Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:32, реферат
Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .
Введение
1. Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии
2. Основные черты Эпохи Возрождения:
а) Характер культуры Возрождения
б) Гуманизм Возрождения
в) Свободомыслие и светский индивидуализм
г) Наука Возрождения
д) Учение об обществе и государстве
3. Искусство Возрождения
Заключение
Список литературы
Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века – первой половины XIV века была Сиена. Формирование его художественной школы происходило в одно время с флорентийской, но искусство этих двух крупнейших тосканских городов различно, как различны были их жизненный уклад и их культура. Сиена была давней соперницей Флоренции. Это привело к ряду военных столкновений, оканчивавшихся с переменным успехом, однако к концу XIII столетия перевес оказался на стороне Флоренции, пользовавшейся поддержкой Папы.
Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В XIII – XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284 – 1297 годах Джованни Пизано.
Характерные черты мировосприятия этого времени присущи литературе, особенно в работах поэта гуманиста Данте Алигьери (1265 – 1321 г.г.), автора таких произведений, как «Новая жизнь» и «Комедия» которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественная комедия». В «Комедии» Данте взял привычный для Средневековья сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по всем кругам Ада, Чистилища и Рая; некоторые простодушные его современники полагали, что Данте действительно побывал на том свете.
«Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». В Аду, глубоко под землей, терзаются вечной болью грешники – убийцы, самоубийцы, предатели, насильники, испытывающие вечные душевные и физические муки. Обитатели Чистилища, горы-острова – мудрые и уравновешенные. Это праведные язычники, не знающие Христа, все добрые люди, поклоняющиеся лжебогам. Прибывших сюда ждут долгие и мучительные раздумья о Боге, справедливости и неотвратимости возмездия за грехи; здесь, в Чистилище, пытаются постичь высшую целесообразность мироздания. Лучший уголок Чистилища – на вершине горы. Это Земной Рай. Души многих способны очиститься от грехов, искупить их раскаянием, подняться до Земного Рая и даже взлететь в небеса, в Рай настоящий, небесный. В Небесном Раю «слава того, кто всей вселенной движет, проникновенно сияя, струится». Данте описывает, как он вместе с Беатриче посетил Небесный Рай, беседовал там с праведниками. На Луне обитают души монахинь, похищенных из монастырей и насильно выданных замуж, не по своей вине и воле не сдержавших обета девственности. Это духи Луны. На Меркурии – второй райской сфере – обитают души-светы честолюбивых деятелей, жизнь которых была праведной. Третье небо – Венера – пристанище для любвеобильных праведников. Солнце населяют сияющие души богословов, мудрецов, философов. На Марсе собираются души воителей за веру. Юпитер – место, где витают души справедливых; к Сатурну стремятся души созерцателей-праведников. Следующей, восьмой райской сферой, является «Гнездо Леды» в Созвездии Близнецов, здесь находят приют души великих праведников. В этом же Созвездии Близнецов находится и высшая, девятая, сфера Рая – Эмпирей. Центр ее – крохотная и ослепительно яркая точка, вокруг которой вращаются остальные восемь райских кругов. Сюда попадают души младенцев, блаженных, отсюда исходит верховный и самый ослепительный Вечный Свет, помогающий обрести высшее знание и истину. Это «Любовь, что движет солнце и светила».
Широкое признание получает творчество Франческа Петрарки (1304 – 1374 г.г.), считающегося первым гуманистом Европы («Канцоньерэ»). Всемирную известность получили его сонеты на жизнь и смерть мадонны Лауры.
Последователем Петрарки был писатель- гуманист Джовани Боккаччо (1313 – 1375 г.г.), автор «Декамерона» – собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое, сделавший значительный вклад в развитие итальянский литературный язык на основе народного.
Данте, Франческа Петрарка и Джованни Боккаччо – знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.
В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности. В своей борьбе с традициями готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунеллески, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.
Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству.
На 1-й план выдвигается ярко выраженная человеческая личность. Живопись и скульптура отделяются от архитектуры. Живопись этого периода производит скульптурное впечатление. Мастера Раннего Возрождения стремились восстановить предметность мира, подчеркивая объемность, четкость форм. Художники 15 века открывают законы перспективы, строят многофигурные композиции, но они используют только линейную композицию. Эпохе Раннего Возрождения чужда, свойственная Высокому Возрождению идеализация человека. Основной мотив эпохи – восхищение перед античностью. Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445 – 1510 г.г.), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также Джотто, освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV века продолжил и развил Мазаччо (1401– 1428 г.г.).
Существенную роль в переломе от готики к Ренессансу сыграли теоретические исследования Брунеллески, стремившегося сочетать элементы древнеримского и готического стилей и строившего храмы, дворцы, капеллы. Донателло впервые занялся системным изучением человеческого тела, он разработал индивидуальный портрет в скульптуре. Он впервые вновь после античности представил в скульптуре обнаженное тело. Мазаччо– реформатор Раннего Возрождения – использовал светотеневое моделирование, и разработал новые перспективы.
Завершает Раннее Возрождение творчество Леона Батиста Альберти, итальянского архитектора, ученого и писателя. Он был архитектором-теоретиком. Важное значение в утверждении Возрождения имели его теоретические трактаты («О живописи», «О статуе»). Творчество Альберти – свидетельство возникновения структурно-математических построений.
Эпоха Раннего
Возрождения завершилась к
Основателем и титаном
Высокого Возрождения считается Леонардо
да Винчи (1456 – 1519 г.г.), один из наиболее
замечательных людей в истории человечества,
обладающий разносторонними способностями
и дарованиями. Леонардо одновременно
был художником, теоретиком искусства,
скульптором, архитектором, математиком,
физиком, астрономом, физиологом, анатомом
– и это не полный перечень основных направлений
его деятельности; почти все области науки
он обогатил гениальными догадками. Его
работы отличает универсальность. Большое
внимание он уделяет понятию гармонии.
Наиболее известными работами Леонардо
да Винчи являются: «Мадонна в скалах»,
«Иоанн Креститель», «Тайная вечеря» –
фреска в миланском монастыре Санта Мария
делла Грацие, на которой изображен момент
вечери после слов Христа: «Один из вас
предаст меня», а также всемирно известный
портрет молодой флорентийки Моны Лизы,
имеющий еще одно название – «Джоконда»,
по имени ее мужа Джокондо.
Титаном Высокого Возрождения был и великий
живописец Рафаэль Санти (1483 – 1520 г.г.)
творчество которого оставило глубокий
след в искусстве. Искусство Рафаэля более
всего выражает классическое Высокое
Возрождение. Творчество Рафаэля Санти
принадлежит к числу тех явлений европейской
культуры, которые не только овеяны мировой
славой, но и обрели особое значение –
высших ориентиров в духовной жизни человечества.
На протяжении пяти веков его искусство
воспринимается как один из образцов эстетичес-кого
совершенства. Гений Рафаэля раскрылся
в живописи, графике, архитектуре. Произведения
Рафаэля являют собой самое полное, яркое
выражение классической линии, классического
начала в искусстве Высокого Возрождения.
Рафаэлем был создан «универсальный образ»
прекрасного человека, совершенного физически
и духовно, воплощено представление о
гармонической красоте бытия.
Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино. Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти. Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер, и мальчик остался сиротой (мать он потерял за 3 года до кончины отца). По-видимому, в течение последующих 5 – 6 лет он обучался живописи у Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити, второстепенных провинциальных мастеров. Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной. Отец Рафаэля был придворным художником и поэтом герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро. Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил сыну любовь к искусству.
Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 – 1502 годов, когда ему было 17 – 19 лет. Это миниатюрные по размерам композиции «Три грации», «Сон рыцаря». Эти простодушные, еще ученически робкие вещи отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов творчества дарования Рафаэля раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная художественная тема.
К лучшим работам раннего периода принадлежит «Мадонна Конестабиле». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно она станет одной из главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. На смену хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные, полнокровные, их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем – монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную значительность. Одним из таких произведений является «Сикстинская мадонна» (1515 – 1519 годы), величайшее произведение мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества. Много изображений богоматери кисти Рафаэля и в художественных ансамблях в росписях виллы Фарнезина (1514 – 1518 годы) и лоджиях Ватикана (1519 год, с учениками).
Земное бытие
человека, гармонию духовных и физических
сил Рафаэль прославил в
Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отражали мировоззрение эпохи. К третьему десятилетию XVI века культурная и духовная ситуация в Италии изменилась. Историческая действительность разрушала иллюзии ренессансного гуманизма. Возрождение близилось к своему завершению.
Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года. Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен в Пантеоне. Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для потомков.
Кульминацией эпохи Возрождения было творчество Микеланджело де Буанарроти (1475 –1564 г.г.) – скульптора, живописца, архитектора и поэта, создателя знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. Среди полубогов и титанов Высокого Возрождения Микеланджело занимает особое место. Как творец нового искусства, он заслуживает названия Прометея XVI века. Для творчества Микеланджело характерен титанизм, но в творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».