Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:14, курс лекций
История изучения первобытного искусства, его место в системе художественных ценностей современного общества.
Возникновение искусства. Особенности первобытного искусства. Синкретичный характер культуры. Миф как основа первобытной культуры. Первобытное и традиционное искусство. Искусство и Homo sapiens. Функции первобытного и традиционного искусства. Эволюция изобразительных форм палеолита, мезолита, неолита.
Эти принципы рельефных композиций Древнего Шумера, пройдя через века, найдут отклик в искусстве всех стран Передней Азии.
Стелла царя Эанатума («Стелла коршунов») как типичный пример рельефной композиции Древнего Шумера.
Искусство Аккада.
Возвышение в 24в. семитского
города Аккада. Объединение страны
и создание могущественного Шумеро-
Победная стела царя Нарамсина как одно из лучших произведений эпохи. Высота 2м, выполнена из красного песчаника. Прогресс в сторону реалистичности изображения, хорошая моделировка обнажённых тел воинов. Умелое противопоставление в композиции полных энергии воинов Нарамсина и молящих о пощаде неприятелей. Отказ от поясов, разделявших изображение в рельефе царя Эаннатума. Появление пейзажа и удачное использование приёма диагонального построения, показывающего восхождение войск на гору. Каноничность в развороте плеч и профильном изображении головы и ног, а так же в условной разномасштабности фигур царя и воинов.
Изделия из меди и золота
Высокий уровень художественного ремесла и металлопластики Шумеро-Аккадского искусства. Роскошная утварь гробниц, выполненная из драгоценных металлов и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.).
Золотой шлем из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически.
Скульптура из меди условно называемая Головоа Саргона I - резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, тщательно выполненный богатый шлем, смелость и вместе с тем тонкость исполнения.
Особенная выразительность в изображении животных. Пример: голова быка, украшавшая деку арфы. Верная передача мощной, полной жизни головы быка. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, белки глаз из раковин.
Искусство Шумера.
Завоевание Аккадского государства кочевыми племенами гутиев. Новый расцвет старинных шумерских городов Ура и Лагаша. Развитие торговли и знакомство с культурой других народов.
Расцвет искусства, новый этап в развититии монументальной скульптуры.
Прогрессивные черты искусства и развитие пластического чувства у скульпторов этого времени на примере статуй правителя Гудеа.
Проявление в скульптуре
сочетания обычной для шумеро-
Появление стремления к передаче портретного сходства в трактовке лица.
Выдвижение Вавилона в 19в. до н.э. в качестве государственного центра. Правление легендарного царя Хаммурапи. Первый свод законов царя Хаммурапи. Культура Вавилона. Завоевание Вавилона касситами.
Рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи, как лучшее из сохранившихся произведений старовавилонского искусства.
3) Ассирия
Завоевательные войны и территория Ассирии.
Светский характер ассирийского искусства, преобладание бытовых сцен над религиозными.
Архитектура.
Преобладание строительства дворцов над строительством храмов.
Дворец Саргона Ⅱв Дур-Шаррукине
Характерный элемент оформления дворцовых ворот в Ассирии – привратная скульптура в виде огромных фантастических быков с человеческими головами, так называемые чудовища «Щеду».
Ассирийский рельеф.
Рельеф как главный
элемент украшения парадных дворцов
Ассирии, его отличительные черты.
Рельефы с изображениями
Сравнительный анализ изображения людей и животных.
Изображения людей:
- статичность, отсутствие мимики
- преувеличенная мускулистость
- тщательная проработка деталей (завитки в бороде, одежда)
Изображения животных:
- большая наблюдательность в передаче движений
- правильное анатомическое построение
- драматизм в передаче состояния раненого зверя
Библиотека Ашшурбанипала.
4) Нововавилонское царство (7 – 6 вв. до н.э.)
Восстановление независимости Вавилона, и расширение его могущества.
Расцвет нововавилонского зодчества.
Памятники нововавилонского царства: «Висячие сады Семирамиды». Зиккурат «Э-теменаки». «Дорога процессий». «Ворота Иштар»
Многоцветие и декоративность в искусстве Нового Вавилона. Постепенный упадок искусства, переход к условности и схематизму. Падение Вавилонского царства.
3.1. Искусство Древнего Египта
Миф – основа культуры, усложнение и упорядочение мифа. Художественная культура Древнего Египта. Религиозные и идеологические корни искусства. Канон в искусстве Древнего Египта. Синтез искусств при ведущей роли архитектуры. Архитектура. Формирование канона заупокойного культа. Скульптура. Эволюция портрета.
Прикладное искусство.
Историко-культурное значение искусства Древнего Египта.
Географические, климатические, исторические, социальные, культурные предпосылки формирования цивилизации Древнего Египта. Периодизация истории культуры Древнего Египта. Сакральный характер культуры. Символы культуры. Особенности религиозной веры.
Периодизация:
Появление царей-фараонов. Формирование заупокойных верований связанных с посмертным существованием души. Первые захоронения. Сложение канона в изображении человека. Письменные руководства для художников. Статус художника в Древнем Египте.
«Шиферная плита фараона Нармера» - первый памятник, демонстрирующий все признаки сложившегося канона в древнеегипетском искусстве:
- размер фигур зависит от социального положения
- изображение разных частей тела с разных точек зрения (голова и ноги в профиль, глаз и плечи в фас)
- сцены расположены поясами, одна над другой
Переход от первобытного строя к образованию первых городов-государств. Создание «второй природы», самоутверждение человека как «венца творения», возникновение культа гигантского и величественного, утверждение идеала исполина, героя. Возникновение рабства.
Этапы возникновения пирамидальной формы гробниц:
Большой сфинкс фараона Хефрена – фантастическое существо с туловищем льва и портретной головой царя. Был особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона.
Три основных типа колонны египетской архитектуры:
Появление нового вида сооружений – так называемые солнечные храмы. По сути это обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте.
Скульптура
Сравнительный анализ царских статуй и изображений придворных и слуг.
Царские статуи:
- соблюдение канона
- строго фронтальные, однообразные, неподвижные позы, сидящие на кубообразных тронах
- преувеличенная мускулатура
- монументальность и величие
Изображения придворных и слуг:
- не скованные каноном, отличаются большей жизненностью
- правильное анатомическое построение
- передача характерных поз и движений
Общее свойство всех изображений выполненных в Древнем Египте их поразительная реалистичность. Знаменитое портретное искусство Египта возникло на основе верований, что душа после смерти человека переселяется в статую, изображающую умершего, при этом должно быть максимально передано портретное сходство, иначе душа не узнает двойника.
Не смотря на удивительное портретное сходство, выражение лица остаётся отвлечённым, психологически не расшифрованным. Преходящие переживания не интересовали, ведь изображался человек, освобождённый от времени, идущий в вечность.
Примеры скульптур: «Писец Каи», «Портрет царского сына Каапера» («Сельский староста»), Мужская голова из коллекции Сальт в Лувре.
Пример рельефа: «Зодчий Хесира».
Художественное ремесло в период древнего царства.
Смута и период распада Египта на отдельные номы. Новое объединение в 21 в.до н.э. под властью фиванских правителей и образование Среднего царства. Изменение социально-экономических условий, отразившихся на строительстве гробниц. Уменьшение масштабов и качества строительства, негативно сказавшееся на сохранности памятников династий среднего царства (Ⅴ-Ⅵдинастии).
Рост реалистических тенденций в скульптурном портрете Среднего царства одновременно с усилением канона в изображении фигур человека.
Высокий уровень развития
декоративного искусства и
Победа над кочевыми племенами и третий, последний подъём египетского государства. Усиление власти жрецов, расцвет архитектуры храмов преобладающей над архитектурой царских гробниц. Гробницы в Новом царстве перестают быть наземными сооружениями и перемещаются в ущелья скал.
Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Аллея сфинксов. Привратные колоссы и пилоны. Гипостильные залы. Утеря целостности образа пирамид, появление дробности и запутанности. Синтез искусств при ведущей роли архитектуры.
Иероглифы, опоясывающие стены храмов и гробниц как характерная черта египетского искусства. Иероглиф как синтез знака и образа, письма и искусства. Фризово - ритмическая композиция.
Правление Аменхотепа Ⅳ(Эхнатона).
Социальная и религиозная реформы Эхнатона. Разрыв с традициями и создание новой столицы Ахетатона. Культ солнца. Формирование нового стиля в искусстве – так называемого «амарнского стиля».
Проявления нового реализма в изобразительном искусстве Амарны:
Произведения: портреты Эхнатона и Нифертити, рельефы с изображением царя и царицы в кругу семьи.
Эволюция стиля в рельефе «Плакальщицы». Отход от параллелизма, равномерности интервалов и канонической распластанности. Усложнение ритмов, усиление экспрессии, появление «живой» линии и динамики.
Влияние амарнского стиля на искусство второй половины Нового царства.
Произведения из гробницы Тутанхамона.
Рельеф на спинке трона, где изображены фигуры Тутанхамона и его жены полные свободы и изящества. Золотые статуэтки четырех богинь, охраняющих саркофаг.
5. Древняя Греция
5.1. Эгейское искусство
Искусство Эгейского мира, как связующее звено между искусством Востока и античности. Легенды и сказания, способствовавшие открытию Трои и Крито-микенской культуры. Открытие Эгейского мира археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом.