Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:32, реферат
Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .
Введение
1. Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии
2. Основные черты Эпохи Возрождения:
а) Характер культуры Возрождения
б) Гуманизм Возрождения
в) Свободомыслие и светский индивидуализм
г) Наука Возрождения
д) Учение об обществе и государстве
3. Искусство Возрождения
Заключение
Список литературы
Победа Реформации в середине XVI века вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471 – 1528 г.г.), художники Ганс Гольбейн Младший (1497 – 1543 г.г.), Лукас Кранах Старший (1472 – 1553 г.г.). Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494 – 1576 г.г.), написавший множество назидательных басен, песен, шванков (шванк – жанр немецкой городской средневековой литературы, короткий, полный комизма рассказ (иногда пьеса) в стихах или прозе, часто сатирического или назидательного характера), драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546 – 1590 г.г.) – автор остросатирических работ, последний представитель немецкого Возрождения.
Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484 – 1531 г.г.). В 1523 году он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Ж. Кальвин (1509 – 1562 г.г.), создатель наиболее последовательного реформационного движения. Кальвин исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к спасению или гибели. Это предопределение необратимо и непостижимо; показателем того, что человек на правильном пути, что он «избранник божий» является его успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Реформация победила в Швейцарии в 40-е гг. XVI века, и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.
Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496 – 1536 г.г.). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя.
Одним из предтечей и основоположников либерализма можно считать Цирка Коор-нхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К этому же времени относится творчество Филиппа Альдехонде, автора национального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525 – 1569 г.г.), Франса Халса (1580 – 1660 г.г.). Особенностью культурной жизни Нидерландов были риторические общества, которые организовывались не только в городах, но и в селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а войти в их состав мог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес, рассказов. Риторические общества способствовали распространению образования в обществе, повышению его культурного уровня.
В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора, автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью – из него делают цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554 – 1586 г.г.), Эдмунд Спенсер (1552 – 1599 г.г.).
Величайшей фигурой английского Возрождения был Уильям Шекспир (1564 – 1616 г.г.), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих VI», «Ричард III», сонетов. Шекспир был драматургом в лондонском театре «Глобус», который пользовался большой популярностью у населения.
Английские театры того времени посещали люди всех сословий – аристократы, чиновники, купцы, клерки, крестьяне, рабочие, ремесленники, матросы. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.
Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492 – 1497 годов). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547 – 1616 г.г.), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 – 1645 г.г.), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи».
Основоположник испанской национальной драмы – великий Лопе де Вега (1562 – 1635 г.г.), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев».
Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541 – 1614 г.г.) и Диего Веласкес (1599 – 1660 г.г.), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи не только в Испании, но и других странах.
Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI века. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е гг. XVI века во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524 – 1585 г.г.) и Жоакен Дю Белле (1522 – 1566 г.г.). Другими известными поэтами французского Возрождения были Агриппа д'Орбинье (1552 – 1630 г.г.) и Луиза Лабе (1525 – 1565 г.г.).
Важнейшей темой
в поэзии было воспевание любви. Показательны
в этом плане сонеты Пьера Ронсара,
прозванного «принцем поэтов», оказавшего
очень сильное влияние на развитие французской
поэзии в целом. Он писал:
До той поры, как в мир любовь пришла
И первый свет из хаоса явила,
Не созданы, кишели в нем светила
Без облика, без
формы, без числа.
Так праздная, темна и тяжела,
Во мне душа великая бродила,
Но вот любовь мне сердце охватила,
Его лучами глаз
твоих зажгла.
Очищенный, приблизясь к совершенству,
Дремавший дух доступен стал блаженству,
И он в любви живую силу пьет,
Он сладостным
томится притяженьем,
Душа моя, узнав любви полет,
Наполнилась и
жизнью и движеньем.
Крупнейшим представителем
культуры Франции XVI века был Мишель
де Монтень (1533 – 1592 г.г.). Основное его
произведение – «Опыты» представляло
собой размышление на философские, исторические,
этические темы. Монтень доказывал важность
опытного знания, прославлял природу в
качестве наставницы человека. «Опыты»
Монтеня были направлены против схоластики
и догматизма, утверждали идеи рационализма;
эта работа оказала значительное воздействие
на последующее развитие западноевропейской
мысли.
Заключение.
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А.К.Дживелегов,- имела в виду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать, как хочется". В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессанского гуманизма. Но, безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь, прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанской культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной
этики, В решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.
Многие проблемы,
разрабатывавшиеся в
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
Список
литературы.
1. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М, 1995.
2. Из истории
культуры Средних веков и
3. Бердяев Н.А.
Философия свободы. Смысл
4.Н.А.Дмитриева
«Краткая история искусств»