Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:14, курс лекций
История изучения первобытного искусства, его место в системе художественных ценностей современного общества.
Возникновение искусства. Особенности первобытного искусства. Синкретичный характер культуры. Миф как основа первобытной культуры. Первобытное и традиционное искусство. Искусство и Homo sapiens. Функции первобытного и традиционного искусства. Эволюция изобразительных форм палеолита, мезолита, неолита.
Периодизация:
- 20в. до н.э. – появление на Крите первых дворцов
- 17в. до н.э. – расцвет эгейской цивилизации
- 15в. до н.э. – упадок культуры
Архитектура дворцов.
Размеры и особенности планировки Кносского дворца:
- общая площадь 24 тыс.кв.м., и запутанный план породивший мифы о лабиринте
- отсутствие крепостных стен вокруг дворца
- расположение дворцовых помещений на разном уровне, в крайне запутанном чередовании
- характерная черта эгейской архитектуры - расширяющиеся кверху колонны
- многочисленные световые
колодцы, создававшие
Всё это способствовало живописности общего впечатления.
Монументальная живопись.
Фрески Кносского дворца.
Сюжеты: сцены охоты, кошки ловящие птиц, многочисленные животные, сцены с быками, изображения празднеств.
Сравнить Эгейское и Египетское искусства, которые развивались одновременно. На фоне общности сюжетов выявить принципиальные отличия в мироощущении и в стиле.
Египет: строгая числовая мера, канон, величественность форм, правильное анатомическое построение фигур.
Эгейское искусство: непринуждённость, сказочность, свободная, не скованная правилами линия рисунка.
Примеры фресок Кносского дворца: «Царь-жрец», «Дамы в голубом» («Парижанки»), изображения всевозможных игр с быками, грифонов лежащих среди лилий.
Керамика.
Росписи ваз. Стиль Камарес. Изображение растений и морские мотивы.
Пример: «Ваза с осьминогом»
Влияние Крита на художественную культуру соседних территорий.
Периодизация: расцвет микенской культуры относится к 15 – 12 вв. до н.э.
Архитектура.
Дворцы в Микенах, Тиринфе (Балканский п-в) и Трое (побережье Малой Азии). «Циклопическая» кладка стен в дворцовых укреплениях. Особенности архитектуры, повлиявшие в дальнейшем на конструкцию античных сооружений:
Монументальные сооружения.
«Львиные ворота» в Микенском акрополе.
Декоративно-прикладное и ювелирное искусство.
«сокровищница Атрея», «маска Агамемнона».
Близость позднемикенской и раннегреческой культуры. Значение эгейской культуры для сложения греческого искусства.
5.2. Искусство Древней Греции.
Географическое положение. Причины, способствовавшие высокому развитию искусства в Древней Греции. Мифология и искусство.
Периодизация:
Скульптура. Мелкая пластика, культового характера, имеющая весьма условные, схематические формы.
Архитектура. Появление каменного храма. Ордерная система – как основа архитектурного мышления Древней Греции. Отражение идей демоса в греческом храме. Дорический и ионический ордера. Сложение основных типов греческих храмов – «в антах», «простиль», «амфипростиль», «периптер», «диптер». Переход от тяжеловесных и приземистых форм храмов к более стройным и гармоничным пропорциям. Формирование принципов архитектурного ансамбля.
Изобразительное искусство. Керамика. Ориентализирующий стиль. Повествовательная, сюжетная вазопись. Возникновение многообразия пластических форм сосудов. Взаимосвязь формы сосуда и композиционного размещения рисунка. Реалистические искания художников-вазописцев, опережающие развитие скульптуры.
Чернофигурный стиль в вазописи – чёрные фигурки на красноватом фоне обожжённой глины. Одно из достоинств – выразительность силуэтов.
Пример чернофигурной вазописи: «Аякс и Ахилл, играющие в кости».
Краснофигурная вазопись со светлыми фигурами на чёрном фоне. Возникла позднее чёрнофигурной, имела больше возможностей для передачи объёма и проработки деталей.
Пример краснофигурной вазописи : «Пелика с ласточкой» (Эрмитаж)
Скульптура эпохи архаики. Изображение богов и героев, «куросов» и «кор» - как первые шаги на пути формирования идеального образа человека в скульптуре. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека. Воспитательная роль греческой скульптуры, пафос гражданственности. Преобладание героических, типически-обобщённых человеческих свойств над индивидуальным портретным сходством в греческих скульптурах.
Характерные черты скульптур «куросов»:
Проявления попыток преодолеть схематизм архаической скульптуры и придать большую жизненность статуям:
Задачи, стоявшие перед искусством ранней классики:
Архитектура эпохи классики. Развитие ордерной системы. Коринфский ордер. Ансамбль как характерная черта архитектуры эпохи классики. Главные принципы древнегреческого ансамбля. Афинский акрополь как пример классического ансамбля. Выдающиеся образцы архитектуры эпохи – Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи.
Характерные особенности греческих храмов и архитектурных комплексов:
Оптические поправки в архитектуре греческих храмов.
Скульптура эпохи классики.
Фидий. Работы Фидия в украшении Афинского Акрополя. Бронзовая статуя Афины Промахос («Воительницы»). Рельефы Парфенона. «Ника, развязывающая сандалию».
Мирон. Мастер мгновенных состояний.
Поликлет и его «Канон». «Дорифор» («Копьеносец»). Изображение спокойно стоящей фигуры. Образы мужественности, героизма и достоинства. Архитектоника в построении человеческой фигуры.
Скопас. Бурное, драматическое напряжение духовных сил в скульптурных образах Скопаса. Проблема передачи переживаний человека. Противоречивость, экспрессия и надрыв, нарушающие гармоническую ясность образов классики. «Менада».
Изображение борьбы греков с амазонками в «Галикарнасском мавзолее».
Пракситель. Образы, проникнутые духом ясной гармонии, спокойной задумчивости и созерцательности. Отход от героических сюжетов. Мягкость и живописность обработки мрамора Праксителем. Сочетание духовной и телесной красоты. «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская».
Леохар. Ложно-идеализирующее направление в искусстве поздней классики. «Аполлон Бельведерский» - образ скорее внешне эффектный, чем внутренне значительный. Внешне красивое, но лишенное подлинной жизненной убедительности произведение.
Лисипп. Последний великий мастер поздней классики. Поиски характерно-выразительного, психологического, а не идеально-совершенного в образе человека. «Апоксимен». Передача состояния усталости. Новые выразительные оттенки состояния героя, рождающиеся при обзоре фигуры с разных точек зрения.
Живопись эпохи классики. Аполлодор Афинский. Сикионская и фиванско-аттическая школа живописи. Вазопись. Полихромный стиль. Художественное и историческое значение вазописи.
Искусство Древней Греции – как одна из абсолютных вершин мирового искусства.
6. Искусство Древнего Рима
Искусство этрусков (VII – IV века до н.э.). Культурные связи Этрурии с Востоком и Грецией. Архитектура. Особенности этрусского храма. Конструктивные основы архитектуры. Тосканский ордер. Свод. Скульптура. Ее связь с культом предков. Влияние этрусского искусства на формирование искусства Древнего Рима.
Искусство Рима республиканского
периода и периода ранней империи.
Этрусская и греческая
Искусство Рима эпохи расцвета
империи. Греко-римское и «
Искусство Рима III – IV веков
н.э. Распространение христианства.
Возникновение
Значение искусства Древнего Рима.
Периодизация.
Общественный строй Этрурии, господство военной аристократии. Морская торговля, контакты с другими народностями, развитие культуры.
Архитектура
Роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры.
Элементы архитектурной планировки городов и храмов, оказавшие влияние на римское зодчество:
Скульптура.
Зарождение этрусского скульптурного портрета, связанного с погребальным культом. Литьё из бронзы.