Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 10:54, реферат
История вахтанговской школы
(официальная биография) - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже более девяти десятилетий.
В ноябре 1913 года группа московских студентов организовала любительскую театральную студию и пригласила в качестве руководителя молодого актёра Московского Художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова.
История вахтанговской школы
(официальная биография)
- Высшего театрального училища,
а ныне Театрального института
имени Бориса Щукина - насчитывает
уже более девяти десятилетий.
В ноябре
1913 года группа московских
Студийцы
предложили Вахтангову
Студия
всегда была одновременно и
школой, и экспериментальной
Весной
1917 года после успешного показа
студенческих работ "
Авторитет
педагогов Института очень
Вахтанговская
школа - не просто один из театральных
институтов, а носитель и хранитель театральной
культуры, её лучших достижений и традиций.
Наши
выпускники преподают
Педагогический
состав Института формируется
только из наших выпускников,
которые передают вахтанговские
заветы из поколения в поколение, а принципы
школы - из рук в руки. Бессменным руководителем
школы с 1922 по 1976 год был ученик Вахтангова,
студиец первого набора, выдающийся русский
актёр и режиссёр Борис Захава. Нынешний
Художественный руководитель института
- народный артист СССР, вахтанговец, знаменитый
актер театра и кино, профессор В.А.Этуш
занимал пост ректора в течении 16 лет (с
1986 по 2002гг.). С июня 2002 года ректор института
- народный артист РФ, ведущий актер Театра
им.Евг.Вахтангова, профессор Е.В.Князев.
Школа
по праву гордится своими
Без вахтанговских актёров
невозможно представить творчество таких
выдающихся мастеров отечественного кинематографа
как И.Пырьев, Г.Александров, Ю.Райзман,
М.Калатозов и других. Среди самых прославленных
актёров отечественного кино - "щукинцы"
О.Стриженов, Т.Самойлова, Р.Быков, В.Ливанов,
А.Миронов, А.Кайдановский, Л.Филатов, Н.Гундарева,
Л.Чурсина, Ю.Назаров, Л.Зайцева, Н.Русланова,
Н.Варлей, А.Збруев, Н.Бурляев, И.Метлицкая,
Ю.Богатырев, Н.Волков, Л.Ярмольник, В.Проскурин,
Л.Борисов, Е.Коренева, А.Ташков, Ю.Беляев,
А.Белявский, А.Пороховщиков, Е.Герасимов,
А.Соколов, С.Жигунов и другие.
Многие
выпускники института стали
Вахтанговская
школа дала российской сцене известных
режиссёров - Н.Горчакова, Е.Симонова, Ю.Любимова,
А.Ремизову, В.Фокина, А.Вилькина, Л.Трушкина,
А.Житинкина. В её стенах делал свои первые
режиссёрские и педагогические опыты
знаменитый Юрий Завадский. Она воспитала
великого Рубена Симонова, которому Театр
им.Евг.Вахтаногова обязан самой блестящей
эпохой своего существования.
Школа
помогала и помогает рождению
новых театральных студий и
коллективов. Это прежде всего театр
Юрия Любимова на Таганке, возникший из
дипломного спектакля "Добрый человек
из Сезуана" Б.Брехта; молодёжный молдавский
театр "Лучаферул" в Кишинёве; театр-студия
имени Р.Н.Симонова в Москве; театр "Современник"
в Ингушетии; студия "Учёная обезьяна"
в Москве и другие.
И сегодня
Театральный институт имени
В настоящее
время в Институте, наряду с
российскими студентами, аспирантами
и магистрами обучаются
| История Театрального института имени Б.Щукина
(Неофициальная биография)
23 октября 1914 года
считается днем рождения
Евгений
Богратионович Вахтангов (1883 – 1922), ученик
К.С.Станиславского и Л.А.Сулержицкого,
сотрудник МХТ и студиец Первой Студии
МХТ (1912), поставил свой первый профессиональный
спектакль по пьесе Г.Гауптмана «Праздник
мира» в Студии осенью 1913 года. В этой постановке
он выразил свое отношение к миру и театру.
Но его учителя, видя в нем только ученика,
а не самостоятельное творческое лицо,
в постановку вмешались: ломали и исправляли.
Вахтангов же в творческую личность развился
очень быстро. Уже к 1911 году он мыслил самостоятельно
и свободно. Познакомившись с работой
Станиславского по системе, записал: «
Хочу образовать Студию, где мы учились
бы. Принцип – всего добиваться самим.
Руководитель – все. Проверить систему
К.С. на самих себе. Принять или отвергнуть
ее. Исправить, дополнить, или убрать ложь».
( Вахтангов. Сборник материалов, М.ВТО,1984,
стр. 88).
Желание проверить
открытия Учителя, зависимое положение
в театре и Первой студии заставили
Вахтангова искать возможности организовать
собственную студи. Встреча со студентами
Коммерческого института произошла глубокой
осенью 1913 года помимо воли Вахтангова.
Они сами выбрали и нашли его, предложив
возглавить их любительский кружок и поставить
спектакль. Вахтангов согласился. Встреча
произошла 23 декабря 1913 года на квартире,
которую снимали сестры Семеновы, на Арбате.
Вахтангов пришел торжественный, празднично
одетый, даже смутил своим видом будущих
студийцев. Вахтангов начал встречу с
того, что объявил свою преданность К.С.Станиславскому
и МХТ, а задачей назвал распространение
системы Станиславского.
На первой же
встрече договорились о
Вахтангов сразу
же принялся за дело, но, понимая, что
у любителей нет никакого опыта,
стал заниматься с ними упражнениями
по системе. Занятия продолжались два
с половиной месяца. 26 марта спектакль
состоялся. Исполнители играли свои
роли в упоении, но через рампу
до зрителей их энтузиазм не доходил.
Вахтангов бегал за кулисами и
кричал им: «Громче! Громче!» - его не
слышали. После спектакля он сказал:
«Вот мы и провалились!» Но и тут
ему не поверили. Пошли в ресторан
отмечать премьеру. В ресторане художник
спектакля Ю.Романенко
И все же 23 октября
1914 года состоялось первое занятие
новой студии. Она называлась в
разное время: «Студенческой студией»,
«Мансуровской студией» ( по местонахождению
Мансуровский пер. д. 3 ).»Студией Вахтангова».
Но работала тайно, чтобы Станиславский
и МХТ не знали о ней.
Вахтангов строил
Дом. Студийцы все делали
Занимаясь системой
Станиславского, Вахтангов изменил
порядок элементов системы, предложив
путь от простого к сложному: от внимания
к образу. Но в каждом последующем элементе
заключались все предыдущие. При создании
образа должны были быть использованы
все элементы системы. Делали упражнения,
этюды, отрывки, импровизации, самостоятельные
работы. Показывали избранным зрителям
Исполнительские вечера. А в 1916 году Вахтангов
принес в студию первую пьесу. Это было
«Чудо святого Антония» М.Метерлинка.
Пьеса была сатирическая, но Вахтангов
предложил ее поставить, как психологическую
драму. Это было естественно, ведь студийцы
не были еще готовыми актерами, в освоении
образа они шли от формулы Станиславского
«Я в предполагаемых обстоятельствах».
Поэтому Вахтангов и требовал от них оправдания
поведения воплощаемого образа. Спектакль
показали в 1918 году, и был он фактически
выпускным для первой группы учеников.
Первыми студийцами
были студенты Коммерческого
института, среди которых Б.Е.
В 1919 году Вахтангов прошел через две операции на желудке. Они не дали результатов – развивался рак. Желая спасти студию, Вахтангов обратился к своим учителям во МХТ и попросил взять его студию в число студий МХТ. Осенью 1920 года Вахтанговская студия стала Третьей студией МХТ. Перейдя в Академическое ведомство, студия получила собственное здание на Арбате, маленький, полуразрушенный особняк Берга, который студийцы своими руками превратили в театр. 13 ноября 1921 года театр открылся спектаклем «Чудо святого Антония» М.Метерлинка уже в новом, сатирическом решении. Для театра Третьей студии МХТ ставит Вахтангов и свою знаменитую «Принцессу Турандот» К.Гоцци, в которой наиболее ярко выразилось направление вахтанговского театра. Сам он его назовет «фантастическим реализмом». Поставленная в традициях театра комедии дель Арте, «Принцесса Турандот» поразила Москву 1922 года своей театральностью, свободой актерского выявления, фантазией режиссера и художника( И.Нивинский). «Принцесса Турандот» оказалась последним спектаклем Вахтангова. 29 мая 1922 года он умер. Студийцы остались без вождя и должны были строить театр, к которому стремился их руководитель, в одиночестве. Студийцам удалось отстоять свою самостоятельность, не потерять здания, не разрушить, существующую внутри студии школу, и в 1926 году получить статус Государственного театра имени Евгения Вахтангова.
Много
лет, до 1937 года маленькая вахтанговская
школа существовала внутри театра. Будущие
актеры принимались в школу по принципу
их необходимости театру. Прием в школу
означал прием в театр. Они учились и работали
в спектаклях театра сразу, с первого
курса. А педагогами были ученики Вахтангова:
Б.Захава, В.Львова, А.Ремизова, Л.Шихматов,
Р.Симонов…
В 1925 году во главе
школы был поставлен Б.Е.Захава
( 1896 – 1976), который и руководил школой
до самой своей смерти.