День защитника отечества как современный патриотический праздник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования - В условиях крупных социально-экономических и политических преобразований, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм организации и управления культурным движением детей и юношества. К числу таких инновационных форм относится культурное воспитание молодёжи, направленное на использование культурного и оздоровительного потенциала.
Цель исследования заключается в разработке методики организации и управления проведением массовых культурных мероприятий, в частности день защитника Отечества молодежи в новых социально-экономических условиях.

Содержание

Глава 1: Исторические аспекты дня защитника Отечества
1.1. Происхождение и этапы эволюции дня защитника Отечества 7
1.2.Современное состояние и перспективы развития праздника 11
Вывод 15
Глава 2: Теоретические аспекты.
2.1. Форма и содержание праздника "День защитника Отечества" 17
2.2. Структура праздничного действия 22
2.3. Выразительные средства 26
2.4. Основные атрибуты праздничного действия 32
Вывод 36
Заключение 37
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Многие специалисты указывают на возможность формирования в ходе культурной деятельности подрастающего поколения гуманистических идеалов и ценностей, а также повышения культурных возможностей молодежи. Весьма эффективно культурное воспитание может быть реализовано в ходе широко распространенных в последние годы в нашей стране и в мире массовых культурных детско - юношеских мероприятий. Однако организационно-технологические основы управления развитием системы подобных мероприятий не стало предметом специального исследования ученых и специалистов. Между тем, отсутствие таких научно-технологических разработок серьезно тормозят развитие новых подходов к организации массовых детско-юношеских мероприятий. Это определяет актуальность углубленного анализа современного состояния и разработки педагогических принципов организации и управления проведением подобных мероприятий. [2,23-25 с.]

Актуальность исследования - В условиях крупных социально-экономических и политических преобразований, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм организации и управления культурным движением детей и юношества. К числу таких инновационных форм относится культурное воспитание молодёжи, направленное на использование культурного и оздоровительного потенциала.

Объект исследования - оптимизация управления проведением дня защитника Отечества и иных культурных мероприятий для детей и молодежи.

Предмет исследования - содержание, формы и методы проведения массовых культурных мероприятий, в частности день защитника Отечества.

Цель исследования заключается в разработке методики организации и управления проведением массовых культурных мероприятий, в частности день защитника Отечества молодежи в новых социально-экономических условиях.

 

Массовая детская и  подростковая культурно - досуговая деятельность.

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностей культуры, формированию гражданских качеств.

Опыт показывает, что в отношении поиска новых форм массовых праздников ведущую роль часто играют учреждения дополнительного образования, крупнейшие Центры и Дворцы детского творчества, которые выступают инициаторами и организаторами культурно - досуговых программ и в которых сложилась или складывается целостная система работы в этом направлении. Проведенный комплексный анализ культурно - досуговой деятельности позволяет наглядно представить уровень, тематику и ее объем, численность воспитанников и разовых посетителей. [18,31-33 с.]

 По мере  углубления в проблематику культурно - досуговой деятельности и погружения в крайне противоречивые условия современного бытия детского праздника число вопросов постоянно множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей - признак действительной заботы общества о будущем нового поколения.

К категории детских  праздников относится многообразие проводимых праздничных форм - фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др., влияющие на социализацию детей и их воспитание. Открытая комплексная программа во многом способствует решению организационно-педагогических и художественно-творческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Она является организационно-управленческой и опытно-экспериментальной в организации культурно - досуговой деятельности в учреждениях. [8,32-49 с.]

Цель массового мероприятия:

  • организация содержательного свободного времени детей и молодёжи, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурно - массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.

Перспективы:

    1. Разработка и внедрение инновационных форм организации массовой работы с детьми и молодежью;
    2. Проведение конкурсов профессионального мастерства;
    3. Активизация деятельности клубов по интересам;
    4. Организация современной системы информационного обслуживания по проблемам социокультурной деятельности.

Основные задачи детского массового мероприятия:

  • совершенствование качества и эффективности празднично - досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей;
  • разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно - досуговой деятельности;
  • осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании

ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;

  • воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения героико-патриотических ритуалов, акций и тематических праздников;
  • развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;
  • поиск новых художественно-педагогических форм, методов и технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;
  • определение художественного уровня детских праздников, проводимых учреждениями образования и выработка методических рекомендаций по организации и проведению празднично-массовых мероприятий для детей;
  • художественно-педагогическое проектирование системы работы организаторов детских праздников.
  • восстановление культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры мира.

Пути реализации массового  мероприятия:

  • на основе предложений участников программы формируется творчески - педагогический коллектив, который ведет организационно-методическую работу по реализации городской открытой комплексной программы. При проведении праздничных мероприятий в период школьных каникул осуществляется мониторинг.

В рамках программы формируется  режиссерско-постановочная группа по организации и проведению наиболее значимых городских и районных, федеральных и международных детских мероприятий (режиссеры, сценаристы, художники, балетмейстеры, хормейстеры, дизайнеры, композиторы и др.)

Участники программы  принимают ежегодное участие  в научно - практических конференциях, семинарах, круглых столах по проблемам организации детского досуга.[13, 24-29с.]

Одним из основных условий  реализации программы остается материально- техническое и финансовое обеспечение планируемых праздников для детей и юношества (в рамках как бюджетных, так и привлеченных средств).

Основные направления  деятельности:

  1. выявление и развитие творческих способностей детей и молодёжи в области музыкально-хореографического, фольклорного, театрального, изобразительного, декоративно - прикладного творчества;
  1. координация деятельности учреждений образования и других учреждений по вопросам художественного воспитания, социально-педагогической работы и оздоровления детей и молодёжи;
  2. создание информационной системы социально-правовой защиты детства; сотрудничество с детскими и молодёжными объединениями и поддержка детских и молодёжных социальных инициатив; организация международного молодёжного сотрудничества; организация социальной поддержки детей и молодёжи с ограниченными возможностями;
  • организация оздоровления и отдыха детей и молодёжи;
  • организация и проведение массовых мероприятий: фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и выставок;
  • создание целостной системы взаимодействия и координации деятельности методических служб учреждений внешкольного воспитания и обучения.[13, 16-17с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Исторические аспекты  дня защитника Отечества

 

1.1 Происхождение и становление праздника.

История этого праздника такова:  Сразу после победы вооруженного восстания в Петрограде 24-25 октября (7-8 ноября по новому стилю) 1917 года на молодую республику Советов обрушились контрреволюционные выступления, и Советской власти пришлось вести активную с ними борьбу. На тот момент Вооруженными силами Советской власти являлись отряды Красной гвардии революционных солдат и моряков.

Советское правительство, с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии, приступило к организации регулярных вооруженных сил. 15 (28 по н. с.) января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет "Об организации Рабоче - Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29.01 (11.02 по н. с.) - декрет "Об организации Рабоче - Крестьянского Красного Флота" (РККФ).

18 февраля 1918 года австро-германские и турецкие войска, нарушив перемирие, которое было заключено 2 (15) декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики. 21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с лозунгом "Социалистическое Отечество в опасности!"

23 февраля 1919 г в  Петрограде был проведен день  Красной Армии под лозунгом  защиты социалистического Отечества  от "кайзеровских войск" (в документах того времени не употреблялись "немецкие" или "германские" войска, а только "кайзеровские"). На заседании Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов, посвященного годовщине создания РККА, с приветственной речью выступил Председатель ВЦИК (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) Я. М. Свердлов, подчеркнувший, что Красная Армия была создана в первую очередь против иностранного врага.

В 1923 году в честь Дня  Красной Армии и Флота впервые  был издан приказ Реввоенсовета Республики.

Позднее ВЦИК решил совместить годовщины Красной Армии еще  с одним агитационным мероприятием - с так называемым "Днем Красного подарка". Вскоре "Правда" оповестила трудящихся: "Устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии."[8, 99-103с.]

И все же изначально 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии в честь победы под Нарвой и Псковом над немецкими  войсками. День первой победы стал днем рождения армии. Это как бы обозначило на будущее ее судьбу. Начав с победы, она с той поры не раз громила врагов нашей Родины. Не было ни одного захватчика, который бы не почувствовал на себе силу ее оружия. Армия стала называться Советской, а затем - Российской, а 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-Морского Флота, в ознаменование всеобщей мобилизации революционных сил на защиту социалистического Отечества, а также мужественного сопротивления отрядов Красной Армии захватчикам.

После распада СССР 23 февраля было переименовано в  День защитника Отечества. Государственная  Дума России 10 февраля 1995 года приняла  федеральный закон: «О днях воинской славы (победных днях) России", в котором этот день назван так: "23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитника Отечества", тоже самое касается и Беларуси. [24]

 

 

 

 

 

 

 

Раньше в Москве и других столицах социалистических республик СССР 23 февраля проводились торжественные военные парады с духовым оркестром, демонстрацией силы Западу в форме передовой военной тяжелой техники — танков.

После победы во Второй Мировой  Войне праздник 23 февраля был  переименован из Дня Красной Армии  в День Советской Армии и Военно-Морского Флота.

После распада Советского Союза воинственный дух стран  СНГ пошел на убыль, Украина и  вовсе отказалась от ядерного оружия, но все равно — по старой памяти каждое 23 февраля проводятся парады, митинги ветеранов, чествование «виновников» Дня Защитника Отечества — солдат армии, военных, а также пап, братьев, мужей, сынов, друзей и коллег. [8, 106 с.]

Таким образом, мы пришли к тому, что праздник 23 февраля  — это главный мужской праздник страны! И отмечать его надо! Несмотря даже на падающую популярность этого воистину мужского праздника — Дня Защитника Отечества.

Возможно, падение популярности праздника 23 февраля связано с тем, что наши государства недостаточно заботятся о своих гражданах. В свою очередь, граждане не сильно любят свою Родину и Отечество, или, по крайней мере, не считают нужным его защищать от врагов — ведь само Отечество, государство слишком скромно заботится о своих «детях», своих гражданах.

Информация о работе День защитника отечества как современный патриотический праздник