Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 10:54, реферат
История вахтанговской школы
(официальная биография) - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже более девяти десятилетий.
В ноябре 1913 года группа московских студентов организовала любительскую театральную студию и пригласила в качестве руководителя молодого актёра Московского Художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова.
В 1937 году школа переехала,
во вновь построенное здание по Б.Николопесковскому
пер д.12а, и отделилась от театра. Была
она на правах техникума, но уже с четырехгодичным
сроком обучения. Артисты, выпущенные
из школы, разъезжались по разным театрам
страны. В 1939 году умер Борис Васильевич
Щукин ( 1894 – 1939), блистательный артист
вахтанговской школы, педагог, режиссер.
В память его, в том же году, училищу было
присвоено имя Б.В.Щукина. В 1945 году училище
было приравнено к Высшим учебным заведениям,
оставив за собой старое название. С 1953
года в училище начинают учиться целевые
курсы – группы студентов из национальных
республик, которые, в большинстве случаев
становятся основателями новых театров.
Традиция национальных коллективов сохраняется
до сих пор. Сейчас в институте учатся
две Корейские и Цыганская студии.
В 1964 году из дипломного спектакля
«Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта
образовался нынешний театр на Таганке
во главе с Ю.П.Любимовым, выпускником
училища, актером театра им. Вахтангова
и педагогом училища. В 1959 году было
создано заочное режиссерское отделение,
выпустившее многих знаменитых режиссеров.
После смерти Б.Е.Захавы
целое десятилетие училищем управлял
чиновник из Министерства. Он нравственно
и художественно не справился с управлением
таким сложным организмом, как училище.
И в 1987 году на пост Ректора единогласно
был выбран Народный артист СССР В.А.Этуш.В
данный момент он является Художественным
руководителем Института. При Ректоре
Этуше училище вышло на международную
арену: ученики и педагоги стали выезжать
со своими работами в разные страны мира,
вести занятия в школах разных стран. Был
организован и специальный фонд «Вахтангова
12а», который в трудную минуту всегда поддерживает
училище.
В 2002 году училище
было переименовано в Театральный
институт имени Бориса Щукина, а
в 2003 году был избран новый Ректор
– Народный артист России Евгений
Владимирович Князев. С молодым энтузиазмом
новый Ректор решил вернуть институт
к вахтанговским традициям. Начал с
того, что совершенно преобразил внешний
вид института. Проведя капитальный ремонт,
насытив здание аппаратурой и новой мебелью
– Ректор поднял престиж института.
В учебном театре
каждый год с осени до весны
идут дипломные спектакли, а исполнители
ролей нередко получают престижные
премии за лучшее исполнение. Такими премиями
в разные годы отмечены М.Аронова, Н.Швец,
Д.Высоцкий. В течение ряда лет
первые премии получают спектакли института
на фестивале студенческих спектаклей
в г.Брно (Чехия).
История создания ГИТИС
История последовательно
сменявших друг друга учебных
заведений, преобразованных в результате
в РАТИ, начинается 22.10.1878, когда открылась
"Музыкальная школа для
В 1883 г. указ. Общество
было переименовано в Московское
филармоническое общество, и музыкальная
школа получила статус Музыкально-драматического
училища при нем (п. 2 устава Московского
филармонического общества, утв. 9.08.1883).
И Училище, и Общество в целом
находились под покровительством и
опекой Великого Князя Николая Николаевича.
Впоследствии Училище было приравнено
в правах к высшим учебным заведениям
- консерваториям, что было зафиксировано
новым уставом, утвержденным Императором
по ходатайству Великой Княгини
Елизаветы Федоровны.
Драматические классы
Музыкально-драматического училища
возглавляли известные актеры, педагоги
и театральные деятели: в 1883-1889 гг.
А. Южин, в 1889-1891 гг. О. Правдин, в 1891-1901 гг.
Вл. И. Немирович-Данченко.
Училище в разное
время оканчивали знаменитые впоследствии
актеры и режиссеры; напр., в числе
выпускников Училища 1898 года были Книппер,
Савицкая, Мейерхольд, Мунт, Снегирев и
др. В 1898 году выпускники Музыкально-драматического
училища и участники Общества искусства
и литературы объединились в одну труппу,
положив начало Московскому Художественному
общедоступному театру (впоследствии
МХАТ).
Вот как вспоминал
Вл. И. Немирович-Данченко о своих 10 годах
работы в училище у Шостаковского:
"Филармонии я
обязан многим. Там я укрепился
в своих сценических задачах.
И оттуда пошел Художественный
Театр. У создателя Филармонии
Шостаковского было большое достоинство
как директора: он ценил индивидуальность,
угадывал ее и давал ей условия свободного
роста. В то время, как в пышной тогда, крепко
поставленной, строгой Консерватории
воспитанник быстро сковывался правилами
и требованиями определеннейших догматов,–
в Филармонии знали уже, что ребенка пеленать
вредно. Правда, часто это влекло к некоторой
анархической распущенности, но с этим
бороться было уже не так трудно. Зато
пробовать, "экспериментировать",
добиваться чего-нибудь не похожего на
"высочайше утвержденное" можно было
с уверенностью, что в директоре найдешь
поддержку. Я пришел учить учась, пришел
с тем, чтоб через год в качестве учителя
актерскому искусству заменить такого
актера, как Южин, а сам я не имел ни крупного
актерского, ни сценически преподавательского
стажа. В юности играл любителем, делал
любительские спектакли, к этому времени
был модным драматургом, и когда ставил
свои пьесы, то сам режиссировал их. Для
учеников, искавших авторитета актерского,
это было мало. Завоевать их доверие без
высшей поддержки было бы, пожалуй, невозможно.
А в Филармонии я получил все условия для
своих исканий. Знают ли у нас, например,
что Ибсен впервые прозвучал на русской
сцене по-настоящему, как поэт-общественник,
на ученическом спектакле Филармонии
в "Hope", несмотря на то, что перед этим
"Нору" уже играли в Москве и знаменитая
Дузе и великолепная русская – Азагарова.
Это, конечно, предмет
подробных воспоминаний рассказать
о том, в какой обстановке шли
мои, кажется, десятилетние работы в
Филармонии: черты бытовые, артистические
индивидуальности, границы школьных
возможностей, высота художественных
задач, зарождение коллективов и
т. д., и т. д. В настоящих строках
я хочу только искренним добром помянуть
это дорогое моему сердцу учреждение.
И самая глубинная связь моя
с ним: отсюда (как из Общества любителей
искусств – кружок Алексеева-Станиславского),
зародится Художественный Театр... Мечты,
горения, дерзания, – какие еще
сильные слова имеются для
этих понятий, – борьба за свое "новое",
самопожертвования, преодолевания, горькие
неудачи и радостные праздничные победы!
Совместная работа, связывающая любовью,
дружбой, преданностью, непередаваемая
смена образов, эпизодов! Кому из вас не
знакомы эти драгоценные переживания
стремлений, борьбы, поражений и побед.
Такими переживаниями связан и я с Филармонией".
В 1902 году Музыкально-драматическое
училище переехало в старинный
особняк семьи Солдатенковых в Малом
Кисловском переулке, где по сей день располагается
РАТИ.
Малый Кисловский переулок,
вид в сторону Нижнего
Слева в кадре виден угол главного дома усадьбы.
Фото нач. XX века из
собрания В. Э. Готье-Дюфайе.
24 октября 1903 г.
был утвержден "Устав
В музыкальных классах
Музыкально-драматического училища
преподавали известные деятели
русской музыкальной культуры: П.
Шостаковский, Р. Эрлих, С. Кусевицкий,
К. Эрдели. Училище закончил композитор
В. Калинников и певец Л. Собинов, составившие
славу отечественной музыкальной культуры.
Традиция драматических классов заканчивать
обучение спектаклем была усвоена и классами
музыкальными, где ставились оперные спектакли,
а также программы ученического симфонического
оркестра. Мастерство молодых музыкантов
позволило выступать в сопровождении
этого оркестра П. Сарасате, С. Рахманинову,
Л. Собинову, Ф. Шаляпину, А. Аренскому и
др.
С 1918 года Музыкально-драматическое
училище претерпевает ряд реорганизаций
и переименований, обусловленных
изменениями в государственной
системе образования. Так, в 1918 году
оно было переименовано в Музыкально-
В августе 1922 года Государственный
институт музыкальной драмы был
соединен с Государственными высшими
театральными мастерскими, руководимыми
Вс. Мейерхольдом. Именно это объединение
получило название Государственный институт
театрального искусства – ГИТИС, официальная
дата его образования – 17 сентября 1922.
По замыслу, ГИТИС должен был объединить
три главнейших отрасли театрального
искусства: драматическую, оперную и хореографическую.
Драматический факультет,
во главе которого встал проф. А.
Петровский, с самого начала сложился
из двух отделений - театрально-инструкторского
и режиссерского. Обучение на факультете
велось в мастерских: Вс. Мейерхольда,
Н. Малько (музыкально-драматическая),
Б. Фердинандова (опытно-героического
театра), А. Петровского, Н. Фореггера, Н.
Аксагарского. Работали национальные
мастерские - латышская, еврейская, армянская.
В июне 1923 года в ГИТИС
на правах факультета вливается Государственный
практический институт хореографии (ГПИХ)
с мастерскими драмбалета, синтетического
танца, пантомимы и классического танца.
Таким образом сформировались три факультета:
драматический (возглавляемый А. Петровским);
оперный (во главе К. Сараджев), и хореографическом
(Н. Рахманов).
В 1924 году Декретом Совнаркома
существующие театральные институты
Москвы и Петербурга были закрыты "из-за
недостатков театрального образования",
но ГИТИСу все же было разрешено произвести
выпуск студентов в ускоренном порядке.
Кружковое и клубное движение, активно развивавшееся в те годы, было главным стимулом для последующего создания театрально-инструкторских курсов на базе уже расформированного ГИТИСа. В 1925 году создан Центральный техникум театрального искусства, ЦЕТЕТИС, учебное заведение с четырехгодичным обучением, предназначенное для "воспитания мастеров высшей квалификации". В ЦЕТЕТИСе были открыты два отделения - музыкально-драматическое (оперное) и драматическое и утверждены четыре специальности: актерская, режиссерская, клубно-инструкторская и педагогическая. Преподавателями ЦЕТЕТИСа остались профессора и преподаватели ГИТИСа; число студентов, по сравнению с ГИТИСом, увеличилось в 2 раза. В 1926 году на базе выпускников ГИТИСа и ЦЕТЕТИСа был сформирован театр "Музыкальной драмы" в Замоскворечье, в спектаклях которого участвовали и студенты института.
Здание ГИТИСа в 20-е годы. Вид с заднего двора.
В целом, ЦЕТЕТИС
знаменует важный этап в формировании
российской режиссерской школы, так
как в его рамках впервые было
сформировано самостоятельное клубно-
Логическим завершением
этого процесса стало открытие режиссерско-педагогического
факультета в на основе режиссерско-клубного
отделения ЦЕТЕТИСа 15 сентября 1930 года.
Факультет стал готовить постановщиков-режиссеров
(руководителей профессиональных театров,
крупных рабочих клубов и дворцов культуры),
педагогов по актерскому мастерству (для
техникумов, рабфаков, гостеастудий, театральных
курсов повышенного типа) и инструкторов-методистов
(т. е. театральных работников областного
и краевого масштаба, домов искусств, самодеятельных
театров, трамов и художественных баз).
Это был первый в мире опыт профессиональной
подготовки режиссеров; РАТИ–ГИТИС и
сегодня - признанный лидер в этой области.
В целом, учебный
план ЦЕТЕТИСа говорит о широком спектре
преподаваемых дисциплин, включая предметы
не только специального, но и общегуманитарного
цикла (пусть даже и эти предметы сегодня
кажутся не вполне обычны). Неудивительно
поэтому, что уже через два года после
создания ЦЕТЕТИСа стало ясно, что как
по преподавательскому составу, так и
по качеству даваемого в нем образования
ЦЕТЕТИС перерос поставленные для него
рамки техникума, и достиг уровня высшего
учебного заведения. Еще в 1928 на торжествах,
посвященных 50-летию театрального образования
в России, это было отмечено в юбилейной
речи Наркома просвещения Луначарского,
а начало 30-х годов стало временем оживленной
дискуссии в театральных и педагогических
кругах о форме, подобающей для театрального
вуза ("теа-вуза").
2 августа 1931 года
было опубликовано
Газета "Советское
искусство" (13.10.1931) в статье под
названием "ГИТИС в коридоре. Театральный
вуз открылся в курилке" так
рассказывала об этом событии: "В
репетиционной комнате