Лекция по "Истории искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:14, курс лекций

Описание

История изучения первобытного искусства, его место в системе художественных ценностей современного общества.
Возникновение искусства. Особенности первобытного искусства. Синкретичный характер культуры. Миф как основа первобытной культуры. Первобытное и традиционное искусство. Искусство и Homo sapiens. Функции первобытного и традиционного искусства. Эволюция изобразительных форм палеолита, мезолита, неолита.

Работа состоит из  1 файл

Kratky_konspekt_istoria_IZO_dlya_studentov.docx

— 76.00 Кб (Скачать документ)

 

Периодизация:

- 20в. до н.э. – появление на Крите первых дворцов

- 17в. до н.э. – расцвет эгейской цивилизации

- 15в. до н.э. – упадок культуры

 

  1. Искусство Крита.

 

Архитектура дворцов.

 

Размеры и особенности  планировки Кносского дворца:

- общая площадь 24 тыс.кв.м., и запутанный план породивший  мифы о лабиринте

- отсутствие крепостных  стен вокруг дворца

- расположение дворцовых  помещений на разном уровне, в  крайне запутанном чередовании

- характерная черта  эгейской архитектуры - расширяющиеся  кверху колонны

- многочисленные световые  колодцы, создававшие разнообразие  освещения

Всё это способствовало живописности общего впечатления.

 

Монументальная живопись.

 

Фрески Кносского дворца.

Сюжеты: сцены охоты, кошки ловящие птиц, многочисленные животные, сцены с быками, изображения празднеств.

Сравнить Эгейское и  Египетское искусства, которые развивались  одновременно. На фоне общности сюжетов  выявить принципиальные отличия  в мироощущении и в стиле.

Египет: строгая числовая мера, канон, величественность форм, правильное анатомическое построение фигур.

Эгейское искусство: непринуждённость, сказочность, свободная, не скованная правилами линия рисунка.

 

Примеры фресок Кносского дворца: «Царь-жрец», «Дамы в голубом» («Парижанки»), изображения всевозможных игр с быками, грифонов лежащих среди лилий.

 

Керамика.

 

Росписи ваз. Стиль Камарес. Изображение растений и морские мотивы.

Пример: «Ваза с осьминогом»

Влияние Крита на художественную культуру соседних территорий.

 

  1. Искусство Микен.

 

Периодизация: расцвет микенской культуры относится к 15 – 12 вв. до н.э.

 

Архитектура.

Дворцы в Микенах, Тиринфе (Балканский п-в) и Трое (побережье Малой Азии). «Циклопическая» кладка стен в дворцовых укреплениях. Особенности архитектуры, повлиявшие в дальнейшем на конструкцию античных сооружений:

  • Мегарон – большой, прямоугольный зал, с очагом посередине, четырьмя колоннами по сторонам очага.
  • Портик – наружный вход с двумя колоннами по сторонам.

 

Монументальные сооружения.

«Львиные ворота» в Микенском акрополе.

 

Декоративно-прикладное и ювелирное  искусство.

«сокровищница Атрея», «маска  Агамемнона».

 

Близость позднемикенской  и раннегреческой культуры. Значение эгейской культуры для сложения  греческого искусства.

 

 

5.2.  Искусство Древней Греции.

 

Географическое положение. Причины, способствовавшие высокому развитию искусства в Древней Греции. Мифология  и искусство.

 

Периодизация:

  1. Гомеровский период (12 – 8 вв. до н.э.)
  2. Архаика (8 -7 вв. до н.э.)
  3. Классика (5 – 4 вв. до н.э.)
  4. Эллинистический период (кон. 4 – 1 вв. до н.э.)

 

 

  1. Искусство гомеровского периода. Сложение основных мифологических циклов. Отставание изобразительного искусства от литературы. Вазопись – как основная форма изобразительного искусства эпохи. «Дипилонские вазы» – как пример перехода в рамках «геометрического» стиля от условно-декоративной орнаментации к фигуративным композициям, содержащим изображения человека и животных.

Скульптура. Мелкая пластика, культового  характера, имеющая весьма условные, схематические формы.

 

  1. Искусство эпохи архаики. Греческий полис – основа античной культуры. Понятия эллины и Эллада.  Проведение Олимпийских игр. Дух гражданственности. Архаика как переходный период от консервативных культовых традиций к реализму в изобразительном искусстве. Архитектура и вазопись как наиболее прогрессивные искусства периода архаики. Относительное отставание скульптуры.

 

Архитектура. Появление каменного храма. Ордерная система – как основа архитектурного мышления Древней Греции. Отражение идей демоса в греческом храме. Дорический и ионический ордера. Сложение основных типов греческих храмов – «в антах», «простиль», «амфипростиль», «периптер», «диптер». Переход от тяжеловесных и приземистых форм храмов к более стройным и гармоничным пропорциям. Формирование принципов архитектурного ансамбля.

 

Изобразительное искусство. Керамика. Ориентализирующий стиль. Повествовательная, сюжетная вазопись. Возникновение многообразия пластических форм сосудов. Взаимосвязь формы сосуда и композиционного размещения рисунка. Реалистические искания художников-вазописцев, опережающие развитие скульптуры.

 

Чернофигурный стиль в  вазописи – чёрные фигурки на красноватом фоне обожжённой глины.  Одно из достоинств – выразительность силуэтов.

Пример  чернофигурной вазописи: «Аякс и Ахилл, играющие в кости».

 

Краснофигурная  вазопись со светлыми фигурами на чёрном фоне. Возникла позднее чёрнофигурной, имела больше возможностей для передачи объёма и проработки деталей.

Пример  краснофигурной вазописи : «Пелика с ласточкой» (Эрмитаж)

 

Скульптура эпохи архаики. Изображение богов и героев, «куросов» и «кор» - как первые шаги на пути формирования идеального образа человека в скульптуре. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека. Воспитательная роль греческой скульптуры, пафос гражданственности. Преобладание героических, типически-обобщённых человеческих свойств над индивидуальным портретным сходством в греческих скульптурах.

 

Характерные черты скульптур «куросов»:

  • Симметрия и схематизм
  • Строгая фронтальность
  • Тщательная почти декоративная отделка деталей: волос, одежды и др.

 

Проявления  попыток преодолеть схематизм архаической  скульптуры и придать большую  жизненность статуям:

  • «Архаическая улыбка» - имела условный характер, должна была оживлять лицо куроса и выражать состояние жизнерадостности и уверенности;
  • Одна нога выдвигалась вперёд, а рука сгибалась в локте,  изображая движение фигуры.

 

 

  1. Искусство эпохи классики. Афины – ведущий художественный центр. Победа молодого демократического государства в Греко-персидских воинах. Причины возвышения Афин. Другие художественные центры.

 

Задачи, стоявшие перед искусством ранней классики:

  • Поиски реалистичного изображения человека;
  • Способы передачи движения;
  • Объединение многофигурной композиции в единое целое на основе смысловых связей, а не при помощи декоративной симметрии;
  • Синтез скульптуры и архитектуры;
  • Отражение в искусстве общественного идеала.

 

 

Архитектура эпохи классики. Развитие ордерной системы. Коринфский ордер. Ансамбль как характерная черта архитектуры эпохи классики. Главные принципы древнегреческого ансамбля. Афинский акрополь как пример классического ансамбля. Выдающиеся образцы архитектуры эпохи – Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи.

 

Характерные особенности греческих храмов и  архитектурных комплексов:

  • Соразмерность пропорциям человека;
  • Соразмерность отдельных частей и целого, рациональность (продуманность), и ясная простота;
  • Гармоническое единство с природой и вместе с тем превосходство рационального, созданного человеком сооружения над окружающим ландшафтом;
  • Греческие храмы и архитектурные комплексы были рассчитаны на восприятие в движении. Во время праздничных процессий, человек воспринимал одни и те же постройки с разных ракурсов и расстояний, вследствие чего их образ последовательно развивался, открывая всё новые и новые грани;
  • Динамическое равновесие. То есть части архитектурного комплекса уравновешивались не при помощи простой симметрии, а по средствам более сложных композиционных приёмов. Например, массивный Парфенон, на Акрополе, был уравновешен маленьким и изящным Эрехтейоном, за счёт того, что последний обладал более сложной структурой и декором по сравнению с ясной геометрией Парфенона.

 

Оптические поправки в  архитектуре греческих храмов.

 

Скульптура эпохи классики.

 

Фидий. Работы Фидия в украшении Афинского Акрополя. Бронзовая статуя Афины Промахос («Воительницы»). Рельефы Парфенона. «Ника, развязывающая сандалию».

 

Мирон. Мастер мгновенных состояний.

  1. «Дискобол». Изображение человека находящегося в напряжённом, стремительном движении. Сохранение равновесия, не смотря на кульминационный момент в движении. Ощущение сосредоточенной, сконцентрированной силы. Образный строй скульптуры.
  2. «Афина и Марсий».  Столкновение разных характеров в скульптурной группе. Идея превосходства разума, человеческого начала над противостоящими им стихийными, инстинктивными силами.

 

Поликлет и его «Канон». «Дорифор» («Копьеносец»). Изображение спокойно стоящей фигуры. Образы мужественности, героизма и достоинства. Архитектоника в построении человеческой фигуры.

 

Скопас. Бурное, драматическое напряжение духовных сил в скульптурных образах Скопаса. Проблема передачи переживаний человека. Противоречивость, экспрессия и надрыв, нарушающие гармоническую ясность образов классики. «Менада».

Изображение борьбы греков с амазонками в «Галикарнасском мавзолее».

 

Пракситель. Образы, проникнутые духом ясной гармонии, спокойной задумчивости и созерцательности. Отход от героических сюжетов. Мягкость и живописность обработки мрамора Праксителем. Сочетание духовной и телесной красоты. «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская».

Леохар. Ложно-идеализирующее направление в искусстве поздней классики. «Аполлон Бельведерский» - образ скорее внешне эффектный, чем внутренне значительный. Внешне красивое, но лишенное подлинной жизненной убедительности произведение.

 

Лисипп. Последний великий мастер поздней классики. Поиски характерно-выразительного, психологического, а не идеально-совершенного в образе человека. «Апоксимен». Передача состояния усталости. Новые выразительные оттенки состояния героя, рождающиеся при обзоре фигуры с разных точек зрения.

 

Живопись эпохи классики. Аполлодор Афинский. Сикионская и фиванско-аттическая школа живописи. Вазопись. Полихромный стиль. Художественное и историческое значение вазописи.

 

 

  1. Искусство эпохи эллинизма. (IV – I века до н.э.). Отход от мифологического отношения к природе. Восточные влияния. Религиозный синкретизм. Особенности эллинистической архитектур. Архитектурный ансамбль эпохи эллинизма. Пергамский алтарь. Тип греческого жилого дома и его декоративное убранство. Дворцовые сооружения. Скульптура эпохи эллинизма. Нарастание гедонистического начала в пластике и живописи. Александрийская, пергамская и родосская школы. Расцвет глиптики и торевтики.

 

Искусство Древней Греции – как одна из абсолютных вершин мирового искусства.

 

 

 

6. Искусство Древнего Рима

 

Искусство этрусков (VII – IV века до н.э.). Культурные связи Этрурии с Востоком и Грецией. Архитектура. Особенности этрусского храма. Конструктивные основы архитектуры. Тосканский ордер. Свод. Скульптура. Ее связь с культом предков. Влияние этрусского искусства на формирование искусства Древнего Рима.

 

Искусство Рима республиканского периода и периода ранней империи. Этрусская и греческая составляющие римского искусства. Архитектура. Типы зданий и сооружений Древнего Рима. Римская ордерная аркада, или архитектурная  ячейка. Новые техники и материалы. Forum Romanum – как образец архитектурного ансамбля республиканского периода. Скульптура. Формирование и развитие традиций римского скульптурного портрета. Монументальная живопись. Основные стили. Содержание. Художественные достоинства. Эллинистические тенденции в искусстве второй половины I века н.э.

 

Искусство Рима эпохи расцвета империи. Греко-римское и «варваризирующее» течения в искусстве II века н.э. Архитектура. Усиление влияние эллинистических традиций. Форумы императоров как примеры нового типа ансамбля. Принципы архитектурного ансамбля. Скульптурный портрет. Рельеф. Развитие темы триумфа в искусстве. Искусство римских провинций. Фаюмский портрет.

 

Искусство Рима III – IV веков  н.э. Распространение христианства. Возникновение раннехристианских форм искусства, формирование языка символов. Живопись катакомб. Искусство периода официального признания христианства при Константине Великом.

 

Значение искусства  Древнего Рима.

  1. Искусство Древнего Рима

 

Периодизация.

 

  1. Этрусское искусство.

 

Общественный строй  Этрурии, господство военной аристократии. Морская торговля, контакты с другими  народностями, развитие культуры. 

 

Архитектура

Роль этрусского зодчества  в развитии римской архитектуры.

 

Элементы  архитектурной планировки городов  и храмов, оказавшие влияние на римское зодчество:

  • Правильная планировка городов
  • Размещение храма на высоком подиуме
  • Фронтальная ориентация храма, фасад которого украшался глубоким портиком, остальные стороны храма замыкались глухой стеной
  • Существование круглых в плане жилищ. Изобретение купола.

 

 

Скульптура.

 

Зарождение этрусского скульптурного портрета, связанного с погребальным культом. Литьё из бронзы.

Информация о работе Лекция по "Истории искусств"