Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью нашей работы является разработка конструкции делового костюма в спортивном стиле.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общие сведения о конструировании и моделировании костюма….5
1.1. История развития конструирования и моделирования одежды.……………………………………………………………….….5
1.2. Роль художников модельеров в создании костюма в спортивном стиле…………………………………………………………….………16
1.3. Тенденции развития моды…………………………………………….21
1.4. Выбор модели для разработки конструкции…………………………26
1.5. Приемы конструктивного моделирования предложенных
моделей………………………………………………………………....28
Выводы по первой главе……………………………………………………...31
Глава 2 Проектирование и моделирование женского делового костюма в спортивном стиле на фигуру заказчика……………….……………….……32
2.1. Определение типа фигуры заказчика…………………………...……32
2.2. Снятие основных и дополнительных измерений……………………39
2.3. Построение чертежа основы конструкции плечевого изделия и втачного двухшовного рукава……………………………………..….46
2.4. Нанесение модельных особенностей на чертеж основы пиджака и рукава..………………………………………………………………....56
2.5. Спецификация деталей кроя плечевого изделия…………………….56
2.6. Раскладка лекал в масштабе 1:4 с учетом внешнего вида и свойств тканей……………………………………………………………….….59
Выводы по второй главе.……………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………….6
Список литературы…………………………………………………………………...…65
1. драпированная (некроеная, несшитая) — одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело;
2. накладная — одежда, которую надевают через голову.
3. распашная — кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху донизу (тип халата или кафтана);
4. кроеная и сшитая европейского типа — одежда, повторяющая формы человеческого тела, что достигается кроем, который представляет собой развертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).
В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на группы:
- по половозрастному признаку;
- по способу изготовления;
- по сезону;
-по назначению (бытовая, спортивная, производственная, форменная, зрелищная и т.д.).
С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм».
Костюм — определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм выполняет те же функции, что и одежда:
1. защитную;
2. утилитарно-практическую.
Однако важнейшая функция костюма — знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре.
Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образ костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход» — проектируют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю.
Как уже было сказано раньше, одежда — это предмет потребления и в современной ситуации, как правило, продукт массового производства.
Моделирование, является важнейшим звеном в художественном проектировании швейных изделий, занимается созданием разнообразных форм одежды, а также предусмотренных моделью конструктивных линий, деталей, элементов [6].
Моделирование — отображение, представление или описание целостного объекта (системы объектов), ситуации или процесса. Выделяют:
художественно-образное моделирование;
математическое моделирование;
проектно-графическое моделирование (создание эскиза);
объемное моделирование (создание макета и модели);
словесное моделирование (создание словесной концепции нового объекта, описания принципа его действия и т.п.).
Моделирование одежды — процесс создания новой модели одежды.
Моделирование формы костюма — организация материала в соответствии с композиционной идеей костюма, воплощение идеи модели одежды в материале. Результат моделирования — готовая вещь [6].
Современное моделирование обладает богатым арсеналом приемов формообразования, что делает возможным создание практически любой костюмной формы. За много вековую историю развития костюма и способов ее производства придуманы и реализованы в материале самые разнообразные формы одежды. Приемы создания этих форм весьма разнообразны и зависят, прежде всего, от характера самой формы, от ее конструкции, от свойств материалов, из которых создается костюм. При всем многообразии приемов и методов моделирования можно выделить 4 основные способа формообразования:
от целого лоскута ткани или другого материала
при помощи прямого кроя
на основе криволинейного кроя
посредством разверток.
Выбор того или иного приема моделирования зависит от особенности создаваемой модели. Вопрос предпочтения способа моделирования в значительной степени определяется также требованиями моды в отношении ведущих силуэтных форм, пропорций [3].
При моделировании одежды необходимо учитывать возрастные особенности облика и характера человека. Для молодых людей характерна стройность, легкость, подвижность, поэтому в пределах предложений моды можно подчеркнуть хрупкость талии и стройность бедер [7].
Исходный пункт творчества модельера — потребности человека и общества. Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на потребности. Основа дизайна — всесторонний учет общественных потребностей.
Конструирование одежды — разработка конструкции (построения, взаимного расположения и конфигурации частей) модели одежды. Состоит из следующих этапов:
1. выбор методики;
2. разработка чертежей изделия для эскизного проекта;
3. расчет;
4. построение чертежа (с использованием индивидуальных или стандартных мерок);
5. изготовление лекал;
6. составление рабочей документации [6].
Разработка конструкции одежды может осуществляться различными способами, но наиболее распространенным является расчетно-графический. Для конструирования швейных изделий таким способом Центральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности разработана «Единая методика конструирования мужской, женской и детской одежды» для массового производства.
Для создания одежды индивидуального назначения Центральной опытно-технической швейной лабораторией (ЦОТШЛ) разработан «Единый метод конструирования одежды». Его характерной особенностью является то, что построение каждого участка конструкции проводится по измерениям соответствующего участка фигуры. В результате этого достигается более точное построение чертежей конструкции в соответствии с эскизом модели и правильная посадка изделия на фигуре.
Создание конструкции изделий сложных форм и пропорций, с различными видами драпировок и дополнительными деталями не всегда удается решить расчетно-графическим способом. В таких случаях воспроизведение модели достигается муляжным методом, т. е. методом наколки ткани на манекене или фигуре человека.
Муляжный метод иногда используют в сочетании с другими способами конструирования, в результате творческого поиска определяя новые формы и линии деталей одежды [5].
Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образ костюма.
Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие «стиль»: стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера.
Стиль — наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении [6].
Стиль в костюме – это совокупность выразительных приемов и художественных средств, обеспечивая единство образного звучания одежды.
Стиль непосредственно связан с модой, но существенно отличается от нее прежде всего тем, что мода представляет собой постоянную изменчивость, тогда как стиль характеризуется постоянством и устойчивостью. Великий модельер XX столетия француженка Коко Шанель говорила об этом следующее: «Мода приходит и уходит – стиль остается» [3].
В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражением художественного переживания человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Общие принципы формообразования, характерные для каждого «большого стиля» эпохи, определяют и особенности формообразования исторического костюма каждого периода, что дает возможность сравнивать формы и пропорциональные членения костюма с архитектурными формами данного времени (так историки костюма сравнивают вытянутые формы головных уборов и обуви готики с устремленными ввысь шпилями готических соборов).
Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена больших художественных стилей. Ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов [6].
В современной одежде сформировались следующие основные стилевые направления:
классический;
романтический;
спортивный;
фольклорный.
Каждый стиль имеет свою форму, детали, отделку и предлагается в различных вариантах. В современной одежде кроме перечисленных стилей очень часто наблюдается смешение стилей. К таким стилям относятся:
деловой;
Шанель;
авангардный;
гранж;
диффузный;
фантазийный [1].
Наиболее популярен в современном гардеробе спортивный стиль. Он как и классический, начал свое формирование еще в конце XIX века, когда впервые появилась специальная одежда спортом и подвижными играми. Говоря об одежде в спортивном стиле, не следует путать ее со специальными тренировочными костюмами, предназначенными для занятий различными видами спорта, в данном случае речь идет о бытовой одежде.
Главное требование к спортивной одежде – обеспечить комфорт и удобство активных движений [3].
Силуэтами спортивного стиля являются прямой, трапецевидный, реже полуприлегающий и прилегающий. Особенностями одежды такого стиля являются геометричные линии кроя, накладные карманы, застегивающиеся клапаны, различные складки, шлицы; обилие отделочных строчек. Рукава - свободных форм: рубашечный, реглан мягкой и полумягкой форм, объемный полуреглан, реглан - погон, цельнокроеный, комбинированный. Для костюма спортивного стиля характерны свободные формы, обеспечивающие подтянутость, стройность, спортивность фигуры[1]. Внешний облик одежды спортивного стиля во многом определяется ее функциональным назначением. Из соображений удобства в подобных костюмах всегда присутствует множество функциональных деталей.
Характерно также активное использование фурнитуры: металлических кнопок, заклепок и блочек, застежек – молний и т.д.
Спортивный стиль в современной моде содержит в себе множество направлений, так называемых микростилей. Наиболее устойчивыми и популярными из них являются:
униформа – городская одежда, выполненная по мотивам рабочей спецодежды, т.е. различные комбинезоны, платья – фартуки, куртки, жилеты и др.;
«сафари» - бытовая одежда, напоминающая костюм охотников на львов и характерная своим цветовым решением (основными цветами такой одежды являются натуральные «земляные» цвета – охра, бежевый, приглушенные оттенки зеленого, коричневый, серый и т.д.);
военизированный – одежда с элементами, взятыми из форменных военных костюмов;
Джинсовый или «деним» - самый популярный из спортивных стилей, ставший настоящей униформой второй половины XX столетия, особенно в гардеробе молодых людей.
Сколь разнообразны варианты спортивной одежды, столь же и широка и область ее применения. Такая одежда прекрасно подходит для различных проявлений повседневной жизни. Она уместна для определенных видов работы, активного отдыха, свободного времяпровождения и др.
1.2. Роль художников модельеров в создании костюма в спортивном стиле
Как уже было сказано раньше, одежда — это предмет потребления и в современной ситуации, как правило, продукт массового производства.
Модель (от лат. modulus — мера, образ, норма) — это образец, служащий эталоном для серийного воспроизведения одежды, обуви, головных уборов; тип, марка какого-либо изделия.
Моделирование одежды — процесс создания новой модели одежды.
Модельер — специалист по изготовлению моделей одежды, образцовых экземпляров изделий.
Таким образом, в русской традиции создателя новых образцов одежды называют модельером. Помимо этого существуют и другие профессии, связанные с изготовлением костюма: закройщик, портной, портниха, модистка, обувщик (сапожник), скорняк, технолог, конструктор, вышивальщица и т.д. Все они выполняют различные функции, участвуя в процессе разработки и изготовления одежды. Но автором, создателем новой модели является именно модельер, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения. Кроме этого, существуют и другие названия этой профессии, связанные уже с западной традицией: дизайнер, стилист, кутюрье.
Кутюрье — создатель коллекций одежды «от кутюр» (высокой моды) — уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в домах высокой моды, являющихся членами Синдиката высокой моды в Париже или подобных организаций в других странах.
Дизайнер (это название связано с англоязычной традицией, во французской и итальянской традиции оно соответствует понятию стилист) — именно так чаще всего называют модельера, что связано с переменами в области производства и методов создания одежды, а также с возникновением новой творческой деятельности, связанной с массовым производством [6].
Информация о работе Конструирование и моделирование костюма в спортивном стиле