Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы музыкального воспитания в процессе слушания музыки.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические вопросы слушания музыки, как метода общего музыкального образования.
Выяснить особенности детского музыкального восприятия.
Охарактеризовать методы и технологии организации восприятия музыки.
Рассмотреть принципы подбора репертуара, позволяющего многосторонне развивать ребенка.
Выявить черты наиболее широко применяемых методик.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности.
§1. Характеристика слушания музыки, как части музыкально-эстетического воспитания………………………………………………………………………..5
§2. Особенности музыкального восприятия ребенка…………………………...8
Глава 2. Характеристика методов и технологий организации слушания музыки.
§1. Основные методы и приемы, их общая характеристика…………………11
§ 2. Проблема отбора репертуара для слушания музыки……………………14
§ 3. Принципы построения технологии организации слушания музыки детьми……………………………………………………….……………………21
§4. Вербальные средства раскрытия выразительности музыки……………..26
§5. Наглядность как метод обучения………………………………………….29
Заключени………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………..33
Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения (вокального, инструментального), момента ознакомления (первоначальное или повторное слушание), жанра, характера произведения, возраста маленьких слушателей.
Направляя внимание детей
на восприятие вокальной музыки, педагог
строит беседу, опираясь на единство музыкального
и поэтического текста. Знакомя с
инструментальной музыкой, он делает небольшие
пояснения более общего характера.
Если пьеса имеет программу, она,
как правило, выражена в названии,
например «Марш деревянных солдатиков»
П. Чайковского. Исполняя ее впервые, педагог
поясняет: «Музыка четкая, легкая, ведь
солдатики маленькие, деревянные —
это игрушечный марш». При повторном
прослушивании обращает внимание на
то, что, когда солдатики подходят
ближе, музыка звучит громче, а когда
уходят, звучание затихает. Позднее
дети самостоятельно различают динамические
оттенки, осмысливая их выразительное
значение.
Пояснения педагога на занятиях с малышами
предельны, коротки, обращены на основной
образ. «Музыка веселая, плясовая, и наши
куклы весело пляшут»,— говорит педагог,
исполняя народную плясовую мелодию, или
напоминает: «Вчера мы с вами гуляли и
слышали: поют птички. Как они поют, как
чирикают?» Дети отвечают. Педагог заканчивает:
«И я спою вам песню про птичку». После
этого исполняет сначала фортепианное
сопровождение песни М. Раухвергера «Птичка»,
чтобы дети почувствовали изобразительный
характер музыки, а затем всю песню. Отметим,
что музыкальные вступления и заключения
песен из репертуара младших групп детского
сада часто носят изобразительный характер.
Краткие пояснения педагога, тут же сопровождаемые
музыкальными примерами, помогают детям
почувствовать художественный образ.
Пояснения
педагога, опираясь на наглядные музыкальные
примеры, привлекают внимание малышей
к особенностям фортепианного изложения,
передающего образы петушка, птички,
маленького барабанщика.
В работе с детьми среднего и особенно
старшего дошкольного возраста беседы
носят более развернутый характер, внимание
обращается на развитие художественного
образа, поясняется выразительное назначение
музыкальных средств.
§5. Наглядность – как метод обучения.
Использование наглядных
приемов для активизации
Следует отметить, что непосредственное
общение с исполнителем облегчает
ребенку восприятие. Но и слушание
музыки в грамзаписи имеет свои преимущества.
Если дети несколько раз прослушают
в исполнении педагога какую-либо пьесу,
то, услышав ее затем в оркестровом
изложении, получат дополнительные
наглядные представления, которые
заметно расширят и обогатят их кругозор.
Восприятию музыкальных произведений
помогут также изобразительные иллюстрации,
художественные игрушки, пособия, т. е.
наглядно-зрительные приемы.
В методике работы с малышами
широко применяются художественные
игрушки, они «двигаются», «разговаривают»
с детьми, участвуют в различных
событиях. Получаются как бы маленькие
театрализованные представления, в
процессе которых дети слушают музыку.
Книжные иллюстрации, эстампы чаще
применяются в работе со старшими
детьми. Поэтические картины природы,
труд человека, общественные события,
переданные средствами изобразительного
и музыкального искусства, дополняют детские
представления.
Могут быть применены и различные методические
пособия, активизирующие музыкальное
восприятие, например небольшие карточки,
на которых изображены танцующие и марширующие
дети (слушая танец или марш, ребята показывают
карточку с условным обозначением), бегущий
мальчик и медленно идущий человек (воспринимая
двух- или трехчастную форму пьесы, отличающуюся
сменой темпов, дети отмечают начало каждой
части соответствующим изображением на
фланелеграфе).
Можно ориентироваться и на мышечно-двигательные
ощущения детей с целью формирования наглядных
представлений о некоторых музыкальных
явлениях. Слушая музыку веселого или
спокойного характера в младших группах,
можно использовать движения с палочками,
флажками, кубиками. В старших группах
предлагая детям различить части, фразы
произведения, высокий, средний, низкий
регистры, ритмические особенности, можно
также использовать различные двигательные
элементы: постукивание, хлопки, поднимание,
опускание рук и т. д.
Слушание одних и тех же пьес, песен необходимо
многократно повторять, предусматривая
такую методику, чтобы каждый раз ребенок
радовался, узнавал о них что-либо новое.
Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысливание ее общего настроения. Поэтому важно выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности.
При повторном прослушивании
внимание детей (особенно старшего возраста)
привлекается не только к художественному
воплощению общего замысла, но и к
отдельным средствам
Таким образом,
восприятие музыки требует различных
методических приемов, активизирующих
переживания детей и
Показателем элементарно развитого музыкального
восприятия может служить отношение ребенка
к той или иной музыке. Педагог отмечает
любимые детьми произведения, желание
их слушать. Малышам для слушания можно
выбрать из двух произведений то, которое
больше нравится. В старших группах следует
выяснить, что ребята предпочитают и почему
нравится та или иная песня, пьеса.
Заключение
В содержание обучения слушанию
музыки входит не только ознакомление
с музыкальными произведениями. Необходимо
научить ребенка слушать
В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства.
В ходе работы были рассмотрены особенности восприятия музыки детьми, проанализированы методы и технологии организации процесса слушания.
Кроме этого, в результате работы охарактеризован наиболее яркий и способствующий многостороннему развитию ребенка музыкальный репертуар. А так же приведены примеры наиболее широко используемых методик проведения слушания.
Список литературы:
Информация о работе Методы и технологии организации слушания музыки детьми