Лекции по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:11, курс лекций

Описание

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по композиции.doc

— 678.00 Кб (Скачать документ)

    Шар - самая экономичная форма, у шара самая малая поверхность, при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем на любую другую. Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается, и поэтому широко распространен в органическом мире (икринки, вирусы, простейшие микроорганизмы). Шар, круг, овал - наиболее часто встречающиеся формы в произведениях искусства, т. к. отражают реальные формы, свойственные природе. Они легко воспринимаются зрительно, так как зрительное поле само имеет форму овала и так как в этих формах наилучшим образом отражается представление о цельности, завершенности, в противоположность, например, формам прямоугольным, которые наоборот, ассоциируются с ограничением, с чем-то условным.

    Многогранники - пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в сети кровеносных сосудов. Экономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство. (Благодаря этому их используют в дизайне в покрытиях поверхностей).

    Труба - среди природных форм встречается в качестве транспортного русла - для переброски питательных веществ, крови и других продуктов жизнедеятельности живого организма, растения. (В искусстве - труба и ее линейное выражение используется как связующее коммуникационное средство, и как переход от одной формы к другой).

    Дерево - ствол и разветвления его мы наблюдаем в строении кроны и корней дерева, в строении кровеносной системы. (В произведениях искусства, а в особенности, в организации информационных объектов широко распространенная форма).

    Звезда  - разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, - лучи, лепестки расходятся от центра, охватывают окружающее пространство, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются благодаря лучам-ногам (актиния, морская звезда, осьминог), форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии. Ноги-лучи в древнем искусстве были символом вечного движения).

    Если  свести живые органические формы  к геометрическим, то получим - шар, конус, цилиндр, многогранники. Интересно, что мысль о том, что в основе жизни лежат простые стереометрические  образования, встречается у Платона и у ученых эпохи Возрождения (Лука Пачоли). Они полагали, что мировым стихиям соответствуют формы огню - пирамида (тетраэдр), земле - куб, т. е. гексаэдр, воздуху - октаэдр, воде - икосаэдр. Несмотря на то, что никакого научного обоснования эта гипотеза не имеет, она представляет определенный интерес. Она указывает на тенденцию видеть мир конструктивно и цельно, внося логику и разум в стихию. Сведение сложных форм к простым, также как и осознание сложного как интегрированного целого, обобщенное понимание формы характерно для художественной практики .Сезанн учил "Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса, причем, все должно быть дано в перспективе, то есть каждая сторона предмета всякого плана должна быть направлена к централь ной точке". Требуя обобщения формы, Сезанн одновременно указывает на ее расположение в пространстве и на то, как следует подходить художнику к объективной реальности природы, логически развивая, обобщая и осмысливая ее. Мир един. "Единство плана органической жизни стоит вне сомнения" (Мендель). В нем действуют законы, обуславливающие строение природных форм, органических и неорганических, и взаимосвязанность всего сущего в мире. Человек как частица природы связан со всеобщими законами природы, определяющими его естественное бытие, которое, в свою очередь, диктует человеку свои нормы, когда он, будучи творцом, создает вокруг себя свой рукотворный мир второй природы, предметы жизненной необходимости ради обеспечения своего физического существования и духовной жизни.

    Предметный  мир исходит из тех же основополагающих законов природы и является одновременно и отражением и "продолжением" природного мира. Создавая свой предметный мир, человек сознательно или  бессознательно использует природные  формы и конструкции. Философ и ученый П. Флоренский рассматривал орудия труда как продолжение функциональных органов человеческого тела, усиливающие природные способности человека (молот - кулак, пальцы - грабли, сердце - насос, сосуды - трубы). На основе использования принципов действия живых систем, биологических процессов, биологических форм - для решения инженерных задач была создана целая наука - бионика. Принципы развития форм живой природы использовались издавна в архитектуре для создания экономичных и гармоничных сооружений, хорошо вписывающихся в естественную среду и согласующихся с человеческими потребностями.

    Предметный  мир должен естественно продолжить природный. В процессе своей жизнедеятельности  человек приспосабливает окружающий мир к себе, мерит мир своим  масштабом, измеряет его своим телом (все старинные меры длины - локоть, пядь, дюйм, стадия - исходят из размеров человеческого тела), соизмеряет силы природы со своими возможностями и создает материальный и духовный мир вокруг себя и для себя в формах, приспособленных для восприятия и освоения. 

    Законы  композиции 

    Работая над художественным образом, необходимо знать, как организовать внимание зрителя, как правильно выстроить композицию, чтобы создать целостность восприятия плаката. Художник может сознательно  применить те или иные композиционные законы, соблюдать композиционные принципы, профессионально использовать композиционные средства. Наиболее общие закономерности композиции — законы единства, соподчинения, равновесия, видоизменения, соразмерения. Каждый из этих законов раскрывается с помощью    принципов композиции. Закон единства проявляется на основе принципов функциональности и структурности, закон соподчинения — на основе принципов масштабности и контрастности, закон равновесия — симметричности и тектоничности, закон видоизменения — пластичности и тональности, закон соразмерения — на основе композиционных принципов ритмичности и пропорциональности.

    Композиционные  принципы, в свою очередь, раскрываются композиционными средствами. Их названия родственны своим принципам. Например, принцип функциональности есть взаимодействие функций каждого элемента композиции.  

    1. Закон единства — главный закон композиции, поэтому анализ произведений искусства следует начинать именно с него.

    Каждый предмет (элемент композиции) имеет свою функцию, а чаще всего — несколько функций. В зависимости от темы одни и те же предметы наделяются разными, подчас противоположными функциями. Так как в композиции изображается какое-то количество предметов с неодинаковыми функциями, то возникает необходимость их взаимного согласования. Взаимозависимое единство всех отдельных функций образует новое качество композиции — функциональность.

    Соответствие целям    

    У рисовальщика афиш свои проблемы. Он должен разработать композицию совсем незатейливую, открытую, "лобовую", которая привлекала бы и удерживала внимание скользнувшего по ней глазами человека, в то же время,  будучи понятной с первого взгляда.    

    Есть  заботы и у художника, трудящегося  над рекламой, предназначенной для  журнальных страниц. Он тоже должен привлечь внимание, удержать его, сконцентрировать на рекламируемом объекте — и создать предельно благоприятное впечатление от этого объекта.    

    Журнальные  иллюстрации часто бросают аналогичный  вызов. Всякая картинка должна добавлять  притягательности имиджу журнала в целом, а также разжигать желание прочитать текст, к которому она относится. Более того, она должна корректно отображать идею этого текста — поддерживать или подчёркивать её, но не игнорировать вовсе.

    Единство     

    Соблюдение  принципа единства требует однородности и целостности от вашей композиции. Все её элементы должны «связываться», дополнять друг друга, образовывать согласованную группу, выражающую одну главную идею.

    Чтобы сохранить единство

    - вставляйте в рисунок лишь  тот материал, который имеет непосредственное отношение к теме;

    - отделяйте диктуемые темой объекты  от всего постороннего, что может  просматриваться вокруг;

    - и осмысливайте их совокупность  как особенное гармоничное целое. 

    Это правило пригодно и к модели для  натюрморта, и к части фотоснимка, и к фрагменту ландшафта под открытым небом. Определив тему рисунка и решив, как из видимых предметов связаны с нею, уберите все прочие, а затем подумайте относительной важности оставшихся, (единство композиции зависит не только правильной селекции объектов, но и от субординации, которую вы им назначите, каждой детали должно уделяться лишь то количество внимания, которого она зауживает. Без этого композицию нельзя считать удовлетворительно завершённым целым. Силу её существенно подорвёт недостаточное подчёркивание ведущих элементов (но и не позволяйте им слишком с "выламываться" из группы). Аналогично менее важные части запутают, напрасно усложнят, короче говоря — испортят композицию, если не будут вами оставлены "на вторых ролях".    

    Привлечём простые вещи, чтобы проиллюстрировать  вышесказанное. Флакончик из-под  туши, ваза, полная роз, и репа могут  сложиться, казалось бы, в неплохую композицию, если брать в расчёт разнообразие форм, размеров и валёров. Но единства в ней не будет: эти предметы не связаны применением настолько, чтобы хоть когда-нибудь предстать естественными частями непротиворечивого целого. 
 
 

      2.Закон соподчинения

    Композиционный  закон соподчинения упорядочивает  все смысловые и формообразующие  стороны композиции соответствии с их значимостью в произведении. Действует также на основе всех композиционных принципов, но имеет и свои, которыми являются масштабность и контрастность.

    Методом противопоставления в композиции выделяются главные и второстепенные ее элементы, осуществляется тонкая настройка их неравенства.

    Масштабная  значимость элементов композиции, как  правило, неодинакова. К примеру, если по функции они образуют одну очередность возрастания (или убывания), то по размерам, цветотональности и т. д. иерархическая последовательность этих же элементов будет иной. Таким образом, какие-то элементы выступают в композиции как главные и по всем признакам. Они-то и являются главными элементами целого по принципу соподчиненности.

    Центр притяжения внимания (интереса)    

    Когда тема и объекты для рисунка  выбраны, допустимо игнорировать некоторые  присутствующие в натуре элементы, если они не сопрягаются с мысленным  образом целого, и усиливать (подчёркивать) другие.         

    В рисовании реальных предметов или  пейзажей обычно предполагается, что художник смотрит преимущественно в одном фиксированном направлении, на некий привлекательный объект (либо хорошо видимую и примечательную часть его, если тот слишком велик, чтобы целиком умещаться в неподвижный сектор ясного зрения). Выбранному объекту (либо его части) мастер ставит задачу фокусировать интерес, или, иными словами, назначает роль центра притяжения внимания зрителя. При создании картины в этом центре появляются наиболее сильные контрасты и наиболее чёткие детали; по мере отдаления от него к краям бумажного листа контрасты художник ослабляет, детали делает хуже различимыми. Все рисунки, имитирующие ландшафты, улицы, здания и т. п., должны иметь центр интереса, выделенный каким-либо способом среди подчинённых ему прочих элементов изображения. И ещё: следите за тем, чтобы на одном рисунке не было двух или более таких центров. 

    Выделение центра контрастами    

    Разным  рисовальным средствам свойственны  разные технологии постановки ударений.     

    Методы  сочетания контрастирующих тонов варьируются. Всегда напрямую к себе притягивает глаза белое пятно на чёрном фоне. Не меньшей аттрактивной силой обладает чёрное пятно на белом фоне. Многие объекты, встречаемые в натуре, в чём-то подобны таким пятнам: освещённый солнцем белый домик не придётся долго разыскивать на фоне группы деревьев, как и закопчённое здание котельной на фоне дневного неба.    

    Белое пятно на тёмном фоне выглядит ещё  белее, если он постепенно "выцветает" по мере удаления от пятна. (Если же тёмный фон, окружающий белое пятно, имеет резкие внешние края, то они уводят внимание к себе.) Аналогичное явление наблюдается для тёмного пятна на белом фоне, если он по мере удаления от пятна постепенно сереет или чернеет. Попробуйте сами начертить в центре чистого листа белой бумаги небольшой круг, уложить вдоль его границы кайму очень тёмного тона пером или мягким чёрным карандашом, а по мере удаления от круга на протяжении 3—5 см ослаблять интенсивность тона. Вы убедитесь, что центральный белый круг и вправду кажется белее бумаги на краях листа, не покрытой постепенно "выцветающим" тоном. Вы ещё лучше поймете, как можно подчеркнуть тот или иной элемент композиции, когда желаете поставить его в центр интереса. 

       3.Закон соразмерения

    Закон соразмерения устанавливает количественные соотношения между всеми свойствами элементов композиции и целым. В гармоничной композиции такими мерами являются закономерности — ритмичность и пропорциональность.

      Ритмичность и пропорциональность  в своем взаимодействии создают  тонкую числовую настройку между элементами композиции и целым. В результате согласования всех размеров образуется гармония, которая облегчает процесс восприятия, увеличивает его длительность.

    Композиционный  принцип ритмичности предполагает согласование отдельных ритмов в  единое ритмическое взаимодействие. Взаимосогласованные ритмы обогащают друг друга и в своем единстве создают своеобразную ритмическую пульсацию — ритмичность композиции. В этой связи отметим, что плакат отличается от других видов изобразительного искусства (живописи, станковой графики) тем, что в нем часто используются композиционные средства, в частности ритм, в открытой, явной форме. Такая проявленность композиционных средств позволяет художнику быстрее донести содержание плаката до зрителя, точнее выразить главную мысль, причем так, что она будет однозначно совпадать с темой плаката.

Информация о работе Лекции по "Искусству"