Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:36, контрольная работа
Проблемы массовой развлекательной культуры, индустрии досуга весьма актуальны. Мнения ученых сходятся в одном — наблюдается сдвиг ценностных ориентации из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений1. Одновременно меняется характер развлечений: из камерных и индивидуально ориентированных они превращаются в публичные, массовые, глобальные.
Характеризуя ситу
Введение 3
1. Досуг. Определение понятия, сущность 5
2. Виды и функции досуговой деятельности 13
3. Досуг современного человека 17
Заключение 23
Приложения……………………………………………………………….25
Список использованных источников 25
Эти черты характерны для всех половозрастных групп взрослого населения, но у молодежи часть свободного времени, проводимого дома, несколько меньше, и второе место в структуре досуга занимали физкультура и спорт. Очень небольшая часть свободного времени проводилась в учреждениях досуга, свыше 50% опрошенных не бывали в театрах, музеях, клубах. В 1989 на одного взрослого жителя СССР приходилось за год в среднем посещений театров 0,5, музеев 0,8, кинотеатров 11. Из каждой 1000 взрослых жителей страны в постоянных коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях и клубах по интересам принимало участие всего 6 чел10.
Организацией досуговой деятельности в учреждениях длительного отдыха людей занимались организаторы-методисты, профессиональная подготовка которых велась в училищах и институтах культуры.
В настоящее время основное
внимание организаторы досуговой деятельности
уделяют активному
Инновационные технологии в
досуговой сфере всегда предполагают
прочную взаимосвязь и
Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие элементы11:
– объект деятельности: коллективы людей и отдельные личности;
– субъект деятельности: социальные работники, воспитатели, организаторы досуга;
– досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами.
Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.
Технологический процесс
осуществляют организаторы, имеющие
надлежащую методическую подготовку,
знающие и общие основы методики,
и частные приемы, методические навыки
организации культурного
2.Виды и функции досуговой деятельности
Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам:
- отдых,
- развлечения,
- праздник,
- самообразование
- творчество.
Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе — не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.).
Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр художественных кинофильмов, посещение концертов и театр, представлений, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике — народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном — человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств.
Самообразование как досуговая деятельность, направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в учебных заведениях, не дает каких-либо формальных прав на занятие определенной должности, продолжение образования и т. п.
К самообразовательной досуговой деятельности относятся чтение литературы, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр научно-популярных и докумен6тальных кинофильмов. Некоторые из этих видов деятельности (например, слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний и развлечение.
Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности и познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.
Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве.
Свободное время создает
человеку возможность
Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень — от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для этого. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусства, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и др., различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать.
Большинство исследователей подразделяют отдых на активный и пассивный; это деление имеет значение и для социологии, поскольку определяет существенные черты образа жизни. С одной стороны, активный отдых, требующий определенных затрат умственной или физической энергии, делает жизнь человека динамичнее и во многом предпочтительнее, так как дает более полную релаксацию. С другой стороны, пассивный отдых свойствен не только ограниченному ленивому обывателю без фантазии, но и людям с философско-созерцательной натурой.
Труд творческий всегда был
уделом меньшинства; большинство занимается
работой более или менее
Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. Благодаря этому культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности13.
Можно дать следующие основные характеристики досуга, совокупность которых отражает его социокультурную функцию.
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности.
Таким образом, можно констатировать, что социокультурное предназначение досуга – это творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Современный досуг, несмотря
на его различие в разных социальных
группах, рассматривается как досуг
нового типа, как продукт индустриализма
и урбанизма. Научно-технический
прогресс (НТП) вызвал рост производительности
труда и подъем жизненного уровня
населения, что позволило сократить
время необходимого труда и значительно
увеличить объем свободного времени.
Произошла концентрация досуга в
конце рабочего дня, рабочей недели,
в отпуске, что помимо др. причин,
вызвало новое явление —
Интерес социологов к досугу вырос в 1980-е гг. Дьюбин (1955) даже доказывал, что досуг заменил работу, превратившись в «главный жизненный интерес». Очевидно, что между трудом и отдыхом, работой и досугом должно быть некоторое разумное, оптимальное соотношение — только так возможна культурная стабильность как личности, так и общества.
Сами по себе досуг, свободное время заключают в себе определенную ценность, относительную свободу и независимость, возможность располагать временем по своему усмотрению. В этом качестве досуг противостоит работе.
Индустриальное общество, созданное в XX веке, социологи характеризуют как высокоорганизованное, потому что оно располагает невиданным до сих пор в истории богатством «интеллектуальных и моральных ресурсов». Это общество, рассчитанное на максимально возможное удовлетворение потребностей личности, общество, которое подавляющее большинство проживающих в нем людей приемлет. Культура в индустриальном обществе оказывается лишь средством для удовлетворения ложных потребностей; сама культура при этом трансформируется, обретая черты «товара для потребления»14.
Массовая культура характеризуется как «рынок досуга» и связывается с понятиями коммерции и бизнеса, что отражается и в терминологии: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «индустрия досуга».
Условия проживания в городе привели к ослаблению общинных связей, к росту социальной и духовной автономии личности и одновременно усилили процессы массовизации потребления, культуры, что отразилось на формах досуга. Такая экономическая функция досуга, как отдых после труда и подготовка к труду, как утверждают западные социологи, перестала быть главной, важнее — потребление товаров и услуг, обеспечивающее воспроизводственный цикл. Социальные функции досуга связываются с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различным социальным группам типы и образцы досугового поведения.
В связи с категорией досуга надо сказать еще несколько слов относительно «техники» его организации, имеющей коммуникативный смысл, потому что общение вообще составляет важную категорию в феномене свободного времени. При этом следует учитывать, что коммуникативный аспект отдыха — это не обязательно общение двух или более людей: как мы скоро увидим, к категории коммуникации относится также общение с книгой, телевизором, компьютером.
Исторически первой коммуникативной
формой организации досуга была беседа
— не разговор, в котором могут
затрагиваться деловые
С возникновением и более
или менее широким
Информация о работе Досуг: понятие, сущность, виды и функции