Цветовые контрасты и способы их применения в живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:38, реферат

Описание

Любые цвета из цветового круга кажутся неупорядоченными или даже произвольно нанесенными. Если при этом доминирует один цвет, то картина кажется экспрессивной (очень выразительной), даже "яркой". Чем агрессивнее цвета (первичные цвета), тем сильнее будет "сигналообразное" действие этого контраста. Черные контуры придадут цвету еще большую яркость. Если цвет окружен белыми или серыми участками, то его действие будет ослаблено. В геометрических композициях с этим контрастом цвет создает сильные пространственные эффекты.

Работа состоит из  1 файл

Цветовые круги.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

          Цветовые контрасты и способы их применения в живописи

Далеепредставленны  важнейшие цветовые контрасты и  тем самым приведу наглядные  примеры. В живописи в большинстве  случаев комбинируются несколько  видов контрастов.

Важнейшие цветовые контрасты:

• Контраст собственно цветов

• Контраст светлого и темного 

• Контраст теплого  и холодного 

• Контраст холодного  и темного 

• Дополнительный контраст

• Имитация контраста 

• Количественный контраст

• Качественный контраст

Собственно  цветовой контраст

Любые цвета  из цветового круга кажутся неупорядоченными или даже произвольно нанесенными. Если при этом доминирует один цвет, то картина кажется экспрессивной (очень выразительной), даже "яркой". Чем агрессивнее цвета (первичные  цвета), тем сильнее будет "сигналообразное" действие этого контраста. Черные контуры придадут цвету еще большую яркость. Если цвет окружен белыми или серыми участками, то его действие будет ослаблено. В геометрических композициях с этим контрастом цвет создает сильные пространственные эффекты. Если первичные и дополнительные цвета, как красный и зеленый, находятся рядом друг с другом, то на расстоянии получается дополнительный эффект - своего рода "контраст мерцания", используемый, например, в искусстве поп-арт.

Контраст  собственно цветов является несложным контрастом. Здесь может располагаться рядом друг с другом неограниченное количество любых цветов. В большинстве случаев это насыщенные светящиеся цвета из области спектра. На нашем примере изображение построено на трех "основных цветах": желтом, пурпурно-красном и синем, а также на нескольких смешанных цветах, полученных из этих цветов.

Контраст  светлого и темного 

Живопись, которая  построена в основном на контрастах светлых и темных цветов, кажется  загадочной, глубокомысленной, драматичной. Человек видит в основном контрасты светлого и темного. Так устроен наш орган зрения, в глазах человека больше рецепторов для восприятия различий светлого и темного, чем для различия цвета.

По этой причине  нам такой контраст наиболее близок. Контраст черного и белого является экстремальным контрастом светлого и темного.

"Натюрморт", 1980, холст, масло, 40x40 см.

Контраст  светлого и темного: для нашего примера  наряду с черным и  белым использован  еще желтый цвет; смешанный с белым  или черным, он дает многогранные цветовые нюансы. Общее впечатление напоминает монохромную живопись. Пользуясь контрастом светлого и темного, разумеется, в игру цвета можно эффективно включить и собственную яркость цветов (например, желтый светлее фиолетового).

Контраст теплого и холодного

Группы так  называемых теплых и холодных цветов мы уже упоминали. Цвет, однако, скорее кажется относительным: так, например, красный совершенно не является самым  теплым или красивым цветом, как  показывают психологические тесты. Воспринимается ли цвет, например серый, как теплый или холодный, зависит также от его окружения. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов. Он устанавливает отчетливую полярность лишь между синим и оранжевым, все остальные цветовые области в зависимости от их окружения могут восприниматься как холодные или теплые. Живопись, построенная на контрастах теплых и холодных цветов, кажется изысканной, рафинированной, скорее сдержанной. Цвета одинаковой светлоты (теплый и холодный серый цвет) дают нежный контраст (см. монохромную живопись).

Контраст  теплого и холодного: здесь за счет цвета  контраст светлого и  темного отступает  на второй план. Нейтральные  серые тона (смешанные  из черного и белого чистой "серой  живописи") обогащаются  за счет цветов из теплого (красных) и холодного (синих) спектра. "Изюминка" заключается во впечатлении от различных, в большинстве случаев одинаково светлых цветовых валеров. Контраст теплого и холодного определяется также окружающими цветами. Так, тот же самый тон красного может быть огненно-теплым или, скорее, восприниматься как холодный цвет. То же можно отнести к желтому, синему, пурпурному и даже к черному и белому.

Дополнительный  контраст

Это, если говорить точно, самый важный, имеющийся почти в каждой картине цветовой контраст. Скомбинированный с другими контрастами, он может быть рафинирован, смягчен или усилен. Так же он может действовать на другие контрасты. Тени, пространственность превосходно выражаются на картине дополнительными цветами (см. систематику смешанных цветов). Очень велико значение этого контраста для взвешенного и гармоничного в цветовом отношении построения плоскости картины.

Вся контрастная живопись основывается прежде всего на дополнительных контрастах (сравните учение о колорите, дополнительные цвета). Таким образом в картину можно гармонично ввести даже сильные цвета с высокой насыщенностью и яркостью (к примеру, чистые спектральные цвета), причем они не будут казаться одинаково пестрыми и яркими.

Имитация  контраста

Цвет всегда окружен другими цветами и  зависит от этого окружения или  сам влияет на него. Один и тот  же цвет может восприниматься нами одновременно по-разному в зависимости  от окружения.

На практике этим простым изобразительным средством  можно добиться очень многого. Имитация контраста может означать и то, что яркость различных, но одинакового цвета плоскостей будет казаться различной.

Имитация  контраста, схема.

Имитация  контраста: красный  цвет яблока идентичен  с фоном картины, однако кажется более ярким в окружении темного цвета стола.

Количественный  контраст

Чтобы цветовой тон был увиден на определенном удалении, его площадь должна быть достаточно широкой. Нижеследующий рисунок  демонстрирует это положение: маленькие  цветовые плоскости справа с увеличением расстояния все меньше воспринимаются как цветные, а скорее как светлые пятна.

Количественный контраст.

Количественный  контраст говорит о гармоничном  соотношении цветовых плоскостей (в  живописи). Пропорции основных цветов в области красного и зеленого цветов 1:1, в области синих и оранжевых 2 : 1, фиолетовых и желтых 3:1.

"Ландшафт", 
контраст, 1986, бумага, масло, 24 х 18 см. Почти равноценные цветовые плоскости пространственно читаются как стены домов. Их равноценность можно проверить, перевернув картину на 180 градусов.

Эти значения плоскостей вычисляются экспериментальным  путем, когда разделенный на цветовые плоскости круг вращают с равной скоростью. Появляется медиальное смешение цветов, в результате которого вращающийся  круг кажется нейтрального серого цвета

Количества  цветов в гармоничном  измерении.

Количественный  контраст. 
На нашем примере отчетливо видно, что, хотя сине-фиолетовый и черный преобладают, мутный желтый цвет яблока уравновешивает их в количественном отношении, за счет собственной яркости желтый условно даже доминирует.

Качественный  контраст

Здесь смешаны  область цветных цветов (спектральные цвета, цветные смешанные цвета) и область нецветных цветов (белых  и черных). В живописи редко бывают чистые цвета, в большинстве случаев это преломленные, осветленные или замутненные смешанные цвета. Чистая несмешанная краска на картине, особенно если она преобладает в ее палитре, сделает картину экспрессивной.

Качественный  контраст: желтый в  чистом качестве здесь  представлен лишь в небольших количествах, он в основном дополнен (замутнен) черным. Картина обогащается за счет многочисленных смешанных цветов желтого и черного, которые дают различные тона (монохромная живопись).  
 

Информация о работе Цветовые контрасты и способы их применения в живописи