Дальневосточный пейзаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание

Как только человек осознал свою уникальность и обособленность от природы, он стал изображать её в произведениях искусства, но только как часть композиции, как красивый фон для человеческой фигуры или сюжета. Постепенно человек уделяет пейзажу всё большее значение и в результате появляются самостоятельные произведения в жанре пейзажа, и он становится любимым жанром многих художников и простых людей, так как обращается к вечным и прекрасным мотивам, которые никогда не надоедят.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1: Пейзажная живопись
1.1. Понятие пейзажа…………………………………………………………..5
1.2. История пейзажа…………………………………………………………..7
1.3. Технология живописных материалов…………………………………13

Глава 2: Пейзажная живопись на Дальнем Востоке
2.1. История развития живописи на Дальнем Востоке…………………..18
2.2. Художники пейзажисты Дальнего Востока…………………………..23

Глава 3: Ход выполнения практической части работы
3.1. Поиск аналогов и прототипов …………………………………………27
3.2. Поиск композиции……………………………………………………….28
3.3. Ход работы………………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa.docx

— 59.34 Кб (Скачать документ)

Великий русский путешественник, учёный, писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев в начале прошлого века совершил много экспедиций по Дальнему Востоку и вот что  он пишет в своей книге «По  Уссурийскому краю»: «Чем дальше, тем  интересней становилась долина. С  каждым поворотом открывались всё  новые и новые виды. Художники  нашли бы здесь неистощимый материал для своих этюдов. Некоторые виды были так красивы, что даже казаки не могли оторвать от них глаз и  смотрели как зачарованные. » 

Многие  художники нашли вдохновение  в дальневосточных пейзажах, а  пейзажи Федотова А.М., Авдеева А.Г., Торгашина В.М., Карташова А.А., Павленкович  О.Б. и Левашова А.Н. подтолкнули меня к созданию работы в этом жанре  (см. Приложение 9). Так как особенно сильно меня восхищает состояние дальневосточной природы в период ранней и поздней осени, то именно этот мотив я и взяла. А так как тёплые осенние краски приобретают максимальную выразительность и теплоту ближе к закату, то на этом времени суток я и решила остановиться.

Определившись с темой, я изучила историю  возникновения пейзажной живописи на Дальнем Востоке, творчество дальневосточных  художников и пособия по пейзажной  живописи, в которых рассказывается о пейзаже как жанре изобразительного искусства и даются рекомендации по правильному написанию  пейзажных  этюдов, последовательность их выполнения.

 

3.2. Поиск композиции

На основании  полученных знаний и имеющегося опыта, первым делом я определилась с композицией. Для этого сделала несколько этюдов восково-маслянной пастелью, так как она максимально приближена к масляной технике, на выбранную тему, но меняя колорит, тематику, время суток, освещение и время года. В результате получила 4 совершенно разных этюда, каждый из которых был самостоятельным законченным произведением, имеющим своё настроение и свою композицию (см. Приложение 10).

Общей чертой всех эскизов было наличие отражающей поверхности в виде озера, речки, пруда и болотца. В водной поверхности  отражались небо и окружающие водоём деревья. Главной задачей было не детальное и максимально точное изображение действительности, а  создание особого настроения для  каждой работы.

В процессе выполнения пейзажных этюдов я старалась  приобрести навык цельного видения  натуры, построить передний, средний  и задний планы, тем самым создав пространственное ощущение глубины. В  каждой работе я обдумывала цветовое решение, общую цветовую тональность, определяющую характер состояния природы, выявляла характер цвета и сочетала холодные и тёплые цвета. Мне необходимо было подобрать такое состояние  освещенности и погоды, когда с  наибольшей полнотой раскрываются её особенности, красота мотива. А так  же постараться сделать живопись красочной и интересной для восприятия.

Сделав  несколько этюдов,  которые соответствовали  поставленным мною композиционным задачам, мне оставалось выбрать из них  наиболее удачный, который и станет основой моей работы. Проконсультировавшись  с преподавателями, я остановила свой выбор на изображении осеннего пейзажа с озёрной гладью, покрытого  первым снегом, но сохранившего большую  часть пожелтевшей листвы на деревьях.

 

 

3.3. Ход работы

Определившись с темой и композицией, я выбрала  технику масляной живописи  для  исполнения работы, как наиболее полно  выражающей поставленные мной задачи.  Основываясь на знаниях, полученных за время обучения и из пособий  по живописи, работу вела в несколько  этапов.

Первым  этапом я подготовила холст, на котором  буду изображать пейзаж  и закупила необходимые масляные краски, подготовила  необходимые материалы и определилась с рабочим местом.

Затем, основываясь  на готовом эскизе, я нанесла рисунок, особенно не вдаваясь в детали, а  только общим контуром, так как  масленые слои его перекроют, и прорабатывать  детали буду ближе к концу работы, основываясь на эскизе (см. Приложение 11 А).

Следующим этапом я нанесла подмалёвок, стараясь общим тоном, тонким слоем масляной краски закрыть всю поверхность. Подмалёвок выполняет три функции  – композиционную, пластическую и  колористическую. В подмалёвке я  не старалась выявить объём или  пространство, а следила за отношениями  цветов и внимательно относилась к тону водной поверхности, отражений  в воде и распределении освещённых участков и участков, находящихся  в тени. Зафиксировала основные цветовые отношения неба, воды и земли (см. Приложение 11 Б).

После того, как подмалёвок хорошо подсох, начала более детальную проработку и  насыщение цветом в виде тонких лесировочных  наложений на небе. Работу вела сверху вниз и более тщательно проработала  небо, затем перешла к самым  дальним деревьям на заднем плане, прописала  их лёгкими лесировочными мазками  с помощью холодных сине-фиолетовых тонов с добавлением изумрудного  цвета. Затем охристыми цветами  прописывала деревья между задним и средними планами, так же лесировочно, но немного более плотно и более  подробно.  По мере приближения к  среднему плану линию деревьев вдоль  правого берега прописывала более  ярко и точно, делая акценты на освещённой части деревьев, стремясь создать ощущение пространства и целостности лесного массива.

Прописав  задний план, больше внимания уделила  среднему плану. Тщательно и подробно, с выявлением объема прописала массу  деревьев на левом берегу, применяя более тёмные цвета, так как левый  берег находятся в тени, в отличие  от правого. Цветовое разнообразие на левом берегу более насыщено, в  нем больше красных и коричневых тонов, но так же присутствуют и зелёные, синие и фиолетовые тона.

После того, как более менее были прописаны  правый и левый берега, приступила к изображению воды. Начинала с  воды у дальнего правого берега, в котором отражались деревья  и прописывали их тонкими лесировочными  мазками. Изображая отражения в  воде, старалась, что бы они были более тёмного тона, так как  вода хоть и отражает как зеркало, но делает тон более тёмным, чем  в действительности. Постепенно, спускаясь  в картине ниже, плотнее писала воду. Использовала сочетания контрастных  цветов и на переднем плане сделала  яркий акцент на линии берега, используя  в воде сочетания тёмно фиолетового  и охры, а на берегу бело-голубого, бледно розового, а на свету цвета  слоновой кости (см. Приложение 11 В).

Последним этапом я уделила внимание мелким деталям, добавив большую проработанность  в работу. Добавила тонкие веточки, прорисовала тополь на левом берегу, добавила светлые блики на воду и  небольшие лёгкие облачка на небо. В последнюю очередь я взяла  мастихин и пастозными мазками нанесла  снег на переднем плане, создав ощущение пространства.

В конце  работы все элементы и части пейзажа  подчиняются одной идее, одному колориту и состоянию природы. Появляется ощущение, что это последний всплеск  жизни в природе, перед тем  как наступит зима и всё погрузится в глубокий сон до весны (см. Приложение 11 Г) . 

 

 

 

Заключение

 

Искусство пейзажа является неотъемлемой частью человеческого быта и важной страницей в мировой культуре. Его история весьма интересна, а разнообразие форм, технологий, видов поражает. Польза и эстетика гармонично сочетаются во всех видах пейзажа. Но именно дальневосточный пейзаж наиболее близкий по духу и родной для нас. Уже не одно поколение художников на Дальнем Востоке обращается к этому замечательному жанру живописи.

В данной работе был рассмотрен пейзаж как вид искусства в творчестве Исаака Левитана, Клода Лоррэна, Алексея Федотова, Николая Штуккенберга, Анатолия Блажнова, Игоря Кравчука, Германа Палкина и Степана Федотова.  В исследовании описаны художественно-выразительные свойства пейзажа и обоснована важность этого вида искусства для мировой художественной культуры.

В процессе работы были решены следующие задачи:

1. Рассмотрено и расшифровано понятие пейзажа;

2. Изучена история возникновения пейзажа во всём мире и на Дальнем Востоке в частности;

3. На примере дальневосточных художников изучен жанр дальневосточного пейзажа.

4. Выполнена  творческая  работа в жанре дальневосточный пейзаж, в технике масляной живописи на холсте форматом 50х70см.

Пейзаж  – удивительный вид искусства, способный  воплотить разные грани человеческих чувств в столь поэтичной манере, посредством изображения природы. Он способен вызывать целую гамму  чувств, но продолжать умиротворять и  восхищать зрителей. А дальневосточный  пейзаж, со своей суровой, прекрасной и самобытной красотой ни одного человека не оставит равнодушным.

 

Список  литературы:

 

1. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. / В.К. Арсеньев.-Л., Лениздат, 1978. С. 238.

2. Бесчастнов  Н.П. Графика пейзажа. /учеб.пособие  для студентов вузов, обучающихся  по направлению подгот.дипломир.специалистов 630200 "Художеств.проектирование изделий  текстил. и лег. пром-сти." / Н.П.Бесчастнов.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

3. Кузница  педагогических кадров. /Хабаровскому  государственному педагогическому  университету 70 лет: Материалы юбилейного  сборника./ – Хабаровск: Изд-во  Хабаровского педагогического университета,2004.-352с. 

4. Муратов  П. Образы Италии./ П .Муратов.-М.: Республика, 1994. С. 290—291.

5. Озерков Д. Неестественная природа. Испанский пейзаж XVII в. / Метафизические исследования. Вып. XIII/ Д. Озерков.- СПб.: Алетейя, 2000. С. 187—188.

6. Стасевич В.Н. Пейзаж./ В.Н. Стасевич.- М., 1978

7. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVII-начала XX века./ А. Федоров-Давыдов.- М., 1986

8. Федоров-Давыдов А. Советский пейзаж./ А. Федоров-Давыдов.- М., 1958

Список использованных статей:

 

1. Некрасов. Красота в искажении (Работы П. Любарского) // Творчество.– 1920. – № 3. – с.55.

2. Некролог  о художнике Наумове //Красное  знамя. – 1928. – 6 мая. – №  105.

3. Новое искусство  (Художник В.Н. Пальмов) // Творчество. – 1920. – № 1. – с. 29.

4. Художественная  выставка красного поезда //Дальневосточная  республика.– 1921. – 22 ян-варя. –№ 14.– С. 6.

5. Художники  Дальнего Востока, организуйтесь! // Тихоокеанская звезда. – 1927 –  8 июля. – № 632. – С.5.

Интернет источники:

 

1.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/PEZAZH.html?page=0,0

 

2.http://chuguevka.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5911:shtukkenberg-nikolaj-maksimovich&catid=69:museum&Itemid=453

 

3. http://www.aki-ros.ru/default.asp?Part=256&Region=64&NID=5965

 

4. http://moigorodok.ru/museum/dxm-6.php

 

5.http://www.toz.khv.ru/newspaper/poslednie_novosti/khabarovskoy_organizatsii_soyuza_khudozhnikov_rossii_70_let/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  приложений:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Исаак Левитан

А) «Вечерний  звон»

Б) «Над вечным покоем»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2:  Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте»

ПРИЛОЖЕНИЕ  3:  Клод Лоррен «Свадьба Исаака и Ревекки»

ПРИЛОЖЕНИЕ  4:  Эль Греко «Вид Толедо»

ПРИЛОЖЕНИЕ  5:  Питер Пауль Рубенс «Пейзаж с радугой»

ПРИЛОЖЕНИЕ  6:  Федотов Алексей Матвеевич

А) «Сахалин»

Б) «Осень в  Приамурье»

В) «Южный берег  Сахалина»

ПРИЛОЖЕНИЕ  7:  Николай Максимович Штуккенберг

А) «У берегов Камчатки»

Б) «Близ Охотска»

ПРИЛОЖЕНИЕ  8:  А) Блажнов Анатолий Дмитриевич «Ветренно»

Б) Кравчук  Игорь Викторович «Хехцирская осень»

В) Палкин Герман Алексеевич «Сихотэ-Алинь»

Г) Федотов  Степан Матвеевич «Этюд»

ПРИЛОЖЕНИЕ  9:  Поиск аналогов и прототипов

А) А.Г. Авдеев «Русский вечер в Казакевичево»

Б) В.М. Торгашин «После шторма»

В) А.А. Карташов «На просторе»

Г) О.Б. Павленкович  «Угасающий вечер»

ПРИЛОЖЕНИЕ  10: Поиск композиции

ПРИЛОЖЕНИЕ 11: Этапы работы

А) Нанесение  рисунка 

Б) Подмалёвок тонким слоем

В) Проработка деталей 

Г) Завершение работы, доработка мелких деталей




Информация о работе Дальневосточный пейзаж