Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:02, курсовая работа
К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм (морские пейзажные картины). Маринизм – или Марина - (ит. marina, от лат. marinus — морской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в.
Это и создавало ту артистичность и легкость, которой отличалась его живопись. И в этом отношении он был верным последователем Брюллова, говорившего, что «работа ничего не стоит, когда готовый подходишь к холсту».
Палитра Айвазовского на протяжении шестидесяти лет творческой деятельности, естественно, претерпела ряд изменений, но ограниченный подбор красок для каждой отдельной картины оставался у него неизменным на протяжении всей жизни.
Палитра Айвазовского была богата и разнообразна. Но для каждой отдельной картины он брал три-пять, редко больше красок тех цветов, какие ему нужны были для данного случая. Этот совершенно своеобразный метод работы был очень рано найден Айвазовским, и он придерживался его в течение всей жизни. Картины Айвазовского независимо от времени их создания, как правило, выдержаны в каком-либо определенном цвете. Еще Стасов и Боголюбов справедливо отметили эту особенность.10 Они обычно голубые или розовые, желтые или лиловые, зеленые или синие... Этот определенный цветовой строй создавался подбором палитры определенного красочного состава.
ГЛАВА III. МАРИНЫ АЙВАЗОВСКОГО
3.1 Батальные марины
Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин "Чесменский бой", написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению.
Айвазовский, носивший почетное звание живописца Главного морского штаба, создал немало картин, посвященных славной боевой истории русского военно-морского флота. Исполненные в разные годы, они являются свидетельством глубочайшего восхищения прославленного мариниста доблестью русских моряков. В основу сюжета картины «Бой в Хиосском проливе» (1848) положен эпизод исторического сражения между русской и турецкой эскадрами, состоявшегося 24 июня 1770 года. Изображен момент боя двух головных кораблей — русского и турецкого. Низкая линия горизонта, уходящая вдаль армада боевых кораблей, клубы пушечного дыма, затянувшие небо, — все это создает ощущение напряженной динамики битвы.
Другой выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина «Чесменский бой». После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. После Чесменского боя адмирал Г. А. Спиридов докладывал Адмиралтейству: «Честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 неприятельский военный флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили... а сами стали быть на всем Архипелаге господствующими».
Слева на переднем плане
картины изображены турецкие моряки,
спасающиеся на обломках своих кораблей,
справа — темная масса корабля, маленькая
шлюпка с гребцами, взорванные турецкие
суда; на дальнем плане виден освещенный
заревом пожара восточный город,
террасами расположившийся по уступам
холма. Впечатление от картины ночного
пожара усиливается благодаря резкому
контрасту между багряно-
Необычность сюжета, яркость
и сочность колорита, некоторая театрализованность
композиционного решения
Заметное место в творчестве
И. К. Айвазовского занимают работы, в
которых нашли отражение
Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Выставку посетил адмирал Нахимов; высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: "Картина чрезвычайно верно сделана". Посетив осажденный Севастополь, Айвазовский написал также ряд картин, посвященных героической обороне города.
Много раз в дальнейшем
возвращался Айвазовский к
Памяти одного из вдохновителей
и организаторов сухопутной обороны
Севастополя 1854—1855 годов В. А. Корнилова
посвящена картина «Малахов курган»
(1893). На переднем плане изображены фигуры
ветеранов Севастопольской
Выдающееся событие русско-
Русский военно-морской флот
очень высоко ценил заслуги живописца
Главного морского штаба и гордился
им. В 1846 году, когда отмечалось десятилетие
творческой деятельности художника, в
Феодосию пришли из Севастополя корабли
Черноморского флота, чтобы приветствовать
выдающегося мариниста. На флагманском
корабле «Двенадцать апостолов»
прибыл замечательный русский
Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та "музыка боя", без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.
3.2«Георгиевский монастырь», 1846
Самое большое количество картин Айвазовского посвящено Черному морю. Превосходный вид на скалы в окрестностях Георгиевского монастыря под Севастополем художник писал не один раз.
Самая известная картина на эту тему - «Георгиевский монастырь» - написана И. К. Айвазовским в 1846 году. Эта работа относится к числу самых ярких произведений раннего периода творчества художника и в полной мере выражает романтические настроения молодого художника.
Художник создает на холсте пейзаж, полный прелести и очарования. Перед нами – изображение мыса Фиолент, являющегося одним из достопримечательностей Крыма. Как обычно, основным «натурщиком» выступает море. Айвазовский изображает море в лунную ночь, снова показывая себя непревзойденным мастером лунного пейзажа.
Лунная дорожка пробегает
по морю, подернутому рябью волн.
На фоне темного неба, серебрящегося
в свете луны, толпятся прибрежные
скалы. Картина покоряет живописной
естественностью и
Композиция полотна построена
так, что при изменении места
просмотра картины зритель
3.3 «Девятый вал», 1857
Картина «Девятый вал» была написана в 1848 (или в 1850) году, когда художнику было всего 33 года и он находился в самом расцвете творческих сил. Картины его восторженно встречались широкими кругами зрителей, знатоками и ценителями искусства, критиками.
Своим названием картина
обязана распространенному
На своем полотне И.
Айвазовский изобразил рассвет
после бурной ночи. За обломок мачты
погибшего корабля цепляются
четыре человека в восточной одежде,
уцелевшие после
Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение.
И. Айвазовский во многих
своих картинах изображал кораблекрушения
и людей, борющихся с морской
стихией. В «Девятом вале» он особенно
резко противопоставляет
Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с их гребней.
Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.
Изображением только нескольких
волн и солнечного сияния И. Айвазовский
позволяет зрителю
Верхняя часть картины
вся наполнена фиолетово-
Свою картину художник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и на «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории русской живописи это полотно блестит, как светлый луч, может быть, еще и потому, что И. Айвазовский выступил со своей «живой» любовью к природе в то время, когда мало кто из русских художников интересовался тем, что мы называем «душой» природы.11
3.4 «Морской пейзаж», 1870
В творчестве И. К. Айвазовского есть ряд элегических картин, изображающих море, ликующее в лучах полуденного солнца. Очарование подобных полотен – в мажорной красочной гамме, в чарующей мягкости и чистоте цвета и какой-то прозрачной ясности, которую они излучают.
Именно поэтому эти полотна носят название «голубых марин» Айвазовского. Одна из самых замечательных среди них – картина «Морской пейзаж», написанная в 1870 году.
Картина «Морской пейзаж» будит в памяти образ парусника из стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий…». Мы видим волнующееся море, исчезающие в солнечной дымке высокие скалы на берегу, накренившийся парусник с парусом, наполненным ветром.
Полотно очень эмоционально по своему содержанию. Художник стремится показать настроение одного мгновения из жизни бесконечно изменчивой морской стихии. Замечательно показан стремительный бег облаков на небе, передано ощущение влажного свежего ветерка, поднимающего череду волн.
Огромное место в композиции
картины занимает небо. Оно написано
с тем же мастерством, что и
море – с помощью серебристо-
Пейзаж удивительным образом сочетает в себе реалистичность изображения и поэтичность. Полотно «Морской пейзаж» - гимн красоте окружающего мира. Используя богатство цветовой палитры, художник прославляет красоту природы, живой и бесконечно изменчивой.
3.5 «Радуга», 1873
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, - нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.