Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы музыкального воспитания в процессе слушания музыки.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические вопросы слушания музыки, как метода общего музыкального образования.
Выяснить особенности детского музыкального восприятия.
Охарактеризовать методы и технологии организации восприятия музыки.
Рассмотреть принципы подбора репертуара, позволяющего многосторонне развивать ребенка.
Выявить черты наиболее широко применяемых методик.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности.
§1. Характеристика слушания музыки, как части музыкально-эстетического воспитания………………………………………………………………………..5
§2. Особенности музыкального восприятия ребенка…………………………...8
Глава 2. Характеристика методов и технологий организации слушания музыки.
§1. Основные методы и приемы, их общая характеристика…………………11
§ 2. Проблема отбора репертуара для слушания музыки……………………14
§ 3. Принципы построения технологии организации слушания музыки детьми……………………………………………………….……………………21
§4. Вербальные средства раскрытия выразительности музыки……………..26
§5. Наглядность как метод обучения………………………………………….29
Заключени………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………..33
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности.
§1. Характеристика слушания
музыки, как части музыкально-
§2. Особенности музыкального восприятия ребенка…………………………...8
Глава 2. Характеристика методов и технологий организации слушания музыки.
§1. Основные методы и приемы, их общая характеристика…………………11
§ 2. Проблема отбора репертуара для слушания музыки……………………14
§ 3. Принципы построения технологии
организации слушания музыки детьми……………………………………………………….……
§4. Вербальные средства раскрытия
выразительности музыки……………..
§5. Наглядность как метод
Заключени………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования
свидетельствуют о том, что развитие
музыкальных способностей, формирование
основ музыкальной культуры –
т.е. музыкальное воспитание нужно
начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие
полноценных музыкальных
Музыкальное развитие оказывает
ничем не заменимое воздействие
на общее развитие: формируется эмоциональная
сфера, совершенствуется мышление, воспитывается
чуткость к красоте в искусстве
и жизни. «Только развивая эмоции,
интересы, вкусы ребенка, можно приобщить
его к музыкальной культуре, заложить
ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно
важен для дальнейшего
Приобщение к музыке одно
из самых интересных и радостных
занятий. Так как она связана
со многими сферами человеческой
деятельности, учиться можно не только
музыке, но и через музыку, особенно
в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате
вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные
исследования показывают, что ребенок
с самого раннего детства должен дозировано
слушать музыку. При этом дети быстрее
овладевают речью, становятся более подвижными
и активными в общении.
Объектом исследования в
работе являются программы музыкально-
Предмет исследования: технологии и методы организации слушания музыки на уроках.
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы музыкального воспитания в процессе слушания музыки.
Задачи исследования:
Глава 1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности.
§1. Характеристика
слушания музыки, как части музыкально-
Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский подчеркивал: «...попытка дальнейшего развития музыкальной культуры в стране при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента». Всю свою музыкально-пропагандистскую деятельность, композиторский талант Д. Б. Кабалевский отдал воздвижению этого фундамента, отмечая важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства.
Музыка, как и другие виды
искусства, отражает действительность.
В опере и балете она характеризует
поступки, отношения, переживания героев.
В музыке изобразительного характера,
которую можно назвать «
Для характеристики музыкального образа
немалое значение приобретает сочетание
выразительных средств в музыке с поэтическим
словом (а песне), с сюжетом (в программной
пьесе), с действием (в драматизированной
игре и танце). Музыкальный образ делается
более конкретным, понятным слушателю.
Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувств, т. е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения. Всем известно глубокое воздействие музыки на внутренний мир человека, описанное А. М. Горьким в произведении «В людях»: «...когда слушаешь ее, то забываешь — день на земле или ночь, мальчишка я или старик, забываешь все».
Сила воздействия музыки
зависит от личности человека, от подготовленности
его к восприятию. Надо развивать
восприятие музыки как деятельность
активную, подобную пению, игре на инструментах.
Но это сложная работа, так как
она связана с тонкими, глубокими
внутренними переживаниями. Их и выявить
трудно, и наблюдать нелегко, и особенно
сложно формировать. Необходимо прежде
всего понять, о чем «рассказывает» музыка.
Естественно, что слушатель как бы мысленно
следует за развитием музыкальных образов.
Музыкальное восприятие — сложный, чувственный,
поэтический процесс, наполненный глубокими
внутренними переживаниями. В нем переплетаются
сенсорные ощущения музыкальных звуков
и красота созвучий, предыдущий опыт и
живые ассоциации с происходящим в данный
момент, следование за развитием музыкальных
образов и яркие ответные реакции на них.
Как художественное слово
или картина, музыка должна стать
для детей доступным средством
выражения чувств, настроений, мыслей.
Слушание музыки развивает интерес,
любовь к ней, расширяет музыкальный
кругозор, повышает музыкальную восприимчивость
детей, воспитывает зачатки
В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально-художественное восприятие. Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культуру, да и просто любовь человека к музыке.
Художественное восприятие детей
дошкольного возраста в общих
чертах сходно с развитым художественным
восприятием взрослого
Процесс музыкального восприятия детей и взрослых характеризуют следующие параметры (Н.А. Терентьева):
- эмоциональность (интенсивность и процессуальность образных переживаний, их адекватность художественному строю произведения);
- нестандартность мышления (способность к парадоксам, оригинальным сравнениям);
- целостность-
- глубина и широта ассоциативной деятельности (разноплановость образов, их многомерность, полнота субъективных представлений).
В процессе слушания музыки у детей формируется умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
§2. Особенности музыкального восприятия ребенка.
Музыкальное восприятие ребенка обладает существенными характеристиками, свойственными только этому возрасту.
Высокая эмоциональность восприятия музыкальных произведений. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. У ребенка при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.
Таким образом, высокая эмоциональность является характерной чертой восприятия музыки детьми.
К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются, обогащаются. На этой основе происходит зарождение оценки, появляются первые суждения о музыкальном произведении. Ребенок делает попытки определить, сочинение какого композитора он слушает, проявляет интерес к повторному прослушиванию музыки, стремится узнать что-то новое о создателях музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности.
Но такой процесс развития художественного восприятия детей возможен только в том случае, если развитию художественного восприятия уделяется достаточно внимания со стороны родителей и педагогов.
Творческий характер восприятия музыкальных произведений. Музыкальное восприятие - это активный творческий процесс, т. е. активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа.
Творческая деятельность детей помогает понять, прочувствовать музыку. Различные движения под музыку, ритмические подражания характерным движениям персонажа способствуют более глубокому восприятию и запоминанию музыкальных произведений, осознанию их характера. Дети учатся слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Творческая деятельность способствует дальнейшему развитию художественного восприятия, но и само восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной художественной деятельности могут служить средствами его развития.
Особый характер слушательских реакций на музыкальное произведение. Помимо высокой эмоциональности и творчества музыкальное восприятие детей характеризует некая связь с внешними опорами. Это выражается в специфическом действии, вернее содействии: когда ребенок становится на позицию героя произведения, только так он может понять заложенный в произведении смысл.
Восприятие музыки детьми, в отличие
от взрослого, может показаться ограниченным,
так как приходится иметь дело
с неразвитостью детского мышления,
памяти, речи, ограниченностью словарного
запаса. Как правило, результаты музыкального
восприятия исследуются по словесным
описаниям детей. Но высказывания детей
лишь относительно отражают то, что
они переживают. По мнению Н.А. Ветлугиной,
судить о полноте и глубине
восприятия детьми музыки можно на
основании наблюдений за их непосредственными
двигательными реакциями в
Эмоциональные реакции не всегда могут быть объяснимы ребенком как в силу сравнительно небольшого словарного запаса, так и в силу неосознанности настроения, вызванного музыкальным произведением.
Постепенно у детей
Информация о работе Методы и технологии организации слушания музыки детьми