Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:20, курсовая работа
Как только человек осознал свою уникальность и обособленность от природы, он стал изображать её в произведениях искусства, но только как часть композиции, как красивый фон для человеческой фигуры или сюжета. Постепенно человек уделяет пейзажу всё большее значение и в результате появляются самостоятельные произведения в жанре пейзажа, и он становится любимым жанром многих художников и простых людей, так как обращается к вечным и прекрасным мотивам, которые никогда не надоедят.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1: Пейзажная живопись
1.1. Понятие пейзажа…………………………………………………………..5
1.2. История пейзажа…………………………………………………………..7
1.3. Технология живописных материалов…………………………………13
Глава 2: Пейзажная живопись на Дальнем Востоке
2.1. История развития живописи на Дальнем Востоке…………………..18
2.2. Художники пейзажисты Дальнего Востока…………………………..23
Глава 3: Ход выполнения практической части работы
3.1. Поиск аналогов и прототипов …………………………………………27
3.2. Поиск композиции……………………………………………………….28
3.3. Ход работы………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………...32
Великий русский путешественник, учёный, писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев в начале прошлого века совершил много экспедиций по Дальнему Востоку и вот что он пишет в своей книге «По Уссурийскому краю»: «Чем дальше, тем интересней становилась долина. С каждым поворотом открывались всё новые и новые виды. Художники нашли бы здесь неистощимый материал для своих этюдов. Некоторые виды были так красивы, что даже казаки не могли оторвать от них глаз и смотрели как зачарованные. »
Многие художники нашли вдохновение в дальневосточных пейзажах, а пейзажи Федотова А.М., Авдеева А.Г., Торгашина В.М., Карташова А.А., Павленкович О.Б. и Левашова А.Н. подтолкнули меня к созданию работы в этом жанре (см. Приложение 9). Так как особенно сильно меня восхищает состояние дальневосточной природы в период ранней и поздней осени, то именно этот мотив я и взяла. А так как тёплые осенние краски приобретают максимальную выразительность и теплоту ближе к закату, то на этом времени суток я и решила остановиться.
Определившись
с темой, я изучила историю
возникновения пейзажной
3.2. Поиск композиции
На основании полученных знаний и имеющегося опыта, первым делом я определилась с композицией. Для этого сделала несколько этюдов восково-маслянной пастелью, так как она максимально приближена к масляной технике, на выбранную тему, но меняя колорит, тематику, время суток, освещение и время года. В результате получила 4 совершенно разных этюда, каждый из которых был самостоятельным законченным произведением, имеющим своё настроение и свою композицию (см. Приложение 10).
Общей чертой всех эскизов было наличие отражающей поверхности в виде озера, речки, пруда и болотца. В водной поверхности отражались небо и окружающие водоём деревья. Главной задачей было не детальное и максимально точное изображение действительности, а создание особого настроения для каждой работы.
В процессе выполнения пейзажных этюдов я старалась приобрести навык цельного видения натуры, построить передний, средний и задний планы, тем самым создав пространственное ощущение глубины. В каждой работе я обдумывала цветовое решение, общую цветовую тональность, определяющую характер состояния природы, выявляла характер цвета и сочетала холодные и тёплые цвета. Мне необходимо было подобрать такое состояние освещенности и погоды, когда с наибольшей полнотой раскрываются её особенности, красота мотива. А так же постараться сделать живопись красочной и интересной для восприятия.
Сделав несколько этюдов, которые соответствовали поставленным мною композиционным задачам, мне оставалось выбрать из них наиболее удачный, который и станет основой моей работы. Проконсультировавшись с преподавателями, я остановила свой выбор на изображении осеннего пейзажа с озёрной гладью, покрытого первым снегом, но сохранившего большую часть пожелтевшей листвы на деревьях.
3.3. Ход работы
Определившись с темой и композицией, я выбрала технику масляной живописи для исполнения работы, как наиболее полно выражающей поставленные мной задачи. Основываясь на знаниях, полученных за время обучения и из пособий по живописи, работу вела в несколько этапов.
Первым
этапом я подготовила холст, на котором
буду изображать пейзаж и закупила
необходимые масляные краски, подготовила
необходимые материалы и
Затем, основываясь на готовом эскизе, я нанесла рисунок, особенно не вдаваясь в детали, а только общим контуром, так как масленые слои его перекроют, и прорабатывать детали буду ближе к концу работы, основываясь на эскизе (см. Приложение 11 А).
Следующим этапом я нанесла подмалёвок, стараясь общим тоном, тонким слоем масляной краски закрыть всю поверхность. Подмалёвок выполняет три функции – композиционную, пластическую и колористическую. В подмалёвке я не старалась выявить объём или пространство, а следила за отношениями цветов и внимательно относилась к тону водной поверхности, отражений в воде и распределении освещённых участков и участков, находящихся в тени. Зафиксировала основные цветовые отношения неба, воды и земли (см. Приложение 11 Б).
После того,
как подмалёвок хорошо подсох, начала
более детальную проработку и
насыщение цветом в виде тонких лесировочных
наложений на небе. Работу вела сверху
вниз и более тщательно проработала
небо, затем перешла к самым
дальним деревьям на заднем плане, прописала
их лёгкими лесировочными мазками
с помощью холодных сине-фиолетовых
тонов с добавлением
Прописав задний план, больше внимания уделила среднему плану. Тщательно и подробно, с выявлением объема прописала массу деревьев на левом берегу, применяя более тёмные цвета, так как левый берег находятся в тени, в отличие от правого. Цветовое разнообразие на левом берегу более насыщено, в нем больше красных и коричневых тонов, но так же присутствуют и зелёные, синие и фиолетовые тона.
После того, как более менее были прописаны правый и левый берега, приступила к изображению воды. Начинала с воды у дальнего правого берега, в котором отражались деревья и прописывали их тонкими лесировочными мазками. Изображая отражения в воде, старалась, что бы они были более тёмного тона, так как вода хоть и отражает как зеркало, но делает тон более тёмным, чем в действительности. Постепенно, спускаясь в картине ниже, плотнее писала воду. Использовала сочетания контрастных цветов и на переднем плане сделала яркий акцент на линии берега, используя в воде сочетания тёмно фиолетового и охры, а на берегу бело-голубого, бледно розового, а на свету цвета слоновой кости (см. Приложение 11 В).
Последним
этапом я уделила внимание мелким
деталям, добавив большую
В конце работы все элементы и части пейзажа подчиняются одной идее, одному колориту и состоянию природы. Появляется ощущение, что это последний всплеск жизни в природе, перед тем как наступит зима и всё погрузится в глубокий сон до весны (см. Приложение 11 Г) .
Заключение
Искусство пейзажа является неотъемлемой частью человеческого быта и важной страницей в мировой культуре. Его история весьма интересна, а разнообразие форм, технологий, видов поражает. Польза и эстетика гармонично сочетаются во всех видах пейзажа. Но именно дальневосточный пейзаж наиболее близкий по духу и родной для нас. Уже не одно поколение художников на Дальнем Востоке обращается к этому замечательному жанру живописи.
В данной работе был рассмотрен пейзаж как вид искусства в творчестве Исаака Левитана, Клода Лоррэна, Алексея Федотова, Николая Штуккенберга, Анатолия Блажнова, Игоря Кравчука, Германа Палкина и Степана Федотова. В исследовании описаны художественно-выразительные свойства пейзажа и обоснована важность этого вида искусства для мировой художественной культуры.
В процессе работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено и расшифровано понятие пейзажа;
2. Изучена история возникновения пейзажа во всём мире и на Дальнем Востоке в частности;
3. На примере дальневосточных художников изучен жанр дальневосточного пейзажа.
4. Выполнена творческая работа в жанре дальневосточный пейзаж, в технике масляной живописи на холсте форматом 50х70см.
Пейзаж
– удивительный вид искусства, способный
воплотить разные грани человеческих
чувств в столь поэтичной манере,
посредством изображения
Список литературы:
1. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. / В.К. Арсеньев.-Л., Лениздат, 1978. С. 238.
2. Бесчастнов
Н.П. Графика пейзажа. /учеб.пособие
для студентов вузов,
3. Кузница
педагогических кадров. /Хабаровскому
государственному
4. Муратов П. Образы Италии./ П .Муратов.-М.: Республика, 1994. С. 290—291.
5. Озерков Д. Неестественная природа. Испанский пейзаж XVII в. / Метафизические исследования. Вып. XIII/ Д. Озерков.- СПб.: Алетейя, 2000. С. 187—188.
6. Стасевич В.Н. Пейзаж./ В.Н. Стасевич.- М., 1978
7. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVII-начала XX века./ А. Федоров-Давыдов.- М., 1986
8. Федоров-Давыдов А. Советский пейзаж./ А. Федоров-Давыдов.- М., 1958
Список использованных статей:
1. Некрасов. Красота в искажении (Работы П. Любарского) // Творчество.– 1920. – № 3. – с.55.
2. Некролог о художнике Наумове //Красное знамя. – 1928. – 6 мая. – № 105.
3. Новое искусство (Художник В.Н. Пальмов) // Творчество. – 1920. – № 1. – с. 29.
4. Художественная выставка красного поезда //Дальневосточная республика.– 1921. – 22 ян-варя. –№ 14.– С. 6.
5. Художники
Дальнего Востока,
Интернет источники:
1.http://www.krugosvet.ru/enc/
2.http://chuguevka.org.ru/
3. http://www.aki-ros.ru/default.
4. http://moigorodok.ru/museum/
5.http://www.toz.khv.ru/
Список приложений:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Исаак Левитан
А) «Вечерний звон»
Б) «Над вечным покоем»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Клод Лоррен «Свадьба Исаака и Ревекки»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Эль Греко «Вид Толедо»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Питер Пауль Рубенс «Пейзаж с радугой»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6: Федотов Алексей Матвеевич
А) «Сахалин»
Б) «Осень в Приамурье»
В) «Южный берег Сахалина»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7: Николай Максимович Штуккенберг
А) «У берегов Камчатки»
Б) «Близ Охотска»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8: А) Блажнов Анатолий Дмитриевич «Ветренно»
Б) Кравчук Игорь Викторович «Хехцирская осень»
В) Палкин Герман Алексеевич «Сихотэ-Алинь»
Г) Федотов Степан Матвеевич «Этюд»
ПРИЛОЖЕНИЕ 9: Поиск аналогов и прототипов
А) А.Г. Авдеев «Русский вечер в Казакевичево»
Б) В.М. Торгашин «После шторма»
В) А.А. Карташов «На просторе»
Г) О.Б. Павленкович «Угасающий вечер»
ПРИЛОЖЕНИЕ 10: Поиск композиции
ПРИЛОЖЕНИЕ 11: Этапы работы
А) Нанесение рисунка
Б) Подмалёвок тонким слоем
В) Проработка деталей
Г) Завершение работы, доработка мелких деталей