Методы и технологии организации слушания музыки детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы музыкального воспитания в процессе слушания музыки.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические вопросы слушания музыки, как метода общего музыкального образования.
Выяснить особенности детского музыкального восприятия.
Охарактеризовать методы и технологии организации восприятия музыки.
Рассмотреть принципы подбора репертуара, позволяющего многосторонне развивать ребенка.
Выявить черты наиболее широко применяемых методик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности.
§1. Характеристика слушания музыки, как части музыкально-эстетического воспитания………………………………………………………………………..5
§2. Особенности музыкального восприятия ребенка…………………………...8
Глава 2. Характеристика методов и технологий организации слушания музыки.
§1. Основные методы и приемы, их общая характеристика…………………11
§ 2. Проблема отбора репертуара для слушания музыки……………………14
§ 3. Принципы построения технологии организации слушания музыки детьми……………………………………………………….……………………21
§4. Вербальные средства раскрытия выразительности музыки……………..26
§5. Наглядность как метод обучения………………………………………….29
Заключени………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Характеристика деятельности слушание музыки в дошкольном детстве.docx

— 58.00 Кб (Скачать документ)

Формы словесного руководства  различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование  зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения (вокального, инструментального), момента ознакомления (первоначальное или повторное слушание), жанра, характера  произведения, возраста маленьких слушателей.

Направляя внимание детей  на восприятие вокальной музыки, педагог  строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Знакомя с  инструментальной музыкой, он делает небольшие  пояснения более общего характера. Если пьеса имеет программу, она, как правило, выражена в названии, например «Марш деревянных солдатиков»  П. Чайковского. Исполняя ее впервые, педагог  поясняет: «Музыка четкая, легкая, ведь солдатики маленькие, деревянные —  это игрушечный марш». При повторном  прослушивании обращает внимание на то, что, когда солдатики подходят ближе, музыка звучит громче, а когда  уходят, звучание затихает. Позднее  дети самостоятельно различают динамические оттенки, осмысливая их выразительное  значение.  
Пояснения педагога на занятиях с малышами предельны, коротки, обращены на основной образ. «Музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело пляшут»,— говорит педагог, исполняя народную плясовую мелодию, или напоминает: «Вчера мы с вами гуляли и слышали: поют птички. Как они поют, как чирикают?» Дети отвечают. Педагог заканчивает: «И я спою вам песню про птичку». После этого исполняет сначала фортепианное сопровождение песни М. Раухвергера «Птичка», чтобы дети почувствовали изобразительный характер музыки, а затем всю песню. Отметим, что музыкальные вступления и заключения песен из репертуара младших групп детского сада часто носят изобразительный характер. Краткие пояснения педагога, тут же сопровождаемые музыкальными примерами, помогают детям почувствовать художественный образ. 

Пояснения педагога, опираясь на наглядные музыкальные  примеры, привлекают внимание малышей  к особенностям фортепианного изложения, передающего образы петушка, птички, маленького барабанщика.  
В работе с детьми среднего и особенно старшего дошкольного возраста беседы носят более развернутый характер, внимание обращается на развитие художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных средств. 

 

§5. Наглядность – как метод обучения.

Использование наглядных  приемов для активизации музыкального восприятия зависит от источника  дополнительной информации о музыке. Если это литературное произведение (стихи, цитата из поэтического текста песни, из рассказа, загадка, пословица) или фрагмент исполняемого произведения (вспомним музыкальное вступление к  песням «Петушок», «Птичка»), то можно  говорить о применении наглядно-слуховых приемов. Эти приемы обращены к слуху  ребенка. Наглядность понимается как  метод познания музыки. Живое созерцание не обязательно зрительное. Для развития музыкального восприятия очень ценны  музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки. Также  полезно использование грамзаписи.

Следует отметить, что непосредственное общение с исполнителем облегчает  ребенку восприятие. Но и слушание музыки в грамзаписи имеет свои преимущества. Если дети несколько раз прослушают в исполнении педагога какую-либо пьесу, то, услышав ее затем в оркестровом  изложении, получат дополнительные наглядные представления, которые  заметно расширят и обогатят их кругозор.  
Восприятию музыкальных произведений помогут также изобразительные иллюстрации, художественные игрушки, пособия, т. е. наглядно-зрительные приемы.

В методике работы с малышами широко применяются художественные игрушки, они «двигаются», «разговаривают»  с детьми, участвуют в различных  событиях. Получаются как бы маленькие  театрализованные представления, в  процессе которых дети слушают музыку. Книжные иллюстрации, эстампы чаще применяются в работе со старшими детьми. Поэтические картины природы, труд человека, общественные события, переданные средствами изобразительного и музыкального искусства, дополняют детские представления.  
Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие, например небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети (слушая танец или марш, ребята показывают карточку с условным обозначением), бегущий мальчик и медленно идущий человек (воспринимая двух- или трехчастную форму пьесы, отличающуюся сменой темпов, дети отмечают начало каждой части соответствующим изображением на фланелеграфе).  
Можно ориентироваться и на мышечно-двигательные ощущения детей с целью формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях. Слушая музыку веселого или спокойного характера в младших группах, можно использовать движения с палочками, флажками, кубиками. В старших группах предлагая детям различить части, фразы произведения, высокий, средний, низкий регистры, ритмические особенности, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.  
Слушание одних и тех же пьес, песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-либо новое.

Первое   ознакомление   с   музыкой   предусматривает   целостное восприятие, осмысливание ее общего настроения.  Поэтому важно выразительно исполнить произведение в  целом, дать краткую характеристику   содержания,   отметить   наиболее   яркие   его  особенности. 

При повторном прослушивании  внимание детей (особенно старшего возраста) привлекается не только к художественному  воплощению общего замысла, но и к  отдельным средствам музыкальной  выразительности. На каждом занятии  ставятся новые задания, активизирующие детское восприятие.

Таким образом, восприятие музыки требует различных  методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.  
Показателем элементарно развитого музыкального восприятия может служить отношение ребенка к той или иной музыке. Педагог отмечает любимые детьми произведения, желание их слушать. Малышам для слушания можно выбрать из двух произведений то, которое больше нравится. В старших группах следует выяснить, что ребята предпочитают и почему нравится та или иная песня, пьеса.

 

 

Заключение

В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К  числу их принадлежат понятия  о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах  выразительности. Неоднократно слушая произведения, дети постепенно запоминают их, у них развивается вкус, определенное отношение к тому или иному  произведению, появляются любимые среди  них.

В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства.

В ходе работы были рассмотрены  особенности восприятия музыки детьми, проанализированы методы и технологии организации процесса слушания.

Кроме этого, в результате работы охарактеризован наиболее яркий  и способствующий многостороннему  развитию ребенка музыкальный репертуар. А так же приведены примеры  наиболее широко используемых методик  проведения слушания.

 

 

Список литературы:

 

  1. Басов М. Я.  Восприятие [Текст] // Избр. психол. произв. — М., 1975. – 278с.
  2. Ветлугина  Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду[Текст]. – М., 1981. – 256с.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: "Просвещение", 1984. – 207c.
  4. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. –Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание» [Текст]/  3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 115с.
  5. Всемирная энциклопедия: [Текст] Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М. : АСТ, Мн.: Харвест, современный литератор, 2001.- 1312с.
  6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 289с.
  7. Музыкальное воспитание детей [Текст]: пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. / Ред. О.П.Радынова – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 167с.
  8. Петрушин В. И. Развитие музыкального восприятия [Текст] // Музыкальная психология. — М., 1997. – 345с.
  9. Радынова О. Слушаем музыку [Текст]: Книга для воспитателя и музыкального руководителя. - М., 1990. – 177с.
  10. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание детей [Текст]. — М., 1998. – 198с.
  11. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ [Текст] / Авт.-сост. О. А. Владимирова. — СПб.: 
    Композитор • Санкт-Петербург, 2006.  – 245с.
  12. http:/www. buslik.net [Электронный доступ] – «Слушание и восприятие музыки — основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
  13. http://www.i-gnom.ru [Электронный доступ] – «Методика обучения навыкам слушания музыки»

 

 


Информация о работе Методы и технологии организации слушания музыки детьми