Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:02, курсовая работа
К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм (морские пейзажные картины). Маринизм – или Марина - (ит. marina, от лат. marinus — морской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в.
Радугу не раз писали художники прошлых эпох и наши современники. Обычно, чтобы оттенить яркость спектральных цветов, ее изображали на темном фоне грозовой свинцовой тучи. Иначе показал радугу Айвазовский. Не оттеняя ее цветовой чистоты близлежащими тонами, он воссоздал ее теми же красками, какими написана вся картина, благодаря чему она приобрела прозрачность, мягкость и ту правдивую свежесть и чистоту цвета, которая нас радует в природе; повысился цветовой строй картины и приобрел мягкий сверкающий радужный колорит, ставящий ее в ряд с наиболее совершенными произведениями Айвазовского.
Художнику удалось найти и воплотить в "Радуге" новые черты в живописном искусстве. Массивная черная рама усиливает живописный эффект картины, подчеркивает легкость и радужную ясность ее колорита.
3.6 «От штиля к урагану», 1892
Грандиозное по размерам полотно «От штиля к урагану» было создано И. К. Айвазовским в 1892 году. На нем живописец попытался воссоздать обобщенный образ морской стихии.
Идея полотна проста: зритель, рассматривая картину, может проследить все этапы превращения погоды из штиля в ураган.
Три состояния моря, изображенные
на полотне, – полный штиль, приближающаяся
буря и шторм – вероятно, по замыслу
живописца символизируют
Картина отличается высоким мастерством исполнения, довольно скупой, без ярких цветовых эффектов, колористической гаммой. Через все возможные нюансы и оттенки автор постепенно переходит от голубизны до густой черноты. Разные состояния моря на картине Айвазовского перетекают одно в другое совершенно естественно, производя тем самым эффект удивительной феерии.
Замысел, сюжет и композиционное решение картины «От штиля к урагану», несомненно, явились для Айвазовского смелым экспериментом и уже много лет восхищают зрителей
3.7 «Среди волн», 1898
На огромном полотне вверху изображена лишь узкая полоска грозового неба с низко мчащимися тучами, все остальное пространство заполнили волны бурного моря. Луч солнца, пробившись сквозь облака, как бы тонет в морской пучине. Волны пенятся, сталкиваются в бешеном водовороте, достигая на переднем плане почти натуральных размеров. Композиционным стержнем произведения служит центральная вздыбившаяся волна с белоснежной пеной на гребне, насквозь пронизанная солнечным светом.
Здесь художник нашел совершенно
новое воплощение для темы. Композиция
ее очень проста. Огромный холст
разделен на две неравные части. Вверху
— узкая полоска темного
Художник изобразил бушующую стихию – грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении друг с другом. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. На картине показано лишь бушующее море в момент наиболее грозного состояния морской стихии.
Как и большинство произведений художника, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. Все в ней полно поэзии, особой музыкальной гармонии. Поразительно сочетание серебристо-серых, серовато-синих, сине-зеленых тонов. Краски палитры мастера легко и свободно ложатся на поверхность холста; слой их настолько тонок, что местами проступает белый цвет грунта.
Цветовая гамма этого произведения при большой ее сдержанности обладает широкой шкалой отношений, состоящей из сочетания голубых, лиловатых, зеленоватых оттенков. Они положены на холст без резких контрастов и противопоставлений.
В картине нет ярких цветовых или световых эффектов, несмотря на то, что тоновая гамма ее включает все переходы — от чистого черного в небе до белого тона в гребнях волн. Вся она построена на тонко найденных нюансах. Форма волн вылеплена мягкими колебаниями светотени, и даже белая пена на них втушевана в легкий воздушный тон гребней волны.
При такой живописи, казалось, было бы трудно найти зрительный центр картины, но он имеется и помещен очень удачно среди волн, на среднем плане, где тонет в глубине луч света.
В сюжетном замысле и композиционном построении картины „Среди волн" есть черты, роднящие ее с „Черным морем". В обоих случаях это открытое море в ветреный день, а в трактовке самого сюжета картина „Среди волн" как бы продолжает раскрывать содержание картины „Черное море". Если в первом случае показано взволнованное море, то во втором — уже бушующее, в момент наивысшего, грозного состояния морской стихии.
Знаменательно, что, изображая
такой момент, Айвазовский не вызывает
чувства бессилия перед громадой
вздымающихся волн. Луч солнечного
света, озаряющий картину, придает
ее колориту мажорный цветовой строй
и в сочетании с живым
Вся эмоциональная мощь этой картины достигнута изображением только моря, только волн, как бы кипящих в столкновениях одна с другой.
В картине „Среди волн" у него ярче, чем в каком-либо другом произведении, проявилась особая способность восприятия природы, которая помогла созданию живописного образа морской стихии.
Айвазовский чаще всего изображал не чисто морские виды, как это обычно делали и делают художники-маринисты. В его творчестве очень широко раскрыта основная идея, волновавшая его многие годы. Он нашел и ярко воплотил в живописи образ морской стихии, полный первозданной мощи и „гордой красоты".
Художник знал много способов драматизации сюжетов, но не прибегнул ни к одному из них при создании этого произведения. Работа над картиной протекала быстро и легко.
Огромный холст картины
„Среди волн" требовал, естественно,
иного процесса работы. Весь холст
Айвазовский первоначально
После того как в ослабленном тоне (в полутоне) была выполнена вся картина, Айвазовский на следующем этапе работы углубил тонкими лессировками темные части картины и более пастозно прописал светящиеся гребни волн. Одновременно он энергичными ударами кисти пролепил косматые черные тучи на небе.
Луч света, пересекающий по
диагонали картину слева
Когда это было сделано, Айвазовский пастозным слоем краски положил яркий свет на пенящиеся гребни волн и самые яркие цветовые пятна на них.
В картине великолепно передана пластическая красота разбушевавшегося моря. Художник словно бы тщательно исследует малейший изгиб волны, легкое кружево пены, и эта тщательность не мешает ему создать пейзаж, в котором все частности сведены воедино, благодаря чему возникает героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря. Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В последующее время им было создано еще несколько картин, не менее прекрасных по исполнению и содержанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Долгую, плодотворную жизнь прожил Иван Константинович Айвазовский. Высокое живописное мастерство, повышенная эмоциональность его искусства, яркая патетика образов моря принесли ему заслуженный успех. Восторженными откликами современников были встречены многие его произведения. Объясняя причины необыкновенной популярности художника, В. В. Стасов писал: «У Айвазовского есть своя действительно поэтическая жила, есть порывы к истинной красоте и правде».
Устойчивые признаки индивидуальной манеры И.Айвазовский выработал буквально в первые годы профессиональных занятий и следовал им всю жизнь.
Эта особенность затрудняет
суждение об эволюции его живописного
языка, делает несовершенной любую
периодизацию творчества художника. Однажды
апробированные сюжеты возникают вновь
и вновь, подчас спустя десятилетия.
Однако это постоянство не вызывает
ни привыкания, ни раздражения, ни скуки.
Предметный ареал, в границах которого
существует творческая фантазия художника,
требует обращения к
Изучая наследие известного русского мариниста Айвазовского, приходим к выводу, что тема воды неиссякаема. Вряд ли словом можно передать ее безграничность: сиюминутные краски заката, туманные утра, штиль, пенный прибой, штормовые раскаты бьющейся о камни воды, морские баталии, серии кораблей. Но тогда еще нужно было найти свою манеру, перенести на холст свои, индивидуальные ощущения моря. Айвазовский в свое время говорил: «Художник должен запомнить их. Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта. Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью».12 Для одного из самых ярких представителей феодосийской школы не существовало технических сложностей в передаче физических свойств воды – прозрачности, непокорной изменчивости, световых рефлексов.
Импровизационный метод,
несмотря на кажущуюся простоту, очень
необычен, требует от художника обязательного
наличия и сочетания многих разнообразных
врожденных качеств, а потому сама возможность
его применения для подавляющего
большинства даже очень одаренных
людей совершенно исключена. Отблеск
поэзии, правды и красоты лежит
на лучших полотнах художника, являющихся
высшим достижением мировой
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Соколов А. Невидимый Айвазовский//Петербургский дневник. – №30 (140). – 2007. – с.4-5
2 Барсамов Н. С.. Иван Константинович Айвазовский. М.: Искусство, 1962. - с. 112
3 Барсамов Н. С.. Иван Константинович Айвазовский. М.: Искусство, 1962. - с. 115
4 Письмо И. К. Айвазовского Н. Н. Кузьмину со сведениями о Феодосийской картинной галерее и о своих намерениях. 1 ноября 1899 г. Опубликовано: Журнал «Мир», СПБ, 1912 г., № 1, стр. 72.// Айвазовский. Документы и материалы. – Ереван: Айастан, 1967.
5 Хачатрян Ш. Айвазовский. Апостол мира и гуманизма. – Ереван: Принтинфо, 2007. – С.94
6 Барсамов Н. С.. Иван Константинович Айвазовский. М.: Искусство, 1962. - с. 129
7 Хачатрян Ш. Айвазовский. Апостол мира и гуманизма. – Ереван: Принтинфо, 2007. – С.118
8 Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.— «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
9 Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. – М.: Искусство, 2001. – с. 41
10 Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф. С. – М.: Издательский дом «Искусство», 2002. – с. 221
11 Рассказы о шедеврах живописи/ www.nearyou.ru/100kartin/
12 Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. М.: Искусство, 1962. –с. 193