Физиологические основы мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание

Высшая нервная деятельность человека – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде. Психическая деятельность – это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопровождаться физической работой.

Содержание

Введение
Физиологические основы мышления
Структура процесса мышления
Вербальный и невербальный интеллект
Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности
Половые различия и интеллектуальные функции
Механизмы творческой деятельности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по нейрофизиологии.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

Механизмы творческой деятельности 

          Многие представители творческих профессий – ученые, изобретатели, писатели – отмечают, что важные, критические этапы в их деятельности носят интуитивный характер. Решение проблемы приходит внезапно, а не в результате логических рассуждений. Творчество в своей основе представлено механизмами. Если сознание вооружено речью, математическими формулами и образами художественных произведений, то язык сверхсознания – это чувства, эмоции. Творческий процесс приводит не только к расширению сферы знания, но и к преодолению ранее существовавших, принятых норм.

          Выделяют три основных этапа  творческого процесса: замысел, рождение догадки; генерацию различных гипотез, включая самые фантастические, для объяснения данного явления; критический анализ и отбор  наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

          Озарение, открытие, нахождение пути  решения проблемы возникают в  виде переживания, чувствования, что выбранное направление – то самое, которое заслуживает внимания. И здесь решающая роль принадлежит чувству, интуиции – языку сверхсознания. Многие изобретатели отмечают, что догадка возникает в виде расплывчатого образа, который только еще должен быть выражен словами. Однако внезапность появление догадки, озарения – кажущаяся, так как она является следствием интенсивной мыслительной работы человека, поглощенного увлекающей его проблемой или художественным произведением.

          По мнению Р.А. Павлыгиной и П.В. Симонова, доминанта имеет отношение к явлениям озарения, инсайта, составляющим центральное звено творческого процесса. Внезапное отключение доминантного состояния может приводить к внезапному замыканию ассоциаций (установлению неожиданных связей). В опытах на кроликах показано, что при голодной доминанте, создаваемой естественной пищевой депривацией, любое побочное воздействие, включая обдувание глаза воздухом, вызывает не только мигательную, но и жевательную реакцию. Если голодному животному непосредственно после обдувания воздухом глаза дать пищу и тем самым снять доминантное состояние, то это приводит к формированию стабильного инструментального рефлекса. При  повторном воспроизведении такой же доминанты кролик стремится регулировать свое состояние, демонстрируя  мигательную реакцию, которая только один раз сопровождалась устранением доминанты.

          Другое явление, которое также  имеет отношение к творческому  мышлению,- это установление ассоциации  между подпороговыми раздражителями. Совмещение подпороговой стимуляции лапы и круговой мышцы глаза приводило к формированию связи между мигательной реакцией и движением лапы. Ее можно было выявить, заменив подпороговые раздражения надпороговыми: стимуляция лапы вызывала мигательную реакцию, а раздражение глаза сопровождалось двигательной реакцией конечности (двусторонняя связь, по Э.А.Асратяну).

          Таким образом, доминанта сильно  напоминает мотивационное состояние,  во время которого на основе  видового и приобретенного опыта  актуализируются ассоциации между стимулами, а также между стимулами и реакциями. В процессе анализа этой информации могут быть выявлены ранее скрытые (подпорговые) связи, которые приведут к новому видению проблемы. Явление внезапного формирования устойчивых ассоциаций в результате устранения  доминантного возбуждения исследователи рассматривают как нейрофизиологический механизм творческого озарения.

          Творчество – создание нового  из старых элементов во внутреннем  мире. Создание нового продукта  вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу  и стимулирует человека в том же направлении.

          Выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловлено работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире – новые мысли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональным переживанием и сама является эмоциональным подкреплением. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью, они сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание появления новой мысли сопровождается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу. И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанное сопоставление разного рода информации, содержащейся в памяти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществляется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознанными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка – на уровне сознания.

          Процессы творческого мышления  могут быть рассмотрены с точки  зрения взаимоотношения ориентировочного  и оборонительного рефлексов.  Известно, что стресс с высоким  уровнем напряженности выражает  защитную, оборонительную реакцию, которая дезорганизует когнитивные функции человека. Согласно закону Йеркса – Додсена существует так называемое оптимальное функциональное состояние, определяющее наиболее высокую эффективность деятельности. Изучение механизма оптимизации функционального состояния приводит к представлению о его связи с ориентировочным рефлексом. Наличие интереса, увлеченность работой – те предпосылки, которые определяют уровень ее успешности.

          Творчество связано с развитием  потребности в познании, в получении  новой информации, которая достигается в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Каждый из ориентировочных рефлексов обеспечивает получение определенной порции информации.

          Творческое мышление – это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступающей актуальной информацией.

          Ориентировочный рефлекс как  выражение потребности в новой  информации конкурирует с оборонительным  рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги.

          Особыми формами оборонительного  поведения являются депрессия  и тревожность могут возникать  под влиянием длительного неуспеха  в преодолении конфликтных ситуаций. Развиваясь, они ведут к соматическим нарушениям, которые, образуя контур обратной положительной связи, еще больше усугубляют депрессию и тревожность. Разорвать этот круг самоусиления пассивно-оборонительного поведения, приводящего к снижению творческих возможностей человека, можно лишь путем  устранения конфликтов и оказания психотерапевтической помощи. В качестве основы «креативной психотерапии» можно рассматривать создание у индивида творческой установки усиление его ориентировочно-исследовательской деятельности, которые обычно тормозят оборонительную доминанту, способствуя раскрытию творческих способностей. Такая креативная установка может быть элементом процесса непрерывного образования человека, в силу того, что она стимулирует его заинтересованность в получении новой информации.

          Ориентировочный рефлекс находится в реципрокных отношениях не только с пассивно-оборонительной, но и с активно-оборонительной формой поведения – аффективной агрессией. Длительные психологические конфликты могут вызывать функциональные изменения, выражающиеся в понижении порога аффективной агрессии. В результате незначительные воздействия провоцируют агрессивное поведение. Такое снижение порога агрессивного поведения иногда наблюдается в период  полового созревания в результате нарушения медиаторного баланса. Одним из радикальных способов снижения агрессивности может быть стимуляция ориентировочно-исследовательской деятельности.

          Таким образом, стимуляция ориентировочно-исследовательской активности можно рассматривать как основу развития творческого потенциала и психотерапевтический способ подавления депрессии, тревожности и агрессивности – основных факторов, препятствующих творческому самовыражению человека.

          Реципрокный характер взаимоотношений  ориентировочного и оборонительного  рефлексов наиболее отчетливо проявляется в реакциях сердечного ритма. Тип реакции в виде редукции мощности сосудистой и дыхательной модуляций СР, роста ЧСС, индекса напряжения (ИН), уменьшения величины стандартного отклонения   -интервала выражает оборонительный рефлекс. Противоположный тип реакции характеризует ориентировочный рефлекс: одновременно с падением ЧСС (одним из компонентов ориентировочной реакции) усиливается дыхательная и сосудистая модуляция   -интервалов. Параллельно падает ИН, а стандартное отклонение, характеризующее вариабельность СР, растет.

          Появление ориентировочного или  оборонительного рефлекса  в составе  когнитивной деятельности зависит  от типа информационной нагрузки  и ее сложности, а также от  индивидуальных особенностей субъекта и прежде всего от его личностной тревожности, устойчивой индивидуальной склонности более или менее часто отвечать на различные события как на потенциально опасные. Изменение СР по оборонительному типу преобладает при решении арифметических задач. Последние часто создают стрессовую ситуацию, так как многими людьми процедура выполнения арифметического теста связывается с оценкой их интеллектуальных способностей. Лица с высоким уровнем личностной тревожности реагируют даже на стандартную информационную нагрузку преимущественно оборонительными реакциями в виде редукции сосудистой и дыхательной модуляций СР совместно с ростом ЧСС и ИН. Стресс, тревожность тормозят ориентировочную реакцию и усиливают оборонительные, что приводит к подавлению творческой активности человека (Данилова Н.Н., 1995).

          Рассматривая нейроанатомические  основы творческого мышления, П.В.  Симонов связывает его с функциями  следующих структур мозга. Ядра  миндалины выделяют доминирующую  мотивацию, которая стимулирует  поиск недостающей информации, необходимой для решения определенной проблемы. Другая структура лимбической системы – гиппокамп – обеспечивает расширенную актуализацию следов, извлекаемых из памяти и служащих материалом для формирования гипотез. У человека гиппкамп доминантного полушария вовлечен в анализ следов словесных сигналов, а правого полушария – в обработку следов от невербальных стимулов. Предполагается, что сами гипотезы генерируются в лобных отделах неокортекса. В правом полушарии происходит их первичная  эмоционально-интуитивная оценка, при этом исключаются  заведомо нереальные предположения. Левые лобные доли выступают в роли критика, который выполняет отбор гипотез, наиболее достойных внимания. Взаимодействие правых и левых лобных долей обеспечивает тот диалог двух голосов – фантазирующего и критического, который знаком почти всем творческим личностям. «Функциональная асимметрия двух полушарий мозга, в сущности, служит сегодня наиболее приемлемой нейробиологической основой взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов творческого процесса» (Симонов П.В., 1993. С. 75).

          Механизмы интуиции при решении  различного рода когнитивных  задач с учетом межполушарного  взаимодействия были исследованы  Н.Е. Свидерской (1997). Используя метод  компьютерной топоскопии синхронных биотоков мозга при одновременном отведении ЭЭГ от 48 электродов, она определяла фокусы максимальной активности во время решения задач, требующих различных способов обработки информации: симультантного и сукцессивного. Симультантный метод служит для одновременного анализа множества элементов информации. Его связывают с функциями правого полушария. Сукцессивный метод представляет поэтапную обработку информации и относится в основном к деятельности левого полушария. Оказалось, что при решении вербальных и невербальных задач фокус активности определяется не качеством или содержанием информации, а способом ее анализа. Если задание требовало сукцессивного метода, фокус активности возникал в передних областях левого полушария, а при выполнении симультативных заданий он был локализован в задних зонах правого полушария. При решении нестандартных задач, при незнании их алгоритма, когда требуется использовать интуитивные формы мышления, активация доминирует в задних отделах правого полушария. Такую же картину можно видеть у испытуемых, правильно описывающих характер и условия жизни человека по его портрету или местности по ее отдельным фрагментам. Успешное выполнение такого задания возможно только на основе интуитивной оценки. У субъектов, которые давали неправильное описание человека и местности, фокус активности возникал в передних областях левого полушария. Автор связывает правополушарный фокус активации с симультантным способом обработки как осознаваемой, так и неосознаваемой информации.

          Вместе с тем симультантный способ обработки, позволяющий оперировать одновременно большим числом элементов – целостным представлением объекта, более адекватен для работы с неосознаваемой информацией. Установлено, что при автоматизации навыка (обучение цифровым кодам ЭВМ), т.е. при переходе от осознаваемого уровня анализ к неосознаваемому, фокус активации из передних областей левого полушария смещается в задние зоны правого.

          Снижение уровня осознания болевой  стимуляции, вызванной гипнотической  аналгезией, коррелирует с падением активности в передних зонах левого полушария. Левополушарный фокус активности указывает на сукцессивный способ обработки информации, предполагающий анализ материала на осознаваемом уровне.

          Совместная деятельность обоих полушарий, каждое из которых использует свои методы обработки информации, обеспечивает наиболее высокую эффективность деятельности. С усложнением задачи необходимо объединение усилий обоих полушарий, в то время как при решении простых задач латерализация фокуса активности вполне оправдана. При решении нестандартных, творческих задач используется неосознаваемая информация. Это достигается совместной деятельностью обоих полушарий при хорошо выраженном фокусе активности в задних отделах правого полушария. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Физиологические основы мышления