Лекции по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:11, курс лекций

Описание

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по композиции.doc

— 678.00 Кб (Скачать документ)

ЛЕКЦИЯ 1.

    ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ 
 
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

     
         Создание  художественного произведения в  любой области искусства невозможно  без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч. Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения.  
          Слово "композиция" (от латинского "Compositio") означает - сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира - бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры, это также средство организации информации и средство построения художественной формы.

      Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово "композиция" равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. Композицию изучают как предмет, с помощью которого овладевают законам и взаимосвязи между элементами художественной формы, между содержанием и формой, - законами, обуславливающими создание художественного целого. Композиция - способ организации "материала" искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса - глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, - все, что, будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме.

     
2.ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ФОРМЫ 

Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается  в определенных границах. Эти границы  определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого. Благодаря наличию границ, рамок, перед нами встает некий особый мир со своим пространством, временем, системой ценностей. Рамки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром", - писал Б. Успенский. Внешние границы, с одной стороны, связаны с окружающим пространством, с другой - с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип композиции.

    Композиция  может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно-временных границах. Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения.

      Композиционное построение отличает  наличие частей, связанных друг  с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей - так можно определить этот признак.

    Единство  и цельность - важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, - идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно-образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В единстве содержания и формы.

    Гармония  целого - необходимое условие композиционного построения, важный его признак. Любое художественное произведение, как уже говорилось, представляет собой борьбу противоположных начал, - это проявляется и в сюжете - в противопоставлении характеров, ситуаций, и в формальном решении - в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в движении, в равновесии и т. д. Все противоречивые моменты в композиции уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности.

    Мы  рассмотрели признаки, по которым  можно судить о композиционности произведения искусства или иной целесообразности структуры. Признаки эти являются зримым проявлением  тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения.

1. Принцип целесообразности; 
2. Принцип единства сложного (целостность произведения);  
3. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала);  
4. Принцип соподчинения частей в целом; 
5. Принцип динамизма (движение - основа жизни и искусства);  
6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого; 
7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

      Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.  

     
3. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ 

    В обиходе слово "композиция" часто  употребляется как синоним слов "рисунок", "картина", "произведение", "шедевр". В изобразительном  искусстве композициятермин, обозначающий строение, структуру модели, с которой выполнен рисунок, соотношение и взаимное расположение её частей, под которыми разумеются объекты, формы, фон, по-разному тонированные и текстурированные зоны.    

    В творческом процессе художник обычно имеет дело с группами сложных и взаимно не похожих объектов, часто кажущихся совсем разобщёнными, несвязанными. Суть его задачи именно в том и заключается, что надо их свести, связать, "сблокировать" в совокупность так, чтобы она не только давала зрителю эстетическое удовлетворение, но и рассказывала некую историю. Автор изобретаемой композиции вправе предъявлять к ней и другие требования.

    Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.

      Приёмы и способы композиции  весьма разнообразны. Художественно  значимыми порой оказываются  сопоставления событий, предметов,  фактов, деталей, удалённых друг от друга. Важнейшим аспектом композиции является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. Наряду с термином «композиция» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура».

      В пластических искусствах композиция  объединяет частные моменты построения  художественной формы (реальное  или иллюзорное формирование  пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). Композиция организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

      Композиция в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. Композиция определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы композиции там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику сооружения. Композиция в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы композиции разделяются на:

     «устойчивые», где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения,

     «динамические», где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы,

    - «открытые», где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю;

    - «закрытые», где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения.

    Устойчивые  и закрытые типы композиции преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые — в искусстве  барокко. В истории искусства  большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам. Так, в искусстве 19—20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной композиции, отвечающей их индивидуальным творческим особенностям. 

    Лекция 2.

    ШРИФТ И ШРИФТОВАЯ ГРАФИКА 

    Лекция 3.

    ИСТОРИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ ШРИФТА 

    Лекция 4.

    ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ  ФОРМООБРАЗОВАНИЕ НА ПЛОСКОСТИ 

    Лекция 5.

    СРЕДСТВА  ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ 
 
 
 
 

    Лекция.

    ДИНАМИКА  И СТАТИКА. РИТМ. СИММЕТРИЯ.

                                              Симметрия в искусстве

    Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными  были многие древние мозаики. Живописцы  эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

    В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

    Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично  устроенными формами. Например, симметричными  являются фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

    Симметрия. В пропорции и соразмерности проявляются количественные отношения между частями целого и целым. Греки к ним присоединяли и симметрию, рассматривая ее как вид соразмерности, - как ее частный случай - тождество. Она, как и пропорция, почиталась необходимым условием гармонии и красоты.  
Симметрия основана на подобии. Она означает такое соотношение между элементами и, фигурами, когда они повторяют и уравновешивают друг друга. В математике под симметрией подразумевается совмещение частей фигуры при перемещении ее относительно оси или центра симметрии. Существуют различные виды симметрии. Простейший вид симметрии - зеркальная (осевая), возникающая при вращении фигуры вокруг оси симметрии. Симметрия, возникающая при вращении фигуры вокруг центра вращения называется центральной. Наивысшей степенью симметрии обладает шар, так как в центре его пересекается бесконечное множество осей и плоскостей симметрии. Абсолютная, жесткая симметрия характерна для неживой природы - кристаллов (минералов, снежинок). Для органической природы, для живых организмов характерна неполная симметрия (квазисимметрия), (например, в строении человека). Нарушение симметрии, асимметрия (отсутствие симметрии) используется в искусстве как художественное средство. Небольшое отклонение от правильной симметрии, то есть некоторая асимметричность, нарушая равновесие, привлекает к себе внимание, вносит элемент движения и создает впечатление живой формы. Различные виды симметрии обладают различным воздействием на эстетическое чувство: зеркальная симметрия - равновесие, покой, винтовая симметрия вызывает ощущение движения. Хзмбидж причисляет все простые геометрические фигуры к статичной симметрии, (разделяя все виды симметрии на статичные и динамичные), а к динамичной симметрии относит спираль. В основе статичной симметрии часто лежит пятиугольник (срез цветка или плода) или квадрат (в минералах). В искусстве строгая математическая симметрия используется редко.

Информация о работе Лекции по "Искусству"