Лекции по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:11, курс лекций

Описание

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по композиции.doc

— 678.00 Кб (Скачать документ)

    Стандартный командный язык управления фотонаборными  аппаратами.

    Постскрипт-файл     

    Файл, создаваемый настольно-издательской системой и содержащий всю необходимую  для фотонаборного аппарата информацию и команды.

    Растр     

    Поле  периодически (линейный растр) или хаотически (стохаистический растр) повторяющихся точек различной величины, создающих иллюзию плавных полутоновых переходов.

    Резка     

    Один  из полиграфических процессов, применяющийся  при производстве полиграфической  продукции. Выделяют несколько видов: подрезка - обрезка листовой бумаги или картона для создания двух взаимноперпендикулярных "верных" сторон и придания листам точных размеров; разрезка -разделение резанием оттисков, листов бумаги или картона на определенные части.

    Сканер     

    Устройство  для получения любого изображения (слайда, фотографии и т.п.) в электронном  виде. Бывают: планшетные Hewlett-Pakkard, Agfa, Mustek, Umax, (оригинал помещается на плоское  стекло - планшет), которые применяются, в основном, для сканирования непрозрачных оригиналов - картинки, фотографии и т.п.; слайдовые Howtek, ScanMate, Leaf, в большинстве - барабанные (оригинал закрепляется на прозрачном барабане), применяются, в основном, для сканирования просветных оригиналов (слайды, негативы и т.п.)

    Сканирование     

    Процесс получения любого изображения (слайда, фотографии и т.п.) в электронном  виде, пригодном для дальнейшего  макетированияи цветоделения. Осуществляется при помощи специального устройства - сканера.

    Склейка     

    Один  из полиграфических процессов, применяемый при производстве папок, коробок и др.

    CMYK     

    4 основных цвета (при полноцветной  печати), на которые делятся все  изображения, - Голубой (Cyan), Пурпурный  (Magenta), Желтый (Yellow), Черный (Black) - CMYK.

    Спуск полос     

    Процесс расстановки полос в печатной форме в таком порядке, чтобы  после печати и фальцовкиполучилась  тетрадь с последовательным расположением  страниц.

    Стикеры     

    Наклейки (как правило, большого формата.

    Стример     

    Магнитный ленточный носитель информации. Выпускается многими фирмами различных типоразмеров. Для обмена PC - макинтош практически не пригоден. Применяется для архивного хранения.

    Сушка     

    Процесс высушивания печатной краски или  лака в процессе печати. Позволяет  избегать перетискивания и печатать на плохо впитывающих материалах (мелованная глянцевая бумага, картон).

    Тетрадь     

    Сфальцованный в несколько сгибов (1, 2, 3 или 4) оттиск или бумажный лист, независимо от размеров до фальцовки.

    Тираж     

    Общее количество экземпляров одного и того же издания.

    Тиснение конгревное     

    Процесс выдавливания отдельных участков полиграфического материла для создания рельефного (выпукло-вогнутого) изображения при помощи специальных  устройств.

    Тиснение фольгой     

    Процесс присоединения фольги (существует много сортов, различающихся по цвету, интенсивности блеска и др.) к бумаге (картону) при помощи специальных аппаратов.

    Фальцовка (фальцевание)     

    Процесс сгибания листа (изделия). Осуществляется на специальных машинах на материале  плотностью до 200 г/м2.

    Формат     

    Размер  листа полиграфического материала (длина и ширина), размер книги, размер иллюстрации, полосы текста и др. элементов  печатного издания. В полиграфии существуют следующие обозначения  форматов бумажного листа: А4 - 210х297 мм, A3 - 2А4, А2 - 4А4, А1 - 8А4. На самом деле, если переводить данные обозначения в мм, то лист формата А1 может быть - 620х940, 700х1000, 720х1040 и др. (все зависит от фирмы-производителя и сорта материала).

    Форма печатная     

    Носитель  текстовой и изобразительной информации, служащий для многократного получения печатных оттисков.

    Формы печатные, изготовление     

    Процесс переноса изображения с цветоделенных  пленок на специальные формы, помещаемые в печатные машины.

    Фотонабор     

    Жаргонное название устройства, непосредственно создающего изображение на диапозитивных пленках. Точного русского названия не существует, английское - ImageSetter. А также комплекс технологических операций получения диапозитивов с применением электроники, электронно-вычислительной и лазерной техники.

    Хард постер     

    Хард  постер - рекламный щит с отгибающейся ножкой, изготовленный путем приклеивания лайнера на основу из гофрокартона.

    Цветоделение     

    Процесс разделения цветного изображения на 4 основных цвета (при полноцветной печати) - Голубой (Cyan), Пурпурный (Magenta), Желтый (Yellow), Черный (Black) - CMYK. Обычно под цветоделением понимают многоступенчатый процесс, конечным результатом которого является получение готовых "плёнок" (полноформатных диапозитивов).

    Цветность     

    Количество  красок, в которые запечатывается изделие. Обычно принято обозначать при помощи цифр: 4+0, 1+1 и т.д. Первая цифра - количество красок на лицевой  стороне, вторая - на обороте.

    Шелфтокер     

    Шелфтокер - незаменимый атрибут для торговых сетей. Представляет из себя свисающий с полок или прилавков рекламный носитель либо ценник. Изготавливается путем односторонней печати на плотной бумаге или картоне, с последующей высечкой нужной формы. Приклеивается на полку на 2-х сторонний скотч.

    Шитье     

    Скрепление отдельных тетрадей между собой при помощи проволоки, нитей или термонитей.

    Шитье внакидку     

    Скрепление  через корешковый сгиб тетрадей, скомплектованный вкладкой или накидкой.

    Шитье втачку     

    Скрепление  проволокой по корешковому полю тетрадей, скомплектованных подборкой.

    Шрифт     

    Комплект  знаков, необходимый для воспроизведения  текста на каком-либо языке.

    Этикетка     

    Листок  специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её; предполагает клеевой способ крепления.

    Ярлык     

    Листок  картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции  и сопровождающий её, предполагающий навесной способ крепления. 

      
 
 
 
 
 
 

    ЕСТЕСТВЕННЫЕ  ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

    Объективность материального мира. Отражение физических законов в композиции.  
В основе композиционных принципов лежат объективные законы природы и законы общественного развития. Первыми объясняются наше физическое бытие, ориентация в пространстве, физические реакции на воздействие среды, биологические потребности. Вторые обуславливает человеческую психологию, социальное сознание. И те и другие, в соответствии с ленинской теорией отражения, находят свое отображение в искусстве, ибо, как сказал Л Выготский "искусство - одна из жизненных функций общества". Если наше социальное бытие отражается главным образом в идейном содержании искусства, а, следовательно, в композиции, то наше психофизическое устройство и физическая реальность во взаимодействии с объективной реальностью природного мира, в основном, обуславливают формальные требования композиции. Таким образом, формальные требования к композиции исходят из объективной реальности природного мира и обусловлены психофизическим устройством человека, его органов восприятия, мозга и тем, как отражается в человеческом сознании объективная реальность.  
Диалектическое развитие, присущее материи, находит свое отражение в продуктах духовной деятельности человека, в частности, в искусстве. Законы диалектики непосредственно проявляются в композиционном построении произведений искусства. Само понятие "композиция", означая связь, сопоставление, уже подразумевает наличие противоположных начал. Закон борьбы и единства противоположностей пронизывает искусство. Категории диалектики отношения, отрицание отрицания, переход количества в качество, развитие, причинность, единство, как связь частного и целого, единичного и общего, - все эти категории, будучи и категориями познания, присущи искусству, и проявляются как в смысловой, так и в формальной организации материала произведения искусства, то есть в способах раскрытия содержания произведения и в построении его формы, а значит, в композиционном построении целого.  
В композиционном построении находят свое отражение основополагающие физические законы природы.

    Одним из основополагающих законов природы, играющим важную роль в формообразовании органической и неорганической материи, а также проявляющимся во всех областях человеческой деятельности, является закон гравитации. Он проявляется  во всем, начиная с расположения и движения планет, и кончая строением тела букашки. Законом гравитации, т. е. всемирного тяготения, объясняется, например, симметричность, строения живых организмов (необходимость равновесия), обосновываются законы движения (законы механики) и законы небесной механики. В искусстве закон гравитации определяет роль вертикали, горизонтали и диагонали в композиции, им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в картине и пр.

    Другой  закон, имеющий столь же всеобщее значение - это закон (законы) распространения света в природе, закон оптики. Благодаря устройству мозга и органов восприятия мы воспринимаем свет, различаем цвета, формы предметов и воспринимаем их пространственно. Законами оптики и устройством нашего зрительного аппарата обусловлено наше восприятие пространства и вытекающее отсюда открытие законов перспективы, важного композиционного средства. Зрительное восприятие в сочетании со способностью осязания позволяет воспринимать формы как объемно-пространственные структуры, что также находит отражение в искусстве, в моделировке объемно-пространственных форм. Можно предположить, что и такие законы физики и химии, как закон сохранения массы, закон эквивалентов, закон постоянства пропорций - в той или иной форме отражаются в искусстве, в частности в композиционном построении.

    Закон экономии. Единство форм органического мира. Закономерности предметного мира.  
В природе действует "закон экономии", по которому природа всегда "ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения (в результате процесса эволюции, естественного отбора). Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира. Исследование этих форм показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые в тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм. Эти простые формы - "кирпичики", из которых строятся сложные формы, немногочисленны. Авторы статьи "Нужна ли жизни форма" Ч. Щемайтис и В. Миронов к ним причисляют спираль, шар, многогранник, трубу, дерево и звезду. По нашим наблюдениям они также являются излюбленными формами всех пространственных искусств.

    Спираль авторы статьи считают одной из важнейших форм, распространенных в органическом мире. Она в высокой степени способна сохранять энергию, хранить информацию. Ее можно сжать, растянуть, - она гибка и компактна. Известно, что форму двойной спирали имеет молекула жизни ДНК. Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы - вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д. Спираль - кривая, представляющая собой самый коротий путь между двумя точками на цилиндрической поверхности (проведите диагональ на прямоугольном листе и сверните его трубкой). Благодаря этой особенности она распространена в биологическом мире шаров, цилиндров, - сосуды, нервы, волокна, оплетающие сферические и цилиндрические поверхности в поисках самого короткого пути неизбежно превращаются в спираль. (Спираль и S-образную форму мы часто обнаруживаем в композиционных схемах. Хогарт считал извилистую змеевидную линию "линией красоты и грации").

Информация о работе Лекции по "Искусству"