Интересную гипотезу развивает Д.
Кимура. Исходя из того, что речевая функция
левого полушария связана с движениями
ведущей правой руки, она предполагает,
что речевая специализация левого полушария
является следствием не столько асимметричного
развития символических функций, сколько
развития определенных двигательных навыков,
которые помогают в общении. Язык появился
потому, что левое полушарие оказалось
приспособленным для некоторых видов
двигательной активности.
Связь левого полушария с определенными
типами движения хорошо известна
в клинике. Рука, соответствующая полушарию
с речевым центром (чаще правая), обнаруживает
большие способности к тонким движениям,
чем рука, связанная с недоминантным полушарием.
Больные с повреждением левого полушария
и без правостороннего паралича тем не
менее испытывают затруднения в воспроизведении
сложной последовательности движений
рук и сложных позиций пальцев. У глухонемых
поражение левого полушария сопровождается
распадом языка жестов, что сходно с распадом
речи у нормально говорящих людей.
Д. Кимура полагает, что в эволюционном
плане именно развитие руки как органа
языка жестов, ее манипулятивных способностей
и привело к формированию особых функций
левого полушария. Способность руки к
тонким манипуляциям была передана артикуляционным
органам. В ее коммуникативной теории
развития речи ведущая роль принадлежит
не звуковым сигналам, а выразительным
жестам.
Стремление понять, в чем состоит
своеобразие взаимоотношений двух
половин мозга в процессе творческой
деятельности, побудило ученых к
изучению особенностей организации полушарий
у людей искусства. Была высказана гипотеза
о повышенной способности творческих
личностей к интеграции функций обоих
полушарий (Леви Д., 1995). Исследования действительно
подтвердили, что для обычных людей характерна
более строгая латерализация функций
полушарий при большей их билатеральности
у художников. У художников – профессионалов
на протяжении их творческой жизни каждая
половина мозга (а не только правая) развивает
структуры, формы и методы, необходимые
для художественного творчества. Поэтому
в случае повреждения одного из полушарий
в зрелом возрасте второе сохраняет как
свои врожденные художественные способности,
так и приобретенные на основании взаимодействия
с другим полушарием.
Исследование музыкантов тоже наводит
на мысль о более двустороннем представительстве
у них функций, важных для музыкальных
способностей, по сравнению с не столь
одаренными людьми. Восприятие мелодии
включает образное представление громкости
и высоты тонов, специфического звучания
аккордов, темпа и ритма. Доминированпозиторы
ие того и другого полушария зависит
от того, какому аспекту мелодии уделяется
больше внимания. Так, хорошо знакомые
мелодии могут кодироваться в виде целостного
образа (гештальта), тогда как незнакомые
мелодии требуют аналитического подхода.
Установлено, что локализация активации
в полушарии при прослушивании музыкальных
произведений зависит от музыкальной
грамотности слушателя. Более образованные
в музыкальном отношении испытуемые, использовавшие
аналитическую стратегию и умеющие обнаруживать
сходство и различие звуков в аккордах,
по данным ПЭТ показывают большее потребление
глюкозы левым полушарием. У лиц, не имеющих
музыкального образования, прослушивание
музыки усиливало метаболическую активацию
(по глюкозе), особенно в теменных и затылочно
–височных областях правого полушария.
Вместе с тем у одаренных
музыкантов двустороннее представительство
музыкальных способностей встречалось
чаще, чем обычно бывает у менее талантливых
музыкантов. Сведения о музыкантах
с односторонним поражением мозга подтверждают,
что у них, так же как у художников, соответствующие
способности сохраняются лучше, чем у
обычных людей. Известны случаи, когда
после левостороннего инсульта композиторы
продолжали успешно заниматься своей
профессиональной деятельностью. Русский
композитор В.Я. Шебалин успешно сочинял
музыку и после левостороннего инсульта,
вызвавшего у него тяжелую форму афазии.
У обыкновенных людей различные аспекты
их музыкальных способностей связаны
с разными полушариями и неодинаково страдают
при одностороннем поражении мозга. Немузыканты
склонны воспринимать мелодии «глобально»,
т.е. в основном правым полушарием.
Музыканты – профессионалы, по
– видимому, различаются между
собой по степени использования
способностей правого и левого полушарий,
однако асимметрия в восприятии тонов,
силы звука, аккордов, темпа и ритма у них,
похоже, значительно меньше, чем у обычных
людей. Накопленный у людей искусства
творческий опыт усиливает структурно
– функциональное сходство и взаимодействие
их полушарий.
Половые
различия и интеллектуальные
функции
Поведенческие, неврологические
и биохимические исследования
проливают свет на те процессы,
которые порождают половые различия
в организации мозга. Половые
гормоны начинают влиять на мозг в таком
раннем возрасте, что реакция на воздействие
внешней среды по- разному смонтированного
мозга у мальчиков и девочек существенно
различается почти сразу после рождения.
Влияние пола на интеллектуальные функции
проявляется скорее в характере умственных
способностей, а не в общем уровне интеллекта
измеряемого по IQ.
Мужчины лучше ориентируются
в пути, следуя по какому-либо
маршруту. Им требуется меньше
времени на запоминание маршрута,
они совершают меньше ошибок.
Но после того как маршрут заучен, женщины
помнят большее число дорожных ориентиров,
чем мужчины. По-видимому, они склонны
больше пользоваться наглядными ориентирами
и в повседневной жизни.
Мужчины, как правило, лучше,
чем женщины, решают пространственные
задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых
требуется мысленно вращать предмет или
каким-либо образом манипулировать им.
Они превосходят женщин в тестах, требующих
математических рассуждений. У мужчин
обнаруживаются большие способности к
формированию точных двигательных навыков
прицеливания, метания, перехвата различных
снарядов.
Женщины, как правило, превосходят
мужчин в быстроте идентификации
сходных предметов, в арифметическом
счете, у них лучше развиты речевые навыки.
Женщины быстрее справляются с некоторыми
мануальными заданиями, где требуются
точность, ювелирность движений.
Поскольку генетический материал
у мужчин и женщин, за исключением
половых хромосом, одинаков, скорее
разное качество умственных способностей
у мужчин и женщин отражает различие
гормональных влияний на развивающийся
мозг. Разделение полов происходит на
ранних этапах эмбрионального развития
под влиянием эстрогенов (женских половых
гормонов) и андрогенов (мужских половых
органов, главный из которых – тестостерон).
Тестостерон вызывает маскулинизацию,
способствует формированию мужских
половых органов, а также уже
на ранних этапах жизни формирует
стереотипы мужского поведения. Половые
гормоны изменяют функционирование мозга
только во время критического периода
развития человека. Введение тех же самых
гормонов в более поздние периоды жизни
таких эффектов не вызывает. Лишение новорожденных
самцов тестостерона путем кастрации
или введение новорожденным самкам андрогенов
приводит в зрелом возрасте к полному
изменению специфических для данного
пола форм поведения на противоположный.
Крысы-самки, которым вводят андрогены,
ведут себя самцы. Они становятся более
агрессивными, склонными к играм с элементами
драки, предпочитают грубый физический
контакт. Кастрированные самцы ведут себя,
как самки. При этом у них обнаруживают
характерную для самок склонность к использованию
наглядных ориентиров при выполнении
заданий, связанных с
пространственным
обучением.
Изучение особенностей поведения
и способностей девочек, которые
в пренатальной или неонатальной жизни
подверглись избыточному воздействию
андрогеном (мужским половым гормоном)
из-за врожденной гиперплазии надпочечников
их матерей, показало, что, взрослея, они
проявляли более выраженное мальчиковое
поведение и большую агрессивность. Эффект
был необратим и не корректировался медикаментозной
терапией. У них, так же как и у мужчин,
лучше развиты пространственные функции.
Они лучше выполняют тесты на пространственную
манипуляцию, вращение предметов. Однако
никаких различий в других перцептивных
или вербальных тестах, требующих логических
рассуждений, между двумя группами девочек
– с гормональными нарушениями и без них
– выявлено не было.
Многие ученые полагают, что в
основе различия мужского и
женского ума лежит менее выраженная
у женщин асимметрия полушарий
по сравнению с мужчинами. У
женщин повреждение одного мозгового
полушария чаще, чем у мужчин,
вызывает меньший дефект, такая же
травма у мужчин сопровождается более
выраженными последствиями. Есть данные
о том, что задняя часть мозолистого тела
у женщин больше. Это должно указывать
на более полное взаимодействие полушарий
у женщин по сравнению с мужчинами.
Установлено, что крыс-самцов кора правого
полушария толще левого. Это согласуется
с другими данными о том, что ранее влияние
мужского полового гормона (андрогена)
ведет к подавлению роста коры левого
полушария.
Наблюдение за эмбрионами человека
также показало, что у будущих мальчиков
кора правого полушария толще левого.
Однако, как вытекает из результатов обследование
мужчин и женщин с поврежденным правым
полушарием, способность к пространственному
вращению предметов, которая лучше
выражена у мужчин, не обусловлена половыми
функциональными различиями правого полушария.
Повреждение правого полушария не вызывало
у мужчин более выраженных нарушений пространственного
вращения, чем у женщин, как это можно ожидать,
если бы такие способности у мужчин определялись
большей развитостью правого полушария.
Сходное предположение о более
выраженной асимметрии мозга
у мужчин высказано и в отношении
речи. При этом исходили из
того факта, что афазия чаще
встречается у мужчин после
травмы левого полушария. На
этом основании и было сделано заключение,
что у женщин оба полушария принимают
большее участие в организации речи. Однако
полученные некоторыми авторами данные
опровергают это мнение: среди женщин
с повреждением правого полушария афазия
встречается столь же часто, как и среди
мужчин с аналогичной травмой.
Д. Кимура (1992), исследуя нарушения
речевых функций у мужчин и
женщин в результате поражения
мозга, установила, что у женщин
организация речи и связанные
с ней двигательные функции
локализованы в левой лобной
коре.
У мужчин центр с аналогичными
функциями находится в задних
отделах того же полушария.
После повреждения лобной части
мозга у женщин афазия развивается
чаще, чем у мужчин. При повреждениях же
задних отделов мозга (обычно эта травма
встречается чаще, чем поражения в
передних отделах) речевые функции женщин
страдают реже не потому, что у них менее
выражена асимметрия мозга, а потому, что
у них реже подвергается разрушению центр
организации речевых движений, локализованный
в передних областях мозга. У мужчин же
система выбора и программирования речевых
движений находится в задних отделах
полушария.
По мнению Д. Кимура, специфика
левого полушария – это не
только программирование и выбор
речевых реакций, но и организация
сложных движений рта, рук, участвующих
в общении людей. Эти функции у женщин
представлены в передних областях, а у
мужчин – в задних отделах полушария.
У женщин система «праксиса», обеспечивающая
выбор надлежащих движений руки, находится
в топографической близости к расположенной
сразу же позади нее моторной коре, что
может объяснять способность женщин формировать
более тонкие двигательные навыки. Напротив,
у мужчин лучше формируются движения типа
прицеливания, т.е. направленные на объекты,
находящиеся на некотором расстоянии.
Для этих навыков необходимо тесное взаимодействие
со зрительной системой, локализованной
в задних участках полушарий.
По данным Д. Кимура, передняя
система контроля моторики женщин
выявляется даже в тестах, требующих
одновременного участия зрительной информации
(построение по зрительной модели фигуры
из кубиков). У женщин при выполнении данного
теста обнаруживаются большие нагрузки,
когда повреждаются передние, а не задние
отделы полушарий. У мужчин наблюдается
обратная зависимость.
Хотя функциональная асимметрия
мозга, кажется, не влияет на
организацию речи и движений,
а также на способность к
пространственному вращению, однако
похоже, что от нее зависит
выполнение некоторых абстрактных
вербальных заданий. На выполнение
теста для оценки словарного запаса у
женщин влияли повреждения обоих полушарий,
а у мужчин только левого. Другими словами,
женщины при осмысливании слов в большей
степени, чем мужчины, используют оба полушария.
В то же время двигательные навыки мужчин
в меньшей степени зависят от левого полушария,
так как среди них чаще встречаются левши.
Среди правшей женщины отличаются большей
праворукостью, чем мужчины: они чаще,
чем мужчины, предпочитают пользоваться
правой рукой.
Таким образом, асимметрия мозга,
связанная с половыми различиями, в зависимости
от функции может выражаться в доминировании
разных полушарий. Поэтому не всегда более
«асимметричным» является какой-то один
пол. Так, у женщин успешное выполнение
вербальных заданий связано с активностью
доминантного левого полушария. То же
можно сказать и о большем проценте среди
них праворукости. У мужчин двигательные
навыки находятся в меньшей зависимости
от левого полушария.
Как следует из приведенных
данных, организация головного мозга
у мужчин и женщин с самого раннего возраста
идет по разному пути. Эту дифференцировку
развития направляют половые гормоны,
что и формирует различные когнитивные
способности у представителей разного
пола. Когнитивные операции сохраняют
свою чувствительность к половым гормонам
на протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов,
меняющийся в течение менструального
цикла, влияет на когнитивные процессы.
Высокий уровень этих гормонов сочетается
с относительным ухудшением пространственных
способностей и улучшением двигательных
и артикуляционных навыков. У мужчин существуют
сезонные колебания тестостерона. При
некотором оптимальном его уровне в крови
мужчины проявляют максимальную способность
к решению пространственных задач. Наилучшие
результаты у них отмечаются весной, когда
уровень тестостерона ниже.