Изобразительное искусство Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:21, доклад

Описание

История изобразительного искусства древнего мира - первый этап всеобщей истории изобразительного искусства, когда, во-первых, закладывались основы этой важнейшей области духовной и практической деятельности человечества, во-вторых, сложились виды изобразительного искусства - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, в-третьих, исполнительское мастерство прошло путь от наивного примитивизма до классического совершенства.

Работа состоит из  1 файл

Iskusstvo_drevnego_mira.DOC

— 152.50 Кб (Скачать документ)

 

Тема седьмая. Искусство поздней классики (400-330 гг.)

Развитие архитектуры  между 430-330-ми годами: храм Аполлона в Бассах, Гефестион в Афинах, храмы в Пестуме, Акраганте, Селинунте и Сегесте, ансамбли в Дельфах, на Делосе. Архитектура театра.

Развитие скульптуры. Творчество Праксителя, произведения мастеров его круга. Творчество Скопаса, произведения мастеров его круга. Архитектура и скульптура гробницы Мавсола. Произведения Леохара. Творчество Лисиппа как завершение классики и порог эллинизма.

 

Тема восьмая. Искусство эпохи эллинизма (330-00 гг. до н.э.)

Изменения в экономической  и социально-политической жизни Греции на протяжении IV в. Тесные рамки полиса как города-государства, экономическая и политическая потребность в крупных территориальных общностях. Завоевание Греции Македонией. Восточный поход Александра Македонского (334-324 гг.), создание грандиозной империи. Развал ее на несколько крупных царств после смерти Александра в 323 г. Эпоха диадохов и эпигонов. Новые общественные условия порождают новое искусство. Сущность эллинистического искусства - в синтезе греческих художественных идей с принципами и образами восточного искусства, в глубокой демократизации идей и образов, в наличии разных школ и направлений, исповедующих разнообразную стилистику.

Возникновение новых  городов на Востоке - Пергам, Приена, Ай-Ханум, Таксила и др. Принципы градостроительства, городское коммунальное хозяйство. Появление богатого городского жилища, его мозаика и настенная живопись. Новые типы общественных зданий - булевтерий, библиотека и др. Памятники эллинистической архитектуры. Трансформация величия эпохи в архитектурный и скульптурный гигантизм (Фаросский маяк, Родосский колосс). Образы правителей в скульптуре. Расширение репертуара скульптурных образов - возникновение портрета, бытовые сцены в рельефе, жанровая скульптура, образы стариков, атлетов.

Художественные школы  Родоса, Пергама, Александрии, Афин. Крупные архитектурно-скульптурные ансамбли - святилище Афины и алтарь Зевса в Пергаме. Ника Самофракийская, Венера Мелосская, Лаокоон как знаковые произведения позднеэллинистической скульптуры.

 

Тема девятая. Мелкая пластика и декоративно-прикладное искусство V-I вв. до н.э.

 Терракотовые статуэтки  Танагры. Керамическая и металлическая  парадная посуда.

Ювелирные изделия из драгметаллов, драгоценных и полудрагоценных  камней. Геммы. Медальерное искусство. “Скифское” золото.

 

Раздел шестой. Искусство Рима.

 

Тема первая. Архаическая эпоха (6-3 вв.).

Возникновение Рима как  города, его территориальная экспансия. Мощное воздействие этрусского искусства; особенности архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного  искусства этрусков. Стилистическая жесткость и линейность художественного языка ранних произведений римского искусства. Основы римского искусства.

 

Тема вторая.  Эпоха поздней республики (2-1 вв.).

Функциональный прагматизм римской архитектуры, сводчато-арочная  конструкция зданий, применение бетона. Разнообразная типология зданий. Римский скульптурный портрет, его истоки и идеология.

 Завоевание Греции, “открытие” ее искусства римлянами.  Заимствование и переработка  греческих архитектурных ордеров.  Римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский, композитный архитектурные ордера. Храмы на Бычьем рынке, эллинистическая и римская составляющие их архитектуры. Римская городская усадьба и сельская вилла, градостроительство. Помпеи - образцовый провинциальный город. Форум Цезаря в Риме как пример организации городского центра. Витрувий и его трактат “О строительном искусстве”.

 

 Тема третья. Принципат Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Скульптура и архитектура династии Юлиев-Клавдиев (14-68 гг. н.э.).

 Упразднение республиканского  строя, принципат как режим  личной власти. Личность Августа,  лицемерие и фальшь его политики, возникновение официального искусства  в качестве средства политической  пропаганды. Форум Августа, храм  Марса Ультора, театр Марцелла. Скульптурные образы Августа и членов его семьи: заимствование и переработка принципов греческого эллинистического портрета. Алтарь мира.

Скульптурные портреты Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона. Женские  образы. “Золотой” дворец Нерона. Храм в Ниме. Монументальная живопись Помпей.

 

Тема четвертая. Династия Флавиев (69-96 гг.).

Архитектура: храм Веспасиана, арка Тита, амфитеатр Флавиев (Колизей), Проходной форум Домициана. Скульптурный портрет. Стилистика художественного  языка искусства времени Флавиев - достижение максимального эффекта при помощи минимальных средств.

 

         Тема пятая. Золотой век - искусство времени Антонинов (98-192 гг. н.э.).

 

     Характер эпохи. Войны  в Дакии, германские и парфянские  войны, резкое обогащение Рима. Расцвет строительства. Форум Траяна. Строительная деятельность Адриана. Архитектура Пантеона, акцент на художественной разработке интерьера.

    Портретная скульптура: императоры, женские образы. Конная статуя Марка Аврелия.

 

 

 

                               Тема шестая. Эпоха кризиса (III в.).

 

      Характер  эпохи. Правление династии Северов  (193-235 гг.). Термы Каракаллы, 

триумфальная арка Септимия Севера. Затратность и роскошь сооружений. Портретная скульптура.

     Век солдатских императоров.  Портретная скульптура. Варваризация римского искусства.

 

                     Тема седьмая. Искусство римских провинций I-III вв.

 

     Североафриканские провинции,  их богатство. Планировка и  архитектура провинциальных городов  - Тимгада, Тубурбон Майус, Джемили.  Форумы Лептис Магна, Дугги. Амфитеатр в Сузах. Инженерные сооружения. Храмовое строительство. Частные виллы в Утике и других центрах. Мозаики. Фаюмский энкаустический портрет. Скульптура североафриканских провинций.

     Восточные провинции,  их богатство. Градостроительство: Пальмира, Дура- Европос, Баальбек. Храмовые комплексы Пальмиры и Баальбека, роскошь архитектурной стилистики. Соединение в архитектуре провинций характерных свойств греческой, местной и римской строительных традиций.

     Малоазийские и балканские  провинции. Планировка и застройка Милета, Перги, Эфеса. Архитектура Греции римского времени. Скульптура малоазийских и балканских провинций.

     Западноевропейские  провинции. Архитектурные памятники  Трира, инженерные сооружения  Британии, Галлии. Скульптура.

                                         

                      Тема восьмая. Закат римского искусства в IV-V вв. н.э.

 

     Стабилизация  Римской империи при Диоклетиане  (284-305 гг.). Последние крупные памятники  римской архитектуры: термы Диоклетиана  в Риме, его дворец в Сплите, базилика Максенция, арка Константина в Риме. Варваризация скульптуры. Разгром Рима вандалами и конец истории римского искусства.

 

 

                                   Рекомендуемая литература.

 

                               I. Работы общего содержания.

 

Всеобщая история искусств. Т. 1. М. 1956.

История искусства. Первые цивилизации. М. 1998.

Древние цивилизации. М. 1989.

Искусство стран и  народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1-5. М. 1962-1981.

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1. М.-Л. 1948.

История искусства зарубежных стран. Т. 1. М. 1980.

Роуленд Р. Искусство  Запада и Востока. М. 1958.

Тресиддер Дж. Словарь  символов. М. 1999.

Всеобщая история архитектуры. Т. 1, 2. М. 1970, 1973.

Всеобщая история архитектуры. Т. 1. М. 1958.

Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т. 1. М.-Л. 1937.

Саваренская Т.Ф. и др. История градостроительного искусства. Т. 1. М. 1989.

История мира. Древний  мир. М. 2000.

Моран А. де. История декоративно-прикладного  искусства. М. 1982.

Мириманов Б.В. Первобытное  и традиционное искусство. М. 1973 (Малая  история искусств).

 

                                   II. Искусство древнего Востока.

 

                         1. Работы общего содержания.

 

Памятники мирового искусства. Т. 1. Искусство древнего Востока. М. 1968.

Искусство древнего Востока. М. 1976 (Малая история искусств).

Массон В.М. Первые цивилизации. Л. 1989.

Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний  Восток и Мезоамерика. М. 1992.

Антонова Е.В Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М. 1984.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации  Ближнего Востока. М. 1982.

Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М. 1956.

Всеобщая история архитектуры. Т. 1, 9. М. 1970, 1971.

Культурное наследие Востока. Л. 1985.

Археология зарубежной Азии. М. 1986.

Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Л. 1969.

Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М. 1985.

Яйленко В.П. Художественная культура древнего Востока. М. 2000.

 

                     

                        2. Месопотамия и сопредельные  страны.

 

Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М. 1958.

Афанасьева В.К., Дьяконов И.М. Основные черты шумерского искусства.

// Труды Эрмитажа. Т. 5. Л. 1961.

Ллойд С. Археология Месопотамии. М. 1984.

Ллойд С. Реки-близнецы. М. 1972.

Оппенхейм А.Л. Древняя  Месопотамия. М. 1980 (1990).

Вулли Л. Ур халдеев. М. 1961.

Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. М. 1976.

Белявский В.А. Вавилон  легендарный и Вавилон исторический. М. 1971.

Афанасьева В.К. Гильгамеш  и Энкиду: эпические образы в искусстве. М. 1979.

Кленгель-Брандт Э. Путешествие  в древний Вавилон. М. 1979.

 

                                        3. Египет.

 

Шуринова Р.А. Искусство  древнего Египта. М. 1974.

Матье М.Э. Искусство древнего Египта. М.-Л. 1961.

Матье М.Э. Во времена  Нефертити. М.-Л. 1965.

Матье М.Э. Искусство Среднего царства. Л. 1941.

Матье М.Э. Искусство Нового царства XVI-XV  вв. до н.э. Л. 1947.

Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетсякая  скульптура в собрании гос. Эрмитажа. М. 1969.

Древний Египет. М. 1962.

Культура древнего Египта. М. 1976.

Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. М. 1979.

Кинк Х.А. Египет до фараонов. М. 1964.

Кинк Х.А. Художественное ремесло  древнейшего Египта и сопредельных стран. М. 1976.

Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды. М. 1967.

Гонейм М.З. Потерянная пирамида. М. 1959.

Лауэр Ж.Ф. Загадки египетских пирамид. М. 1966.

Савельева Т.Н. Надписи строителей пирамид как исторический источник. М. 1960.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. М. 1959.

Тутанхамон и его время. М. 1976.

Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера. По материалам Дер эль-Медина. М. 1983.

Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства древнего Египта. М. 1985.

Целлар К. Архитектура страны фараонов. М. 1990.

Масперо Г. Египет. М. 1916.

Павлов В.В. Очерки по искусству  древнего Египта. М. 1936.

Павлов В.В. Египетский портрет I-IV веков. М. 1967.

Павлов В.В. Образы прекрасного. Избранные  труды. М. 1979.

Стрелков А.С. Фаюмский портрет. М.-Л. 1936.

Михаловский К. Пирамиды и мастабы. Варшава. 1973.

Михаловский К. Карнак. Варшава. 1970.

Михаловский К. Луксор. Варшава. 1970.

Михаловский К. Фивы. Варшава. 1973.

Яйленко В.П. История зарубежного  искусства. Вып. 1. М. 1994.

 

                     4. Малая Азия, Сирия, Финикия, Палестина.

 

Древняя Анатолия. М. 1985.

Герни О. Хетты. М. 1987.

Бернхардт К.-Х. Древний  Ливан. М. 1982.

Шифман И.Ш. Культура древнего Угарита. М. 1987.

Вулли Л. Забытое царство. М. 1986.

Древняя Эбла. М. 1985.

 

                      5. Иран и Средняя Азия.

 

Массон В.М. Средняя  Азия и древний Восток. М. 1964.

Луконин В.Г. Искусство  древнего Ирана. М. 1977.

Дандамаев М.А., Луконин  В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М. 1980.

Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней  Азии. М. 1985.

Информация о работе Изобразительное искусство Древнего мира