Дальневосточный пейзаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание

Как только человек осознал свою уникальность и обособленность от природы, он стал изображать её в произведениях искусства, но только как часть композиции, как красивый фон для человеческой фигуры или сюжета. Постепенно человек уделяет пейзажу всё большее значение и в результате появляются самостоятельные произведения в жанре пейзажа, и он становится любимым жанром многих художников и простых людей, так как обращается к вечным и прекрасным мотивам, которые никогда не надоедят.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1: Пейзажная живопись
1.1. Понятие пейзажа…………………………………………………………..5
1.2. История пейзажа…………………………………………………………..7
1.3. Технология живописных материалов…………………………………13

Глава 2: Пейзажная живопись на Дальнем Востоке
2.1. История развития живописи на Дальнем Востоке…………………..18
2.2. Художники пейзажисты Дальнего Востока…………………………..23

Глава 3: Ход выполнения практической части работы
3.1. Поиск аналогов и прототипов …………………………………………27
3.2. Поиск композиции……………………………………………………….28
3.3. Ход работы………………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa.docx

— 59.34 Кб (Скачать документ)

На выставке Красного поезда были представлены работы художников А.А. Александрова, В.Е. Панова, П.И. Львова, П.М. Любарского и др. художников из городов Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Нерчинска и др.

Одно  из почетных мест по количеству предоставленных  в распоряжение Краснопоезда полотен  занимал художник Александр Алексеевич Александров – академик, реалист, преподаватель графических искусств Благовещенских средних учебных  заведений. Из 300 его произведений на выставке было представлено 10. Манера его письма – светлые, но яркие  тона и «полный реализм до мелочей».

Видный  художник, академик, реалист Петр Иванович Львов представил на выставку картину  «Уголок г. Хабаровска в ярко-солнечный  день». Этот художник написал около 400 полотен, многие из которых выставлялись и в столичных музеях. С 1913 года он проживал в Хабаровске и преподавал рисование в учебных заведениях города.

Наиболее  ярко на выставке был представлен  «даровитый художник-самоучка» Никтополион  Наумов. Художник начал рисовать с  восьми лет. Начиная рисовать как  реалист, впоследствии он понял, «что реализм  – не дело художника, передать реально  и точно – это дело фотографии, художник же должен творить и создавать  жизнь такою, какою он хотел бы ее видеть по своему художественному  вкусу, по своему идеалу красоты». Внешняя  роспись вагонов Краснопоезда также  была почти вся выполнена Наумовым по собственным композициям, за исключением  нескольких вагонов, которые были расписаны художником декоратором Безменовым по указаниям Наумова.

Как свидетельствуют  газетные публикации, к концу 20-х  годов ХХ века в городе Хабаровске было больше двадцати художников. В 1927 году они решили оформить свою организацию  и превратить ее в организацию  художников всего края. В газете «Тихоокеанская звезда» 8 июля 1927 года была опубликована заметка «Художники Дальнего Востока, организуйтесь!», в  которой сообщалось, что 5 июля по инициативе некоторых художников г. Хабаровска, состоялось первое организационное  собрание хабаровских работников художественного  искусства: живописи, декоративной живописи, скульптуры и художественной промышленности».

Многие  из них впоследствии стали инициаторами открытия художественных школ и творческих объединений в городах Дальнего Востока. Благодаря их усилиям и  содействию в городах началась выставочная  деятельность, стали создаваться  художественные музеи и отделы при  краеведческих музеях.

Первое  в крае объединение мастеров искусств - Ассоциация хабаровских художников - было создано в 1927 году по инициативе заведующего художественным отделом  краевого музея П.М. Покровского  и художников Н.П. Наумова и И.А. Горбунова. А с 1931 года, когда был  организован Дальневосточный художественный музей, у художников появились и  новые перспективы в творческой работе: именно художественный музей  становится центром культурной жизни  города и местом проведения первых краевых художественных выставок. Кроме  того, основой музейного собрания явились подлинные произведения лучших мастеров отечественной и  зарубежной классики. Поэтому теперь художники города обрели блестящие  возможности - находиться рядом, видеть, копировать живопись В. Тропинина, И. Репина, В. Сурикова, И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана, В. Верещагина, К. Маковского, рассматривать оригинальные произведения скульптуры и старинной графики и получать важный стимул для собственного творчества.

Благодаря общим интересам художников и  музейщиков в 1930-е годы стал формироваться  музейный фонд изобразительного искусства  художников Приамурья, Приморья, Забайкалья. В эти же годы в ходе научных  этнографических экспедиций сотрудниками музея, в числе которых были художники  В.Н. Высоцкий и Г.В. Гусак, были собраны  бесценные коллекции традиционного  искусства коренных народов Дальнего Востока.

И в последующие  десятилетия, когда уже родилась и набирала силу краевая организация  художников, творческое содружество  живописцев и графиков, объединившихся вокруг ДВХМ ещё в 1930-е годы, продолжало участвовать в создании новых  музейных экспозиций, проведении лекций и оживлённых творческих дискуссий. В небольшом здании Художественного  музея, бывшем здании синагоги, в годы Великой Отечественной войны  создавали свои агитационные плакаты  и острую политическую карикатуру хабаровские  графики И.А. Горбунов, И.Д. Елкин, Н.И. Туркин, А.П. Смелов. Один из них - Николай  Иванович Туркин - в 1941 году стал директором Дальневосточного художественного  музея и вписал ещё одну страницу в историю совместного творчества музейщиков и художников.

Активный  член правления Союза советских  художников Хабаровского края, энергичный и целеустремлённый Н.И. Туркин обладал  широким видением перспективы сотрудничества музея с организацией художников. В области музейного собирательского  дела он прошёл свои «университеты», старательно  выстраивал отношения с московскими  и ленинградскими коллекционерами, вёл переписку с хранителями  творческого наследия известных  русских мастеров. В эти годы в  отдел русского искусства влились  полотна А. Варнека, И. Крамского, А. Куинджи, В. Васнецова, К. Гуна, А. Исупова, Е. Лансере, П. Кузнецова, П. Корина. Высоким  уровнем и разнообразием отличались поступления этих лет в раздел графики, обогатившийся работами С. Галактионова, А. Брюллова, К. Беггрова, М. Врубеля, Н. Крымова, А. Пластова. Наметились контуры будущей коллекции скульптуры советской эпохи. Начало ей положили произведения В. Домогацкого, Д. Цаплина, И. Фрих-Хара, А. Древина, А. Мильчина, Н. Ивлевой.

Для хабаровских  зрителей как в прошлые десятилетия, так и сегодня, музей всегда был  и остаётся главной экспозиционной площадкой, где можно увидеть  всё разнообразие регионального  искусства. Здесь по-прежнему гости  музея восхищаются произведениями тех мастеров, что стояли у истоков  создания региональной школы пейзажа, натюрморта, исторической картины - работами А.М. Федотова, Б.Г. Шахназарова, Г.С. Зорина. Многие музейные проекты адресованы зрителям, которые хотят видеть искусство  хабаровских мастеров 1970-х или 1980-х  годов. Организация персональных или  групповых выставок молодых дальневосточных  художников является не менее важной задачей для музея.

Современный музей и Хабаровская краевая  организация художников, самостоятельная  ветвь ВТОО «Союз художников России», по-прежнему во главу своих интересов  ставят популяризацию искусства  и приобщение зрителей к источникам художественной культуры. Персональные и групповые выставки В.П. Дроздова, Г.А. Палкина, А.П. Лепетухина, К.Б. Кузьминых, И.Г. Грабовского, И.В. Кравчука, В.А. Смирнова, А.В. Бабурова, Н.Е. Ковалевской, И.Д. Лиханова - это лишь небольшой перечень совместной работы самых последних лет. Организацию  и участие музея и художников в социокультурных акциях надо отнести  к числу новых форм сотрудничества. В этой связи стоит назвать  цикл дискуссионных встреч художников со зрителями под названием «Лицом к лицу», проходящих в течение  года в музее, а также серию  выездных мероприятий для краевой  молодёжи, состоявшихся в рамках первой студенческой инновационной площадки в декабре 2010 года. Это - примеры совместной творческой работы музея и художников, которая вносит в традиционные формы  сотрудничества свежесть и новизну.

2.2. Художники пейзажисты  Дальнего Востока 

Огромный вклад в развитие дальневосточного пейзажа внёс известный и талантливый художник Федотов Алексей Матвеевич (1919–1985). Он родился в крестьянской семье в с. Катабей Нижнеудинского района Иркутской области. От отца, искусного столяра и резчика, унаследовал художественные наклонности. В 1930 г. семья переехала в г. Читу. А. М. Федотов продолжил обучение и одновременно посещал детскую художественную изостудию при Доме пионеров под руководством преподавателя П. И. Сверкунова. Все свое свободное время он отдавал живописи: в любую погоду уходил в лес, на природу, писал этюды, нарабатывал мастерство. Чтобы помочь семье материально, пошёл работать. Был продавцом, кролиководом, лесосплавщиком. В 1937 г. был репрессирован отец, одновременно с ним и его любимый учитель живописи П. И. Сверкунов. Мечта об Академии художеств, куда обещал его подготовить П. И. Сверкунов, была утрачена навсегда. А. М. Федотов поступил в Иркутское художественное училище. С 1950 г. участвовал во всех республиканских, с 1956 г. – во всех всесоюзных художественных выставках. Имел положительные отзывы в местной и центральной печати. Награждался дипломами Министерства культуры РСФСР. В 1962 г. был принят в члены Союза художников РСФСР. А. М. Федотов начинал, как все художники, с работы в разных жанрах: был оформителем в театре, графиком, писал портреты и композиции, по чужим эскизам исполнял декорации. Но, избрав пейзажную живопись, оставался верным своему призванию до конца.

Вряд  ли можно себе представить другого  художника, который бы с такой  силой страсти, с такой полнотой показал природу Сибири и Дальнего Востока, её красоту, размах, неповторимый образ, исполненный драматизма. Алексей  Матвеевич был пейзажистом, всем своим существом, всем складом своего характера, всей своей судьбой и  биографией призванным воспеть родную землю далекой азиатской окраины  России. Саяны, Амур, Байкал, Сахалин, Камчатка – трудно даже перечислить места, где побывал А. М. Федотов. Среди сотен его этюдов немало таких, которые сами по себе представляют художественную ценность.

 В  пейзажной живописи Хабаровского  края многочисленные пейзажи  А. М. Федотова занимают особое  место и отличаются высоким  профессиональным мастерством, подкрепленным  прекрасным знанием своего края (см. Приложение 6) . Его талант признавался всеми, даже его врагами и завистниками. Картины А. М. Федотова «Хамардабан», «В горах Саянских», «Витим», «Новое месторождение», «Весна в Забайкалье», «Прибайкалье» и др., экспонировавшиеся на всероссийских, зональных и краевых выставках, быстро оседали в российских музеях: Волгоградском, Ульяновском, Иркутском, Читинском и др. Пейзажи Охотского побережья, Сахалина, Камчатки, Забайкалья участвовали на выставках в Японии, Монголии, ГДР, его работы дарили почётным гостям города и края. Его картины, приобретенные Управлением культуры Хабаровского крайисполкома, украшали стены клубов, Домов культуры, библиотек, других учреждений края. Художник и сам охотно дарил свои работы друзьям, знакомым. Поэтому даже фотографий с работ Алексея Матвеевича ничтожно мало; невозможно восстановить названия и количество его картин.

 Удивляет  широта диапазона тем и настроений  в пейзажах А. М. Федотова. В  шестидесятых годах его огромные  эпические полотна несли могучий  жизнеутверждающий заряд, даже  когда он изображал излюбленную  им непогоду, или разбушевавшуюся  стихию. В 1964 г. им был создан триптих «Амур-батюшка» – большое полотно, передающее состояние могучей суровой реки, мощную энергию, темперамент художника. Он желал собрать свои лучшие работы по всему Союзу и устроить выставку. Учитывая большие заслуги А. М. Федотова в создании художественной летописи Дальнего Востока, галерея Хабаровской краевой организации ВТОО «Союз художников России» носит его имя. Теперь здесь выставляют свои картины и маститые, и молодые начинающие художники.

Так же необходимо отметить творчество Николая Максимовича Штуккенберга (1880–1937) . В условиях "первоначального культурного накопления" Штуккенберг в нужный момент, в нужном месте дальневосточной России сыграл исторически необходимую роль "отца - основателя" маринистического жанра. Он первым целеустремленно охватил прибрежный ландшафт Дальнего Востока в его огромной протяженности. В нем ярко проявился своеобразный тип художника-путешественника, впоследствии весьма характерный для приморской живописи. Впервые чукотские, камчатские, сахалинские, а не только приморские берега и земли воплотились в пейзажные образы под кистью Штуккенберга (см. Приложение 7). Он художник - первооткрыватель и таковым помогла ему стать именно капитанская профессия. Недаром его пейзажи, панорамы, монументальны и несколько отдалены от зрителя. Эти картины - свидетельства чем-то похожие на первые "землеописания" дальневосточной земли русскими путешественниками. Он любовно правдив и подчеркнуто объективен. Не состязается с природой в мастерстве выдумки и фантазии. Он с удовольствием передает "творчество" природы Дальнего Востока, создаюшей из самой себя неповторимую красоту дальневосточного ландшафта. Начинал свой творческий путь в искусстве не как живописец и пейзажист, а как график, акварелист, художник-миниатюрист. В полном своем художественном значении талант мастера раскрылся на Дальнем Востоке России, где он стал живописцем, пейзажистом, художником-маринистом.

Слив  воедино профессию капитана дальнего плаванья с любовью к живописи, он стал самым значительным маринистом своего времени на Дальнем Востоке  России. Как профессиональный моряк, Штуккенберг считался художником-любителем, но фактически, вместе с К.Н. Калем  и И.Ф. Палшковым, был в числе  первых профессиональных живописцев Приморского  края, зачинателей своеобразной региональной школы дальневосточного пейзажа  и маринистического жанра живописи.

Многие  талантливые дальневосточные художники  обращались к жанру пейзажа. Среди  них стоит отметить: Блажнова Анатолия Дмитриевича, Кравчука Игоря Викторовича, Палкина Германа Алексеевича, Федотова Степана Матвеевича.

Блажнов Анатолий Дмитриевич, член Союза художников России, работает в области интерьерного дизайна. Участник всероссийских, зональных, краевых и городских выставок. В области живописи работает в  двух направлениях. Он пишет с натуры пейзажи родной дальневосточной  земли и выполняет нефигуративные композиции (см. Приложение 8 А).

Кравчук Игорь Викторович, окончил художественно-графический  факультет ХГПИ, член Союза художников России, входил в группу живописцев «Пять» и «Пять плюс два». Участник зональных, краевых, городских, персональных выставок, занимается живописью, пишет  по преимуществу пейзажи и цветы. Для ранних работ характерна крайняя  экспрессия. Работы его отличаются сделанностью, постепенно он уходит от экспрессии в сторону идиллии  и тишины (см. Приложение 8 Б).

Палкин  Герман Алексеевич, окончил художественно-графический  факультет ХГПИ, член Союза художников России, республиканских, краевых, городских, персональных выставок. Мастер акварели, его книжные иллюстрации выполняются  им по преимуществу в этой технике. Художник хорошо знает дальневосточную  природу, свои впечатления от общения  с природой он запетляет в картинах (см. Приложение 8 В).

Федотов Степан Матвеевич (1930-1997) преподаватель  кафедры изобразительного искусства  ХГПИ, член союза художников России. Один из старейших педагогов художественно-графического факультета. В фондах ДВХМ  находятся  четыре его работы. Живопись С.М. Федотова развивалась в рамках школы Академии художеств (см. Приложение 8 Г).

На Дальнем  Востоке очень много прекрасных художников пейзажистов, которые любят  свой край и эту любовь воплощают  в замечательных произведениях  искусства.

Глава 3: Ход выполнения практической части работы

3.1. Поиск аналогов и прототипов 

Дальневосточная природа необычайно красива и  богата, где ещё можно найти  такое разнообразие природных ландшафтов.  Горы сменяются сопками, сопки спускаются в долины, по которым протекают  великие и полноводные реки, образующие множество проток, запруд, болот  и озёр.   Всё это природное  разнообразие окружено непроходимой тайгой, которая простирается на многие километры.

Информация о работе Дальневосточный пейзаж