Досуг: понятие, сущность, виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:36, контрольная работа

Описание

Проблемы массовой развлекательной культуры, индустрии досуга весьма актуальны. Мнения ученых сходятся в одном — наблюдается сдвиг ценностных ориентации из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений1. Одновременно меняется характер развлечений: из камерных и индивидуально ориентированных они превращаются в публичные, массовые, глобальные.
Характеризуя ситу

Содержание

Введение 3
1. Досуг. Определение понятия, сущность 5
2. Виды и функции досуговой деятельности 13
3. Досуг современного человека 17
Заключение 23
Приложения……………………………………………………………….25
Список использованных источников 25

Работа состоит из  1 файл

досуг.docx

— 55.73 Кб (Скачать документ)

Эти черты характерны для  всех половозрастных групп взрослого  населения, но у молодежи часть свободного времени, проводимого дома, несколько  меньше, и второе место в структуре  досуга занимали физкультура и спорт. Очень небольшая часть свободного времени проводилась в учреждениях досуга, свыше 50% опрошенных не бывали в театрах, музеях, клубах. В 1989 на одного взрослого жителя СССР приходилось за год в среднем посещений театров 0,5, музеев 0,8, кинотеатров 11. Из каждой 1000 взрослых жителей страны в постоянных коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях и клубах по интересам принимало участие всего 6 чел10.

Организацией досуговой  деятельности в учреждениях длительного отдыха людей занимались организаторы-методисты, профессиональная подготовка которых велась в училищах и институтах культуры.

В настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятельности уделяют активному использованию  новейших достижений науки и техники, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внедряют такие формы работы, которые способствуют восстановлению эмоционального равновесия людей, возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний; акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

Инновационные технологии в  досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества  инновационных технологий в области  культуры, искусства, образования, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завершенные  и незавершенные; 3) простые по структуре  и расширенные. Кроме того, в каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним  относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного  опыта в этом направлении, а также  учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию.

Сам технологический процесс  в сфере досуга включает следующие  элементы11:

– объект деятельности: коллективы людей и отдельные личности;

– субъект деятельности: социальные работники, воспитатели, организаторы досуга;

– досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами.

Такими являются: цель и  содержание деятельности, формы организации  досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления  стоящих перед ними задач.

Технологический процесс  осуществляют организаторы, имеющие  надлежащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики, и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга.

 

 

2.Виды и функции досуговой деятельности

 

Многообразные виды досуговой  деятельности можно классифицировать по пяти группам:

- отдых,

-  развлечения,

- праздник,

- самообразование

- творчество.

 Отдых снимает усталость  и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе — не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.).

Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр художественных кинофильмов, посещение концертов и театр, представлений, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике — народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном — человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств.

 Самообразование как  досуговая деятельность, направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в учебных заведениях, не дает каких-либо формальных прав на занятие определенной должности, продолжение образования и т. п.

К самообразовательной досуговой деятельности относятся чтение литературы, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр научно-популярных и докумен6тальных кинофильмов. Некоторые из этих видов деятельности (например, слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний и развлечение.

Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности и познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.

 Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве.

 Свободное время создает  человеку возможность заниматься  непрофессиональным творчеством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия различными видами искусства, техническое творчество, всевозможные «хобби» и любительские занятия.

Творческая досуговая  деятельность поднимает личность на новую ступень — от потребителя  духовных ценностей до их создателя.

 Досуговая деятельность  осуществляется как дома, так  и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для этого. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусства, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и др., различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать.

Большинство исследователей подразделяют отдых на активный и пассивный; это деление имеет значение и для социологии, поскольку определяет существенные черты образа жизни. С одной стороны, активный отдых, требующий определенных затрат умственной или физической энергии, делает жизнь человека динамичнее и во многом предпочтительнее, так как дает более полную релаксацию. С другой стороны, пассивный отдых свойствен не только ограниченному ленивому обывателю без фантазии, но и людям с философско-созерцательной натурой.

Труд творческий всегда был  уделом меньшинства; большинство занимается работой более или менее механической, репродуктивной. Поэтому в проведении досуга очень многие люди выбирают отдых с элементами творчества и  в этой сфере реализуют свои потребности  — такие занятия получили название «хобби». Для любого человека хобби  повышает степень его эмоционального комфорта: здесь он может проявить себя и тем самым самоутвердиться12.

Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. Благодаря этому культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности13.

Можно дать следующие основные характеристики досуга, совокупность которых отражает его социокультурную функцию.

- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг стимулирует творческую инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности.

Таким образом, можно констатировать, что социокультурное предназначение досуга – это творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Досуг современного человека

 

Современный досуг, несмотря на его различие в разных социальных группах, рассматривается как досуг  нового типа, как продукт индустриализма и урбанизма.  Научно-технический  прогресс (НТП) вызвал рост производительности труда и подъем жизненного уровня населения, что позволило сократить  время необходимого труда и значительно  увеличить объем свободного времени. Произошла концентрация досуга в  конце рабочего дня, рабочей недели, в отпуске, что помимо др. причин, вызвало новое явление — сильную  досуговую миграцию (отпускную и  конца недели).

Интерес социологов к досугу вырос в 1980-е гг. Дьюбин (1955) даже доказывал, что досуг заменил работу, превратившись в «главный жизненный интерес». Очевидно, что между трудом и отдыхом, работой и досугом должно быть некоторое разумное, оптимальное соотношение — только так возможна культурная стабильность как личности, так и общества.

Сами по себе досуг, свободное  время заключают в себе определенную ценность, относительную свободу  и независимость, возможность располагать  временем по своему усмотрению. В этом качестве досуг противостоит работе.

Индустриальное общество, созданное в XX веке, социологи характеризуют  как высокоорганизованное, потому что  оно располагает невиданным до сих пор в истории богатством «интеллектуальных и моральных ресурсов». Это общество, рассчитанное на максимально возможное удовлетворение потребностей личности, общество, которое подавляющее большинство проживающих в нем людей приемлет. Культура в индустриальном обществе оказывается лишь средством для удовлетворения ложных потребностей; сама культура при этом трансформируется, обретая черты «товара для потребления»14.

Массовая культура характеризуется  как «рынок досуга» и связывается с понятиями коммерции и бизнеса, что отражается и в терминологии: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «индустрия досуга».

Условия проживания в городе привели к ослаблению общинных связей, к росту социальной и духовной автономии личности и одновременно усилили процессы массовизации потребления, культуры, что отразилось на формах досуга. Такая экономическая функция  досуга, как отдых после труда  и подготовка к труду, как утверждают западные социологи, перестала быть главной, важнее — потребление товаров  и услуг, обеспечивающее воспроизводственный  цикл. Социальные функции досуга связываются  с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различным социальным группам типы и образцы досугового поведения.

В связи с категорией досуга надо сказать еще несколько слов относительно «техники» его организации, имеющей коммуникативный смысл, потому что общение вообще составляет важную категорию в феномене свободного времени. При этом следует учитывать, что коммуникативный аспект отдыха — это не обязательно общение  двух или более людей: как мы скоро  увидим, к категории коммуникации относится также общение с  книгой, телевизором, компьютером.

Исторически первой коммуникативной  формой организации досуга была беседа — не разговор, в котором могут  затрагиваться деловые проблемы, выяснение отношений и т.п. —  а именно беседа, то есть совершенно вольное общение людей на самые  разные темы, в системе которого можно и посмеяться от души, и  погрустить, и поплакать и т.п.

С возникновением и более  или менее широким распространением книгопечатания книга становится главной  формой коммуникативной организации  досуга. Она сильно потеснила собой  устную беседу, но все же сохранила  ее культурологический смысл. Но в то же время на протяжении последних  двух веков культурологическая роль книги была столь высока, что постепенно само ее существование обретало для  человека особенный эмоциональный смысл, отнюдь не равный напечатанному и переплетенному тексту. Возникли такие феномены как любимые томики, которые «приятно взять в руки», появились домашние библиотеки, библиофилы и т.п.

Информация о работе Досуг: понятие, сущность, виды и функции