Эпоха серебряного века в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:58, реферат

Описание

Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русской культуры конца XIX - начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России. Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного или даже десятки значительных художников - он характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное своемыслие.

Работа состоит из  1 файл

веребрянный век .docx

— 65.86 Кб (Скачать документ)

 

Скульптура 

 

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы  связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Скульптура в начале XX в. развивалась  под сильным влиянием Импрессионизма, который заставлял мастеров обращаться к поиску новых пластических объемов, уделять большое внимание динамике образов Пути развития русской скульптуры конца XIX - начала XX века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется  ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвовали  в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становились  материалы: применялись не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делались попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работала блестящая  плеяда скульпторов - П.П.Трубецкой, А.С. Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев. Самым  первым последовательным представителем этого направления П.П. Трубецкой, отказывается от импрессионистической моделировки поверхности, и усиливает  общее впечатление давящей грубой силы. Он создал 50 скульптурных произведений: «Московский извозчик» (1898), «Княгиня М.К. Тенишева» (1899), «И.И. Левитан» (1899), «Ф.И. Шаляпин» (1899-1890), «С.Ю. Витте» (1901) и др. Живописные по лепке статуэтки («Лев Толстой на лошади», 1900), конный памятник Александру III в Санкт-Петербурге (открыт в 1909). В 1906 уехал в Париж, в 1914 — в США. В этот период исполнял бюсты и скульптуры выдных деятелей европейской и американской культуры того времени. Самобытная трактовка  импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной, которая переработала принцип изображения явлений  в движении в идею пробуждения  человеческого духа. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями. На искусстве Анны Семеновны Голубкиной (1864-1927) лежит печать ее времени. Оно  подчеркнуто одухотворенно и  всегда глубоко и последовательно  демократично. Голубкина - убежденный революционер. Ее скульптуры “Раб” (1905), “Идущий” (1903), портрет Карла Маркса (1905) - естественный отклик на передовые  идеи современности. Голубкина - большой  мастер психологического скульптурного  портрета. И здесь она осталась верной себе, с одинаковым творческим подъемом работая над портретами и Великого писателя (“Лев Толстой”, 1927), и простой женщины (“Марья”, 1905.). Особенным богатством и разнообразием  стилических и жанровых форм отличалось скульптурное творчество Сергея Тимофеевича  Коненкова (1874-1971). Его работа “Самсон, разрывающий узы” (1902) навеяна титаническими  образами Микеланджело. “Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин” (1906) - это олицетворение  несокрушимой воли, закаленной в огне классовых битв. После поездки  в Грецию в 1912 г., подобно В.Серову, он увлекся древней архаикой. Образы языческой древнегреческой мифологии  переплетались с образами древнеславянской мифологии. Абрамцевские идеи фолькллерности воплощались также в таких работах, как “Великосил”, “Стрибог”, “Старичек” и др. “Нищая братия” (1917) воспринималась как уходящая в прошлое Россия. Вырезанные из дерева фигуры двух нищих горемычных странников, сгорбленных, корявых, закутанных в лохмотья, одновременно реалистичны и фантастичны. Традиции классического ваяния возрождал Иван Тимофеевич Матвеев (1878-1960), ученик Трубецкого в Московском училище. Он разработал минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры. Наиболее полно пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в образах юношей и мальчиков (“Сидящий мальчик”, 1909, “Спящие мальчики”, 1907, “Юноша”, 1911, и ряд статуй, предназначенных для одного из парковых ансамблей в Крыму). Античные легкие изгибы фигур мальчиков у Матвеева сочетаются со специфической точностью поз и движений, напоминающих полотна Борисова-Мусатова. Матвеев в своих работах воплотил современную жажду гармонии в современные художественные формы. В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.

 

Театр, Музыка, Балет, Кино

 

Серебряный век – это  не только взлет поэзии, это и  эпоха художественных открытий в  театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство пережило кризис, проявившийся в том, что репертуар  театров в большинстве своем  носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем  жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно - общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали Станиславский (1868 – 1938) и Немирович – Данченко (1858 -1943), новаторы театрального искусства. Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы – так были определены задачи нового театра. Станиславский и Немирович  –Данченко, используя отечественный  и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего  духу времени. В репертуаре театра ведущее  положение заняли пьесы Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем  Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими  спектаклями стали постановки «Горе  от ума» Грибоедова, «Месяц в деревне» Тургенева, «Синяя птица» Метерлинка, «Гамлет» Шекспира. Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской  школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом  реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел  поиски в области театральной  условности, обобщенности, использования  элементов народного балагана и  театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал  выразительные, зрелищные, радостные  спектакли. Начало XX в. - это время  творческого взлета великих русских  композиторов-новаторов А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные  формы и образы. Достигла значительного  расцвета и музыкальная исполнительская  культура. Русская вокальная школа  была представлена именами выдающихся оперных певцов Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова. Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М. М. Фокина К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в декорациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха. Русская балетная школа "серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров - А. Т. Павлову, Т. Т. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др. В начале XX в. все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял "Мир искусства", объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы "Русские сезоны", представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.. В первое десятилетие XX в. в России, вслед за Францией, появился новый вид искусства - кинематограф. В 1903 г. возникли первые "электротеатры" и "иллюзионы", а к 1914-му уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина "Стенька Разин и княжна", а в 1911-м - первый полно метражный фильм "Оборона Севастополя". Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России на считывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. А. Протазанов, актеры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен. Несомненной заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кино картины, создававшиеся в основ ном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании "массовой культуры" - непременного атрибута буржуазного общества


Информация о работе Эпоха серебряного века в России