Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать использование моделирования, как метода в обучении детей дошкольного возраста декоративному рисованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………......................3
Глава 1. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста де-коративному рисованию…………………………………………………………..7
1.1. Проблемы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию в психолого-педагогической литературе………………………..7
1.2. Методические основы обучения детей дошкольного возраста декора-тивному рисованию…………………………………………………………..12
1.3. Моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста деко-ративному рисованию………………………………………………………...18
Глава 2. Использование моделирования в обучении детей старшего до-школьного возраста декоративному рисованию……………………………..23
2.1. Анализ исходного уровня обученности детей дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Полностью работа.docx

— 651.35 Кб (Скачать документ)

    Организует  сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства.

    Постепенно  увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

    Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.

    Руководит созданием моделей элементарных понятий.

    С раннего возраста мы знакомим детей  с разными видами человеческой деятельности, носящими отражательный характер (в  том числе и с речевой деятельностью), подчеркивая, что с помощью этих видов деятельности человек выражает свой внутренний мир, свои чувства, переживания, отношения [14].

    Для этого сначала свой рассказ сопровождаю  графической иллюстрацией – лаконичным, упрощенным рисунком, соответствующим  основной мысли излагаемого. В результате у детей формируется наглядное представление о том, что рисунком можно рассказать о чем-либо, выразить и отношение к действующим лицам рассказа, и их основные характеристики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Использование  моделирования в  обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию 

    2.1. Анализ исходного уровня обученности детей дошкольного возраста декоративному рисованию 

    Для подтверждения нашей цели нами было проведено исследование, которое проводилось на базе МДОУ Центр развития - детский сад «Гнездышко» г. Черногорска. Группа из 20 человек. Обучение в детском саду идет по программе «Радуга».

    Целью исследовательской работы является выявление исходного уровеня обученности декоративному рисованию у детей старшего дошкольного возраста.

    Для проведения исследования мы дали задание  детям один из трёх образцов узоров разной степени сложности, им были предложены краски и кисти. Выбор сделанный детьми позволит объективно оценить уровень технических умений детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.

    Анализ  уровня обученности декоративному рисованию у детей старшего дошкольного возраста был выполнен по диагностической методике Т.С. Комаровой.

    Особенности изображения:

    1. Передача формы:

    3 балла – форма передана точно;

    2 балла – есть незначительные  искажения формы;

    1 балл – искажения значительные, форма не удалась.

    Строение  предметов:

    3 балла – части расположены  верно;

    2 балла – есть незначительные  отклонения;

    1 балл – части и предметы  расположены неверно.

    3. Передача пропорций  предмета:

    3 балла – пропорции предмета  соблюдены;

    2 балла – есть незначительные  искажения;

    1 балл – пропорции предмета  переданы неверно.

    4. Композиция:

    Расположение  на листе:

    3 балла – по всему листу;

    2 балла – на половину листа  или на одной линии;

    1 балл – расположение на листе  не продумано.

    5. Цвет:

    Цветовое  решение изображения:

    3 балла – реальный цвет предметов;

    2 балла – есть отступления от  реальной окраски;

  1. балл – цвет предметов передан неверно.

    6.Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    3 балла - многоцветная или ограниченная  гамма – цветовое решение соответствует  замыслу и характеристике изображаемого;

    2 балла – преобладание нескольких  цветов или оттенков в большей  степени случайно;

    1 балл – безразличие к цвету,  изображение выполнено в одном  цвете.

    7. Устойчивость интереса:

    3 балла – интерес сохраняется  в течение всего процесса деятельности;

    2 балла – интерес к деятельности  периодически пропадает, возобновляется  использованием игровых приемов;

    1 балл – интерес к процессу  деятельности отсутствует.

    8. Обогащение замысла:

    3 балла – в процессе работы  появляются новые детали, дополняющие  и углубляющие содержание;

    2 балла – изображение дополняется,  но не существенно;

    1 балл – обогащение замысла  не происходит.

    Анализ  процесса деятельности:

    9. Характер линии:

  1. балла – слитная;

    2 балла – линия прерывистая;

  1. балл – дрожащая (жесткая, грубая).

    10. Нажим:

    3 балла – средний;

  1. балла – сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

    1 балл – слабый (иногда еле видный).

    11. Раскрашивание (размах):

  1. балла – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

    2 балла – крупными размашистыми  движениями, иногда выходящими за  пределы контура;

    1 балл – беспорядочными линиями,  не умещающимися в переделах  контура.

    12. Регуляция силы  нажима:

    3 балла – ребенок регулирует  силу нажима, раскрашивает в пределах  контура;

  1. балла – ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

    1 балл – ребенок не регулирует  силу нажима, выходит за пределы  контура.

      Регуляция деятельности:

    13. Отношение к оценке  взрослого:

  1. балла – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

    2  балла – эмоционально реагирует  на оценку взрослого;

    1 балл – безразличен к оценке  взрослого (деятельность не изменяется).

    14. Оценка ребенком созданного им изображения:

    3 балла – адекватна;

    2 балла – неадекватна (завышенная, заниженная);

    1 балл – отсутствует.

    15. Эмоциональное отношение  к деятельности: на  сколько ярко(сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

    К предложенному заданию;

    К процессу деятельности;

    К продукту собственной деятельности.

    16. Уровень самостоятельности:

    3 балла – выполняет задание  самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

    2 балла – требуется незначительная  помощь, с вопросами к взрослому  обращается редко;

    1 балл – необходима поддержка  и стимуляция деятельности со  стороны взрослого, сам с вопросами  к взрослому не обращается.

    17. Творчество:

    Самостоятельность замысла;

    Оригинальность  изображения;

    Стремление  к наиболее полному раскрытию  замысла.

    Которая включает в себя 17 критериев, каждый из них имеет от одного до трех показателей, таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок, составляет 51 балл, минимальное количество 17 баллов. Таким образом, уровень обученности техническим приемам работы кистью составляет: низкий уровень – 17-29 баллов, средний уровень – 30-40 баллов, высокий уровень – 41-51 балл.  
 

Таблица 1.

Исходный  уровень обученности декоративному  рисованию

у детей  старшего дошкольного возраста 

Группы 
Уровни
Высокий Средний Низкий
 
Констатирующая группа
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
4 50% 12 30% 4 20%
 

    Оценка  данных критериев по системе 3 баллов.

    а) высокий уровень – 3 балла (умение выполнять работу самостоятельно без  помощи педагога)

    б) средний уровень – 2 балла (умеют  выполнять работу самостоятельно с  незначительной помощью педагога)

    в) низкий уровень -1 балл (не справляются  с выполнением работы самостоятельно)

    Хотелось  бы отметить, что несколько детей (К. Сергей, Б. Вова, К. Оксана, Б. Соня) обратили на себя внимание сразу. В процессе беседы мы выяснили, что эти дети очень много занимаются дома с мамами, которые обучают их некоторым приемам рисования. По результатам диагностики мы определили, что у них высокий уровень обученности декоративному рисованию (22 - 27 баллов): они верно передали форму и строение предметов, в процессе работы сохраняли интерес к деятельности, обогатили свой замысел новым содержаниями. Замысел сформировался у них до начала рисования. Что касается самостоятельности выбора темы, то здесь мы выяснили, что нечто подобное они уже рисовали дома с мамами, поэтому мы не можем сказать, что идеи были целиком и полностью их.

    Саша  П., который в самом начале исследования рисовать не хотел, все же приступил к работе, хотя без особого энтузиазма, его работа получилась мрачной. Для рисования он выбрал не очень яркие краски, замысел оформил самостоятельно. Форму и строение предметов передал верно, хотя с нескольким искажением. Особой оригинальностью работа не отличалась, проявилась шаблонность. Обогащение замысла не происходило, техник изображения не использовал, интерес к процессу деятельности отсутствовал. Таким образом, по уровню обученности декоративному рисованию, Саша находится на среднем уровне.

    А Лену А., уровень обученности декоративному рисованию мы также отнесли к среднему уровню, так как в изображении имеются некоторые искажения формы предметов, их строения, пропорции не соблюдены. Но, хотя замысел представлял собой симбиоз идей, Лена сама без посторонней помощи придумала сюжет. Интерес к деятельности периодически пропадал, замысел дополнялся, но не существенно, нетрадиционных техник в работе она не использовала.

    Результаты  диагностики выявили также детей, находящихся на низком уровне обученности декоративному рисованию – М. Егор, В. Ксения, Д. Диана, Б. Владик . Например: Егор взял за основу замысел соседа, седящего за соседним столом, Саши П. и тоже захотел нарисовать дом с забором. Интерес к работе отсутствовал, обогащения замысла не происходило, техники не использовались, работа явилась почти точной копией друга. Форма и строение предметов передавались неточно, рисовал такими же красками, также как и сосед.

Информация о работе Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию