Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа
Песенный фольклор Великой Отечественной войны имеет очень важную особенность – во многих, очень многих случаях, автор песни известен, известен и композитор. Иногда это простые солдаты, иногда военные корреспонденты, политруки, зачастую это признанные авторы и популярные композиторы того времен
Шло время. Шла война. Менялась расстановка сил. Креп наш народ под бременем бед и лишений. И, наконец, началось освобождение захваченных фашистами территорий. Сначала советская армия освободила родные города, потом получила приказ освобождать Европу. Не было уже в глазах бойцов отчаяния. Но не становилось легче солдату, а лишь тяжелее с каждым днем. Пока находились в родных краях, каждый знал, чувствовал, за что сражается. А оказавшись на чужбине, на европейской территории, тяжело было держаться, но держались, понимали, что всех связало одно несчастье. Это был серьезный психологический шаг для армии. Позади теперь был не тыл, позади теперь была Родина. А впереди? Никто не знал, что.
«Рязаночка» – песня времен освобождения Европы. В тексте раскрываются живые образы: рязанские есенинские раздолья, красоты русской стороны. Вся песня проникнута любовью к Родине, к полям, лесам, рекам, к каждой мелкой черточке, живущей в памяти.
Эх, в Рязани синие глаза,
Широка Ока в Рязани, очи бирюза,
Дальние походы, дальние края,
Ты одна со мною в сердце, Родина моя.
Конечно, очень много еще создано в военные годы песен на фронте и в тылу. Это и прекрасная, более всех известная песня «Катюша», коей вариантов и «перепевок» на все лады не счесть, это великое множество известных и неизвестных песен, которые живут и по сей день, записанные на пластинках, кассетах и дисках, спетые нам нашими бабушками, записанные в тетрадях и блокнотах, увековеченные на кинолентах. Это не просто песни. Это история нашей родины, переданная в песенном тексте, ставшая фольклором и, во многом благодаря этому, не предаваемая забвению. Известные поэты и безымянные солдаты, талантливейшие композиторы и простые гармонисты, ефрейторы и лейтенанты, и многие другие люди, а проще сказать – сам советский народ создал этот широчайший культурно-исторический пласт, фольклор военных лет. Самое главное, что дает человеку фронтовой фольклор, это то, чего не может дать ни один учебник по истории – чувства человека, оказавшегося на войне. С песней рождались герои, с песней на устах умирали. С песней прошли войну, от Москвы до Берлина. Все отражено в песне – горе и отчаяние, смерть и отступление, радость и ликование, маленькие и большие победы. Все мысли, чувства и поступки людей. Проходит время, быстротечна жизнь человеческая, и все меньше в живых остается ветеранов Великой Отечественной. Но живут песни. Живут и рождают в наших сердцах благодарность.
С чего началась война? Что слышали, чему верили и что пели в самом начале? Бессмертные строки «Священной войны» прошли через всю войну, прожили на устах солдат беззвучной молитвой и привели их к Победе.
«Это была песня-гимн, песня-клятва. Мы понимали, что прощаемся с ней - отслужившей, демобилизованной, уходящей в запас...», - пишет Евгений Носов, фронтовик, прошедший от Курска до Кенигсберга, в рассказе «Красное вино победы». Он повествует о последней ночи войны, с 8 на 9 мая. В госпитале близ Серпухова раненые бойцы, уже зная о подписании акта о капитуляции фашистской Германии, услышали, как оркестр заиграл «Священную войну». И запели, запели в последний раз, понимая, что время песни этой прошло, как прошла и война, что уже не звучать ей так же.
Список использованной литературы
1. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.: Флинта; Наука, 2003 - 400 c.
2. «И поет мне в землянке гармонь…»: Фольклор Великой Отечественной войны. Сост., вступ. Ст., примеч., слов. Б.П. Кирдана - М.: Просвещение, 1995 – 288с.
3. Пушкарев Л.Н.
«Оборона Москвы в 1941 году во
фронтовом фольклоре (из
4. Носов Е.И. Избранные произведения в 2-х томах, т. 2. — М.: Советская Россия, 1983.
5. Горбатов А.В. Годы и войны. — М.: Воениздат, 1989.
6. Астафьев В.П. Обертон. М: Вагриус, 1998 – 524с.
7. Скороходов
Г. Тайны граммофона. Все неизвестное
о пластинках и звездах
8. Баграмян И.X. Так начиналась война. — М.: Воениздат, 1971.