Досуг: понятие, сущность, виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:36, контрольная работа

Описание

Проблемы массовой развлекательной культуры, индустрии досуга весьма актуальны. Мнения ученых сходятся в одном — наблюдается сдвиг ценностных ориентации из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений1. Одновременно меняется характер развлечений: из камерных и индивидуально ориентированных они превращаются в публичные, массовые, глобальные.
Характеризуя ситу

Содержание

Введение 3
1. Досуг. Определение понятия, сущность 5
2. Виды и функции досуговой деятельности 13
3. Досуг современного человека 17
Заключение 23
Приложения……………………………………………………………….25
Список использованных источников 25

Работа состоит из  1 файл

досуг.docx

— 55.73 Кб (Скачать документ)

 Однако книга —  это все-таки косвенный способ  коммуникации. Параллельно развивался  и способ прямой — переписка.  В России расцвет эпистолярного  жанра приходится на весь XIX в., в пушкинскую эпоху, прежде всего; в Европе этот процесс начался несколько ранее.

Переписка была диалогом, зачастую не менее, а более интимным и эмоционально насыщенным, чем реальная беседа. В  эпистолярном жанре минимальное  место занимала собственно информационная сторона; он был важен и обретал  значение как обмен мнениями, способ обсуждения явлений культуры и искусства, как философский спор, как выражение  чувств и эмоций (в частности, любовная переписка).

ХХ в. ознаменовался изобретением новых средств коммуникации. В первую очередь здесь, конечно, надо упомянуть телефон, появление и доступность которого перевело коммуникации между людьми на совершенно новый уровень.

Другие же технические  изобретения, повлиявшие на культурную коммуникацию — прежде всего радио  и граммофон — имели более скромное влияние.

Следующий значительный этап, внесший существенный коррективы в  способы проведения досуга и ещё  более сокративший личное взаимодействие между людьми - возникновение, а затем и дальнейшее стремительное развитие телевидения. С появлением компьютера досуговая деятельность современного человека опять притерпела изменения.

Если рассматривать компьютер  с культурологической точки зрения, то в первую очередь бросаются в глаза его отрицательные стороны. В частности, компьютер с игровыми программами становится универсальной игрушкой для детей любого возраста и даже для взрослых, причем игрушкой, которая имеет возможность перестраивать условия игры, а следовательно, практически неисчерпаемой. Можно сказать, что по самому своему статусу компьютер практически неисчерпаем и потому никогда не наскучит. При этом «компьютерному игроку» практически не грозит обида поражения — неизбежный спутник игр со сверстниками.

Далее, компьютер, отчасти  из-за указанной неисчерпаемости, отчасти  по другим причинам легко заменяет собой личностное общение. Наблюдения социологов и психологов показывают, что в сознании «компьютерщика» он очеловечивается, заменяя собой реальное общение с людьми. Это понятно и естественно, потому что по интеллектуальному уровню хороший компьютер чаще всего превосходит всех реальных людей, с которыми пользователю ПК приходится общаться.

Кроме того, в общении  с компьютером уровень и характер общения с как бы «опредмеченном»  в нем субъекте зависит от самого пользователя, чего уж никак нельзя сказать о ситуации общения с реальными лицами.

Общение с компьютером, таким  образом, заменяет человеческое общение, а в пределе — заменяет всё. Виртуальный мир становится заменителем мира реального. Компьютер превращается в интеллектуальный наркотик, во всем подобный наркотику психиатрическому: все мысли и желания устремлены на него, все остальное кажется неважным, каждая минута без него — потерянной. По наблюдениям некоторых психиатров, компьютерщику на определенной стадии свойствен даже синдром абстиненции — неизменный спутник алкоголиков, наркоманов, токсикоманов.

Сегодня в индустрию досуга и развлечений вкладываются десятки миллиардов долларов. Профессии шоумена, продюсера, эстрадного артиста, культурного менеджера сегодня не менее популярны, чем профессии юриста, экономиста, политолога.

В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим приоритетом  современной экономики развитых стран именно потому, что сумела превратиться в мощную индустрию  культурных услуг. По оценкам британских экспертов, в последние десятилетия доходы от экспорта музыки в Англии превысили доходы от экспорта машино- и автомобилестроения вместе взятых. Успех в индустрии культуры (как и в любой другой индустрии) зависел от возврата вложенных средств через реализацию продукции — товаров или услуг. Следовательно, ориентация на потребителя, формирование и удовлетворение спроса в пространстве «свободного времени» или пространстве досуга становятся приоритетом и конечным результатом деятельности организаций культуры

Хотя в сферу досуга инвестируются большие капиталы, реальный спрос на рынке развлечений ограничен. Большинству населения страны из-за стесненного материального положения, высокой интенсивности труда недоступны культурные учреждения и формы развлекательной культуры. Особое сожаление вызывает то, что запросы многочисленных контингентов образованных россиян, которые были бы способны к восприятию более содержательных культурных образцов, не подкрепляются финансовыми ресурсами, не учитываются в рейтингах и маркетинговых исследованиях и не оказывают влияния на формирование рынка развлекательных услуг. В этих условиях происходит снижение стандартов, которые были достигнуты в советское время. Культура досуга приобретает характер домашнего, фонового потребления, где большую часть времени занимает просмотр телепередач15.

Современное цивилизованное общество — общество потребления. Понятие  общество потребления находит широкое  воплощение в так называемой новой  картине культурного сознания современного цивилизованного человека — культуре постмодернизма. Облегчение доступа  к культурным ценностям самым  широким слоям населения и  их проникновение в повседневный жизненный обиход становится основой  формирования нового культурного сознания. Особенностями отличаются простые бытовые вещи, социальная среда16. Культура перестает быть чем-то возвышенным и далеким, живущим исключительно в музеях и книгах, концертных залах и театрах. Культура становится просто одним из средств человеческого общения и взаимопонимания — массовой коммуникацией.

В современных условиях свободное  время, досуг становятся общедоступной  культурной ценностью. Будучи противоположностью профессиональной деятельности, досуг  становится особой ценностью жизни  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Досуг в самом широком  смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

 Современный досуг – досуг людей нового урбанизированного постиндустриального общества.

Сейчас отмечается возрастающая ценность досуга в жизни людей. Для  отдельных категорий сфера досуга рассматривается как сфера свободной  жизнедеятельности, представляет особую ценность. С точки зрения общественной ценности, досуг является сферой потребления  культуры и культурного творчества. Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».

Технологический процесс  в сфере досуга обеспечивает превращение  культурных ценностей в регулятив  социального взаимодействия, безусловно если целенаправленно выстраивать таковую деятельность.

Досуг – важная часть  человеческого общества. В отсутствии возможности провести свободное  с пользой человек ищет хоть какие-то формы отдохнуть от ежедневных забот и эмоционального однообразия, отсюда такие явления как алкоголизм, наркомания. Пагубные социальные последствия таких процессов понятны без дополнительных пояснений. Кроме того, хорошо отдохнувший человек имеет куда больший трудовой потенциал, что в масштабах отдельного подворья, предприятия и страны в целом имеет существенное экономическое значение.

В целом же можно сказать, что для современной жизни у большинства людей стало гораздо больше свободного времени. Безусловно, необходимо реализовывать предоставленные возможности, а соответственно, можно прогнозировать расширение индустрии отдыха и развлечений, растущей вслед за постоянно множащимися потребностям современного общества .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Абанкина Т. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» // Журнал «Отечественный записки, №4(24), 2005. с. 31-33
  2. Алякринская М.А Особенности развития культуры ХX века. Культура и цивилизация. – СПб.: Издательство Северо-Западной академии гос. Службы, 1998
  3. Есин А. Б.Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.
  4. Захаров А.В. Развлечение в социологии // Социологические исследования, 2008, № 1. С. 106-117
  5. Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимодействия // Социс, №12, 2003. - с. 4
  6. Крестьянов В. П. Педагогика досуга // Образование и общество, №6, 2008. с. 102-108
  7. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского университета, 1999, Вып. 3. С. 109-114.
  8. Сорокина Л. Я. «Социология свободного времени»  Методические материалы для студентов специальностей "Социология" и «Социальная работа» // официальный сайт Института социальных наук ИГУ// socio.isu.ru
  9. Столяров В.И., Фирсин С.А. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации   досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. – 176 с.
  10. Российская педагогическая энциклопедия в 2-томах./гл. ред. В.Г. Панов  Т. 1. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993

1 См. напр. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М, 1991; Хоркаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М., 1997.

2 Захаров А.В. Развлечение в социологии // Социологические исследования, 2008, № 1. – с. 106.

3 Збровский Г. Е. Социология досуга и развлечений, Социс – 2003, стр-3

4 Есин А. Б.Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. -  с. 80

5 Российская педагогическая энциклопедия в 2-томах./гл. ред. В.Г. Панов  Т. 1. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. С. 287

6 Абанкина Т. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» // Журнал «Отечественный записки, №4(24), 2005. с. 31

7 Столяров В.И., Фирсин С.А. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации   досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. – с.22

8 Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского университета, 1999, Вып. 3. С. 109

9 Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского университета, 1999, Вып. 3. С. 111

10 Российская педагогическая энциклопедия в 2-томах./гл. ред. В.Г. Панов Т. 1. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. С. 288

11 Крестьянов В. П. Педагогика досуга // Образование и общество, №6, 2008. с. 103

12 Есин А. Б.Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. -  с. 82

13 Столяров В.И., Фирсин С.А. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации   досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. с.26-27

14 Алякринская М.А Особенности развития культуры ХX века. Культура и цивилизация. – Спб.: Издательство Северо-Западной академии гос. Службы, 1998. – с. 17

15 Захаров А.В. Развлечение в социологии // Социологические исследования, 2008, № 1. С. 112

16 Сорокина Л. Я. «Социология свободного времени»  Методические материалы для студентов специальностей "Социология" и «Социальная работа» //официальный сайт Института социальных наук ИГУ// socio.isu.ru

 



---

Информация о работе Досуг: понятие, сущность, виды и функции