрогена) ведет к подавлению роста коры левого полушария.

          Наблюдение за эмбрионами человека  также показало, что у будущих мальчиков кора правого полушария толще левого. Однако, как вытекает из результатов обследование мужчин и женщин с поврежденным правым полушарием, способность к пространственному вращению предметов,  которая лучше выражена у мужчин, не обусловлена половыми функциональными различиями правого полушария. Повреждение правого полушария не вызывало у мужчин более выраженных нарушений пространственного вращения, чем у женщин, как это можно ожидать, если бы такие способности у мужчин определялись большей развитостью правого полушария.

          Сходное предположение о более  выраженной асимметрии мозга  у мужчин высказано и в отношении  речи. При этом исходили из  того факта, что афазия чаще  встречается у мужчин после  травмы левого полушария. На  этом основании и было сделано заключение, что у женщин оба полушария принимают большее участие в организации речи. Однако полученные некоторыми авторами данные опровергают это мнение: среди женщин с повреждением правого полушария афазия встречается столь же часто, как и среди мужчин с аналогичной травмой.

          Д. Кимура (1992), исследуя нарушения  речевых функций у мужчин и  женщин в результате поражения  мозга, установила, что у женщин  организация речи и связанные  с ней двигательные функции  локализованы  в  левой лобной коре.

          У мужчин центр с аналогичными  функциями находится в задних  отделах того же полушария.  После повреждения лобной части  мозга у женщин афазия развивается чаще, чем у мужчин. При повреждениях же задних отделов мозга (обычно эта травма встречается чаще, чем  поражения в передних отделах) речевые функции женщин страдают реже не потому, что у них менее выражена асимметрия мозга, а потому, что у них реже подвергается разрушению центр организации речевых движений, локализованный в передних областях мозга. У мужчин же система выбора и программирования речевых движений находится в задних отделах полушария.

          По мнению Д. Кимура, специфика  левого полушария – это не  только программирование и выбор  речевых реакций, но и организация  сложных движений рта, рук, участвующих в общении людей. Эти функции у женщин представлены в передних областях, а у мужчин – в задних отделах полушария.

          У женщин система «праксиса»,  обеспечивающая выбор надлежащих движений руки, находится в топографической близости к  расположенной сразу же позади нее моторной коре, что может объяснять способность женщин формировать более тонкие двигательные навыки. Напротив, у мужчин лучше формируются движения типа прицеливания, т.е. направленные на объекты, находящиеся на некотором расстоянии. Для этих навыков необходимо тесное взаимодействие со зрительной системой, локализованной в задних участках полушарий.

          По данным Д. Кимура, передняя  система контроля моторики женщин  выявляется даже в тестах, требующих  одновременного участия зрительной информации (построение по зрительной модели фигуры из кубиков). У женщин при выполнении данного теста обнаруживаются большие нагрузки, когда повреждаются передние, а не задние отделы полушарий. У мужчин наблюдается обратная зависимость.

          Хотя функциональная асимметрия  мозга, кажется, не влияет на  организацию речи и движений, а также на способность к  пространственному вращению, однако  похоже, что от нее зависит  выполнение некоторых абстрактных  вербальных заданий. На выполнение теста для оценки словарного запаса у женщин влияли повреждения обоих полушарий, а у мужчин только левого. Другими словами, женщины при осмысливании слов в большей степени, чем мужчины, используют оба полушария. В то же время двигательные навыки мужчин в меньшей степени зависят от левого полушария, так как среди них чаще встречаются левши. Среди правшей женщины отличаются большей праворукостью, чем мужчины: они чаще, чем мужчины, предпочитают пользоваться правой рукой.

          Таким образом, асимметрия мозга, связанная с половыми различиями, в зависимости от функции может выражаться в  доминировании разных полушарий. Поэтому не всегда более «асимметричным» является какой-то один пол. Так, у женщин успешное выполнение вербальных заданий связано с активностью доминантного левого полушария. То же можно сказать и о большем проценте среди них праворукости. У мужчин двигательные навыки находятся в меньшей зависимости от левого полушария.

          Как следует из приведенных  данных, организация головного мозга у мужчин и женщин с самого раннего возраста идет по разному пути. Эту дифференцировку развития направляют половые гормоны, что и формирует различные когнитивные способности  у представителей разного пола. Когнитивные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов, меняющийся в течение менструального цикла, влияет на когнитивные процессы. Высокий уровень этих гормонов сочетается с относительным ухудшением пространственных способностей и улучшением двигательных и артикуляционных навыков. У мужчин существуют сезонные колебания тестостерона. При некотором оптимальном его уровне в крови мужчины проявляют максимальную способность к решению пространственных задач. Наилучшие результаты у них отмечаются весной, когда уровень тестостерона ниже. 
 

Информация о работе Физиологические основы мышления