Начало XX в. – переломное
время не только в политической и
социально – экономической жизни
России, но и в духовном состоянии
общества. Индустриальная эпоха диктовала
свои условия и нормы жизни, разрушающие
традиционные и представления людей.
Агрессивный натиск производства приводил
к нарушению гармонии между природой
и человеком, к сглаживанию человеческой
индивидуальности, к торжеству стандартизации
всех сторон жизни. Это порождало
растерянность, тревожное чувство
надвигающейся катастрофы. Все выстраданные
предшествующими поколениями представления
о добре и зле, истине и лжи,
прекрасном и безобразном казались
теперь несостоятельным и требовали
срочного и кардинального пересмотра.
Процессы переосмысления принципиальных
проблем человечества затронули, в той
или иной степени, и философию, и науку,
и литературу, и искусство. И хотя подобное
положение было характерно не только для
нашей страны, в России духовные искания
проходили более болезненно, более пронзительно,
нежели в странах западной цивилизации.
Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным.
Он охватил все виды творческой деятельности,
породил выдающиеся художественные произведения
и научные открытия, новые направления
творческого поиска, открыл плеяду блестящих
имён, ставших гордостью не только русской,
но и мировой культуры, науки и техники.
Этот социокультурный феномен вошел в
историю под названием Серебряного века
русской культуры. Новый этап в развитии
культуры России условно, начиная с реформы
1861 года до Октябрьской революции 1917 г.,
называют «Серебряным веком». Впервые
это название было предложено философом
Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях
культуры своих современников отблеск
российской славы предшествующих «золотых»
эпох, но окончательно в литературный
оборот это словосочетание вошло в 60-е
годы прошлого столетия. Серебряный век.
Так был назван рубеж XIX-XX вв. - время духовного
новаторства, крупного скачка в развитии
отечественной культуры. Именно в этот
период родились новые литературные жанры,
обогатилась эстетика художественного
творчества, прославилась целая плеяда
выдающихся просветителей, деятелей науки,
писателей, поэтов, художников.
Многие народы, населявшие
Российскую империю, получили к этому
времени свой алфавит, у них появилась
своя литература, своя национальная интеллигенция.
Начало Серебряному веку было положено
символистами, небольшой группой литераторов,
осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в.
“эстетический переворот”. Символисты
в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести
переоценку всех ценностей. В основу ее
была положена проблема соотношения индивидуального
и коллективного начал в общественной
жизни и в искусстве. Проблема эта не была
новой. Она возникла сразу после отмены
крепостного права и проведения Великих
реформ, когда активно стало формироваться
гражданское общество. Одними из первых
решить ее попытались народники. Рассматривая
коллективное начало в качестве определяющего,
они подчинили ему индивидуальное начало,
личность - обществу. Человек имел ценность
только в случае, если он приносил пользу
коллективу. Наиболее эффективной народники
считали общественно-политическую деятельность.
В ней человек должен был раскрыть себя.
Укрепление в обществе народнического
подхода к человеку и его деятельности,
произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело
к тому, что на литературу, философию и
искусство стали смотреть как на явление
второго плана, менее необходимое по сравнению
с политической деятельностью. Свой “эстетический
переворот” символисты направили против
народников и их идеологии. Словосочетание
«серебряный век» стало постоянным определением
русской культуры конца XIX - начала XX веков;
оно стало использоваться как обозначение
всей художественной и, шире, всей духовной
культуры начала XX века в России. Понятие
«серебряный век» невозможно свести к
творчеству одного или даже десятки значительных
художников - он характеризует «дух эпохи»:
ярких индивидуальностей. Сама духовная
атмосфера времени провоцировала творческую
личность на художественное своемыслие.
Это была эпоха пограничная, переходная,
кризисная: развитие капитализма, прокатившиеся
по стране революции, участие России в
первой мировой войне… Конец XIX - начало
XX вв. представляет собой переломную эпоху
не только в социально-политической, но
и духовной, жизни России. Великие потрясения,
которые пережила страна за сравнительно
небольшой исторический период, не могли
не отразиться на ее культурном развитии.
Просвещение
Сделала шаги вперед система
образования в России. Хотя она
по-прежнему оставалась трехступенчатой,
но была дополнена новыми структурами.
Процесс модернизации предусматривал
не только коренные изменения в социально-экономической
и политической сферах, но и существенное
повышение грамотности, образовательного
уровня населения. К чести правительства,
эта потребность им учитывалась.
Государственные расходы на народное
образование с 1900 по 1915 г. увеличились
более чем в 5 раз. Основное внимание
уделялось начальной школе. Правительство
имело намерение ввести в стране
всеобщее начальное образование. Однако
школьная реформа проводилась непоследовательно.
Сохранилось несколько типов
начальной школы, наиболее распространенными
были церковно-приходские (в 1905 г. их насчитывалось
около 43 тыс.). Выросло число земских
начальных училищ. В 1904 г. их было 20,7
тыс., а в 1914 г. - 28,2 тыс. В 1900 г. в начальных
школах Министерства народного просвещения
обучалось более 2,5 млн. учащихся, а
в 1914 г. - уже около 6 млн. Началась перестройка
системы среднего образования. Росло
число гимназий и реальных училищ.
В гимназиях увеличивалось количество
часов, отводимых на изучение предметов
естественно-математического цикла.
Выпускникам реальных училищ было дано
право поступать в высшие технические
учебные заведения, а после сдачи
экзамена по латинскому языку - на физико-математические
факультеты университетов. В 1896 г. по инициативе
и на средства торгово-промышленной буржуазии была
создана сеть коммерческих училищ, дававших
среднее семилетнее, восьмилетнее образование,
которые давали общеобразовательную и
специальную подготовку. В них, в отличие
от гимназий и реальных училищ, было введено
совместное обучение юношей и девушек.
В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся
под покровительством торгово-промышленного
капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том
числе 10 тыс. девушек. Возросло количество
средних специальных учебных заведений:
промышленных, технических, железнодорожных,
горных, землемерных, сельскохозяйственных
и др. С 1912 г. были введены в действие высшие
начальные училища, куда можно было поступить
после начальной школы и далее без экзамена
перевестись в средние учебные заведения.
Большие изменения произошли и в высшей
школе. В условиях революционного подъема
царское правительство восстановило автономию
высших учебных заведений, разрешило студенческие
организации и выборы деканов и ректоров.
В 1909 г. был основан очередной (девятый)
университет в Саратове. Новые технические
вузы появились в Петербурге, Новочеркасске,
Томске. Для обеспечения реформы начальной
школы в Москве и Петербурге открывались
педагогические институты, а также свыше
30 высших женских курсов, положивших начало
массовому доступу женщин к высшему образованию.
В 1911 г. было юридически признано право
женщин на высшее образование. К 1912 г. насчитывалось
16 технических высших учебных заведений.
Широкое распространение получили частные
высшие учебные заведения. В 1908 г. через
Думу был проведен законопроект об открытии
первого народного университета. Работавший
в 1908 – 1918 гг. на средства либерального
деятеля генерала А. Л. Шанявсного, университет
давал среднее и высшее образование и
способствовал демократизации высшей
школы. В него принимались лица обоего
пола независимо от национальности и политических
взглядов. К 1914 г. насчитывалось около
105 высших учебных заведений, в которых
обучалось примерно 127 тыс. человек. При
этом свыше 60% студентов не принадлежали
к дворянскому сословию. Уровень грамотности
повысился до 39%. Сеть культурно-просветительских
учреждений наряду с воскресными школами
была дополнена рабочими курсами, просветительскими
рабочими обществами и народными домами.
Учреждались они, как правило, на средства
состоятельных людей и представляли собой
своеобразные клубы с библиотекой, актовым
залом, чайной и торговой лавкой. Тем не
менее, несмотря на успехи в деле образования,
3/4 населения страны оставалось неграмотным.
Средняя и высшая школа из-за высокой платы
за обучение была недоступна значительной
части жителей России. На просвещение
тратилось 43 коп. на душу населения, в то
время как в Англии и Германии - около 4
руб., в США - 7 руб. (в пересчете на наши
деньги).
Наука
Вступление России в эпоху
индустриализации знаменовалось успехами
в развитии науки В начале XX в.
страна внесла весомый вклад в
мировой научно-технический прогресс,
который был назван "революцией
в естествознании", так как
сделанные в этот период открытия
привели к пересмотру устоявшихся
представлений об окружающем мире.
В конце XIX – начале XXвв. Российская
наука выходит на передовые рубежи.
В различных ее областях в это
время появились ученые, чьи открытия
меняют традиционные представления
об окружающем мире. В сфере естественных
наук такую роль сыграли труды
физиолога И. П. Павлова. Небывалым
всплеском характеризовались исследования
в области биологии, психологии,
физиологии человека. И. П. Павлов создал
учение о высшей нервной деятельности,
об условных рефлексах. В 1904 г. ему была
присуждена Нобелевская премия за исследования
в области физиологии пищеварения. Физик
П. Н. Лебедев впервые в мире установил
общие закономерности, присущие волновым
процессам различной природы (звуковым,
электромагнитным, гидравлическим и др.)"
сделал иные открытия в области физики
волн. Он создал первую в России физическую
школу. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии,
радиогеологии) были заложены в конце
XIX – начале XX вв. В. И. Вернадским. Обгоняя
свое время, работали ученые, посвятившие
себя развитию принципиально новых областей
науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную
роль в становлении воздухоплавания, заложил
основы современной гидродинамики и аэродинамики.
Жуковский с начала 20 в. уделял этим вопросам
свое основное внимание. Вместе с ним работала
большая группа его учеников, из которых
впоследствии выросли крупные специалисты
в разных областях авиационной науки и
техники. В 1902 под руководством Жуковского
при механическом кабинете Московского
университета была сооружена одна из первых
аэродинамических труб в Европе. В 1904 под
его же руководством в поселке Кучино
под Москвой был построен первый в Европе
аэродинамический институт. В том же году
Жуковский организовал воздухоплавательную
секцию при Московском обществе любителей
естествознания, антропологии и этнографии.
В 1910 при непосредственном участии Жуковского
была открыта аэродинамическая лаборатория
в МВТУ. После Октябрьской революции 1917
Жуковский вместе с руководимыми им молодыми
учеными активно включился в работу по
созданию новой советской авиации. В декабре
1918 правительственным постановлением
был учрежден Центральный аэрогидродинамический
институт (ЦАГИ), причем его руководителем
был назначен Жуковский. Созданные Жуковским
теоретические курсы для военных летчиков
были реорганизованы в Московский авиационный
техникум, на базе которого в 1920 был создан
Институт инженеров красного воздушного
флота, преобразованный в 1922 в Военно-воздушную
инженерную академию имени профессора
Н.Е. Жуковского. Ряд исследований Жуковского
был посвящен теории движения тяжелого
твердого тела вокруг неподвижной точки,
причем эти исследования были замечательны
примененным в них геометрическим методом.
Много внимания Жуковский уделил проблеме
устойчивости движения. Ей была посвящена
его докторская диссертация «О прочности
движения» (1879, издана в 1882), послужившая
основой для исследования устойчивости
аэропланов в воздухе. Несколько работ
было посвящено теории гироскопов. Жуковский
выполнил ряд исследований по уравнениям
в частных производных и по приближенному
интегрированию уравнений. Он первым стал
широко применять в гидро- и аэродинамике
методы теории функций комплексной переменной.
В статьях по теоретической астрономии
Жуковский затрагивал теорию кометных
хвостов, дал простой способ определения
элементов планетных орбит. Научные заслуги
Жуковского нашли высокую оценку в специальном
декрете Совета Народных Комиссаров в
декабре 1920. Учеником и соратником Жуковского
был С. А. Чаплыгин - российский ученый,
один из основоположников аэродинамики,
академик АН СССР (1929).Создал труды по теоретической
механике, гидродинамике, аэродинамике
и газовой динамике. У истоков современной
космонавтики стоял самородок, учитель
калужской гимназии К. Э. Циолковский.
В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов,
обосновавших возможность космических
полетов и определявших пути достижения
этой цели. Он впервые обосновал возможность
использования ракет для межпланетных
сообщений, указал рациональные пути развития
космонавтики и ракетостроения, нашел
ряд важных инженерных решений конструкции
ракет и жидкостного ракетного двигателя.
Технические идеи Циолковского находят
применение при создании ракетно-космической
техники. Выдающийся ученый В. И. Вернадский
получил мировую известность благодаря
энциклопедическим трудам, послужившим
основой для появления новых научных направлений
в геохимии, биохимии, радиологии. Его
учения о биосфере и ноосфере заложили
основу современной экологии. Новаторство
высказанных им идей в полной мере осознается
только теперь, когда мир очутился на грани
экологической катастрофы. Вернадский
внес существенный вклад в минералогию
и кристаллографию. В 1888-1897 он разработал
концепцию структуры силикатов, выдвинул
теорию каолинового ядра, уточнил классификацию
кремнеземистых соединений и изучил скольжение
кристаллического вещества, прежде всего
явление сдвига в кристаллах каменной
соли и кальцита. В 1890-1911 разработал генетическую
минералогию, установил связь между формой
кристаллизации минерала, его химическим
составом, генезисом и условиями образования.
В эти же годы Вернадский сформулировал
основные идеи и проблемы геохимии, в рамках
которой им были проведены первые систематические
исследования закономерностей строения
и состава атмосферы, гидросферы, литосферы.
С 1907 Вернадский ведет геологические исследования
радиоактивных элементов, положив начало
радиогеологии. В 1916-1940 сформулировал
главные принципы и проблемы биогеохимии,
создал учение о биосфере и ее эволюции.
Вернадский поставил задачу количественного
изучения элементного состав живого вещества
и выполняемых им геохимических функций,
роли отдельных видов в превращении энергии
в биосфере, в геохимических миграциях
элементов, в литогенезе и минералогенезе.
Им были схематично очерчены главные тенденции
в эволюции биосферы: экспансия жизни
на поверхности Земли и усиление ее преобразующего
влияния на абиотическую среду; возрастание
масштабов и интенсивности биогенных
миграций атомов, появление качественно
новых геохимических функций живого вещества,
завоевание жизнью новых минеральных
и энергетических ресурсов; переход биосферы
в ноосферу. В 1903 выходит в свет монография
Вернадского: «Основы кристаллографии»,
а в 1908 начинается выход в свет отдельными
выпусками «Опыта описательной минералогии».
В 1907 Вернадский начинает исследования
радиоактивных минералов в России, в 1910
— создает и возглавляет Радиевую комиссию
Академии наук. Работа в КЕПС стимулировала
развертывание систематических исследований
Вернадского по проблемам биогеохимии,
учении о живом веществе и биосфере. В
1916 он приступает к разработке основных
принципов биогеохимии, изучению химического
состава организмов и их роли в миграции
атомов в геологических оболочках Земли.
В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог
И. И. Мечников за труды по иммунологии
и инфекционным заболеваниям. Однажды,
когда Мечников наблюдал под микроскопом
за подвижными клетками (амебоцитами)
личинки морской звезды, ему пришла в голову
мысль, что эти клетки, захватывающие и
переваривающие органические частицы,
не только участвуют в пищеварении, но
и выполняют в организме защитную функцию.
Это предположение Мечников подтвердил
простым и убедительным экспериментом.
Введя в тело прозрачной личинки шип розы,
он через некоторое время увидел, что амебоциты
скопились вокруг занозы. В 1891-92 Мечников
разработал тесно примыкающее к проблеме
иммунитета учение о воспалении. Рассматривая
этот процесс в сравнительно-эволюционном
аспекте, он оценил сам феномен воспаления
как защитную реакцию организма, направленную
на освобождение от инородных веществ
или очага инфекции. Начало XX века - время
расцвета российской исторической науки.
Крупнейшими специалистами в области
отечественной истории были В. О. Ключевский,
А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский,
С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории
занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер,
Е. В. Тарле. Мировую известность получила
русская школа востоковедения. Революционная
обстановка в России начала XX в. Сопровождалась
подъемом всеобщего интереса к политике,
к гуманитарным наукам: истории, философии,
экономике, праву. Эти науки из «кабинетных»
превращались в публицистические, ряд
ученых стал заниматься и политической
деятельностью. В конце XIX – начале XX вв.
особое значение приобрела религиозная
философия, основы которой были заложены
В. С. Соловьевым. С чрезвычайной силой
и убедительностью он выступил против
господствовавших в русской науке материализма
и позитивизма, попытавшись обогатить
философию идеями, почерпнутыми из христианства.
Вслед за Соловьевым поискам путей, на
которых человечество могло приблизиться
к Господу и создать истинно христианское
общество, посвятили себя такие замечательные
философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков,
П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие,
С. Л. Франк и др. В это время появился целый
ряд очень ярких работ, связанных с различными
областями исторического исследования:
«Очерки по истории русской культуры»
П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа»
А. А. Корнилова, «История молодой России»
М. О. Гершензона и тд. В начале XX в. также
были популярны научно-технические общества.
Они объединяли ученых, практиков, любителей-энтузиастов
и существовали на взносы своих членов,
частные пожертвования. Некоторые получали
небольшие правительственные субсидии.
Самыми известными были: Вольное экономическое
общество (оно было основано еще в 1765 г.),
Общество истории и древностей (1804 г.),
Общество любителей российской словесности
(1811 г.), Географическое, Техническое, Физико-химическое,
Ботаническое, Металлургическое, несколько
медицинских, сельскохозяйственных и
т.д. Эти общества не только являлись центрами
научно-исследовательской работы, но и
широко пропагандировали научно-технические
знания среди населения. Характерной чертой
научной жизни того времени были съезды
естествоиспытателей, врачей, инженеров,
юристов, археологов и т.д.
Литература
Русская литература продолжала
играть исключительно важную роль в
культурной жизни страны. В эти
годы еще жил и работал Л.Н.Толстой.
В 1899 г. был опубликован его последний
роман "Воскресение", в котором
протест против общественного зла
и социальной несправедливости звучал
остро и гневно. Толстой не принял
и не поддержал модернизм в
искусстве. Значительным явлением в
развитии реалистического направления
в русской литературе были произведения
таких писателей, как И.А.Бунин, В.В.Вересаев,
А.И.Куприн, А.Н.Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский,
Е.В. Чириков и др. В рассматриваемое
время лучшие свои произведения создал
А.П. Чехов: повести и рассказы ("Моя
жизнь", "Мужики", "Дом с
мезонином", "Дама с собачкой",
"Невеста" и др.), драматические
произведения, поставленные на сцене
Художественного театра. В его
творчестве отражалась "до ужаса
простая" и сложная жизнь России.
Чехов не был сторонником определенной
системы общественно-политических
воззрений, но его произведения несли
в себе ожидание новой, лучшей жизни.
«Теперешняя культура, - писал он
в 1902 г., - это начало работы во имя
великого будущего». В 90-е годы начался
творческий путь А.М.Горького (Пешкова,
1868-1936). Свой первый рассказ "Макар
Чудра" Горький опубликовал в
1892 г. в газете "Тифлисский вестник".
Вышедшие в конце 90-х годов "Очерки
и рассказы" принесли писателю всероссийскую
известность. Героическая романтика
молодого Горького была гимном "безумству
храбрых", отражала демократические
революционные настроения, распространившиеся
в 90-е годы. В своих произведениях,
написанных в это время ("Старуха
Изергиль", "Челкаш", "Девушка
и смерть", "Песнь о Соколе",
"Буревестник"), он воспел гордого,
свободного человека, любовь как источник
жизни, бесстрашие тех, кто звал к
борьбе и был готов отдать жизнь
за свободу. В эти годы в русскую
литературу пришли молодые писатели.
В 1893 г. в журнале "Русское богатство"
появился первый рассказ И.А.Бунина
"Танька". В 1897 г. вышел сборник
его рассказов "На край земли",
посвященный горькой участи крестьян-переселенцев.
В конце 90-х годов появляются первые
значительные произведения А.И.Куприна
("Олеся", "Молох"). И.А.Бунин (1870-1953)
и А.И.Куприн (1870-1938) - крупнейшие писатели
русской реалистической литературы
XX в. Бунин в доэмигрантский период
написал такие значительные произведения
как "Деревня" (1910), "Суходол"
(1911), в которых говорила страдающая и думающая
деревенская Россия. Писатель не скрывал
своей "великой грусти" по поводу
исчезновения старого уклада жизни. Большой
общественный резонанс имела повесть
Куприна "Поединок" (1905), которая воспринималась
как картина разложения не только в армии,
но и разлада во всей общественной жизни.
Основные силы писателей-реалистов группировались
вокруг книгоиздательского товарищества
"Знание" (1898-1913). В 1900 г. в этом издательстве
начал сотрудничать Горький, став одним
из его руководителей (с 1902 г.). К участию
в сборниках "Знания" он широко привлекал
молодых и уже известных писателей. Одним
из новых явлений литературы XX столетия
была пролетарская поэзия, в которой зазвучала
тема борьбы рабочего класса. Особенностью
ее были социальный оптимизм и романтический
пафос. Сами поэты рассматривали свою
поэзию лишь как "предтечу" новой
литературы будущего. В 1914 г. вышел в свет
первый "Сборник пролетарских писателей"
под редакцией М.Горького. Тема пролетария
входит в литературу. В 1906 г. А.М.Горький
пишет драму "Враги", роман "Мать",
в которых формулирует новые эстетические
принципы воспроизведения жизни. В одном
из писем к А.П.Чехову он писал о необходимости
утверждения "героического реализма",
который не только изображал бы жизнь,
но и был бы "выше ее, лучше, красивее".
В романе "Мать" впервые жизнь рабочих
изображалась достоверно, герои - Павел
и Ниловна - имели своих прототипов (руководитель
Сормовской партийной организации Петр
Заломов и его мать Анна Кирилловна). Полностью
на русском языке роман "Мать" вышел
в свет в 1907 г. за границей. Одновременно
книга была переведена на ряд иностранных
языков.
Символизм
Русский символизм как
литературное направление сложился
на рубеже XIX и XX вв. «СИМВОЛИЗМ» - направление
в европейском и русском искусстве,
возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное
преимущественно на художественном
выражении посредством СИМВОЛА
«вещей в себе» и идей, находящихся
за пределами чувственного восприятия.
Стремясь прорваться сквозь видимую
реальность к «скрытым реальностям»,
сверхвременной идеальной сущности
мира, его «нетленной» красоте, символисты
выразили тоску по духовной свободе,
трагическое предчувствие мировых
социально-исторических сдвигов, доверие
к вековым культурным ценностям
как единящему началу. Культура русского
символизма, как и сам стиль
мышления поэтов и писателей, формировавших
это направление, возникали и
складывались на пересечении и взаимном
дополнении, внешне противостоящих, а
на деле прочно связанных и поясняющих
одна другую линий философско-эстетического
отношения к действительности. Это
было ощущение небывалой новизны
всего того, что принес с собой
рубеж веков, сопровождавшееся чувством
неблагополучия и неустойчивости. Теоретические,
философские и эстетические корни
и источники творчества писателей-символистов
были весьма разнообразны. Так В. Брюсов
считал символизм чисто художественным
направлением, Мережковский опирался
на христианское учение, Вячеслав Иванов
искал теоретической опоры в
философии и эстетике античного
мира, преломленных через философию
Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым,
Шопенгауэром, Кантом, Ницше. Поначалу
символическая поэзия формировалась
как поэзия романтическая и индивидуалистическая,
отделившая себя от многоголосия «улицы»,
замкнувшаяся в мире личных переживаний
и впечатлений. «Собственно символизм
никогда не был школой искусства,
- писал А.Белый, - а был он тенденцией
к новому мироощущению, преломляющему
по-своему и искусство... А новые формы
искусства рассматривали мы не как смену
одних только форм, а как отчетливый знак
изменения внутреннего восприятия мира».
Художественным и публицистическим органом
символистов был журнал «Весы» (1904 – 1909).«Для
нас, представителей символизма, как стройного
миросозерцания, – писал Эллис, – нет
ничего более чуждого, как подчинение
идеи жизни, внутреннего пути индивидуума
– внешнему усовершенствованию форм общежития.
Для нас не может быть и речи о примирении
пути отдельного героического индивидуума
с инстинктивными движениями масс, всегда
подчиненными узкоэгоистическим, материальным
мотивам». Эти установки и определили
борьбу символистов против демократической
литературы и искусства, что выразилось
в систематической клевете на Горького,
в стремлении доказать, что, став в ряды
пролетарских писателей, он кончился как
художник, в попытках дискредитировать
революционно-демократическую критику
и эстетику, ее великих создателей – Белинского,
Добролюбова, Чернышевского. Символисты
всячески стремились сделать «своими»
Пушкина, Гоголя, названного В. Ивановым
«испуганным соглядатаем жизни», Лермонтова.
С этими установками связано и резкое
противопоставление символизма и реализма.
«В то время как поэты-реалисты, – пишет
К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно,
как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной
его основе, поэты-символисты, пересоздавая
вещественность сложной своей впечатлительностью,
властвуют над миром и проникают в его
мистерии». Символисты стремятся противопоставить
разум и интуицию. «...Искусство есть постижение
мира иными, не рассудочными путями», –
утверждает В. Брюсов и называет произведения
символистов «мистическими ключами тайн»,
которые помогают человеку выйти к свободе.
Сложный и трудный путь идейных исканий
прошел В. Я. Брюсов (1873 – 1924). Революция
1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала
началу его отхода от символизма. Однако
к новому пониманию искусства Брюсов пришел
не сразу. Отношение к революции у Брюсова
сложно и противоречиво. Идейные противоречия
эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных
писателей-реалистов. В творческой судьбе
Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они сказались в
известном отходе от реалистического
метода. Однако реализм как направление
в художественной культуре сохранил свои
позиции. Русских писателей продолжали
интересовать жизнь во всех ее проявлениях,
судьба простого человека, важные проблемы
общественной жизни. Традиции критического
реализма продолжали сохраняться и развиваться
в творчестве крупнейшего русского писателя
И. А. Бунина (1870 – 1953). Наиболее значительные
его произведения той поры – повести «Деревня»
(1910) и «Суходол» (1911). 1912 год стал началом
нового революционного подъема в общественно-политической
жизни России. Д. Мережковский, Ф. Сологуб,
3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.–
это группа «старших» символистов, которые
явились зачинателями направления. В начале
900-х годов выделилась группа «младших»
символистов – А. Белый, С. Соловьев, В.
Иванов, А. Блок и др. В основе платформы
«младших» символистов лежит идеалистическая
философия В. Соловьева с его идеей Третьего
Завета и пришествия Вечной Женственности.
В. Соловьев утверждал, что высшая задача
искусства – «...создание вселенского
духовного организма», что художественное
произведение это – изображение предмета
и явления «в свете будущего мира», с чем
связано понимание роли поэта как теурга,
священнослужителя. В этом заключено,
по разъяснению А. Белого, «соединение
вершин символизма как искусства с мистикой».
Признание, что существуют «миры иные»,
что искусство должно стремиться их выразить,
определяет художественную практику символизма
в целом, три принципа которого провозглашены
в работе Д. Мережковского «О причинах
упадка и новых течениях современной русской
литературы». Это – «...мистическое содержание,
символы и расширение художественной
впечатлительности». Поэзия символистов
– это поэзия для избранных, для аристократов
духа. Символ – это эхо, намек, указание,
он передает сокровенный смысл. Революция
1905 г. нашла своеобразное преломление
в творчестве символистов. С ужасом встретил
1905 г. Мережковский, воочию убедившийся
в пришествии предсказанного им «грядущего
хама». Взволнованно, с острым желанием
понять подошел к событиям Блок. Приветствовал
очистительную грозу В. Брюсов. После революционных
событий 1905 года в рядах символистов еще
более усилились противоречия, которые
в конце концов привели это направление
к кризису. К десятым годам ХХ века символизм
нуждался в обновлении. «В недрах самого
символизма,– писал В. Брюсов в статье
«Смысл современной поэзии»,– возникали
новые течения, пытавшиеся влить новые
силы в одряхлевший организм. Но попытки
эти были слишком частичны, зачинатели
их слишком проникнуты теми же самыми
традициями школы, чтобы обновление могло
быть сколько-нибудь значительным». Нельзя,
однако, не отметить, что русские символисты
внесли существенный вклад в развитие
отечественной культуры. Наиболее талантливые
из них по-своему отразили трагизм положения
человека, не сумевшего найти свое место
в мире, сотрясаемом грандиозными социальными
конфликтами, пытались отыскать новые
способы для художественного осмысления
мира. Им принадлежат серьезные открытия
в области поэтики, ритмической реорганизации
стиха, усиления в нем музыкального начала.
Последнее предоктябрьское десятилетие
было отмечено исканиями в модернистском
искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде
художественной интеллигенции полемика
вокруг символизма выявила его кризис.
Как выразился в одной из своих статей
Н. С. Гумилев, «символизм закончил свой
круг развития и теперь падает».