История вахтанговской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 10:54, реферат

Описание

История вахтанговской школы
(официальная биография) - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже более девяти десятилетий.
В ноябре 1913 года группа московских студентов организовала любительскую театральную студию и пригласила в качестве руководителя молодого актёра Московского Художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова.

Работа состоит из  1 файл

История вахтанговской школы.docx

— 512.49 Кб (Скачать документ)

В 1937 году школа переехала, во вновь построенное здание по Б.Николопесковскому пер д.12а, и отделилась от театра. Была она на правах техникума, но уже с четырехгодичным сроком обучения. Артисты, выпущенные из школы, разъезжались по разным театрам страны. В 1939 году умер Борис Васильевич Щукин ( 1894 – 1939), блистательный артист вахтанговской школы, педагог, режиссер. В память его, в том же году, училищу было присвоено имя Б.В.Щукина. В 1945 году училище было приравнено к Высшим учебным заведениям, оставив за собой старое название. С 1953 года в училище начинают учиться целевые курсы – группы студентов из национальных республик, которые, в большинстве случаев становятся основателями новых театров. Традиция национальных коллективов сохраняется до сих пор. Сейчас в институте учатся две Корейские и Цыганская  студии. В 1964 году  из дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта образовался нынешний театр на Таганке во главе с Ю.П.Любимовым, выпускником училища, актером театра им. Вахтангова и педагогом училища. В 1959 году было  создано заочное режиссерское отделение, выпустившее многих знаменитых режиссеров. 

После смерти Б.Е.Захавы целое десятилетие училищем управлял чиновник из Министерства. Он нравственно и художественно не справился с управлением таким сложным организмом, как училище. И в 1987 году на пост Ректора единогласно был выбран Народный артист СССР В.А.Этуш.В данный момент он является Художественным руководителем Института. При Ректоре Этуше училище вышло на международную арену: ученики и педагоги стали выезжать со своими работами в разные страны мира, вести занятия в школах разных стран. Был организован и специальный фонд «Вахтангова 12а», который в трудную минуту всегда поддерживает училище. 

В 2002 году училище  было переименовано в Театральный  институт имени Бориса Щукина, а  в 2003 году был избран новый Ректор – Народный артист России Евгений  Владимирович Князев. С молодым энтузиазмом  новый Ректор решил вернуть институт к вахтанговским традициям. Начал с того, что совершенно преобразил внешний вид института. Проведя капитальный ремонт, насытив здание аппаратурой и новой мебелью – Ректор поднял престиж института. 

В учебном театре каждый год с осени до весны  идут дипломные спектакли, а исполнители  ролей нередко получают престижные премии за лучшее исполнение. Такими премиями в разные годы отмечены М.Аронова, Н.Швец, Д.Высоцкий. В течение ряда лет  первые премии получают спектакли института  на фестивале студенческих спектаклей в г.Брно (Чехия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История создания ГИТИС 

История последовательно  сменявших друг друга учебных  заведений, преобразованных в результате в РАТИ, начинается 22.10.1878, когда открылась "Музыкальная школа для приходящих П. Шостаковского", находившаяся под патронажем Общества любителей музыкального и драматического искусства. 

В 1883 г. указ. Общество было переименовано в Московское филармоническое общество, и музыкальная  школа получила статус Музыкально-драматического училища при нем (п. 2 устава Московского  филармонического общества, утв. 9.08.1883). И Училище, и Общество в целом  находились под покровительством и  опекой Великого Князя Николая Николаевича. Впоследствии Училище было приравнено в правах к высшим учебным заведениям - консерваториям, что было зафиксировано  новым уставом, утвержденным Императором  по ходатайству Великой Княгини  Елизаветы Федоровны. 

Драматические классы Музыкально-драматического училища  возглавляли известные актеры, педагоги и театральные деятели: в 1883-1889 гг. А. Южин, в 1889-1891 гг. О. Правдин, в 1891-1901 гг. Вл. И. Немирович-Данченко. 

Училище в разное время оканчивали знаменитые впоследствии актеры и режиссеры; напр., в числе  выпускников Училища 1898 года были Книппер, Савицкая, Мейерхольд, Мунт, Снегирев и др. В 1898 году выпускники Музыкально-драматического училища и участники Общества искусства и литературы объединились в одну труппу, положив начало Московскому Художественному общедоступному театру (впоследствии МХАТ). 

Вот как вспоминал Вл. И. Немирович-Данченко о своих 10 годах работы в училище у Шостаковского: 

"Филармонии я  обязан многим. Там я укрепился  в своих сценических задачах.  И оттуда пошел Художественный  Театр. У создателя Филармонии  Шостаковского было большое достоинство как директора: он ценил индивидуальность, угадывал ее и давал ей условия свободного роста. В то время, как в пышной тогда, крепко поставленной, строгой Консерватории воспитанник быстро сковывался правилами и требованиями определеннейших догматов,– в Филармонии знали уже, что ребенка пеленать вредно. Правда, часто это влекло к некоторой анархической распущенности, но с этим бороться было уже не так трудно. Зато пробовать, "экспериментировать", добиваться чего-нибудь не похожего на "высочайше утвержденное" можно было с уверенностью, что в директоре найдешь поддержку. Я пришел учить учась, пришел с тем, чтоб через год в качестве учителя актерскому искусству заменить такого актера, как Южин, а сам я не имел ни крупного актерского, ни сценически преподавательского стажа. В юности играл любителем, делал любительские спектакли, к этому времени был модным драматургом, и когда ставил свои пьесы, то сам режиссировал их. Для учеников, искавших авторитета актерского, это было мало. Завоевать их доверие без высшей поддержки было бы, пожалуй, невозможно. А в Филармонии я получил все условия для своих исканий. Знают ли у нас, например, что Ибсен впервые прозвучал на русской сцене по-настоящему, как поэт-общественник, на ученическом спектакле Филармонии в "Hope", несмотря на то, что перед этим "Нору" уже играли в Москве и знаменитая Дузе и великолепная русская – Азагарова. 

Это, конечно, предмет  подробных воспоминаний рассказать о том, в какой обстановке шли  мои, кажется, десятилетние работы в  Филармонии: черты бытовые, артистические  индивидуальности, границы школьных возможностей, высота художественных задач, зарождение коллективов и  т. д., и т. д. В настоящих строках  я хочу только искренним добром помянуть это дорогое моему сердцу учреждение. И самая глубинная связь моя  с ним: отсюда (как из Общества любителей  искусств – кружок Алексеева-Станиславского), зародится Художественный Театр... Мечты, горения, дерзания, – какие еще  сильные слова имеются для  этих понятий, – борьба за свое "новое", самопожертвования, преодолевания, горькие неудачи и радостные праздничные победы! Совместная работа, связывающая любовью, дружбой, преданностью, непередаваемая смена образов, эпизодов! Кому из вас не знакомы эти драгоценные переживания стремлений, борьбы, поражений и побед. Такими переживаниями связан и я с Филармонией".  

В 1902 году Музыкально-драматическое  училище переехало в старинный  особняк семьи Солдатенковых в Малом Кисловском переулке, где по сей день располагается РАТИ. 

Малый Кисловский переулок, вид в сторону Нижнего Кисловского.

Слева в кадре  виден угол главного дома усадьбы.

Фото нач. XX века из собрания В. Э. Готье-Дюфайе.  

24 октября 1903 г.  был утвержден "Устав Музыкально-драматического  училища Московского Филармонического  Общества, состоящего под Августейшим  Ея Императорского Высочества  Великой Княгини Елисаветы Федоровны покровительством". Согласно Уставу, Училище состояло в ведомстве Министерства внутренних дел: 

В музыкальных классах  Музыкально-драматического училища  преподавали известные деятели  русской музыкальной культуры: П. Шостаковский, Р. Эрлих, С. Кусевицкий, К. Эрдели. Училище закончил композитор В. Калинников и певец Л. Собинов, составившие славу отечественной музыкальной культуры. Традиция драматических классов заканчивать обучение спектаклем была усвоена и классами музыкальными, где ставились оперные спектакли, а также программы ученического симфонического оркестра. Мастерство молодых музыкантов позволило выступать в сопровождении этого оркестра П. Сарасате, С. Рахманинову, Л. Собинову, Ф. Шаляпину, А. Аренскому и др. 

С 1918 года Музыкально-драматическое  училище претерпевает ряд реорганизаций  и переименований, обусловленных  изменениями в государственной  системе образования. Так, в 1918 году оно было переименовано в Музыкально-драматический  институт, а затем в 1920 году в Государственный  институт музыкальной драмы (ГИМДр) с драматическим отделением. Драматическим отделением в 1921-1925 гг. заведовал А. Петровский; драматическое искусство на отделении преподавали А. Зонов, Н. Аксагарский, А. Чабров, А. Гейрот, Л. Лурье. Наследуя традиции "научных" классов училища, в 1921-1925 гг., наряду с такими предметами, как дикция, постановка голоса, танец, фехтование, преподавали историю драмы и историю литературы. Курс обучения в ГИМДр планировался на 7 лет, из которых 2 года отводилось техникуму, 3 года - ВУЗу, 2 года - "вольным мастерским" (т. е. практике). 

В августе 1922 года Государственный  институт музыкальной драмы был  соединен с Государственными высшими  театральными мастерскими, руководимыми Вс. Мейерхольдом. Именно это объединение получило название Государственный институт театрального искусства – ГИТИС, официальная дата его образования – 17 сентября 1922. По замыслу, ГИТИС должен был объединить три главнейших отрасли театрального искусства: драматическую, оперную и хореографическую. 

Драматический факультет, во главе которого встал проф. А. Петровский, с самого начала сложился из двух отделений - театрально-инструкторского  и режиссерского. Обучение на факультете велось в мастерских: Вс. Мейерхольда, Н. Малько (музыкально-драматическая), Б. Фердинандова (опытно-героического театра), А. Петровского, Н. Фореггера, Н. Аксагарского. Работали национальные мастерские - латышская, еврейская, армянская. 

В июне 1923 года в ГИТИС  на правах факультета вливается Государственный  практический институт хореографии (ГПИХ) с мастерскими драмбалета, синтетического танца, пантомимы и классического танца. Таким образом сформировались три факультета: драматический (возглавляемый А. Петровским); оперный (во главе К. Сараджев), и хореографическом (Н. Рахманов). 

В 1924 году Декретом Совнаркома существующие театральные институты  Москвы и Петербурга были закрыты "из-за недостатков театрального образования", но ГИТИСу все же было разрешено произвести выпуск студентов в ускоренном порядке. 

Кружковое и клубное  движение, активно развивавшееся  в те годы, было главным стимулом для последующего создания театрально-инструкторских курсов на базе уже расформированного  ГИТИСа. В 1925 году создан Центральный техникум театрального искусства, ЦЕТЕТИС, учебное заведение с четырехгодичным обучением, предназначенное для "воспитания мастеров высшей квалификации". В ЦЕТЕТИСе были открыты два отделения - музыкально-драматическое (оперное) и драматическое и утверждены четыре специальности: актерская, режиссерская, клубно-инструкторская и педагогическая. Преподавателями ЦЕТЕТИСа остались профессора и преподаватели ГИТИСа; число студентов, по сравнению с ГИТИСом, увеличилось в 2 раза.      В 1926 году на базе выпускников ГИТИСа и ЦЕТЕТИСа был сформирован театр "Музыкальной драмы" в Замоскворечье, в спектаклях которого участвовали и студенты института.

Здание  ГИТИСа в 20-е годы. Вид с заднего двора.

В целом, ЦЕТЕТИС  знаменует важный этап в формировании российской режиссерской школы, так  как в его рамках впервые было сформировано самостоятельное клубно-инструкторское отделение (в 1927-28 уч. г.), а на драматическом отделении, введен цикл лекций по режиссуре. 

Логическим завершением  этого процесса стало открытие режиссерско-педагогического  факультета в на основе режиссерско-клубного отделения ЦЕТЕТИСа 15 сентября 1930 года. Факультет стал готовить постановщиков-режиссеров (руководителей профессиональных театров, крупных рабочих клубов и дворцов культуры), педагогов по актерскому мастерству (для техникумов, рабфаков, гостеастудий, театральных курсов повышенного типа) и инструкторов-методистов (т. е. театральных работников областного и краевого масштаба, домов искусств, самодеятельных театров, трамов и художественных баз). Это был первый в мире опыт профессиональной подготовки режиссеров; РАТИ–ГИТИС и сегодня - признанный лидер в этой области. 

В целом, учебный  план ЦЕТЕТИСа говорит о широком спектре преподаваемых дисциплин, включая предметы не только специального, но и общегуманитарного цикла (пусть даже и эти предметы сегодня кажутся не вполне обычны). Неудивительно поэтому, что уже через два года после создания ЦЕТЕТИСа стало ясно, что как по преподавательскому составу, так и по качеству даваемого в нем образования ЦЕТЕТИС перерос поставленные для него рамки техникума, и достиг уровня высшего учебного заведения. Еще в 1928 на торжествах, посвященных 50-летию театрального образования в России, это было отмечено в юбилейной речи Наркома просвещения Луначарского, а начало 30-х годов стало временем оживленной дискуссии в театральных и педагогических кругах о форме, подобающей для театрального вуза ("теа-вуза"). 

2 августа 1931 года  было опубликовано постановление  Совнаркома РСФСР "О реорганизации  системы художественного образования  в РСФСР", регламентировавшее  деятельность художественных высших  учебных заведений и рабфаков, а 1 октября того же года  решением Совнаркома создан театральный  вуз, получивший уже знакомое  всем название - ГИТИС. 

Газета "Советское  искусство" (13.10.1931) в статье под  названием "ГИТИС в коридоре. Театральный  вуз открылся в курилке" так  рассказывала об этом событии: "В  репетиционной комнате Камерного  театра открылся театральный вуз. Открытие происходило без всякой "помпы", обычной в этих случаях. Никто  не приветствовал новорожденный  ГИТИС. Не было ни адресов, ни поздравлений. Директор нового вуза т. Логинов объявил  ГИТИС открытым. Студенты, разместившиеся на стульях и окнах тесной комнаты, выслушали доклады руководителей  ГИТИС и отправились на занятия. Занятия проходили в коридоре и в курительной комнате Камерного театра. Так прошел этот "исторический день открытия первого в мире театрального университета". 

Информация о работе История вахтанговской школы