Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:26, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать использование моделирования, как метода в обучении детей дошкольного возраста декоративному рисованию.
Введение………………………………………………………………......................3
Глава 1. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста де-коративному рисованию…………………………………………………………..7
1.1. Проблемы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию в психолого-педагогической литературе………………………..7
1.2. Методические основы обучения детей дошкольного возраста декора-тивному рисованию…………………………………………………………..12
1.3. Моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста деко-ративному рисованию………………………………………………………...18
Глава 2. Использование моделирования в обучении детей старшего до-школьного возраста декоративному рисованию……………………………..23
2.1. Анализ исходного уровня обученности детей дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………...30
Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше [28].
Детей необходимо научить: симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета; использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы, находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
Детей
учат в первом квартале новому приему
построения узора на круге - заполнению
всей формы узором, построенным из
центра, путем симметричного
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету [28].
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева [17].
В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковской - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами [28].
Задачи
обучения детей седьмого года жизни
декоративному рисованию
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра) [28].
Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение. Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев. Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок. Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи). Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи [28].
В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками [28].
В
декоративном рисовании во всех группах
используется только гуашь, которая
позволяет наносить цвет на цвет, а
это часто требуется в
В конце 20-го столетия в практику работы ДОУ стали включать работу по моделированию и использованию моделий.
Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредованному решению познавательных задач.
Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения. Для моделирования этих отношений ребенок может использовать условно-символические изображения, и даже несложные графические схемы. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности [24].
Автор подчеркивает, что важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности – учебной [24].
Л. С. Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, должна быть одновременно программой для самого ребенка. Поэтому обучение старших дошкольников, отвечающее этому требованию, следует понимать не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детских понятий более развитыми понятиями взрослых, а как перестройку под влиянием педагогических воздействий отношения ребенка к окружающей действительности, как изменение его характера деятельности [4].
Г.А. Урунтаева констатирует, что необходимо правильно определить наиболее уместные на занятиях с дошкольниками формы и методы обучения, учесть возрастные возможности детей. Необходимо помнить, что учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка [38].
Венгер и Поддьяков о модели и моделировании.
Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию – игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник – опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего – игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию [47].
Существует три вида моделей:
Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.
Раскрывать существенное в объекте.
Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитее их мышления.
При
помощи картинок-моделей можно
В декоративном рисовании моделирование используют для закрепления навыков построения композиции узора, для различения элементов росписей.
Эта работа проводится в виде дидактических игр: «Выложи узор», «Выложи узор, обведи его карандашом и закрась», «Выложи узор и зарисуй его в альбом», «Из какого орнамента этот элемент?»
Модели орнаментов могут быть выполнены из цветных или однотонных материалов, разных на ощупь, что стимулирует зрительную и осязательную память.
Моделирование использую для формирования знаний о свойствах, структуре объектов. Я использую модель как наглядно-практическое средство познания, которая должна соответствовать требованиям:
Четко отражать основные свойства.
Быть
простой и доступной для
Отчетливо передавать те свойства, которые должны быть освоены с ее помощью.
Должна облегчать познание.
Обучение
моделированию следует
Воспитатель: предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.