Наука Эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:32, реферат

Описание

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .

Содержание

Введение
1. Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии
2. Основные черты Эпохи Возрождения:
а) Характер культуры Возрождения
б) Гуманизм Возрождения
в) Свободомыслие и светский индивидуализм
г) Наука Возрождения
д) Учение об обществе и государстве
3. Искусство Возрождения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 96.99 Кб (Скачать документ)

Департамент образования  города Москвы

Педагогический  колледж №5

 
 
 
 
 
 

Реферат по предмету

Мировая Художественная Культура

на тему:

«Наука Эпохи  Возрождения»

 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка гр. 3 «з» Леденёва Елена

Преподаватель: Бабаева Т.Н.

 
 

г. Москва

2003-2004

План 

Введение

1.                 Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии

2.                 Основные черты Эпохи Возрождения:

а) Характер культуры Возрождения

б) Гуманизм Возрождения

в) Свободомыслие  и светский индивидуализм

г) Наука Возрождения

д) Учение об обществе и государстве

3.                 Искусство Возрождения

Заключение

Список литературы

Введение 

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.

В XIV - XV вв. зарождались  раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой  степени способствовали: высокий  уровень урбанизации, подчинение деревни  городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных  не только на внутренний, но и на внешний  рынок .

Складывание новой  культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях  различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного  и финансового предпринимательства  серьезно расходился с реальной жизненной  практикой этих социальных слоев  с их стремлением к мирским  благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной  верхушки отчетливо проступали черты  рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания  личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая  “честное обогащение”, радости мирской  жизни, венцом успеха которой считались  престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой  перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии1. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

1. Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологи. 

В современной  науке существует несколько точек  зрения на термин «Возрождение». В широком  понимании этот термин определяет этнокультурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры. В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина «Возрождение» («Ренессанс») принято в настоящей работе.

Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не является необходимой  стадией развития для любой национальной культуры (в отличие от мифологического  – антично-первобытного или теоцентрического–средневекового этапов). Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода Ренессанса в культурном процессе. Эти точки зрения можно суммировать следующим образом:

-              эпоха Возрождения является целиком самостоятельным новым этапом в истории европейской культуры, наследующим Средневековье, но при этом являющимся ментальной противоположностью последнего как культурологический феномен, родственный греко-римской античности.

-              Ренессанс представляет собой последнюю стадию развития Средневековья, квинтэссенцию всего выработанного и осознанного культурой за десять средневековых веков Европы (выдающийся голландский культуролог Й. Хейзинга называет Ренессанс «осенью Средневековья»);

-              Ренессанс есть переходная эпоха от Средневековья к Новому времени со всеми присущими такому “мосту” противоречиями, непоследовательностью, регрессиями (например, феномены Реформации и Контрреформации, секуляризации и инквизиции, и т.п.).

У каждой из выделенных точек зрения есть весомые аргументы, и наша задача в данном случае состоит  в том, чтобы на их примере показать несовпадение содержания термина в  различных культурологических подходах. Обратим внимание и на то, что при изучении не экономической или социальной истории, а именно, культорологии, воспринимая культуру не дискретно, а как непрерывный процесс развития, мы невидим противоречий между различными позициями в изучении этой культурной эпохи как особенной, но в то же время типической, в значительной мере переходной, а поэтому культурологически родственной и таким эпохам, как эллинизм, культура барокко, позже – девятнадцатый век, а возможно, и вторая половина двадцатого.

Сам термин «возрождение»  для характеристики эпохи XIV-XVI века был введен ее современниками –  итальянскими гуманистами. Генетически  связанный с религиозно-этическим  понятием «обновление», этот термин приобретает  в указанный период принципиально  иной смысл: обновление культуры, подъем литературы, искусства, науки после  их длительного упадка в средние  века – кстати сказать, и последний  термин тоже был творением ренессансных гуманистов: “эпоха посредине” (между  античностью и Ренессансом). Таким  образом, уже в оценках самих  деятелей этой эпохи Возрождение  господства “средневекового варварства” (что, как известно, было по меньшей мере несправедливо в отношении к собственным культурным истокам). Однако итальянский поэт Франческо Петрарка строит концепцию “мрачных веков”, видя только глубокие отличия между культурой античности и следующей за ней эпохой Средневековья и, наоборот, тесную наследственную связь между античностью и современным периодом (эпохой Возрождения). Гуманисты следующих поколений не скрывали своего презрения к “невежеству и варварству” средних веков и энергично “возрождали античные традиции”, полагая себя их прямыми продолжателями.

Ясно, что в  истории культуры не было и быть не может “более выдающихся”, или  “менее выдающихся” эпох. Каждый этап существования человечества решает свои вопросы, не являвшиеся проблемными  либо вовсе не стоявшие перед обществом  иной эпохи. Поэтому эпоху Возрождения  не следует воспринимать в том  именно ключе, в каком воспринимали ее люди этой, во многих отношениях новаторской, культурной эпохи. Что же касается их этических и особенно эстетических идеалов, то они, безусловно, более созвучны человеку двадцатого века, чем, скажем, идеалы Средневековья.

Итак, под эпохой Возрождения мы понимаем период в  истории европейской культуры, в  первую очередь с XIV по XVI век включительно, характеризующийся переносом культурных интересов из сферы высшего (небесного) мира, из области сакрального к  материальным проявлениям жизни, то есть в сферу профанного – вплоть до создания культуры антропоцентризма (от греческого «антропос» – человек). Эпоха Возрождения характеризуется всплеском художественного творчества, в первую очередь в области пластических искусств (живопись, скульптура), появлением национальных языков на основе церковной латыни и местных народных говоров, становлением национальных государств на основе феодальных владений, экономическим развитием, а на его основе развитием городов и связанной с ними цивилизации, духовной секуляризацией («обмирщением») и ростом индивидуалистических тенденций в общественной жизни и быту.

Разумеется, не каждая из европейских стран осуществила  за этот период подобное развитие, так  сказать, «в полном объеме». Однако духовное раскрепощение, дух индивидуализма, секуляризация духовных ценностей, обращение к человеку как центральной  фигуре бытия являются необходимыми и достаточными признаками возрожденческого типа для любой национальной культуры.

2. Основные черты  Эпохи Возрождения 

Характер  культуры Возрождения. 

Когда европейский  дух перестал стремиться к смерти и обратился к жизни, он нашел  для себя новый источник силы в  самом начале своего же пути — в  античности. Почти тысячу лет средневековая  Европа развивалась на обломках античной культуры, оставленных варварами. Средневековье  — это та же античность, но в варварском восприятии и исполнении. Однако не нужно думать, что средневековая культура является какой-то неполноценной потому, что она стала сочетанием обломков античности и варварства. Энергия варваров смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем возродила то, что не могло быть разрушено — творческий дух античности. Новый импульс развития европейской культуры выразился в эпохе, которую принято называть Возрождением (Ренессанс). В различных странах Западной Европы она охватывает период с XIV в. по начало XVII в. Культурой Возрождения были наследованы дохристианские идеи и образы, но христианство не могло не наложить на нее отпечаток. Языческая жизненность и христианское смирение дополняли друг друга в культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы гармонии и равновесия. Иллюстрацией к этому могут служить строки одного из величайших деятелей Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):

Любовь возвышенна, когда в союзе двух

Пред высотой  души она благоговеет.

Любовь низка, когда ничтожен дух,

И низок мир  того, кто избран ею.

Дарят покой  и прогоняют страх 

Часы любви. Но ты отмечен, если

Природа мудро  держит на весах 

Любовь и дух  в прекрасном равновесьи.

Культуру Возрождения  создавали бюргерство, от которого вела свое происхождение ранняя буржуазия, дворянство, основой которого было средневековое рыцарство, городская интеллигенция. Сотрудничество этих социальных слоев придало культуре общечеловеческий характер. 

Гуманизм  Возрождения 

Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма — вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено, прежде всего, на человека. Самопознание и самосозидание человека — таковы главные идеи возрожденческого гуманизма. Какой смысл, спрашивал, например, один из первых гуманистов Италии Франческо Петрарка (1304—1374), знать природу зверей и не знать природы человека, не знать, для чего мы существуем, откуда пришли и куда направляемся. А французский поэт XVв. Франсуа Вийон так выражал мысль о неведении человеком себя самого:

Я знаю, как на мед садятся мухи.

Я знаю смерть, что  рыщет все губя,

Я знаю книги, истины и слухи, 

Информация о работе Наука Эпохи Возрождения