Лекция по "Истории искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:14, курс лекций

Описание

История изучения первобытного искусства, его место в системе художественных ценностей современного общества.
Возникновение искусства. Особенности первобытного искусства. Синкретичный характер культуры. Миф как основа первобытной культуры. Первобытное и традиционное искусство. Искусство и Homo sapiens. Функции первобытного и традиционного искусства. Эволюция изобразительных форм палеолита, мезолита, неолита.

Работа состоит из  1 файл

Kratky_konspekt_istoria_IZO_dlya_studentov.docx

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Статуя  «Капитолийская волчица», наблюдательность художника при создании образа хищного зверя. Умение художника усилить натурные детали, для большей выразительности образа.

 

  1. Искусство римской республики

 

Географическое положение.

Влияние италийских племён, Этрусков, и греческой цивилизации  на римское искусство.

Завоевательная политика и превращение Рима, из небольшого города-государства в огромную мировую  державу.

 

Отличия мировоззрения  и культуры римлян в сравнении  с культурой древних греков:

  • Ведущая роль официальной гражданской архитектуры, и тех видов искусства, которые имели практическое значение: потокольно-повествовательного исторического рельефа, индивидуального портрета;
  • Меньше влияние мифологии, больше прозаичности;
  • Отсутствие изображений богов, на ранней стадии развития искусства.

 

 

Архитектура

 

Архитектура как ведущее  искусство Древнего Рима.

Преобладание сооружений, воплощавших идеи могущества государства  и направленные на завоевание популярности  у народа: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, дворцы, виллы, инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги и.т.д.).

 

Изобретение бетона древними римлянами. Возникновение сводчатых  перекрытий.

 

Сложение в республиканский  период основных типов зданий: театр, амфитеатр, храмовые сооружения.

 

Амфитеатр – круглое в плане сооружение, представлявшее собой, как бы соединение между собой двух полукруглых театров. Замкнутое и изолированное от природы внутреннее пространство римского театра, предназначенного для травли зверей и гладиаторских боёв.

 

Псевдопериптер, как основной тип храмового сооружения в Древнем Риме. Соединение элементов греческого периптера и этрусского храма. Колонны, окружающие здание открыты только с одной, фронтальной стороны с остальных сторон, они как бы входят в стену, превращаясь в полуколонны. Акцентирование фасада здания при помощи портика и лестницы. Использование высокого подиума, на котором стоит храм.

 

Римский форум, как центр деловой и общественной жизни. «Форум Романум». Площадь с расположенными на ней храмами и общественными зданиями.

 

Архитектура жилых домов 

 

Атриум – внутренний, закрытый дворик.

Тип дома с атриумом, обогащённым  перистилем – внутренним двориком, окруженным колоннами. Виллы богачей. Непременные атрибуты виллы: водоём, фонтаны, сад, беседки, скульптура и др. Стенные росписи вилл. Росписи «Вилы Мистерий», связанные с мистическим культом Диониса.

 

Скульптура

 

Доминирующее положение  портрета в римской скульптуре. Зарождение портрета связанное с погребальным культом и обычаем снимать  с покойника восковую маску. Возникновение  традиции точной передачи внешнего облика человека.

 

Отличия римского скульптурного портрета от греческого:

  • В Греции достойным увековечения считался только выдающийся человек, задача римского мастера увековечивание лица ни чем не примечательного, от художника требовалось только портретное сходство;
  • Греческий мастер выявлял в портрете обобщённо-типические черты, (отбрасывая всё лишнее и оставляя только то, что служит раскрытию образа, подчёркивая общечеловеческие свойства), римский скульптор буквально копировал все мельчайшие детали лица портретируемого, вне зависимости от того способствует ли это созданию целостного образа или делает его запутанным и непонятным.
  • Римский портрет на ранних стадиях не раскрывает внутреннего мира человека, а скорее походит на посмертную маску.

 

Тогатус (изображение облачённого в тогу римлянина, занятого выполнением своих государственных обязанностей), как наиболее распространённый тип статуи в Древнем Риме, воплощающий общественные идеалы.  Отсутствие внутреннего порыва, несоответствующее торжественности постановки фигуры.

Пример: статуя «Оратора».

 

 

  1. Искусство Римской империи

Римская империя – время  от конца 1 в. до н.э. до падения Рима 5 в. н.э.

Военная диктатура императора. Особый подъём архитектуры в период правления династии Флавиев.

 

Архитектура эпохи римской империи

 

Амфитеатр Флавиев («Колизей»), как одна из вершин римской архитектуры. План Колизея. Размещение зрителей по социальным признакам. Новшества и инженерные сооружения, использованные при строительстве амфитеатра. Тектоническая логика многоярусной аркады Колизея. Фасад здания как пример органического единства конструкции здания и его архитектурного решения. Композиционная цельность и единство здания исчерпывающе раскрывающегося со всех сторон.

 

Триумфальная арка Тита.

 

Колонна Траяна. Спиральная лента рельефа, покрывающая 38-метровую колону. Рельефы колонны Траяна, как пример специфически римского скульптурного жанра – повествовательного исторического рельефа.

  • Подробное перечисление всех деяний императора Траяна, изображённого на 200-метровом рельефе 90 раз.
  • Жертвование плановостью (близкие и дальние предметы даны с одинаковой чёткостью) и ясностью композиции ради большей детализации и повествовательности.
  • Склонность к назидательности

 

Время правления императора Андриана, как период роста культуры и искусства и одновременно период усиления противоречий римского государства. Усиление влияния провинций, распространение мистических культов, египетских, иранских богов, возникновение христианства.

 

Архитектор Аполлодор Дамасский.

 

Пантеон – храм всех богов, как новый тип храмовой постройки:

  • Перемещение акцента с внешнего облика здания на внутреннее пространство;
  • Переход от периптеральной к цилиндрической (ротонда) в плане форме;
  • Контраст между простотой внешнего облика и значительностью архитектурного образа интерьера;
  • Применение купола, появление грандиозного и целостного подкупольного пространства, не расчленённого колоннами.

 

Пантеон как пример единства глубокой образной идеи и архитектурных  форм её выражения. 

Идея храма, посвящённого не одному какому-либо божеству, а всем богам воплощается следующим образом:

  • Громадный купол (диаметр – 43 м.), господствующий над всем огромным, нерасчленённым пространством ротонды, является символом небесного свода царящего над землёй, рождает ощущение целостности;
  • Сквозь большое (диаметром – 9 м.) круглое окно центре купола видно голубое небо, солнечные лучи, проникающие в храм, образуют сноп света, перемещающиеся в соответствии с движениями солнца. Таким образом купол становится связанным непосредственно с небесным сводом и движением солнца;
  • Гармоничные пропорции (размеры ротонды и купола почти равны) архитектурных форм создают впечатление равновесия, и силы.

 

 

Виллы Адриана в Тибуре (Тиволи). Черты эклектизма.

 

 

Скульптура эпохи римской империи

 

Скульптура 1в. н.э. (Портрет династии Флавиев)

  • Появление в римском портрете образной характеристики персонажа и художественного обобщения;
  • Оживление лица портретируемых мимикой;
  • Черты характера, в том числе и отрицательные, выявляются с беспощадной объективностью;
  • Возрастает мастерство обработки мрамора, его моделировка отличается особой телесностью, ощутимостью.

 

Пример: «Портрет римлянки в высокой причёске из завитых локонов». Этот портрет отличается реалистической правдивостью: за благородной внешностью знатной дамы угадываются главные черты её характера – эгоизм, душевная холодность. Следует отметить техническую изощрённость в обработке мрамора.

 

В качестве примеров можно  также привести портреты императоров Веспасиана и Вителлия.

 

Искусство Рима 3 – 4 веков н.э.

 

Эпоха крайней неустойчивости экономического и политического  положения империи. Непрерывные  междоусобные войны, постоянная насильственная смена императоров, утрата чувства  уверенности, нарастание тревоги. Принятие римским императором Константином Великим христианства (313 г.), в поисках  новой объединяющей религии, взамен многобожия.

Возникновение раннехристианских форм искусства, синтез античного реализма и христианского символизма. Живопись катакомб.

 

 

 

7. Искусство Средневековья

 

7.1. Искусство Византии

 

Временные рамки существования Византии:

395 г. – разделение  Римской империи на Восточную  и Западную, возникновение Византии

1453 г. – завоевание  турками Константинополя, прекращение  существования Византии.

 

Судьба Византии и её особое значение после завоевания варварами Западной Римской империи. Периодизация искусства Византии. Византия как хранительница великих достижений античности.

 

Византийская архитектура.

 

Формирование образа византийского  храма. Отражение в нём христианского  миропорядка. Разработка в архитектуре  интерьеров как бы вовлекавших человека, изолировавших его от всего остального мира, делающих его причастным к тайной общине.

 

  1. Базилика – основной тип раннехристианского культового здания. Это продольно вытянутый храм, разделённый внутри рядами колонн на 3 (5) длинных части, которые назывались – нефы.

Связь с римскими базиликами.

 

Трансепт – поперечный неф, пересекавший продольное здание храма в месте расположения алтаря и придававший храму форму креста. Возник в результате позднейшего превращения базилики в крестово-купольный храм.

 

Апсида – полукруглая ниша, в противоположной входу стене. Перед апсидой помещался алтарь.

 

Примеры раннехристианских базилик: Сан Аполлинаре нуово, Сан Аполлинаре ин классе в Равенне.

 

Композиционные  приёмы, в планировке базилики, призванные создать чувство сильного душевного  порыва, одухотворённости:

  • Резкий контраст между простотой внешнего вида и богатством отделки внутреннего пространства;
  • Вся композиция (ряд  убегающих вперед колонн, их мерный повторяющийся ритм), была рассчитана на движение зрителя вглубь, к алтарной части – фокусу композиции
  • Выделение центрального нефа светом, падающим через боковые окна;
  • Алтарная апсида, всегда располагалась на востоке, свет проникавший сквозь её окна, создавал особый эффект по утрам, выделяя алтарь;
  • Лёгкость, бестелесность архитектурных форм (вместо тяжёлого антаблемента – арка, опирающаяся на тонкие колонны с ажурными капителями, прорезанные окнами и украшенные мерцающими мозаиками стены нефа, также кажутся тонкими и невесомыми, это способствуют дематериализации архитектурной массы);

 

Отличительная черта византийских церквей – присутствие наряду с одухотворённостью пышности, светского, торжественно-репрезентативного характера, отвечающего запросам власти.

 

  1. Разработка в раннехристианском зодчестве типа центрических культовых построек (круглых, гранёных, крестообразных и др.), возводившихся над могилами святых и мучеников и потому имевших характер мавзолея. Замкнутая, округлая форма, вызывавшая ощущение сосредоточенности и гармонии, соответствовала характеру постройки, созданной как место памяти. 

 

Пример  центрической постройки: церковь Сан Витале в Равенне.

 

  1. Превращение базилики в купольный храм путём объединения типов центрической и базиликальной церквей.

 

Пример купольной постройки: храм святой Софии в Константинополе.

Решение сложнейшей задачи возведения круглого купола над прямоугольной  базиликой при помощи парусов, опирающихся на 4 столба, спрятанных в стены.

 

Парус – треугольные изогнутые своды, напоминающие надутые паруса, своими нижними углами упирающиеся в столбы, а верхними сторонами, поддерживающие свод.

 

Гармоничность образа Святой Софии. Идея храма, реализующаяся в  архитектурной форме. Новшества, внедрённые архитекторами при строительстве  храма.

 

  1. Формирование типа крестово-купольного храма. 

 

 

Монументальная живопись. Ее истоки и эволюция. Развитие византийской живописи по четырём основным руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись и книжная миниатюра.

Переход от земного, пластического  восприятия явлений окружающего  мира к представлениям о духовном начале как основном качестве художественного  произведения.

Мозаика как основной вид  живописи в византийском храме.

 

Художественная  выразительность византийской мозаики:

  • Чистые кубики смальты рождают редкостный по красоте многоцветный декоративный эффект;
  • Мерцающий золотой фон и лучистость способствуют дематериализации фигур и одухотворённости образов;
  • С другой стороны мозаика создавала эффект ослепительного богатства, репрезентативности.

 

Византийская икона.

Иконопись как новый  вид искусства. Возникновение. Источники влиявшие на формирование ранней иконописи. Традиции ритуального фаюмского портрета предшествовавшей эпохи. Идейно-художественные традиции, перешедшие из ритуального портрета в раннюю иконопись. Эволюция. Смысл иконы как отражение «невидимого в видимом». Свет как основополагающая категория православного искусства. Сложение основных иконографических изводов. Иконография Христа. Иконография Богоматери. Техника и технология.

Информация о работе Лекция по "Истории искусств"