Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 10:54, реферат
История вахтанговской школы
(официальная биография) - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже более девяти десятилетий.
В ноябре 1913 года группа московских студентов организовала любительскую театральную студию и пригласила в качестве руководителя молодого актёра Московского Художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова.
В 1931 впервые в
Европе в ГИТИСе началась вузовская
подготовка специалистов в области организации
театрального дела - был открыт директорский
факультет, просуществовавший до 1939 г.
В 1931 году был организован театроведческий
факультет с кафедрами истории русского
и западноевропейского театра.
Еще три года после
своего второго открытия ГИТИС существовал
как часть Teaтрального Комбината
(Теакомбината), совмещавшего старые и
новые образовательные структуры: (а) ГИТИС
- высшее учебное заведения с факультетами
режиссерско-педагогическо-
В июле 1935 года Теакомбинат
снова преобразован в Государственный
институт театрального искусства с тремя
факультетами: директорским (с трехлетним
обучением), режиссерским (с четырехлетним
обучением), актерским (с четырехлетним
обучением). В эти годы в ГИТИСе преподавали
такие известные театральные деятели,
как С. Бирман, Л. Баратов, Б. Мордвинов,
Е. Саричева, Б. Сушкевич, Н. Збруева, Л.
Леонидов, М. Тарханов, В. Сахновский, О.
Пыжова, Б. Бибиков, О. Андровская, И. Раевский,
В. Орлов, А. Лобанов, И. Анисимова-Вульф,
Г. Конский, Ф. Каверин, П. Лесли, М. Астангов,
И. Судаков, Ю. Завадский. Именно в эти годы
была развернута масштабная подготовка
национальных студий, существующая в самых
разнообразных формах до сегодняшнего
дня.
Предвоенная история
ГИТИСа отражала общественную жизнь страны,
примеряясь к формам, порою трудно совместимым
с театром и театральным учебным процессом.
Так, сохранились сведения о том, что весной
1938 года коллектив ГИТИСа предложил организовать
всесоюзное соревнование между художественными
учебными заведениями и призвал "...бороться
за образцовое и своевременное выполнение
учебного плана, самостоятельность творческой
работы студентов, образоцовое проведение
учебно-производственной пркатики, организацию
в конце года итоговых показов лучших
работ, образцовое проведение нового набора".
В ответ на это обращение К. С. Станиславский
написал: "Дорогие товарищи, почин, сделанный
вами в организации социалистического
соревнования, дело нужное и полезное.
Горячо приветствую вашу инициативу. Нашей
стране нужны хорошо подготовленные творческие
кадры. Социалистическое соревнование
должно помочь нам преодолеть трудности
в работе и поднять качество учебы. Наша
студия принимает ваш вызов и включается
в соревнование".
Накануне 22 июня 1941 года
студенты сдавали экзамены и зачеты
весенней зачетно-экзаменационной сессии
1940-1941 учебного года, но начавшаяся Великая
Отечественная война многое перечеркнула
в их студенческой жизни.
В сентябре-октябре
1941 года занятия в ГИТИСе были временно
прекращены. В опустевших аудиториях проходили
репетиции только фронтовых бригад. 23
октября на Саратов ушел пассажирский
состав, в котором уезжали из Москвы студенты
ГИТИСа. Прибывших из Москвы расположили
в общежитии Саратовского медицинского
института, но занимались студенты в помещении
художественного училища. Группа студентов
режиссерского факультета влилась в состав
актерского факультета.
Фронтовой театр
ГИТИС, сформированный из выпускников
актерского и режиссерского факультетов
летом 1942 г. в г. Саратове, тоже внес
свой вклад в движение фронтовых
театров.
Театр выступал под
Москвой, на Калининском, Волховском, Карельском,
Первом Прибалтийском, Первом Белорусском,
Втором Белорусском фронтах, сыграв 146
раз пьесу "Парень из нашего города",
160 - "Ночь ошибок", 47 - композицию,
специально сделанную по пьесе Н. Погодина
"Человек с ружьем", 139 - "Свадебное
путешествие", 56 - "Женитьба Бальзаминова",
34 - "Так и будет", тысячи раз - водевили,
скетчи, постоянно обновлявшиеся концертные
программы. 3 мая 1945 года гитисовцы в поверженном
Берлине дали для воинов-освободителей
свой последний спектакль. достойно завершив
четырехлетний путь неимоверно трудных
фронтовых дорог. За 1418 дней войны театр
дал более 1500 выступлений.
Директором и режиссером
Первого фронтового театра ВТО стал выпускник
ГИТИСа, вернувшийся с фронта после ранения,
- А. Гончаров. Директором Фронтового театра
ВТО работал выпускник В. Невзоров, вернувшийся
с фронта после многочисленных ранений.
В Комсомольско-фронтовом театре ГИТИСа
работал главным режиссером выпускник
режиссерского факультета Б. Голубовский,
который затем организовал Фронтовой
театр миниатюр "Огонек". На многих
фронтах сражались выпускники, студенты,
преподаватели института. Многим были
присвоены высшие воинские награды, в
том числе звезда Героя СССР, которой посмертно
награждена Н. Качуевская.
В послевоенные годы
ГИТИС энергично расширяется, появляются
новые факультеты. 5 августа 1946 года
режиссерский факультет выступает
с новой инициативой - открывается
на факультете 3 отделения: оперное, режиссерское,
балетное. Оперное отделение было
преобразовано сначала в
Осенью 1946 года была
создана кафедра хореографии. Возглавил
кафедру Р. В. Захаров. Его идеи поддержали
и помогли их осуществлению А.
В. Шатин, Л. И. Лавровский, Ю. А. Бахрушин,
Н. И. Тарасов, Т. С. Ткаченко, А. Цейтлин,
М. В. Васильева-Рождественская.
С 1958 года при ГИТИСе
работает Учебный театр, известный многими
своими постановками и играющий важнейшую
роль в подготовке студентов по всем театральным
специальностям.
В 1964 году на режиссерском
факультете был набран экспериментальный
курс режиссеров эстрады, а через 3 года,
в апреле 1968 года, была организована
кафедра режиссуры эстрады и
массовых представлений; наконец, в 1973
году открылся факультет эстрады. Основателем
факультета эстрады - а прежде руководителем
курса и зав. кафедрой на режиссерском
факультете - был И. Г. Шароев.
В 1966 году состоялся
первый набор студентов-заочников
на отделении режиссеров цирка, а
в 1967 году Ф. Г. Бардиан возглавил отделение
режиссеров цирка на режиссерском факультете.
В 1973 году было открыто очное отделение,
а в 1975 создана кафедра циркового искусства.
Среди выпускников кафедры такие мастера,
как В. Аверьянов, Э. Бернадский, Ю. Бирюков,
А. Калмыков; народные артисты СССР - Л.
А. Шевченко, В. А. Шевченко, М. М. Запашный.
В. В. Головко; народные артисты России
- Л. Л. Костюк, А. Н. Николаев, В. Шемшур.
Работали на кафедре такие мастера, как
В. Крымко, Б. Бреслер, М. Золотников, М.
Местечкин, Е. Лаговский. В настоящее время
кафедрой циркового искусства заведует
доктор искусствоведения, профессор М.
И. Немчинский.
В 1974 году обрел вторую жизнь продюсерский факультет, поставивший себе целью формирование высококвалифицированных менеджеров широкого профиля - не только для театров, но и для телевидения, шоу-бизнеса, кино, цирка. В 1992 году открыт факультет сценографии.
Главное здание ГИТИСа в 80-е годы
В 1991 году ГИТИСу был
присвоен статус академии, и Институт
был переименован в Российскую академию
театрального искусства–ГИТИС.
Традиции Академии
– в преемственности. Основной принцип
"ученик-учитель-ученик" является
важнейшим в подборе
Сегодня РАТИ-ГИТИС
интегрирована в мировую систему театрального
образования. Ее партнерами являются театральные
школы Великобритании (Университет Миддлсекс,
Лондонская Школа музыки и драмы "Гилдхол",
Театральная школа в Гилдфорде), Франции
(Национальная Консерватория драматического
искусства в Париже, Высшая национальная
школа театрального искусства в Лионе),
Голландии (Театральная академия в Амстердаме),
Германии (Международный театральный
центр в Берлине), Израиля (Театральная
школа "Бейт-Цви" в Тель-Авиве), Китая
(Центральная академия драмы в Пекине),
Чехии (Академия музыки и драматического
искусства в Брно), Италии (Академия драматического
искусства имени Сильвио д Амико в Риме),
Университеты Колгейт и Корнель (США),
Интернациональная программа МА-MFA-Short
courses (Лондон, Мадрид, Мичиган, Москва, Париж)
и т.д.
Педагоги и студенты
Академии принимают участие в
международных театральных
Московский Художественный
театр
Создан в 1898 г. К. С.
Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко
под названием Московский Художественный
театр (МХТ), с 1919 г. — академический
(МХАТ).
Открылся 14 октября
1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович»
А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж»
(Каретный ряд, 3). С 1902 располагался в
Камергерском переулке, в здании бывшего
Лианозовского театра, перестроенного
в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель).
Началом Художественного
театра считают встречу его
Ядро труппы составили
воспитанники драматического отделения
Музыкально-драматического училища
Московского филармонического общества,
где актёрское мастерство преподавал
Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И.
Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М.
Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева),
и участники спектаклей руководимого
К. С. Станиславским Общества любителей
искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева,
В. Лужский, А. Артем). Из провинции был
приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу
принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.
Подлинное рождение
МХТ связано с драматургией А.
П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня»,
1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад»,
1904) и М. Горького («Мещане» и «На
дне», оба — 1902). В работе над этими
спектаклями сформировался
Сплотив вокруг себя
молодых авторов, театр приступил
к созданию современного репертуара
(«Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных»
М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева,
Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова,
1927). Яркое воплощение получили постановки
классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского
(1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В.
Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение»
(1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому,
«Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова
(1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).
В годы Великой Отечественной
войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука,
«Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер
флота» А. А. Крона. Среди спектаклей
последующих лет — «Последняя
жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения»
Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф.
Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М.
Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти
(1962).
Но, несмотря на отдельные
удачи, в 60-х гг. театр находился
в кризисе. В репертуар всё
чаще включались пьесы-однодневки, не
безболезненно проходила смена
поколений. Положение усугублялось
тем, что любая критика официально
ставшего государственным театра не
допускалась. Желание выйти из кризиса
побудило старейших актёров МХАТ
пригласить в 1970 в качестве главного
режиссёра воспитанника Школы-студии
МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х
гг. вдохнуть новую жизнь в театр.
Им были поставлены «Последние» М. Горького
(1971), «Соло для часов с боем»
О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым,
1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня»
(1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась
и современная тема. Постоянными авторами
театра стали А. И. Гельман («Заседание
парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся»,
1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин
и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая
Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М.
Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли
И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В.
Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е.
Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева,
О. П. Табаков; в спектаклях работали художники
Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но
постоянно разраставшуюся труппу становилось
трудно объединить. Необходимость предоставлять
работу актёрам вела к компромиссам и
в выборе пьес, и в назначении режиссёров,
что приводило в свою очередь к появлению
явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен
ряд значительных спектаклей крупными
режиссёрами — А. В. Эфросом («Тартюф»
Мольера, 1981), Л. А. Додиным («Кроткая» по
Ф. М. Достоевскому, 1985), М. Г. Розовским
(«Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом
(«Тамада» А. М. Галина, 1986) и др., но общей
творческой программы в театре не было.
Разлад в театре привёл к конфликту. В
1987 коллектив разделился на две самостоятельные
труппы: под художественным руководством
Ефремова (с 1989 Московский Художественный
академический театр имени А. П. Чехова;
Камергерский переулок, 3) и Дорониной
(Московский Художественный академический
театр имени М. Горького; Тверской бульвар,
22).