Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:20, курсовая работа
Как только человек осознал свою уникальность и обособленность от природы, он стал изображать её в произведениях искусства, но только как часть композиции, как красивый фон для человеческой фигуры или сюжета. Постепенно человек уделяет пейзажу всё большее значение и в результате появляются самостоятельные произведения в жанре пейзажа, и он становится любимым жанром многих художников и простых людей, так как обращается к вечным и прекрасным мотивам, которые никогда не надоедят.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1: Пейзажная живопись
1.1. Понятие пейзажа…………………………………………………………..5
1.2. История пейзажа…………………………………………………………..7
1.3. Технология живописных материалов…………………………………13
Глава 2: Пейзажная живопись на Дальнем Востоке
2.1. История развития живописи на Дальнем Востоке…………………..18
2.2. Художники пейзажисты Дальнего Востока…………………………..23
Глава 3: Ход выполнения практической части работы
3.1. Поиск аналогов и прототипов …………………………………………27
3.2. Поиск композиции……………………………………………………….28
3.3. Ход работы………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………...32
На выставке Красного поезда были представлены работы художников А.А. Александрова, В.Е. Панова, П.И. Львова, П.М. Любарского и др. художников из городов Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Нерчинска и др.
Одно
из почетных мест по количеству предоставленных
в распоряжение Краснопоезда полотен
занимал художник Александр Алексеевич
Александров – академик, реалист,
преподаватель графических
Видный художник, академик, реалист Петр Иванович Львов представил на выставку картину «Уголок г. Хабаровска в ярко-солнечный день». Этот художник написал около 400 полотен, многие из которых выставлялись и в столичных музеях. С 1913 года он проживал в Хабаровске и преподавал рисование в учебных заведениях города.
Наиболее
ярко на выставке был представлен
«даровитый художник-самоучка»
Как свидетельствуют газетные публикации, к концу 20-х годов ХХ века в городе Хабаровске было больше двадцати художников. В 1927 году они решили оформить свою организацию и превратить ее в организацию художников всего края. В газете «Тихоокеанская звезда» 8 июля 1927 года была опубликована заметка «Художники Дальнего Востока, организуйтесь!», в которой сообщалось, что 5 июля по инициативе некоторых художников г. Хабаровска, состоялось первое организационное собрание хабаровских работников художественного искусства: живописи, декоративной живописи, скульптуры и художественной промышленности».
Многие из них впоследствии стали инициаторами открытия художественных школ и творческих объединений в городах Дальнего Востока. Благодаря их усилиям и содействию в городах началась выставочная деятельность, стали создаваться художественные музеи и отделы при краеведческих музеях.
Первое
в крае объединение мастеров искусств
- Ассоциация хабаровских художников
- было создано в 1927 году по инициативе
заведующего художественным отделом
краевого музея П.М. Покровского
и художников Н.П. Наумова и И.А.
Горбунова. А с 1931 года, когда был
организован Дальневосточный
Благодаря
общим интересам художников и
музейщиков в 1930-е годы стал формироваться
музейный фонд изобразительного искусства
художников Приамурья, Приморья, Забайкалья.
В эти же годы в ходе научных
этнографических экспедиций сотрудниками
музея, в числе которых были художники
В.Н. Высоцкий и Г.В. Гусак, были собраны
бесценные коллекции
И в последующие
десятилетия, когда уже родилась
и набирала силу краевая организация
художников, творческое содружество
живописцев и графиков, объединившихся
вокруг ДВХМ ещё в 1930-е годы, продолжало
участвовать в создании новых
музейных экспозиций, проведении лекций
и оживлённых творческих дискуссий.
В небольшом здании Художественного
музея, бывшем здании синагоги, в годы
Великой Отечественной войны
создавали свои агитационные плакаты
и острую политическую карикатуру хабаровские
графики И.А. Горбунов, И.Д. Елкин, Н.И.
Туркин, А.П. Смелов. Один из них - Николай
Иванович Туркин - в 1941 году стал директором
Дальневосточного художественного
музея и вписал ещё одну страницу
в историю совместного
Активный
член правления Союза советских
художников Хабаровского края, энергичный
и целеустремлённый Н.И. Туркин обладал
широким видением перспективы сотрудничества
музея с организацией художников.
В области музейного
Для хабаровских
зрителей как в прошлые десятилетия,
так и сегодня, музей всегда был
и остаётся главной экспозиционной
площадкой, где можно увидеть
всё разнообразие регионального
искусства. Здесь по-прежнему гости
музея восхищаются
Современный музей и Хабаровская краевая организация художников, самостоятельная ветвь ВТОО «Союз художников России», по-прежнему во главу своих интересов ставят популяризацию искусства и приобщение зрителей к источникам художественной культуры. Персональные и групповые выставки В.П. Дроздова, Г.А. Палкина, А.П. Лепетухина, К.Б. Кузьминых, И.Г. Грабовского, И.В. Кравчука, В.А. Смирнова, А.В. Бабурова, Н.Е. Ковалевской, И.Д. Лиханова - это лишь небольшой перечень совместной работы самых последних лет. Организацию и участие музея и художников в социокультурных акциях надо отнести к числу новых форм сотрудничества. В этой связи стоит назвать цикл дискуссионных встреч художников со зрителями под названием «Лицом к лицу», проходящих в течение года в музее, а также серию выездных мероприятий для краевой молодёжи, состоявшихся в рамках первой студенческой инновационной площадки в декабре 2010 года. Это - примеры совместной творческой работы музея и художников, которая вносит в традиционные формы сотрудничества свежесть и новизну.
2.2. Художники пейзажисты Дальнего Востока
Огромный вклад в развитие дальневосточного пейзажа внёс известный и талантливый художник Федотов Алексей Матвеевич (1919–1985). Он родился в крестьянской семье в с. Катабей Нижнеудинского района Иркутской области. От отца, искусного столяра и резчика, унаследовал художественные наклонности. В 1930 г. семья переехала в г. Читу. А. М. Федотов продолжил обучение и одновременно посещал детскую художественную изостудию при Доме пионеров под руководством преподавателя П. И. Сверкунова. Все свое свободное время он отдавал живописи: в любую погоду уходил в лес, на природу, писал этюды, нарабатывал мастерство. Чтобы помочь семье материально, пошёл работать. Был продавцом, кролиководом, лесосплавщиком. В 1937 г. был репрессирован отец, одновременно с ним и его любимый учитель живописи П. И. Сверкунов. Мечта об Академии художеств, куда обещал его подготовить П. И. Сверкунов, была утрачена навсегда. А. М. Федотов поступил в Иркутское художественное училище. С 1950 г. участвовал во всех республиканских, с 1956 г. – во всех всесоюзных художественных выставках. Имел положительные отзывы в местной и центральной печати. Награждался дипломами Министерства культуры РСФСР. В 1962 г. был принят в члены Союза художников РСФСР. А. М. Федотов начинал, как все художники, с работы в разных жанрах: был оформителем в театре, графиком, писал портреты и композиции, по чужим эскизам исполнял декорации. Но, избрав пейзажную живопись, оставался верным своему призванию до конца.
Вряд
ли можно себе представить другого
художника, который бы с такой
силой страсти, с такой полнотой
показал природу Сибири и Дальнего
Востока, её красоту, размах, неповторимый
образ, исполненный драматизма. Алексей
Матвеевич был пейзажистом, всем
своим существом, всем складом своего
характера, всей своей судьбой и
биографией призванным воспеть родную
землю далекой азиатской
В
пейзажной живописи
Удивляет
широта диапазона тем и
Так же необходимо отметить творчество Николая Максимовича Штуккенберга (1880–1937) . В условиях "первоначального культурного накопления" Штуккенберг в нужный момент, в нужном месте дальневосточной России сыграл исторически необходимую роль "отца - основателя" маринистического жанра. Он первым целеустремленно охватил прибрежный ландшафт Дальнего Востока в его огромной протяженности. В нем ярко проявился своеобразный тип художника-путешественника, впоследствии весьма характерный для приморской живописи. Впервые чукотские, камчатские, сахалинские, а не только приморские берега и земли воплотились в пейзажные образы под кистью Штуккенберга (см. Приложение 7). Он художник - первооткрыватель и таковым помогла ему стать именно капитанская профессия. Недаром его пейзажи, панорамы, монументальны и несколько отдалены от зрителя. Эти картины - свидетельства чем-то похожие на первые "землеописания" дальневосточной земли русскими путешественниками. Он любовно правдив и подчеркнуто объективен. Не состязается с природой в мастерстве выдумки и фантазии. Он с удовольствием передает "творчество" природы Дальнего Востока, создаюшей из самой себя неповторимую красоту дальневосточного ландшафта. Начинал свой творческий путь в искусстве не как живописец и пейзажист, а как график, акварелист, художник-миниатюрист. В полном своем художественном значении талант мастера раскрылся на Дальнем Востоке России, где он стал живописцем, пейзажистом, художником-маринистом.
Слив воедино профессию капитана дальнего плаванья с любовью к живописи, он стал самым значительным маринистом своего времени на Дальнем Востоке России. Как профессиональный моряк, Штуккенберг считался художником-любителем, но фактически, вместе с К.Н. Калем и И.Ф. Палшковым, был в числе первых профессиональных живописцев Приморского края, зачинателей своеобразной региональной школы дальневосточного пейзажа и маринистического жанра живописи.
Многие
талантливые дальневосточные
Блажнов
Анатолий Дмитриевич, член Союза художников
России, работает в области интерьерного
дизайна. Участник всероссийских, зональных,
краевых и городских выставок.
В области живописи работает в
двух направлениях. Он пишет с натуры
пейзажи родной дальневосточной
земли и выполняет
Кравчук
Игорь Викторович, окончил художественно-
Палкин
Герман Алексеевич, окончил художественно-
Федотов
Степан Матвеевич (1930-1997) преподаватель
кафедры изобразительного искусства
ХГПИ, член союза художников России.
Один из старейших педагогов
На Дальнем Востоке очень много прекрасных художников пейзажистов, которые любят свой край и эту любовь воплощают в замечательных произведениях искусства.
Глава 3: Ход выполнения практической части работы
3.1. Поиск аналогов и прототипов
Дальневосточная природа необычайно красива и богата, где ещё можно найти такое разнообразие природных ландшафтов. Горы сменяются сопками, сопки спускаются в долины, по которым протекают великие и полноводные реки, образующие множество проток, запруд, болот и озёр. Всё это природное разнообразие окружено непроходимой тайгой, которая простирается на многие километры.