Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:36, контрольная работа
Проблемы массовой развлекательной культуры, индустрии досуга весьма актуальны. Мнения ученых сходятся в одном — наблюдается сдвиг ценностных ориентации из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений1. Одновременно меняется характер развлечений: из камерных и индивидуально ориентированных они превращаются в публичные, массовые, глобальные.
Характеризуя ситу
Введение 3
1. Досуг. Определение понятия, сущность 5
2. Виды и функции досуговой деятельности 13
3. Досуг современного человека 17
Заключение 23
Приложения……………………………………………………………….25
Список использованных источников 25
Досуг: понятие, сущность, виды и функции
Содержание
Введение 3
1. Досуг. Определение понятия, сущность 5
2. Виды и
функции досуговой деятельности
3. Досуг современного человека 17
Заключение 23
Приложения……………………………………………………
Список использованных источников 25
Введение
Проблемы массовой развлекательной культуры, индустрии досуга весьма актуальны. Мнения ученых сходятся в одном — наблюдается сдвиг ценностных ориентации из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений1. Одновременно меняется характер развлечений: из камерных и индивидуально ориентированных они превращаются в публичные, массовые, глобальные.
Характеризуя ситуацию вокруг проблемы досуга, можно отметить, с одной стороны, обилие эмпирических исследований, в которых описываются их виды и формы, новые возможности "индустрии досуга", а с другой — пробелы в теоретическом изучении и связанный с ними недостаток объективных оценок2.
Рассматривая вопросы досуга в рамках социологии, необходимо подчеркнуть, что социология досуга изучает особенности современного досуга, соотношения досуга с основными сферами жизни людей, досуг и трудовая деятельность, досуг и быт, досуг и семья. Изучаются влияние досуга на формирование образа жизни людей, их ценностные ориентации.
Целью данного исследования является всесторонний анализ понятия досуга.
Исходя из обозначенной цели в рамках данного исследования необходимо решить следующие задачи:
- привести теоретические
определения самого понятия,
- осветить процесс развития
и изменения досуговой
- рассмотреть специфику
досуга человека в условиях
современного технологичного
Предмет исследования состоит из введения, 3 глав, приложения, которое состоит из методов наблюдения и методов анкетирования досуговой области, заключения и списка использованных источников.
Основу работу составили публикации специалистов, так как Есин А. Б, Захаров А. В., работающих в направлении «социология досуга», а так же учебные материал, взятые из интернет-источников.
Большинство исследователей под досугом, или свободным временем (в западной социологии практически эти понятия слились), понимают время, свободное от оплаченного труда и непреложных обязанностей (ухода за собой и окружающими).
Рассматривая понятие досуга, прежде всего, необходимо сказать, что досуг или, более широко, свободное время тесно сопряжено с культурой. По существу она выступает в качестве содержания свободного времени, его определенного «наполнения». Само свободное время в этом случае рассматривается как особая форма деятельности людей, специфический способ их самореализации. Не будем забывать о том, что время вообще выступает в качестве формы и способа бытия как природы, так и общества,
стало быть, в качестве способа и формы деятельности последнего3.
Иногда именно сознание того, что тот или иной отрезок времени человек может провести, как он хочет, без всякого давления внешней необходимости, уже обеспечивает достаточную релаксацию. При этом весьма важно, что в свободное время человек получает возможность проявить те свои склонности, предпочтения и возможности, которые ему не удается реализовать во время работы4.
Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору5.
Масштабы и уровень развития сферы досуга зависят от экономики, уровня развития культуры.
По мере роста благосостояния у человека появляется потребность в ком-нибудь, кто будет заниматься его желаниями. Экономика желаний развивается за счет эксплуатации этой потребности — искусственной и, на первый взгляд, несущественной, но тем более необходимой, как показывает ее рыночный потенциал.
Наиболее динамично
— единение с другими людьми;
— стремление не отстать от жизни;
— соответствие стилю жизни определенной социальной группы;
— следование моде;
— выделение из толпы;
— бегство от одиночества, желание быть любимым.
Роль культуры и ее экономический
потенциал в современном
В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.
Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков – другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения – третье, для нынешних россиян – четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.
Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд – вторичен.
Проблема досуга была рассмотрена уже в работах Аристотеля. «Вся человеческая жизнь, – писал он, – распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей – в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества – землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.
Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а бизнес – через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное – за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы7.
В России до начала ХХ в. сфера культурного досуга населения была развита слабо. Действовали немногочисленные добровольные просветительные общества. Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения крупных городов. Клубы были доступны также незначительной части населения. Лишь библиотеки, по сравнению с другими учреждениями сферы досуга, получили значительное развитие и имели читателей не только в городах, но и в селах.
В первые годы советской власти развернулась просветительная деятельность клубов, библиотек, а также профсоюзных, молодежных организаций, ряда добровольных обществ. Главной задачей просветительной работы считалась ликвидация неграмотности и малограмотности населения.
В советское время доминантой
социально организованного
Но и политико-просветительная работа оставила в истории социализированного досуга свой позитивный след. Именно в 1920-1940 гг. в арсенале работников "культурного фронта" появились бытующие и поныне диспуты и дискуссии, научно-просветительные вечера, олимпиады, разнообразные кружки, курсы, другие интересные формы досуговой деятельности городских и сельских жителей8.
В годы Великой Отечественной войны учреждения сферы досуга вели пропагандистскую работу в армии и в тылу, участвовали в шефской работе, способствовали воспитанию народа в духе патриотизма.
В послевоенные годы сеть учреждений
сферы досуга расширялась; одновременно
происходила их дальнейшая дифференциация.
Из клубной сети выделились в самостоятельные
системы кинотеатры, библиотеки, музеи,
детские внешкольные
Политические потрясения
конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие
затем экономические
Сегодня все мы являемся
свидетелями нового этапа в развитии
культуры и досуга. На смену "культурно-просветительной
работе" пришла та самая культурно-досуговая
деятельность, о проблемах и перспективах
развития которой сегодня много
говорят и пишут. Само слово "деятельность"
как бы характеризует развивающиеся
в сфере свободного времени процессы:
демократичность путей и
Выбор видов досуговой деятельности индивидуален. Тем не менее, можно выделить типичные для данного этапа развития общества тенденции в использовании каждой социально демографической группой населения своего свободного времени. Они обусловлены характерными для этих групп населения образом жизни, традициями, уровнем образования, бытовыми условиями, потребностями и ценностными ориентациями. Социологическими исследованиями, проводившимися в кон. 1980-х гг., установлено, что значит, часть свободного времени большинство населения СССР проводило дома (в будни — до 70%, в выходные дни - около 50%). При этом преобладали пассивные формы досуговой деятельности общение с родными и знакомыми, просмотр телевизионных передач, чтение газет.
Информация о работе Досуг: понятие, сущность, виды и функции