Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы показать, что стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотиваций и контроля, ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции; не используя преимущества стратегического планирования организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации, проецируя все выше сказанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Содержание

Введение


Анализ этапов стратегического планирования
Миссия предприятия (фирмы)
Анализ внешней среды
Анализ внутренних возможностей предприятия
Анализ стратегических альтернатив
Выбор стратегии
Реализация стратегии
Оценка и анализ стратегии


Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Камчатский филиал.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

       Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

    • миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение предприятия. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении;
    • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с предприятием. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности;
    • миссия способствует установлению определенного климата в организации, т. к. в частности, через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности предприятия;

            В-третьих, миссия создает возможность  для более действенного управления  организацией в силу того, что  она: 

    • является базой для установления целей предприятия, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии предприятии, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования предприятия;
    • дает общий подход к распределению ресурсов предприятия и создает базу для оценки их использования;
 
 
    • расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

                      Миссия не должна нести в  себе конкретные указания относительно  того, что, как и в какие сроки  следует делать предприятию. Она  создает основные направления  движения организации и отношение предприятий к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне его.

       Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с предприятием, в особенности  всем членам предприятия. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития предприятия.

       Миссия  предприятия как сформулированного  утверждения обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако, далеко не всегда можно говорить о том, что на предприятии существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того, чтобы можно было реально считать, что на предприятии существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников предприятия. Поэтому, формирование миссии – это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Предприятие обретает миссию тогда, когда члены предприятия согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

       Миссия  предприятия (фирмы) означает определение  основной общей     цели организации, которая будет служить в качестве критерии для последующих процессов принятия управленческих решений и в качестве  
 

ориентира для определения вспомогательных целей и стратегий на различных организационных уровнях.

          Содержание миссии предприятия в зависимости от его назначения       может быть, например, следующим:

    • выбор товара или услуги;
    • доля рынка;
    • обеспечение оптимальных финансовых показателей;
    • разработка новых видов деятельности (новых товаров), или новых направлений развития (слияние или интеграция).

                   При выборе миссии предприятия (фирмы) не рекомендуется основной целью ставить только прибыль, так как прибыль – это внутренняя проблема предприятия. Однако предприятие в условиях рынка может выжить тогда, когда удовлетворяет какую-то потребность, находящуюся вне. Поэтому предприятию для выживания надо ориентироваться на внешнюю среду, а именно – на интересы и запросы потребителей. Например, руководитель автомобильной корпорации Генри Форд определил миссию компании “Форд” как предоставление людям дешевого автомобильного транспорта. А корпорация “Мак Дональдс” своей миссией считает обеспечение потребителей питанием: быстро, качественно и недорого. Японская фирма “Сони” определила свою миссию как предоставление потребителям качественной бытовой техники. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.2. Анализ  внешней среды 
     

       Анализ  среды – это очень важный для  выработки стратегии предприятия, и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценке факторов и установление связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами предприятия, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что не зная среды, предприятие не может существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел и паруса. Предприятие изучает среду, чтобы объяснить себе успешное продвижение к цели.

       Анализ  внешней среды является важным и  первым шагом диагностического процесса при стратегическом планировании, гак как от внешней среды зависти окончательный успех предприятия. В процессе анализа изучают и контролируются внешние факторы, для того, чтобы оценить возможные их воздействия на предприятие.

       Чаще  всего в процессе анализа внешней среды следует получить ответы на вопросы:

    1. В каком положении сейчас находится предприятие?
    2. Какое положение оно займет в будущем?
    3. Что надо сделать, чтобы предприятие переместилось в нужное

              положение?

       Факторы, с которыми сталкивается предприятие во внешней среде, можно условно разделить на следующие семь групп: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, конкуренции и социального поведения.

       В состав экономических факторов включаются обычно: темпы инфляции и дефляции, уровень занятости, налоговые ставки, стабильность или нестабильность денежной единицы, подъем или спад в экономике. Каждый из них может различно воздействовать на то или иное предприятие. Например,  

предприятия, получившие налоговые льготы, будут успешнее развиваться по сравнению с другими. В условиях спада некоторые из них разоряются, а другие, например, выпускающие запасные части автомобилей или занимающиеся ремонтом, могут успешно действовать, так как в условиях спада большинство потребителей будут стараться ремонтировать свои машины, а не покупать новые.

       Учет  политических факторов означает прежде всего анализ деятельности законодательной  власти и нормативных документов; учет постановлений центральных  и местных властей, например, по найму рабочей силы, по тарифам и т. п.

       Рыночные  факторы важно учитывать из-за изменчивости рыночной среды, чаще всего  приходится анализировать: состояние  спроса и его динамику; изменение  уровня доходов населения и распределение  этих доходов; демографические изменения.

       При анализе технологических факторов необходимо принимать во внимание изменения  в технологии, которые вызываются развитием научно-технического прогресса.

       Например, внедрение сложных обрабатывающих станков с электроникой вызывает потребность в квалификационных станочниках, а применение промышленных роботов и манипуляторов приведет к сокращению не только полуквалифицированных, но и квалифицированных рабочих. Так, на зарубежных автомобильных предприятиях роботы – сварщики заменили рабочих – сварщиков.

       Другая  важная проблема при анализе технологических  факторов – это технология и качество продукции. Нарушение технологии, как  правило, приводит к ухудшению качества продукции не только на отечественных  заводах, но и на известных зарубежных предприятиях.

       Например, крупнейшая автомобильная корпорация "Форд" отзывала в ремонт из-за дефекта 8,5 млн. своих машин, проданных  в период между 1988 и 1993 гг. в США  и Канаде. Дефект находился в системе  зажигания, и он мог  

вызвать короткое замыкание и возгорание в непосредственной близости к рулевой колонке. Такое возгорание произошло у 1100 владельцев моделей "Форд" в США и 900 – в Канаде1.

       Автомобильная корпорация "Крайслер" объявила в 1997 году о намерении отозвать на бесплатный ремонт около 1,7 млн. автомобилей из-за семи различных технических проблем. Наиболее опасная и крупная проблема – ненадежность соединений подачи трансмиссионной жидкости, что вызвало более 50 случаев самовозгорания. Дефекты имеются в механизме подъема дверей и в механизме циркуляций в аварийных воздушных подушках2.

       В Японии крупнейшая для этой страны пивоварная компания "Кирин" в срочном порядке изъяла из продажи 4,5 млн. бутылок и банок со своим пивом из-за ухудшения его качества (помутнение и неприятный запах), а причина – погрешности в технологии на пивоваренном заводе3.

       В 1998 году третий по величине мировой  производитель мотоциклов компания "Судзуки Моторс" отзывает 40 тыс. своих моделей в Японии, США  и Европе из-за дефектов в прокладках топливных баков, которые способны вызвать утечку горючего4.

       Международные факторы следует учитывать в связи с тем, что большинство крупных, тысячи средних и малых фирм действуют на международном рынке. Одни предприятия интересует доступ к запасам сырья и их поставка, другие – валютные колебания. Большинство фирм, действующих в других странах, интересует правительственная политика этих стран.

       Факторы конкуренции необходимо учитывать  прежде всего для того, чтобы своевременно защитные меры. Поэтому надо постараться  ответить на следующие вопросы:

    1. Что делает конкурент или что он может сделать?
    2. Что движет конкурентом?
 
    1. Какие имеются  сильные и слабые стороны у  конкурентов?
    2. Какие типичные методы применяет конкурент?
    3. Как лучше ответить на действия конкурента?

            Факторы социального поведения включают меняющиеся ожидания, отношения и права общества. Кроме этого, они учитывают поведение национальных меньшинств в обществе и различные формы дискриминации.

       На  основе анализа факторов внешней  среды создается перечень опасностей, с которыми сталкивается предприятие. Перечень должен включать значение каждого фактора на предприятии.

       Руководство предприятия проводит оценку внешней  ситуации. Так, для одних предприятий  наиболее сильное взаимодействие оказывают  технологические факторы (например, взаимосвязь технологии и качества продукции).

       Для других предприятий, которые работают на привозном сырье, наибольшее значение будут иметь международные факторы. Например, японские и южнокорейские  предприятия по производству стали  работают обычно на привозном сырье (железную руду привозят из Австралии). Социальные факторы надо учитывать тогда, когда в стране обострены межнациональные конфликты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Анализ  внутренних возможностей предприятия
 
 

       В процессе анализа внутренних возможностей предприятия следует установить: обладает ли предприятие внутренними возможностями и какие имеются внутренние недостатки? Для того, чтобы упростить данный анализ, чаще всего выделяют следующие основные функции предприятия: человеческие ресурсы, маркетинг, финансы, производство.

       Человеческие ресурсы: в процессе анализа рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

    1. Какова компетентность и подготовка высшего руководства? Если уровень компетентности недостаточен, то происходит замена высшего руководства. Как это было в автомобильной корпорации "Крайслер". Однако чаще всего заменяется один из высших руководителей5.
    2. Каковы ведущие специалисты? Имеются ли потери и почему?
    3. Как организована подготовка руководящих кадров? Имеется ли

                   преемственность в руководящем составе?

    1. Эффективно ли организована подготовка квалификации работников предприятия?
    2. Как организована система оценки деятельности персонала и насколько она эффективна?
    3. Как повысить отдачу каждого сотрудника?
    4. Какова текучесть кадров?

       Следует учитывать мнение западных специалистов: "Большая текучесть кадров - слабое руководство".

Информация о работе Стратегическое планирование