Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:36, контрольная работа
Проблемы массовой развлекательной культуры, индустрии досуга весьма актуальны. Мнения ученых сходятся в одном — наблюдается сдвиг ценностных ориентации из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений1. Одновременно меняется характер развлечений: из камерных и индивидуально ориентированных они превращаются в публичные, массовые, глобальные.
Характеризуя ситу
Введение 3
1. Досуг. Определение понятия, сущность 5
2. Виды и функции досуговой деятельности 13
3. Досуг современного человека 17
Заключение 23
Приложения……………………………………………………………….25
Список использованных источников 25
Однако книга —
это все-таки косвенный способ
коммуникации. Параллельно развивался
и способ прямой — переписка.
В России расцвет
Переписка была диалогом, зачастую не менее, а более интимным и эмоционально насыщенным, чем реальная беседа. В эпистолярном жанре минимальное место занимала собственно информационная сторона; он был важен и обретал значение как обмен мнениями, способ обсуждения явлений культуры и искусства, как философский спор, как выражение чувств и эмоций (в частности, любовная переписка).
ХХ в. ознаменовался изобретением новых средств коммуникации. В первую очередь здесь, конечно, надо упомянуть телефон, появление и доступность которого перевело коммуникации между людьми на совершенно новый уровень.
Другие же технические изобретения, повлиявшие на культурную коммуникацию — прежде всего радио и граммофон — имели более скромное влияние.
Следующий значительный этап, внесший существенный коррективы в способы проведения досуга и ещё более сокративший личное взаимодействие между людьми - возникновение, а затем и дальнейшее стремительное развитие телевидения. С появлением компьютера досуговая деятельность современного человека опять притерпела изменения.
Если рассматривать компьютер с культурологической точки зрения, то в первую очередь бросаются в глаза его отрицательные стороны. В частности, компьютер с игровыми программами становится универсальной игрушкой для детей любого возраста и даже для взрослых, причем игрушкой, которая имеет возможность перестраивать условия игры, а следовательно, практически неисчерпаемой. Можно сказать, что по самому своему статусу компьютер практически неисчерпаем и потому никогда не наскучит. При этом «компьютерному игроку» практически не грозит обида поражения — неизбежный спутник игр со сверстниками.
Далее, компьютер, отчасти из-за указанной неисчерпаемости, отчасти по другим причинам легко заменяет собой личностное общение. Наблюдения социологов и психологов показывают, что в сознании «компьютерщика» он очеловечивается, заменяя собой реальное общение с людьми. Это понятно и естественно, потому что по интеллектуальному уровню хороший компьютер чаще всего превосходит всех реальных людей, с которыми пользователю ПК приходится общаться.
Кроме того, в общении
с компьютером уровень и
Общение с компьютером, таким образом, заменяет человеческое общение, а в пределе — заменяет всё. Виртуальный мир становится заменителем мира реального. Компьютер превращается в интеллектуальный наркотик, во всем подобный наркотику психиатрическому: все мысли и желания устремлены на него, все остальное кажется неважным, каждая минута без него — потерянной. По наблюдениям некоторых психиатров, компьютерщику на определенной стадии свойствен даже синдром абстиненции — неизменный спутник алкоголиков, наркоманов, токсикоманов.
Сегодня в индустрию досуга и развлечений вкладываются десятки миллиардов долларов. Профессии шоумена, продюсера, эстрадного артиста, культурного менеджера сегодня не менее популярны, чем профессии юриста, экономиста, политолога.
В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что сумела превратиться в мощную индустрию культурных услуг. По оценкам британских экспертов, в последние десятилетия доходы от экспорта музыки в Англии превысили доходы от экспорта машино- и автомобилестроения вместе взятых. Успех в индустрии культуры (как и в любой другой индустрии) зависел от возврата вложенных средств через реализацию продукции — товаров или услуг. Следовательно, ориентация на потребителя, формирование и удовлетворение спроса в пространстве «свободного времени» или пространстве досуга становятся приоритетом и конечным результатом деятельности организаций культуры
Хотя в сферу досуга
инвестируются большие
Современное цивилизованное общество — общество потребления. Понятие общество потребления находит широкое воплощение в так называемой новой картине культурного сознания современного цивилизованного человека — культуре постмодернизма. Облегчение доступа к культурным ценностям самым широким слоям населения и их проникновение в повседневный жизненный обиход становится основой формирования нового культурного сознания. Особенностями отличаются простые бытовые вещи, социальная среда16. Культура перестает быть чем-то возвышенным и далеким, живущим исключительно в музеях и книгах, концертных залах и театрах. Культура становится просто одним из средств человеческого общения и взаимопонимания — массовой коммуникацией.
В современных условиях свободное время, досуг становятся общедоступной культурной ценностью. Будучи противоположностью профессиональной деятельности, досуг становится особой ценностью жизни человека.
Заключение
Досуг в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.
Современный досуг – досуг людей нового урбанизированного постиндустриального общества.
Сейчас отмечается возрастающая
ценность досуга в жизни людей. Для
отдельных категорий сфера
Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, безусловно если целенаправленно выстраивать таковую деятельность.
Досуг – важная часть человеческого общества. В отсутствии возможности провести свободное с пользой человек ищет хоть какие-то формы отдохнуть от ежедневных забот и эмоционального однообразия, отсюда такие явления как алкоголизм, наркомания. Пагубные социальные последствия таких процессов понятны без дополнительных пояснений. Кроме того, хорошо отдохнувший человек имеет куда больший трудовой потенциал, что в масштабах отдельного подворья, предприятия и страны в целом имеет существенное экономическое значение.
В целом же можно сказать, что для современной жизни у большинства людей стало гораздо больше свободного времени. Безусловно, необходимо реализовывать предоставленные возможности, а соответственно, можно прогнозировать расширение индустрии отдыха и развлечений, растущей вслед за постоянно множащимися потребностям современного общества .
Список использованных источников
1 См. напр. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М, 1991; Хоркаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М., 1997.
2 Захаров А.В. Развлечение в социологии // Социологические исследования, 2008, № 1. – с. 106.
3 Збровский Г. Е. Социология досуга и развлечений, Социс – 2003, стр-3
4 Есин А. Б.Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - с. 80
5 Российская педагогическая энциклопедия в 2-томах./гл. ред. В.Г. Панов Т. 1. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. С. 287
6 Абанкина Т. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» // Журнал «Отечественный записки, №4(24), 2005. с. 31
7 Столяров В.И., Фирсин С.А. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. – с.22
8 Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского университета, 1999, Вып. 3. С. 109
9 Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского университета, 1999, Вып. 3. С. 111
10 Российская педагогическая энциклопедия в 2-томах./гл. ред. В.Г. Панов Т. 1. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. С. 288
11 Крестьянов В. П. Педагогика досуга // Образование и общество, №6, 2008. с. 103
12 Есин А. Б.Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - с. 82
13 Столяров В.И., Фирсин С.А. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. с.26-27
14 Алякринская М.А Особенности развития культуры ХX века. Культура и цивилизация. – Спб.: Издательство Северо-Западной академии гос. Службы, 1998. – с. 17
15 Захаров А.В. Развлечение в социологии // Социологические исследования, 2008, № 1. С. 112
16 Сорокина Л. Я. «Социология свободного времени» Методические материалы для студентов специальностей "Социология" и «Социальная работа» //официальный сайт Института социальных наук ИГУ// socio.isu.ru
Информация о работе Досуг: понятие, сущность, виды и функции